КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Асфальтобетон и другие битумоминеральные материалы. Общая характеристика
Асфальтобетоном называют материал, который получают после уплотнения асфальтобетонной смеси, приготовленной в смесителях в нагретом состоянии щебня или гравия, песка, минерального порошка и битума в рационально подобранных соотношениях. Если вместо битума применяют деготь или полимер, то соответственно материал называют дегтебетон или полимербетон. Асфальтобетонные смеси являются основным видом битумоминеральных смесей. Существует большое количество смесей, которые различаются по крупности и количеству щебня, содержанию природного или дробленого песка, количеству минерального порошка, вязкости битума. В результате получают • смеси с различной структурой, которая и обеспечивает сопротивление покрытий эксплуатационным воздействиям. Смеси с большим содержанием щебня имеют скелет из каменных частиц, который воспринимает основную механическую нагрузку. Смеси, состоящие из минерального порошка, песка и битума, представляют собой асфальтовый раствор, их механические свойства определяются главным образом вязкостью битума. Чем меньше в смеси скелетообразующих частиц, тем выше должна быть вязкость битума. Гранулометрический состав асфальтобетонной смеси определяет содержание пор в минеральной части асфальтобетона, которое в свою очередь определяет количество битума в смеси и взаимосвязано с остаточной пористостью. Оптимальная остаточная пористость взаимосвязана с вязкостью связующего вещества и комплексом эксплуатационных факторов - транспортных, атмосферных, климатических. Например, при маловязком разжиженном битуме необходима*высокая пористость асфальтобетона, обеспечивающая быстрое испарение легких фракций из битума и как следствие повышение сопротивления эксплуатационным факторам. Комплекс эксплуатационных факторов влияет также на выбор марки битума, о холодном климате надо применять битум с меньшей вязкостью, чем в жарком. Тяжелое движение транспортных средств диктует применение высоковязкого битума. Стремление к облегчению технологии приготовления, укладки и уплотнения асфальтобетона привело к применению маловязких материалов. С понижением вязкости битума возникли возможности снижения рабочих температур: горячий технологический процесс перешел в теплый, частично или даже полностью - в холодный. Двумя крайними типами битумоминеральных смесей, по составу, структуре и свойствам резко отличающимися от асфальтобетона, являются асфальтовая мастика и битумощебеночная смесь. Асфальтовая мастика - это смесь высоковязкого битума и минерального порошка, в которой "плавают" зерна песка. Смесь не содержит воздушных пор. К асфальтовой мастике по составу и структуре близки литой асфальт и смеси "топека". Литой асфальт отличается от мастики большим содержанием дробленого и природного песка и некоторым содержанием щебня крупностью до 10 или 15 мм. Смесь литого асфальта не имеет пор и не нуждается в уплотнении. В последние годы начали применять литой асфальт с большим содержанием щебня, но этот материал требует уплотнения легкими катками. Смесь "Топека" отличается от песчаного литого асфальта содержанием главным образом песка и щебня крупностью до 15 или 20 мм. В сравнении с литым асфальтом смесь "топека" содержит малое количество порошка и битума с меньшей вязкостью. Битумощебеночная смесь содержит значительное количество зерен размером от 5 до 20 (40) мм, малое количество песка и совсем малое количество минерального порошка. Такие смеси приготавливают на маловязких битумах. Они содержат наименьшее количество битума и наибольшее количество пор. Эти смеси наиболее трудно уплотняемы. Объем пор в смесях понижается с понижением содержания щебня. Тип смеси выбирают после всестороннего анализа воздействующих факторов на покрытие автомобильной дороги и назначают тот тип, который дает наиболее высокий технико-экономический эффект По нормативным документам асфальтобетонные смеси в зависимости от вязкости битума, температуры смеси при укладке в покрытие и условий применения подразделяют на виды: горячие, приготавливаемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 120°С; теплые, приготавливаемые с использованием как вязких, так и жидких битумов и применяемые после приготовления с температурой не ниже 70°С; холодные, приготавливаемые с использованием жидких битумов, допускаемые к длительному хранению и применяемые с температурой не ниже 5° С. Асфальтобетонные смеси подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные. В зависимости от размера зерен минеральных материалов асфальтобетонные смеси подразделяют на крупнозернистые с зернами до 40 мм, мелкозернистые до 20 мм, песчаные до 5 мм. Асфальтобетоны из горячих и теплых смесей в зависимости от значения остаточной пористости подразделяют на плот ные с остаточной пористостью от 2 до 5%, пористые с остаточной пористостью свыше 5 до 12 %, высокопористые с остаточной пористостью свыше 12 до 18 %. Щебеночные и гравийные асфальтобетонные смеси в зависимости от содержания в них щебня или гравия и песчаные смеси в зависимости от вида песка подразделяют на типы. При выборе состава смеси необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Так, например, устойчивость асфальтобетонного покрытия к воздействию воды в наибольшей степени взаимосвязана с пористостью смеси, так как поры доступны воде. Скорость старения также возрастает с увеличением пористости асфальтобетона. Возможность образования остаточных деформаций на покрытии в летнее время наиболее вероятна при наименьшей пористости, т. е. при наиболее высоком содержании битума. Усталостная прочность асфальтобетона, наоборот, увеличивается с возрастанием содержания битума. Смеси с оптимальным количеством и оптимальной вязкостью битума могут обладать достаточно высокими физико-механическими свойствами даже при невысоком качестве минеральных материалов. В целом взаимосвязь между составом смеси и отдельными показателями свойств смеси, эксплуатационными характеристиками и климатическими условиями весьма сложная. Поэтому тип смеси на практике выбирают в зависимости от характера движения автомобилей, конструкции дорожной одежды, наличия дорожно-строительных материалов, климатических условий района строительства и условий производства работ. Асфальтобетон из горячих смесей наиболее широко применяют в дорожном строительстве. Покрытия из асфальтобетона наиболее устойчивы к воздействию автомобилей и атмосферных факторов. Все это обусловливается вязкостью битума. Асфальтобетон из горячих смесей применяют для строительства верхних и нижних слоев покрытия практически во всех климатических районах страны. Асфальтобетон из теплых смесей обладает меньшей прочностью и водостойкостью, чем из горячих, но большей трещиностойкостью. Это определяет его применение в холодном климате. Теплые асфальтобетонные смеси удобоукладываемы при пониженных температурах, что позволяет успешно применять их для устройства дорожных покрытий при пониженных температурах воздуха (до - 10°С) в умеренном климате. Асфальтобетон из холодных смесей менее устойчив к действию автомобилей и атмосферных факторов, чем асфальтобетон из горячих и теплых смесей. Отличительная особенность холодных асфальтобетонных смесей — способность длительное время оставаться рыхлыми, что позволяет заготавливать смесь впрок (до 8 мес). Этот материал применяют для покрытий на дорогах с малой интенсивностью движения и особенно широко для ремонта асфальтобетонных покрытий. Крупнозернистые асфальтобетонные смеси применяют только для устройства нижнего слоя покрытия, шероховатая и пористая поверхность которого обеспечивает хорошее сцепление с верхним слоем. Мелкозернистые многощебенистые асфальтобетонные смеси (тип А) применяют для устройства верхнего слоя покрытия на участках с большими продольными уклонами при тяжелом и интенсивном движении. Покрытия из этих смесей обладают повышенной шероховатостью, что обеспечивает хорошее сцепление с автомобильными шинами. Среднесщебенистые асфальтобетонные смеси (тип Б) применяют для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий при интенсивном движении. Асфальтобетон этого типа обладает достаточно высокой сопротивляемостью механическим и атмосферным факторам. Малощебенистые асфальтобетонные смеси (тип В) применяют для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий при средней интенсивности движения с дополнительным втапливанием щебня для создания шероховатой поверхности. Песчаные асфальтобетонные смеси, приготовленные на дробленом песке, применяют для устройства верхнего слоя покрытия на дорогах со средней интенсивностью движения и на участках, где требуется создание водонепроницаемого слоя. Песчаные асфальтобетонные смеси на природном песке обладают меньшей сопротивляемостью усилиям, возникающим при движении транспортных средств, чем перечисленные выше типы смесей, поэтому их применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах с легким движением, а также для полов в цехах промышленных предприятий, тротуаров, отмосток. Условное обозначение асфальтобетонной смеси при заказе должно состоять из сокращенного обозначения смеси: - первая буква - указание материала заполнителя: Щ - щебень, Г - гравий, П - песок; - вторая буква - указание крупности материала заполнителя: К - крупнозернистая, М- мелкозернистая; - третья буква - указание типа: плотные смеси - А, Б, В, Г, Д; щебеночно-мастичные смеси - С; -третья и четвертая буквы для пористых и высокопористых смесей -соответственно П и ВП; - индекс «г, т, х» - соответственно для горячих, теплых и холодных видов смесей; -для щебеночно-мастичных смесей индекс обозначает вид стабилизирующей добавки, индекс «ц» - при использовании в качестве стабилизирующей добавки целлюлозы; - марка смеси - I, II, III; - предел прочности при сдвиге при температуре 50 °С (R сдв, МПа); - обозначение данного стандарта. Примеры условного обозначения: - щебеночная мелкозернистая горячая плотная смесь типа А марки I с пределом прочности при сдвиге при температуре 50 °С не менее 2,75 МПа: ЩМАг -I/2,75 СТБ 1033-2004; - гравийная крупнозернистая теплая плотная смесь типа Б марки II: ГКБт-II СТБ 1033-2004; - песчаная холодная плотная смесь типа Д марки II: ПДх - II СТБ 1033-2004; -гравийная крупнозернистая теплая высокопористая смесь марки II: ГКВПт- II СТБ 1033-2004. - щебеночно-мастичная мелкозернистая горячая смесь марки I с пределом прочности при сдвиге при температуре 50 °С не менее 2,2 МПа: ЩМСц -I /2,2 СТБ 1033-2004. 17. Материалы для асфальтобетона.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |