КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семантически полные, но структурно неполные предложения
Под этим названием объединяются эллиптические предложения. Среди них выделяются прежде всего предложения, включающие подлежащее + обст. места и подл. + доп.: Татьяна — в лес, медведь за нею (Пушкин). Сказуемое — нулевое, но оно значимо не только семантически, но и структурно, так как именно оно является тем звеном в цепочке связей, которое соединяет второстепенные члены с подлежащим. Такие предложения обладают семантической полнотой и вне контекста, поэтому некоторые лингвисты считают их полными. Семантическую значимость «нулевого сказуемого» эллиптических предложений покажем анализом предложения Я — к окну. По информативной семантике — это полное предложение, по структуре — неполное, так как позиция сказуемого не замещена, но она четко обозначена наличием второстепенного члена к окну с синкретичным значением (обстоятельства и дополнения). Включим это предложение в синонимический ряд: Я подошел к окну; Я подбежал к окну; Я кинулся к окну; Я — к окну! Семантико-стилистическое своеобразие неполного предложения создается эллипсисом (пропуском) глагольной формы. Отсутствие сказуемого в его лексической конкретности и создает оттенок быстроты, стремительности, интенсивности, напряженности действия. Вставка сказуемого с его лексической определенностью не только не нужна, но и нежелательна. Широко используются лозунги-призывы в форме побудительных эллиптических предложений, построенных по схемам: «кому — что» (Пятилетке — ударный труд!), «что — как» (Пятилетку — досрочно!), «что — куда» (Решения съезда — в жизнь!), «кто — куда» (Все — на выборы!) и т. д. В таких предложениях не замещена позиция сказуемого, их не всегда можно соотнести с определенным структурно-семантическим типом полного предложения: Вечная память героям, отдавшим свои жизни за свободу и независимость нашей Родины! Эллипсис сказуемого позволяет актуализировать словоформы, имеющиеся в предложениях. Структурная неполнота эллиптических предложений осознается на фоне полных предложений, то есть предложений, в которых лексически выражены сказуемые. Позиция «нулевого сказуемого» в структурной схеме предложений позволяет предложно-падежным словоформам сохранять значения дополнений и обстоятельств места. Степень предикативности словоформ со значением объекта и места обусловлена разнообразными факторами, среди которых главная роль принадлежит лексико-грамматическим. Поясним и обобщим изложенное сопоставлением предложений: Отец в саду; Отец ко мне; Отец в тревоге. Эти предложения сближаются полнотой их информативной семантики при «нулевом сказуемом», а также морфологически однотипным характером второго компонента («предлог+сущ.»). Различие между ними кроетсявлексико-семантическом характере второгокомпонента (в саду — место, ко мне — объект, в тревоге — признак-состояние), который «подсказывает» семантику «нулевого сказуемого»: в саду — значение бытия, местонахождения, пребывания; ко мне — значение движения; в тревоге — только модально-временные значения. В предложениях типа Отец в саду словоформа в саду имеетзначение обстоятельства места, которое может быть заменено другими словоформами сэтим же общим, но дифференцированным значением: в саду, около сада, за садом и т. д. В предложениях типа Отец ко мне словоформа ко мне имеет значение дополнения (ср.: ко мне — от меня, мимо меня и т. д.). В предложениях типа Отец в тревоге словоформа в тревоге не может быть заменена другой (с другим предлогом), но может быть включена в синонимический ряд: тревожен, тревожится и т. д. Таким образом, предложения типа Отец в саду — структурно неполные с обстоятельством места в саду; Отец ко мне — структурно неполные с дополнением ко мне; Отец в тревоге — полные. В таких предложениях словоформа со значением признака-состояния является именной частью сказуемого с «нулевой связкой». Ср. также: Весь горизонтв огне и ясен нестерпимо (Блок); В декабре, в декабре Все деревьяв серебре (Маршак). Между полными и эллиптическими предложениями нет четкой границы, она размывается в зоне переходности, где взаимодействуют и перекрещиваются разнообразные факторы, среди которых большое значение имеет лексико-семантический характер предложно-падежных словоформ1 (См.: Шмелев Д. Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке.—М., 1976.— С. N6—117 и др.). Отсутствие глухой стены между двусоставными и односоставными предложениями, полными и неполными, большое количество переходных звеньев, выражающих тончайшие оттенки мысли, показывают богатейшие возможности синтаксического строя русского языка при выражении семантики, связь синтаксиса с лексикой, с лексико-семантическими группами, с лексико-грамматическими разрядами. Основным критерием разграничения полных и неполных двусоставных и односоставных предложений является структурный. Семантические различия, хотя и являются определяющими, лишь дополняют структурную квалификацию двусоставности и односоставности, полноты и неполноты предложений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |