Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1 Предмет и задачи дидактики

 

История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635), который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого (Сократом, Демокритом, Платоном, Аристотелем).

Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку, разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд «Великая Дидактика» (1657).

 

Я.А.Коменский 1592-1670 1.Великая Дидактика 2.Материнская школа 3.Мир чувственных вещей в картинках 4.Откратая дверь языков и всех наук -Теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности; -Провозгласил «золотое правило дидактики» -Обосновал и применил на практике принципы сознательности, систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний. -Стремился сильнее развивать познавательные способности уч-ся, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению» -Разработал классно-урочную систему обучения -Выдвинул идею всеобщего образования: «учить всех всему»
Жан Жак Руссо 1712-1778 Роман-трактат «Эмиль или о воспитании» -Дал оригинальную характеристику возрастного развития ребенка: от рождения до 2 лет от 2 до 12 «сон разума» от 12 до 15 умственное воспитание от 15 до совершеннолетия «период бурь и страстей» -Предложил учебные занятия проблемного, поискового характера -Дал характеристику методам обучения -Выдвинул идею связи обучения с жизнью, с наблюдениями явлений природы
Иоган Генрих Песталоцци 1746-1827 1.Лингард и Гертруда 2.Как Гертруда учит своих детей 3.Азбука наглядности 4.Наглядное учение о числе -Разработал теорию элементарного образования; считал что в основе познания мира лежат 3 элемента: форма, число, слово -Разработал принцип наглядности, хотя чрезмерно усложнил и довёл до абсурда
Адольф Дистервег 1790-1866 Руководство к образованию немецких учителей -Главной задачей обучения является развитие умственных способностей детей -Создал дидактику развивающего обучения (изложил её в виде 33 законов и правил обучения) -Много внимания уделял закреплению материала -Утверждал: «плохой учитель сообщает истину, а хороший учит её находить»
Константин Дмитриевич Ушинский   1824-1870 Основоположник начального обучения в России 1.Родное Слово 2.Детский мир 3.Человек как предмет воспитания -Разработал методики преподавания учебных предметов -Выступал за связь обучения с жизнью, с трудом -Разработал принципы обучения, основы содержания начального образования -Раскрыл психологические основы обучения

 

Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П. Блонского, С.Т. Шацкого,Л.С. Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В.Давыдова, Д.Б. Эльконина - о возрастных возможностях усвоения знаний, Л.В. Занкова – о путях формирования общего уровня развития младших школьников, П.Я. Гальперина – о формировании умственных способностей.

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства организацию, достигаемые результаты.

Основные категории дидактики:

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Таким образом, дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание – (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений, навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

 

Задачи дидактики на современном этапе:

¾ воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности;

¾ формирование познавательной активности и самостоятельности;

¾ активизация общего уровня развития младших школьников;

¾ развитие и формирование умственных способностей;

¾ проблемный характер изложения учебного материала;

¾ индивидуализация и дифференциация обучения;

¾ демократизация и гуманизация обучения;

¾ межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся;

¾ програмирование и компьютеризация обучения;

¾ работа с одаренными детьми;

¾ формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.4. Роль образования в формировании базовой культуры личности | Структура процесса обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.