Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы безопасности жизнедеятельности

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

Проблемы безопасности человека.

1. Основы безопасности жизнедеятельности.

2. Структура, цель и задачи учебной дисциплины «Защита населения и обьектов хозяйствования в ЧС».

3. Основные понятия и определения при ЧС.

4. Понятие о поражающих факторах ЧС.

5. Общая характеристика ЧС.

 

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение технического прогресса во все виды общественно-производственной деятельности сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, технических и других опасностей.

Опасностью называют различные явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или иным его ценностям, а также представляющие угрозу для жизни человека.

Есть и другие определения опасностей. Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Т.е. под опасностью понимается вероятность возникновения тех или иных событий и явлений, которые могут привести к чрезвычайному событию.

Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.

Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности. Ежегодно стихихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. В 1990г. от землетрясений погибло 52 тыс. человек, в 2004г. от цунами – около 300 тыс. человек.

Антропогенные опасности – возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных продуктов и т.д.).

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательных воздействий на человека и окружающую среду. Под вредным фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Под травмирующим фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

 

Для Республики Беларусь характерны следующие опасности:

1. Радиационная опасность, существующая из-за наличия вблизи границы республики АЭС (Игналинской – 7км, Чернобыльской – 10км, Смоленской – 70км, Ровенской – 140км).

2. Химическая опасность определяется предприятиями химической, нефтеперерабатывающей промышленности, а также химическими веществами, перевозимыми автомобильным и железнодорожным транспортом (от 400 до 1500 вагонов ежемесячно). Всего в республике около 500 химически опасных объектов, на которых хранится более 50 тыс. т сильнодействующих ядовитых веществ, в том числе 26 тыс. т аммиака, 5 тыс.т акрилонитрила. В Витебске предельно допустимая концентрация бензопирена и формальдегида в воздухе превышена в 4-5 раз.

3. Пожаро-взрывоопасность создается за счет более 90 складов и баз со взрывчатыми веществами, более 120 взрывоопасных и 150 пожароопасных объектов. Опасны в пожарном отношении более 8 млн га леса и около 2,5 млн га торфяников.

4. Биологическая опасность формируется за счет имеющихся в республике 500 очагов сибирской язвы, бешенства, туляремии, геморрагической лихорадки.

5. Гидродинамическая опасность определяется наличием дамб и плотин, общая протяженность которых составляет более 850 км. Особая опасность прорыва дамб существует в Брестской и Чернобыльской областях.

6. Экологическая опасность создается большим количеством промышленных предприятий, автотранспортом. В атмосферу выбрасывается более 1млн. тонн выбросов в год, со сточными водами удаляется более 1 млрд м3 вредных веществ.

7. Опасность стихийных бедствий создается наводнениями, лесными и торфяными пожарами, ураганами, градом, засухой и др.

 

Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные обьекты (обьекты защиты). К последним относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д.

Основное желаемое состояние объектов защиты – безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых условий воздействия.

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Важным разделом безопасности является система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности (и особенно в техносфере). Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению здоровья и жизни людей, снижению травматизма и заболеваемости.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере – путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы. Т.е. основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Безопасность жизнедеятельности представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Согласно «Концепции совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и граданской обороны на 2004-2007 годы», принятой указом Президента республики Беларусь 9.07.2004г., основными факторами, создающими угрозу безопасности населения и эффективному функционированию экономики являются:

· -стихийные бедствия (наводнения, ураганы и др.);

· -аварии, катастрофы, взрывы и иные ЧС на объектах экономики, транспортных коммуникаций и других объектах;

· -функционирование потенциально опасных факторов (предприятия химической промышленности, нефтепроводы, газопроводы, захоронения радиоактивных и высокотоксичных отходов и др.);

· -низкая технологическая надежность систем управления и обеспечения безопасности в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте;

· -выбросы, сбросы и отходы промышленного производства, приводящие к химическому, радиоактивному, механическому, тепловому загрязнению компонентов природной среды;

· -радиоактивное загрязнение территории республики вследствие аварии на ЧАЭС;

· -наличие АЭС, захоронений радиоактивных и высокотоксичных отходов на сопредельных с Республикой Беларусь территориях;

· -активизация международного терроризма;

· -расширение военных союзов и нарушение международных договоров в сфере обеспечения международной безопасности.

