Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятий

Первостепенной задачей подразделений маркетинга является исследование рынка:

анализ спроса и конкуренции, поведения потребителя и динамики его предпочтений, нали-

чия конкурирующих новшеств и возможностей реализации новшеств на рынке (внутрен-

нем и внешнем). Маркетинг инноваций включает анализ новшеств с позиций потребителя,

анализ потенциального потребителя и исследование рыночной среды. При исследовании

рыночной среды оцениваются тип рынка, емкость рынка, конкуренция и рыночная сегмен-

тация. Анализ новшества с позиций потребителя предполагает определение его новизны,

экономичности, экологичности, уровня качества, цены и привлекательности. При анализе

потенциального потребителя изучаются вопросы, непосредственно относящиеся к покупа-

телю: уровень его доходов, морально-психологические особенности, мотивация покупки,

формирование требований к товару и др. Эти данные маркетинга инноваций, полученные

и подготовленные специальными подразделениями предприятий, формируют «рыночный

толчок» инновационного развития.

В управлении инновационным процессом на предприятиях особое место занимают

научно-технические подразделения, формирующие научный потенциал предприятий и

определяющие их инновационную стратегию. В данном случае имеются в виду те пред-

приятия, на которых создается собственная база научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ. В настоящее время предприятия используют различную тактику

инновационного развития. Одни предприятия для инновационного развития предпочитают

приобретение ноу-хау и лицензий, другие – пакета «технология – оборудование», третьи –

использование инновационных разработок самостоятельных НИИ, КБ или внешних венчур-

ных организаций, четвертые – создание внутренних венчурных организаций. Такую тактику

инновационного развития они объясняют отсутствием собственной базы инновационных

разработок, возможной минимизацией инновационно-инвестиционных затрат, необходимо-

стью ускоренного освоения и доведения до рынка новшеств, нередко лишь модернизиро-

ванных и частично усовершенствованных.

В современных условиях в сфере инновационных разработок существуют три линии

поведения предприятий [19]. Предприятия первой группы – малые предприятия и предприя-

тия, находящиеся под контролем иностранного собственника, не ведут собственных НИОКР,

а закупают готовые комплектующие узлы оборудования, лицензии, технологии либо адапти-

руют зарубежные образцы, конструкторские и технологические решения.

На собственные разработки ориентируются предприятия второй группы, либо сохра-

нившие свои исследовательские и конструкторские подразделения, либо не обладающие

средствами на привлечение научных организаций и специалистов со стороны. Здесь исполь-

зуется потенциал, аккумулированный в отделах главного конструктора, главного технолога,

производственных подразделениях и т. д. В редких случаях к разработкам на стадии проек-

тирования инноваций привлекаются маркетинговые службы. Спектр специальных подраз-

делений предприятия, занимающихся расчетами и разработками на стадии проектирования

инноваций, широк, так же как их состав и численность. Это собственный НИИ (предпри-

ятия ВПК), лаборатории качества и разработки новой продукции (пищевые предприятия),

конструкторские и технические бюро (машиностроительные и текстильные предприятия)

и др. Научные центры, действующие в рамках крупнейших производственных комплексов,

оказались жизнеспособными. Они обслуживают потребности в научных разработках пред-

приятий, входящих в их состав. Есть также примеры создания собственного конструктор-

ского бюро вопреки общей тенденции к закрытию подобных подразделений в сложных эко-

номических условиях.

Предприятия третьей группы поддерживают связи с научно-исследовательскими

институтами, хотя степень участия научных организаций в инновационном процессе на

промышленных предприятиях и формы этих связей различаются. Одни предприятия про-

должают сохранять старые контакты с академическими и отраслевыми научно-исследова-

тельскими институтами, профильными учебными заведениями, другие – устанавливают

новые связи. Известны случаи взаимодействия предприятий традиционных отраслей с

новыми российскими инновационными фирмами в области НИОКР. Выполнение НИОКР

осуществляется на основе договоров с организациями и отдельными специалистами. Наи-

более распространенный подход для активных инноваторов – привлечение специалистов

научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций к подготовке техниче-

ской документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект.

С точки зрения инновационной стратегии (прежде всего наступательной) более пер-

спективной выглядит ориентация на сохранение и создание собственной базы инновацион-

ных разработок (научно-исследовательских и конструкторско-технологических работ) и в

конечном счете формирование научного потенциала предприятий. О правильности такого

подхода свидетельствуют тенденция к расширению инновационной деятельности в России

и опыт зарубежных стран.

В промышленно развитых странах многие фирмы, имея собственную базу НИОКР,

осуществляют не только прикладные исследования и проектно-конструкторские разработки

по созданию новшеств (продуктовых, технологических и др.), но и фундаментальные иссле-

дования. Так, в Японии в середине 1990-х гг. около 40 % фирм имели собственную базу

инновационных разработок. Затраты на НИОКР, инновационные разработки и их освоение у

большинства ведущих промышленных компаний мира составляют от 5 до 7 % объема про-

даж и в среднем (для большинства других компаний) 3–5 %. При этом значительная доля

этих затрат расходуется на фундаментальные исследования. Например, на фирмах США

доля затрат на фундаментальные исследования составляет более 8 %, на фирмах Японии

– около 16 %. На освоение новой продукции в компаниях этих стран приходится соответ-

ственно 30 и 34 % от общих затрат, на прикладные исследования – соответственно около 36

и 27 %. Эти и другие фактические данные свидетельствуют о том, что за рубежом промы-

шленные компании и фирмы создают собственную базу исследований и повышают уровень

научного потенциала предприятий, т. е. формируют заводской сектор науки.

Результаты научно-технических (инновационных) разработок независимо от органи-

зационных форм их выполнения материализуются лишь на производстве, и от них в основ-

ном зависят эффективность, темпы и границы распространения новшеств. В последние годы

наметилась тенденция к расширению инновационной деятельности на российских пред-

приятиях, что находит конкретное выражение как в характере и содержании выполняемых

научно-техническими подразделениями работ, так и в создании на предприятиях спецлабо-

раторий, бюро, исследовательских центров, маркетинговых служб. Сюда же следует отнести

и создаваемые в рамках крупных предприятий внутренние венчурные подразделения. Такая

тенденция усиливается и принимает устойчивый характер. На этой основе возник и форми-

руется заводской сектор науки, являющийся подсистемой общей научной системы.

Заводскую науку (заводской сектор науки) можно охарактеризовать как комплекс

научно-технических подразделений (исследовательских, конструкторских, эксперименталь-

ных, технологических и др.) предприятий с их научным потенциалом (с учетом степени

его использования), связями с другими организациями (НИИ, КБ, потребителями), осуще-

ствляющих научные, производственно-экономические и социальные функции, объединен-

ных общими целями – повышением эффективности и внедрением новшеств (в первую оче-

редь продуктовых). Заводская наука как реальная форма осуществления инновационной

деятельности в цикле «исследования – производство» и социальное явление в современ-

ном производстве требует определения ее статуса в организационном, финансовом и право-

вом отношениях. Заводской сектор науки находится на стадии формирования и развития. И

признание заводского сектора науки как составной части общенаучной системы ставит при

управлении инновационным процессом ряд сложных вопросов организационно-управлен-

ческого и экономического характера. К ним относятся:

• выявление места заводской науки в структуре предприятий и объединений;

• определение принципов ее формирования с учетом региональных, отраслевых осо-

бенностей и методов управления;

• выбор наиболее рационального соотношения (с точки зрения временных, финансо-

вых затрат и занятости кадров) между собственными перспективными разработками, вне-

дрением новшеств сторонних НИИ и КБ и обслуживанием текущего производства;

• формирование рациональной организационной структуры;

• оценка эффективности функционирования заводской науки и ее отдельных подси-

стем;

• обоснованный учет затрат на развитие инновационной деятельности на предприя-

тиях.

Развитие заводского сектора науки как важного звена механизма управления иннова-

циями зависит не только от учета особенностей, присущих научно-производственным систе-

мам, но и от объективных предпосылок его формирования. К таким предпосылкам могут

быть отнесены:

• усиление производственной и социальной функций науки;

• завершенность (законченность) цикла «наука – производство» при заводской форме

организации научно-технической деятельности;

• необходимость тесной увязки инновационных разработок с общей стратегией про-

изводственно-экономических систем (предприятий, объединений, акционерных обществ,

финансово-промышленных групп);

• несоответствие между объемом разработок и их практическим использованием,

отставанием темпов внедрения в производство результатов исследований;

• относительная оторванность разработок, выполненных в НИИ и КБ, от учета реаль-

ных производственных условий, что нередко усложняет процесс их освоения и затягивает

сроки массового распространения;

• возможность использования оборудования, установок и аппаратуры предприятий

(объединений) для проведения экспериментальных и опытно-производственных работ;

• сокращение периода увязки и согласований между этапами работы, устранение труд-

ностей юридического характера;

• расчеты социально-экономической эффективности внедрения результатов разработок

(в виде снижения трудоемкости изделий, роста прибыли, улучшения условий труда, мате-

риального вознаграждения, изменения морально-психологического климата);

• связи с научными организациями, расширение сотрудничества предприятий с ака-

демическими институтами, отраслевыми научно-техническими организациями и вузовской

наукой;

• повышение роли социально-психологических мотивов поведения научно-техниче-

ского персонала, проявляющихся в большей заинтересованности во внедрении собственных

разработок;

• возможность сближения в условиях функционирования заводской науки различных

социальных групп, способствующего росту однородности общества в целом.

Исключительно важна выработка общей концепции, методов управления заводской

наукой с учетом многоцелевого характера ее функционирования, взаимосвязей с соци-

ально-экономической средой. Это усложняется переплетением в рамках заводской науки

интересов двух динамических систем – науки и производства. При этом управление может

быть ориентировано на результаты, на процесс инновационной деятельности в подраз-

делениях или на комбинированный подход, объединяющий первые два подхода. В пер-

вом случае, имея устойчивую, традиционно сложившуюся, формальную организационную

структуру, управление опирается в основном на экономические показатели, во втором –

на социально-психологические мотивы, внутреннюю логику развития исследований, пре-

стижность, менее жесткое иерархическое построение и формальное регулирование орга-

низационных процессов. При этом следует исходить из положения о том, что заводская

наука выполняет научно-технические, производственные, технико-технологические, соци-

ально-психологические функции. Для реализации общественных потребностей она исполь-

зует предоставляемые в ее распоряжение ресурсы (трудовые, материальные, технические,

информационные и финансовые).

 

 

Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала.

Что определяет инновационный потенциал?

Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности.

Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания исооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на ноу-хау, торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.

 

 


[1] Morita A. Made in Japan. N.Y., 1986.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И отдельных функциональных | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.