Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автоматизированные технологии формирования управленческих решений

Системы формирования решений так же, как и информационные системы, существовали всегда. Это — советники и советы (чрез­вычайные, военные, экономические, экологические и пр.), совещания и коллегии, аналитические центры и т.д. Назывались они по-разному, но создавались с целью формирования и принятия решений.

По мере создания и развития автоматизированных информаци­онных технологий появилась возможность автоматизации процедур, характерных для процесса принятия решения. Постепенно стали развиваться новые системы, получившие название систем поддержки принятия решений (СППР). В результате их применения повысилась скорость формирования решений, улучшилось их качество за счет оценки многих факторов.

Характерная черта СППР заключается в том, что произошел отказ от фундаментального принципа в поиске объективного оптимального решения, характерного для полностью формализованных задач. Теперь наравне с формальными решениями стала применяться субъективная информация, поступающая от лица принимаемого решение (ЛПР). Сугубо оптимальные (формальные) методы в рамках СППР использу­ются лишь на нижних уровнях иерархии управления.

Автоматизация ряда процедур формирования решений с помощью СППР позволила возложить на компьютер следующие функции:

• генерацию возможных вариантов решений;

• оценку вариантов, выбор и предоставление ЛПР лучшего из них;

• анализ последствий принятого решения;

• обеспечение работы системы исходными данными, поступающими из других систем (подсистем), ЛПР и окружающей среды.

Под системой поддержки принятия решений будем понимать человекомашинные системы, которые позволяют ли­цам, принимающим решение, использовать данные и знания объектив­ного и субъективного характера для решения слабоструктурированных (плохо формализованных) проблем.

Как видно из определения, СППР полностью выполняет второй и частично третий этапы формирования решений (см. рис. 2.3). Напомним, что первый этап (выявление целей, проблем и формирование критериев), а также завершающая часть третьего этапа (собственно принятие решения и его критический анализ), остаются за ЛПР.

Слабоструктурированные проблемы — это проблемы, содержа­щие как количественные, так и качественные характеристики объек­та управления, отражающие субъективное отношение ЛПР к тем или иным процессам или состояниям.

Ранее на рис.2.2 (п. 2.4) была представлена иерархия решений, принимаемых на различных уровнях управления. Для каждого из уровней может создаваться своя СППР, функции которой существен­но отличаются от функций СППР других уровней. Функции системы зависят исключительно от специфики решаемых проблем. На рис. 5.5 показана связь между автоматизированной информационной системой предприятия (АИС) и СППР различных уровней.

Согласно рисунку в основе функционирования любой СППР ле­жит АИС — автоматизированная информационная система, пред­ставляющая собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных и технологических средств и специалистов и предназначенная для об­работки информации [2]. АИС отражает с помощью показателей в базах данных не только текущее состояние предприятия, но и его состояние за прошедший период.

 

Необходимость в СППР возникает уже на оперативном уровне управления (руководители цехов, участков, отделов). Чаще всего здесь используют модели линейного программирования или имитационные модели. Типичными задачами этого уровня являются: расчет оптималь­ной партии запуска деталей в производство, расчет графиков ремонта оборудования, расчет оптимальных объемов запасов сырья и материа­лов. Меняя параметры моделей, можно получить матрицу «Стоимость — эффективность» или «Стоимость — критерий» (см. п. 2.3) и прийти к определенному решению. На этом уровне качественная информация, используется только лишь в форме параметров, поставляемых из внут­ренних источников предприятия.

На среднем уровне управления (главные специалисты, эксперты) уже используют общие цели функционирования предприятия, а от­сюда и возникает потребность в информации из внешней среды. СППР должна помочь специалистам принимать решения, касаю­щиеся издержек производства, сбыта продукции, установления цен, выбора поставщиков и т.д.

Решения, которые принимаются на высшем уровне управления предприятия, относятся к стратегическим. Они касаются конкурен­тоспособности предприятия, его финансовой политики, политики маркетинга. Здесь решаются проблемы неэкономического характера, влияющие на пути дальнейшего развития предприятия, проблемы стратегического планирования и целеполагания. Информация, ис­пользуемая при этом, в большей своей части поступает из внешних источников и поэтому, как правило, приблизительна и недостоверна.

Любая из СППР независимо от уровня обслуживания структурно состоит из нескольких компонентов (рис. 5.6). Рассмотрим их.

База данных создается и поддерживается средствами АИС. Она используется в СППР в качестве внешнего источника данных и содержит информацию о состоянии дел как на самом предприятии, так и за его пределами. Внутренняя информация касается производ­ства, финансов, запасов, основных фондов, оборотных средств, кад­ров и т.д. Она достаточно точна и находится в обязательной бухгал­терской и статистической отчетности.

Внешняя информация отражает состояние дел во внешней сфере и касается рынка, конкурентов, кредитной и таможенной политики государства, мировых тенденций в области финансов и цен на энергоносители. Источником этой информации являются бюллете­ни, сводки, биржевые отчеты, пресса.

Система управления базами данных (СУБД) необходима для их создания и манипулирования. СУБД может быть собственной, т.е. входящей только в состав СППР, но может быть и общей с АИС. Как правило, применяется общая с АИС СУБД, так как используется общая для этих систем база данных.

Основные функции СУБД это: создание и изменение структуры файлов, обновление (корректировка) данных, обработка данных, обеспечение выдачи информации по запросам.

База знаний содержит модели принятия решений, ориентиро­ванные на вполне конкретную область. Наиболее распространенны­ми формами отражения знаний человека в базе являются:

• дерево целей, снабженное формулами расчета;

• дерево И-ИЛИ (дерево вывода);

• семантические сети;

• нейросети.

Система управления базой знаний представляет собой совокупность программных средств со следующими функциями: создание деревьев целей, деревьев выводов, семантических и нейросетей, их обновление и изменение, инициирование запросов к базе знаний и выдача ответов.

Система управления базой знаний (СУБЗ) должна обеспечить:

• простоту создания и использования моделей баз знаний;

• оценку соответствия результатов применения баз знаний целям системы управления.

Для этого система управления базами знаний должна содержать:

• язык моделирования для структуризации проблемы, описания целей и определения данных, необходимых для формирования моделей;

• командный язык для управления моделями;

• язык для манипулирования моделью в процессе решения задачи.

Модуль расчетов или выводов предназначен для построения мат­рицы решений и оценки сгенерированных вариантов с помощью зара­нее определенного критерия. Форма матрицы решения, а также описа­ние критериев выбора одного из вариантов приводятся в п. 2.3.

Пользовательский интерфейс является диалоговым компонен­том системы и представляет собой программные и аппаратные средст­ва, которые обеспечивают взаимодействие пользователя с системой.

Термин «пользовательский интерфейс» охватывает все аспекты взаи­модействия пользователя и системы поддержки решений. Недружест­венность пользовательского интерфейса зачастую является главной причиной того, что управленцы не используют компьютерную под­держку своей деятельности в полной мере.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новые информационные технологии в управленческой деятельности | Вилы угроз безопасности ИС и ИТ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.