КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предприятий
Первостепенной задачей подразделений маркетинга является исследование рынка: анализ спроса и конкуренции, поведения потребителя и динамики его предпочтений, нали- чия конкурирующих новшеств и возможностей реализации новшеств на рынке (внутрен- нем и внешнем). Маркетинг инноваций включает анализ новшеств с позиций потребителя, анализ потенциального потребителя и исследование рыночной среды. При исследовании рыночной среды оцениваются тип рынка, емкость рынка, конкуренция и рыночная сегмен- тация. Анализ новшества с позиций потребителя предполагает определение его новизны, экономичности, экологичности, уровня качества, цены и привлекательности. При анализе потенциального потребителя изучаются вопросы, непосредственно относящиеся к покупа- телю: уровень его доходов, морально-психологические особенности, мотивация покупки, формирование требований к товару и др. Эти данные маркетинга инноваций, полученные и подготовленные специальными подразделениями предприятий, формируют «рыночный толчок» инновационного развития. В управлении инновационным процессом на предприятиях особое место занимают научно-технические подразделения, формирующие научный потенциал предприятий и определяющие их инновационную стратегию. В данном случае имеются в виду те пред- приятия, на которых создается собственная база научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ. В настоящее время предприятия используют различную тактику инновационного развития. Одни предприятия для инновационного развития предпочитают приобретение ноу-хау и лицензий, другие – пакета «технология – оборудование», третьи –
использование инновационных разработок самостоятельных НИИ, КБ или внешних венчур- ных организаций, четвертые – создание внутренних венчурных организаций. Такую тактику инновационного развития они объясняют отсутствием собственной базы инновационных разработок, возможной минимизацией инновационно-инвестиционных затрат, необходимо- стью ускоренного освоения и доведения до рынка новшеств, нередко лишь модернизиро- ванных и частично усовершенствованных. В современных условиях в сфере инновационных разработок существуют три линии поведения предприятий [19]. Предприятия первой группы – малые предприятия и предприя- тия, находящиеся под контролем иностранного собственника, не ведут собственных НИОКР, а закупают готовые комплектующие узлы оборудования, лицензии, технологии либо адапти- руют зарубежные образцы, конструкторские и технологические решения. На собственные разработки ориентируются предприятия второй группы, либо сохра- нившие свои исследовательские и конструкторские подразделения, либо не обладающие средствами на привлечение научных организаций и специалистов со стороны. Здесь исполь- зуется потенциал, аккумулированный в отделах главного конструктора, главного технолога, производственных подразделениях и т. д. В редких случаях к разработкам на стадии проек- тирования инноваций привлекаются маркетинговые службы. Спектр специальных подраз- делений предприятия, занимающихся расчетами и разработками на стадии проектирования инноваций, широк, так же как их состав и численность. Это собственный НИИ (предпри- ятия ВПК), лаборатории качества и разработки новой продукции (пищевые предприятия), конструкторские и технические бюро (машиностроительные и текстильные предприятия) и др. Научные центры, действующие в рамках крупнейших производственных комплексов, оказались жизнеспособными. Они обслуживают потребности в научных разработках пред-
приятий, входящих в их состав. Есть также примеры создания собственного конструктор- ского бюро вопреки общей тенденции к закрытию подобных подразделений в сложных эко- номических условиях. Предприятия третьей группы поддерживают связи с научно-исследовательскими институтами, хотя степень участия научных организаций в инновационном процессе на промышленных предприятиях и формы этих связей различаются. Одни предприятия про- должают сохранять старые контакты с академическими и отраслевыми научно-исследова- тельскими институтами, профильными учебными заведениями, другие – устанавливают новые связи. Известны случаи взаимодействия предприятий традиционных отраслей с новыми российскими инновационными фирмами в области НИОКР. Выполнение НИОКР осуществляется на основе договоров с организациями и отдельными специалистами. Наи- более распространенный подход для активных инноваторов – привлечение специалистов научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций к подготовке техниче- ской документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект. С точки зрения инновационной стратегии (прежде всего наступательной) более пер- спективной выглядит ориентация на сохранение и создание собственной базы инновацион- ных разработок (научно-исследовательских и конструкторско-технологических работ) и в конечном счете формирование научного потенциала предприятий. О правильности такого подхода свидетельствуют тенденция к расширению инновационной деятельности в России и опыт зарубежных стран. В промышленно развитых странах многие фирмы, имея собственную базу НИОКР, осуществляют не только прикладные исследования и проектно-конструкторские разработки по созданию новшеств (продуктовых, технологических и др.), но и фундаментальные иссле- дования. Так, в Японии в середине 1990-х гг. около 40 % фирм имели собственную базу инновационных разработок. Затраты на НИОКР, инновационные разработки и их освоение у большинства ведущих промышленных компаний мира составляют от 5 до 7 % объема про- даж и в среднем (для большинства других компаний) 3–5 %. При этом значительная доля
