КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прочностные и деформативные свойства асфальтобетонов
Асфальтобетон в конструкции в зависимости от температуры и условий деформирования может находиться в следующих структурных состояниях: упругохрупком, при котором минеральный остов строго фиксирован за-стеклованными прослойками битума. В этом случае асфальтобетон по- свойствам приближается к цементобетону и другим искусственным материалам с кристаллизационными связями; упругопластичном, когда зерна минерального остова соединены прослойками битума, которые проявляют при напряжения, не превышающих предел текучести, упругие и эластические свойства, а при больших напряжениях — упруго-вязкие свойства, вязкопластичком, при котором зерна минерального остова соединены полужидкими прослойками битума и небольшое напряжение приводит к деформированию материала. Асфальтобетон в дорожном покрытии, кроме воздействия автомобилей, подвергается воздействию атмосферных и талых вод. Вода проникает в поры асфальтобетона к ослабляет взаимную связь минеральных материалов с пленкой вяжущего. Поэтому оценку прочности асфальтобетона дают при следующих критических условиях: максимальной для "данной местности температуре асфальтобетонного покрытия, когда когезия вяжущего минимальна; минимальной температуре, когда прочность достаточна, так как когезия вяжущего достигает наибольших значений, но при нарушении однородности структуры, особенно при повторных замораживаниях, минимальные удлинения способствуют образованию трещин, а в отдельных случаях и выкрашиванию покрытия; некоторых средних температурах, когда наиболее вероятно водонасыщение асфальтобетона и снижение прилипания вяжущего к минеральным материалам, которые могут привести к быстрому износу и хрупкому разрушению покрытия. Под механической нагрузкой асфальтобетон проявляет комплекс сложных свойств: упругость, пластичность, ползучесть, релаксацию напряжений, изменение прочности в зависимости от скорости деформирования, накопление деформации при многократных приложениях нагрузки и т. д. В зависимости от проявления тех или иных свойств к асфальтобетону применимы законы теории упругости или теории пластичности. Свойства асфальтобетона обычно начинают рассматривать с ведущего показателя механических свойств материала — прочности. Прочность. Свойство асфальтобетона сопротивляться разрушению под действием механических напряжений характеризует прочность. Для асфальтобетона как для термопластичного материала различают два вида потери прочности: в упругой стадии, приводящую к разрушению покрытий; в пластической стадии, приводящую к возникновению деформаций, нарушающих нопмягтытую эксплуатацию конструкциид ОсогЗенностью разрушения -а^фаяъ 1 иОеТбна по сравнению с цементобетоном и другими подобными материалами является резко выраженная зависимость прочности от времени действия нагрузки и температуры. Разрушение асфальтобетона под действием приложенного напряжения представляет собой развевающийся во времени процесс. Чем больше значение действующих напряжений, тем быстрее протекает прессе разрушения Таким образом, механические свойства асфальтобетона характеризуются двумя показателями: разрушающим напряжением и значением длительной прочности (время, в течение которого асфальтобетон выдерживает заданное напряжение без разрушения). Зависимость значений разрушающего напряжения от длительности пребывания материала в напряженном состоянии обусловлена процессом усталости. Усталость характеризует постепенное снижение работоспособности асфальтобетона при длительно действующих или многократно повторяющихся нагрузках. Статическая усталость проявляется в снижении долговечности материала при многократных циклически действующих нагрузках. Ее характеризуют числом циклов, которые выдерживает асфальтобетон до разрушения. Основным требованием, которому должен удовлетворять асфальтобетон, работающий в условиях повышенных положительных температур, является его сдвигоустойчивостъ. Прочность при сдвиге асфальтобетона при повышенных температурах может быть охарактеризована видоизмененным уравнением Кулона: Из уравнения видно, что заданная ипрочность при сдвиге г может быть получена при различных значениях факторов, определяющих прочность и зависящих в одном случае от свойств минерального остова <£аб, в другом - от сил сцепления 2б, обусловливаемых свойствами битума. При больших значениях внутреннего трения и зацепления минерального остова заданную прочность на сдвиг можно достичь при относительно небольшом сцеплении, обусловливаемом 'высокой вязкостью битума, а также путем применения минеральных материалов с малыми значениями ф и и С. Но свойства минерального материала в диапазоне эксплуатационных температур практически не меняются, в то время как свойства битума сильно зависят от температуры. Поэтому асфальтобетон с вцеокими значениями внутреннего трения и зацепления всегда будет обладать прочностью на сдвиг при высоких температурах и большой теплостойк остью. Испытания на сдвиг асфальтобетонов "с 20 до 65 % щебня при циклическом приложении нагрузки, выполненные Н. В. Горелышевым, показали, что при температуре 50°С, вертикальной нагрузке 0,5 МПа и скорости деформирования 50 мм/мин многощебенистый асфальтобетон при сдвиге работает в упругой стадии до т = 0,4 МПа, а малощебенистый — до г = 0,15 МПа. Таким образом, о сдвигоустойчивости асфальтобетона при повышенных температурах воздуха объективно можно судить по результатам испытаний с различной скоростью сдвига и при выделении упругой составляющей из общей деформации. Однако испытание на сдвиг является еще достаточно громоздким, поэтому вместо этого испытания сдвигоустойчивость оценивают косвенно по результатам испытания прочности при сжатии. Прочность асфальтобетона при сжатии принято оценивать по испытанию цилиндрических образцов на сжатие при 50, 20 и 0°С и скорости деформирования 3 мм/мин. Наиболее важен показатель прочности при 50°С, по которому судят о поведении асфальтобетонного покрытия под нагрузкой в летнее время. Если при температуре 50° С нормативными документами ограничивается нижний предел прочности (1... 1,2 МПа), то при 0°С ограничивается верхний предел прочности (не более 12 МПа). Показатель прочности при сжатии при 50° С косвенно характеризует сдвигоустойчивость асфальтобетона при высокой температуре и сопротивляемость материала образованию пластических деформаций тЗ дорожном покрытии. Показатель прочности при 0°С косвенно характеризует трещино-стойкость асфальтобетона при низкой температуре. Для характеристики пластичности асфальтобетона при положительных температурах, когда возможно возникновение деформаций покрытий (волны, наплывы), служит показатель пластичности К=lg(R1/R2)/lg(V1/V2) где Rx и R.2 - пределы прочности при сжатии, МПа; V\ и v2 - скорости деформирования(обычно 3 и 30 мм/мин). Асфальтобетон считают не пластичным,если при 50°С К < 0.01, нормальнойпластичности при К * 0,15 ... 0 24 м пластичными при К > 0,25. Прочность асфальтобетона при растяжении определяют непосредственным растяжением специально приготовленного и закрепленного образца или более простым ''бразильским" методом, не требующим специального приготовления образцов сложной формы. Цилиндрический образец асфальтобетона диаметром/? и высотой Н подвергают сжатию по образующей. Прочность при растяжении по этому методу R= а Р/ DH где а - коэффициент (для асфальтобетона как пластичного тела а = 1, для хрупких тел а = = 0,63); Р - разрушающее усилие; D и Я -диаметр и высота образца, см. С понижением температуры происходит приращение прочности асфальтобетона. Участок стабилизации прочности асфальтобетона характеризует переход битумной пленки в хрупкое состояние. Экстремальная точка на графике может быть названа температурой хрупкости данного асфальтобетона. В асфальтобетоне на битуме марки БНД 40/60 участок стабилизации прочности при растяжении достигается при - 10°С, а в асфальтобетоне на битуме БНД 130/200 при - 20° С Асфальтобетон с более низкой температурой хрупкости, естественно, более пластичен при низких температурах. Основным критерием прочности асфальтобетона при отрицательных температурах являются его деформативные свойства, характеризующие устойчивость против образования трещин. При охлаждении объем асфальтобетона сокращается, в покрытии возникают растягивающие напряжения, которые до известной степени могут компенсироваться его пластичностью. Дня предотвращения образования трещин необходимо, чтобы асфальтобетон обладал способностью деформироваться под действием растягивающих напряжений без нарушения сплошности. Для оценки обычно используют предельную относительную деформацию в момент разрушения. Если деформирование чисто упругое, то критическая относительная деформация не превышает 0,001. По мере повышения температуры критическое едгносительное удлинение увеличивается.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |