Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка гипотезы и концепции исследования

Очень часто в качестве этапа процесса исследования используется разработка гипотезы, которая может быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее пониманию.

Гипотеза — это вероятностное знание, объяснение, понимание. Поэтому категоричность в оценке и представлении гипотез недопустима. Существует принцип: конечная научная ценность гипотетического знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки. Но выбор гипотез тем не менее возможен в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения.

Гипотезаэто вариант объяснения при недостаточной информации. Существуют требования, по которым она выбирается или конструируется:

· Гипотетическое объяснение должно быть построено по методологии научного объяснения - причины, факторы, зависимости и пр.

· Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подстраиваться к ним, не искать абсолютного соответствия.

· Гипотеза предназначена для объяснения всех фактов, характеризующих проблему.

· Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т. е. следствиям, которые из нее выводятся, должны соответствовать определенные практические эффекты.

· Гипотеза должна строиться по принципу максимально возможной простоты.

· Гипотеза должна быть логически непротиворечивой. Ее собственные внутренние элементы должны представлять систему строго согласованных элементов на едином логическом основании.

Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными в виде конкретных рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, методик, систем мотивации и пр. Но результаты могут быть и опосредованными. Такими являются, например, имидж фирмы, социально-психологическая атмосфера работы, антикризисное развитие и пр. Результаты исследования могут быть основными и дополнительными.

Выделяют три группы проблем, которые характеризуют предмет исследования систем управления: проблемы поведения объекта управления (производство, офис, предприятие и пр.), проблемы поведения субъекта управления и проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления.

Источники проблем в объекте управления группируются по подсистемам: социальная, экономическая, организационная, технологическая, система качества деятельности и поведения на рынке (маркетинг).

Проблемами субъекта управления чаще всего выступают характеристики персонала, информационное обеспечение управления, использование времени, разработка стратегий, организация управления и его техническая вооруженность.

Классификация подходов к ИСУ

Характер объекта и предмета исследования определяет разнообразие подходов к исследованию, которые характеризует ракурс видения проблемы, набор методов исследования, общее направление его проведения.

Подходы могут быть эмпирическим, прагматическим и научно-концептуальным. Эмпирический подход построен главным образом на опыте и его реализации в исследовании, прагматический подход — на решении проблем, дающем сиюминутный успех, непо­средственную отдачу. Такие исследования необходимы, но наибольшую ценность имеют исследования, построенные на научно-концептуальном подходе. Это исследования по принципиальным проблемам, преследующие перспективные цели и использующие в полной мере современные методологии и научные достижения.

Среди всей совокупности возможных подходов сегодня наибольшее значение имеют подходы, отражающие роль в управлении человеческого фактора. Он является альтернативой технократическому и организационно-административному подходам. В обобщенном представлении он может быть назван социально-экономическим подходом. Для него основной исходной позицией исследования является человек и его деятельность, в которой решающую роль играет экономический интерес.

По факторам динамики различают функционально-структурный подход и информационный, отражающий систему обработки информации. Но наиболее эффективным является диахронический, в котором главным фактором исследования, выступают изменения, характеризующие функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.

Существуют различные подходы и относительно цели исследования. По этому критерию можно выделить функционально-стоимостной и проблемно ориентированный подходы. Наибольший эффект, однако, имеет программно-целевой подход, характеризующийся четкостью цели исследования и конкретностью ее отражения в программе исследования.


По отношению исследователя к практике и истине можно выделить:

· дуалистическую методологию, которая характеризуется признанием или предположением двух сущностей в явлении;

· теологическую, построенную на вере в бога, высшее существо, абсолютную идею и пр.;

· методологию агностицизма, исходной позицией которой является признание непознаваемости реальной действительности;

· методологию позитивизма, научные критерии которой сводятся к пониманию и оценке пользы;

· методологию экзистенциализма, построенную на преувеличении роли факта в научных выводах;

· материалистическую методологию, которая исходит из материалистической основы всех явлений действительности.

 

Разнообразие подходов к исследованию можно упорядочить, рассмотрев их классификацию по критериям взаимосвязей между сущностями явлений:

· механистический подход, признающий только причинно-следственные связи явлений;

· метафизический подход, который отдает приоритет связям движения, но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному;

· организмический подход, акцентирующий те связи, которые действуют в живых организмах, это главным образом связи функциональные;

· диалектический подход, основанный на связях, рождаемых противоречием.

 

Можно разделить подходы и по критерию аспектности исследования. Здесь следует выделить подходы аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значимости.

 

Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике. Во втором случае большая роль в проведении исследования отводится интуиции, оперированию размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. Есть такие области, где, по крайней мере, первоначальное исследование приходится строить на неформальной логике. По мере накопления знаний многие положения приобретают формально-логический вид.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Принципы диалектического подхода к исследованию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.