Целью основ безопасности жизнедеятельности как науки является формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих; приобретение знаний в прогнозировании опасных ситуаций в различных видах деятельности человека и определение способов защиты от них; приобретение привычек здорового образа жизни.

К основным мероприятиям по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) относятся следующие:

· -прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС;

· -разработка мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вероятности возникновения таких ситуаций, а также на уменьшение их последствий.

Кроме того, очень важным является обучение населения действиям в ЧС и разработка эффективных способов его защиты.

Безопасность человека и среды его обитания является важнейшей характеристикой качества жизни и состояния экономики.

 

1.2. Структура, цель и задачи учебной дисциплины «Защита населения и хозяйственных обьектов вЧС»

В последние десятилетия как во всем мире, так и в Республике Беларусь наметилась четкая тенденция роста числа ЧС:

- возросло количество и масштабы некоторых стихийных бедствий в связи с ростом народонаселения Земли и изменением климата;

- наблюдается рост количества и тяжести чрезвычайных ситуаций техногенного характера, прежде всего вследствие экономических кризисов;

- сохраняется опасность известных и ранее неизвестных инфекционных заболеваний человека, животных, поражения растений болезнями и вредителями в связи с деятельностью человека;

- наблюдаетс я устойчивое ухудшение здоровья населения за счёт экологических факторов, их отрицательное воздействие на развитие экономики и состояние природной среды;

- сохраняются опасности чрезвычайных ситуаций социального характера, в том числе вооружённых конфликтов с применением современного оружия.

Учитывая эти обстоятельства Совет Министров Республики Беларусь в 1993 году принял постановление №140 «Об организации подготовки студентов и учащихся учебных заведений по гражданской обороне». В соответствии с этим постановлением была разработана программа «Защита населения и обьектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях». В учебной программе «Защита населения и обьектов народного хозяйства в чрезвычайных условиях» учтены изменения в государственных структурах по защите населения, объектов хозяйствования и природной среды.

Учитывая, что большинство чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека, подготовка выпускников ВУЗа, направлена, прежде всего, на его способность предупреждать и предотвращать чрезвычайные ситуации на своих участках работы, сочетать свои действия с действиями государственных структур по защите населения, объектов хозяйствования / ох / и природной среды.

Вместе с тем, выпускник ВУЗа должен уметь прогнозировать, оценивать возможные последствия чрезвычайных ситуаций, защитить себя и близких, организовать подчинённые коллективы для ликвидации последствий ЧС, рационально использовать помощь государственных структур.

В условиях неблагоприятной экологической и радиационной обстановки выпускник ВУЗа должен уметь выжить сам, помочь в этом своим близким, подчиненным коллективам, обеспечить устойчивое экономическое развитие и способствовать остановке экологического кризиса. Наиболее рациональным является комплексное решение задач защиты населения, хозяйственных объектов и природной среды, т.к. эти проблемы взаимосвязаны и взаимозависимы. Это касается специалистов всех профилей обучения.

Защита населения и объектов хозяйствования (ОХ) - научно-практическая дисциплина, изучающая условия обстановки в чрезвычайных ситуациях (ЧС) для выбора оптимальных вариантов защиты населения, ОХ и природной среды.

Цель преподавания дисциплины – дать студентам теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей и гражданского долга в условиях возможных ЧС.

Задачи изучаемой дисциплины / основные задачи обучения /:

- изучить основные ЧС, характерные для Республики Беларусь, их возможные последствия для населения, хозяйственных объектов и природной среды;

- изучить методики прогнозирования, оценки и предупреждения ЧС для использования в практической работе;

- научить студентов правилам поведения в ЧС;

- изучить государственную систему защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей природной среды;

- научить студентов основам организации спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ (СНАВР);

- изучить основы устойчивости экономики, работы ОХ в ЧС и мероприятия по обеспечению экологической безопасности.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- прогнозировать, оценивать и предупреждать ЧС на своих участках работы;

- принимать решения на ликвидацию ЧС и организовывать их выполнение;

- правильно вести себя и действовать в ЧС по обеспечению своей

безопасности, безопасности подчинённых коллективов, по защите объектов и обеспечению экологической безопасности;

- работать с приборами химического, дозиметрического и экологического контроля, а также с другими приборами, которые используются в системе мониторинга;

- выполнять свои профессиональные обязанности по обеспечению

устойчивого экономического развития в условиях ЧС.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система распорядительной документации | Основные понятия и определения при ЧС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.