этих затрат расходуется на фундаментальные исследования. Например, на фирмах США доля затрат на фундаментальные исследования составляет более 8 %, на фирмах Японии – около 16 %. На освоение новой продукции в компаниях этих стран приходится соответ- ственно 30 и 34 % от общих затрат, на прикладные исследования – соответственно около 36 и 27 %. Эти и другие фактические данные свидетельствуют о том, что за рубежом промы- шленные компании и фирмы создают собственную базу исследований и повышают уровень научного потенциала предприятий, т. е. формируют заводской сектор науки. Результаты научно-технических (инновационных) разработок независимо от органи- зационных форм их выполнения материализуются лишь на производстве, и от них в основ- ном зависят эффективность, темпы и границы распространения новшеств. В последние годы наметилась тенденция к расширению инновационной деятельности на российских пред- приятиях, что находит конкретное выражение как в характере и содержании выполняемых научно-техническими подразделениями работ, так и в создании на предприятиях спецлабо- раторий, бюро, исследовательских центров, маркетинговых служб. Сюда же следует отнести и создаваемые в рамках крупных предприятий внутренние венчурные подразделения. Такая тенденция усиливается и принимает устойчивый характер. На этой основе возник и форми- руется заводской сектор науки, являющийся подсистемой общей научной системы. Заводскую науку (заводской сектор науки) можно охарактеризовать как комплекс научно-технических подразделений (исследовательских, конструкторских, эксперименталь- ных, технологических и др.) предприятий с их научным потенциалом (с учетом степени его использования), связями с другими организациями (НИИ, КБ, потребителями), осуще- ствляющих научные, производственно-экономические и социальные функции, объединен- ных общими целями – повышением эффективности и внедрением новшеств (в первую оче- редь продуктовых). Заводская наука как реальная форма осуществления инновационной
деятельности в цикле «исследования – производство» и социальное явление в современ- ном производстве требует определения ее статуса в организационном, финансовом и право- вом отношениях. Заводской сектор науки находится на стадии формирования и развития. И признание заводского сектора науки как составной части общенаучной системы ставит при управлении инновационным процессом ряд сложных вопросов организационно-управлен- ческого и экономического характера. К ним относятся: • выявление места заводской науки в структуре предприятий и объединений; • определение принципов ее формирования с учетом региональных, отраслевых осо- бенностей и методов управления; • выбор наиболее рационального соотношения (с точки зрения временных, финансо- вых затрат и занятости кадров) между собственными перспективными разработками, вне- дрением новшеств сторонних НИИ и КБ и обслуживанием текущего производства; • формирование рациональной организационной структуры; • оценка эффективности функционирования заводской науки и ее отдельных подси- стем; • обоснованный учет затрат на развитие инновационной деятельности на предприя- тиях. Развитие заводского сектора науки как важного звена механизма управления иннова- циями зависит не только от учета особенностей, присущих научно-производственным систе- мам, но и от объективных предпосылок его формирования. К таким предпосылкам могут быть отнесены: • усиление производственной и социальной функций науки; • завершенность (законченность) цикла «наука – производство» при заводской форме организации научно-технической деятельности; • необходимость тесной увязки инновационных разработок с общей стратегией про- изводственно-экономических систем (предприятий, объединений, акционерных обществ, финансово-промышленных групп); • несоответствие между объемом разработок и их практическим использованием, отставанием темпов внедрения в производство результатов исследований; • относительная оторванность разработок, выполненных в НИИ и КБ, от учета реаль- ных производственных условий, что нередко усложняет процесс их освоения и затягивает сроки массового распространения; • возможность использования оборудования, установок и аппаратуры предприятий (объединений) для проведения экспериментальных и опытно-производственных работ; • сокращение периода увязки и согласований между этапами работы, устранение труд- ностей юридического характера; • расчеты социально-экономической эффективности внедрения результатов разработок (в виде снижения трудоемкости изделий, роста прибыли, улучшения условий труда, мате- риального вознаграждения, изменения морально-психологического климата); • связи с научными организациями, расширение сотрудничества предприятий с ака- демическими институтами, отраслевыми научно-техническими организациями и вузовской наукой; • повышение роли социально-психологических мотивов поведения научно-техниче- ского персонала, проявляющихся в большей заинтересованности во внедрении собственных разработок; • возможность сближения в условиях функционирования заводской науки различных социальных групп, способствующего росту однородности общества в целом. Исключительно важна выработка общей концепции, методов управления заводской наукой с учетом многоцелевого характера ее функционирования, взаимосвязей с соци- ально-экономической средой. Это усложняется переплетением в рамках заводской науки интересов двух динамических систем – науки и производства. При этом управление может быть ориентировано на результаты, на процесс инновационной деятельности в подраз- делениях или на комбинированный подход, объединяющий первые два подхода. В пер- вом случае, имея устойчивую, традиционно сложившуюся, формальную организационную структуру, управление опирается в основном на экономические показатели, во втором – на социально-психологические мотивы, внутреннюю логику развития исследований, пре- стижность, менее жесткое иерархическое построение и формальное регулирование орга- низационных процессов. При этом следует исходить из положения о том, что заводская наука выполняет научно-технические, производственные, технико-технологические, соци- ально-психологические функции. Для реализации общественных потребностей она исполь- зует предоставляемые в ее распоряжение ресурсы (трудовые, материальные, технические, информационные и финансовые).
Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала. Что определяет инновационный потенциал? Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности. Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания исооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на ноу-хау, торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.
[1] Morita A. Made in Japan. N.Y., 1986.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |