Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Модель ²совокупный спрос - совокупное предложение² показывает взаимосвязь (как всякая модель при прочих равных условиях) между уровнем цен и




МОДЕЛЬ

² СОВОКУПНЫЙ СПРОС – СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ²

Модель ²совокупный спрос - совокупное предложение² показывает взаимосвязь (как всякая модель при прочих равных условиях) между уровнем цен и реальным внутренним продуктом (валовым или чистым), который продается и покупается.

Совокупный спрос (AD, aggregate demand) – это экономический агрегат, который показывает все возможные реальные объемы внутреннего производства (Qy), которые готовы и могут приобрести все покупатели (домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир) при любом из возможных уровней цен (). Совокупный спрос складывается из нескольких составляющих: потребительские расходы, валовые внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт.

Совокупный спрос характеризуется обратной зависимостью между уровнем цен и объемом покупаемого реального ВВП и может быть представлен графически в виде кривой АD с отрицательным наклоном (рис.12-1).

Отрицательный наклон AD объясняется эффектом богатства, эффектом процентной ставки и импортных закупок. Рост уровня цен уменьшает реальную стоимость тех финансовых активов домохозяйств, что имеют фиксированную номинальную стоимость (наличных денег, бессрочных вкладов, облигаций, векселей и т.п.) и побуждает компенсировать потери, меньше расходуя на покупки товаров и услуг. Это называют эффектом богатства. Эффект процентной ставки связан с повышением ставки ссудного процента при росте уровня цен (инфляции) при неизменном денежном предложении, что сокращает использование кредитных средств для валовых внутренних инвестиций и потребительских расходов, использующих кредитные средства. Эффект импортных закупок состоит в том, что подорожание национальных товаров снижает объем спроса на них внутри страны и со стороны внешнего мира и одновременно увеличивает спрос на импортные товары.

Совокупный спрос может увеличиваться или уменьшаться под воздействием неценовых детерминант. Рост совокупного спроса выглядит на графике как сдвиг кривой АD вправо от AD0 к AD1. Это означает, что теперь все потребители в макроэкономике готовы купить больший объем реального внутреннего продукта при том же уровне цен или тот же объем внутреннего продукта при более высоком уровне цен. Соответственно уменьшение совокупного спроса выглядит на графике как смещение кривой АD влево от AD0 к AD2 (рис.12-2). Каждому слагаемому совокупного спроса соответствует ряд неценовых факторов, влияющих на него:

а) потребительские расходы: уровень благосостояния потребителей, ожидания потребителей по поводу динамики цен и доходов, изменение размеров потребительской задолженности, индивидуальные налоги;


б) инвестиционные расходы: изменение процентной ставки, перспективы получения прибыли, налоги, развитие технологии, степень использования производственных мощностей;

в) государственные закупки: изменение величины и структуры расходов государства;

г) чистый экспорт: динамика и величина национального дохода в других странах, курс национальной валюты.

Основная сложность в определении и прогнозировании совокупного спроса связана с чрезвычайным разнообразием интересов и намерений потребителей, находящихся под одновременным воздействием множества факторов разной силы и природы, действующих нередко в противоположных направлениях. Например, увеличение налогов на личные доходы домохозяйств и доходы фирм вызовет сокращение потребительских расходов и валовых частных инвестиций, что приведет к уменьшению совокупного спроса и толкнет кривую АD влево. В то же время средства, полученные от дополнительных налогов, могут частично вернуться к населению в виде социальных трансфертов и платежей за ресурсы, частично будут потрачены государством на закупку национальных товаров и услуг, увеличивая тем самым совокупный спрос, кривая АD на графике в этом случае сдвинется вправо. Окончательный результат в отношении изменения совокупного спроса является достаточно неопределенным.

Совокупное предложение (AS, aggregate supply) – это макроэкономический агрегат, показывающий все возможные объемы реального внутреннего производства (QY), которые все производители в экономике могут и готовы произвести при любом из возможных уровне цен.

Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства в экономике (рис.12-3). В современной экономической теории выделяется три отрезка кривой AS. На горизонтальном отрезке ab (кейнсианском, по имени открывшего это явление английского экономиста Дж. М. Кейнса) изменение в объеме реального внутреннего производства осуществляется при неизменном уровне цен. На промежуточном (восходящем) отрезке bc увеличение реального ВВП сопровождается ростом уровня цен. На вертикальном (классическом, по названию экономической школы) отрезке cd повышается только уровень цен, а реальный ВВП остается неизменным. Реальный объем производства, соответствующий вертикальному отрезку, характеризует полную занятость ресурсов .

Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос, испытывает на себе влияние неценовых факторов, что графически иллюстрируется сдвигом кривой AS. К таким факторам относятся: а) уровень цен на производственные ресурсы; б) степень монополизации экономики; в) производительность ресурсов; г) правовые нормы.

Увеличение совокупного предложения характеризуется сдвигом кривой AS вправо от AS0 к AS1, сокращение совокупного предложения – сдвигом кривой AS влево от AS0 к AS2 (рис.12-4).

 


Рис. 12–6. Последствия роста совокупного спроса а) на кейнсианском, б) промежуточном и в) классическом отрезках кривой совокупного предложения
Рассмотрим экономику, находящуюся в состоянии глубокой затяжной депрессии, при стабильном уровне цен и массовой безработице. Если в такой экономике начнется рост совокупного спроса (например, за счёт государственных заказов), то фирмы, ощутив это по сокращению товарно-материальных запасов, будут увеличивать объемы производства, нанимая больше работников, закупая больше сырья и топлива, повышая степень загрузки производственных мощностей и т.д. Рост производства сопровождается ростом спроса на ресурсы, но это не вызовет их подорожания: слишком велик их избыток, слишком много незанятых ресурсов. Итак, происходит рост равновесного объема реального внутреннего продукта без заметного повышения уровня цен (рис.12-6, а).

При дальнейшем увеличении совокупного спроса, по мере приближения экономики к состоянию полной занятости, начинается повышение цен на многие ресурсы. Это связано, во-первых, с тем, что различные ресурсы далеко не полностью взаимозаменяемы и используются в разных производствах, к тому же и спрос на продукцию разных отраслей растет неодинаковыми темпами, поэтому состояние полной занятости, исчерпанных производственных возможностей в ряде отраслей достигается раньше, чем в экономике в целом. Во-вторых, ресурсы имеют неодинаковое качество (определяющее их расход на единицу продукции при той же технологии), и ресурсы лучшего качества используются в первую очередь. В-третьих, по мере повышения нагрузки на мощности предприятий начинает действовать закон убывающей отдачи переменных ресурсов. В результате вырастут средние


издержки и цены на многие товары и услуги - начнется инфляция и включатся механизмы её самовоспроизводства. Итак, дальнейший рост совокупного спроса будет сопровождаться ростом равновесного реального объема внутреннего продукта при некоторой, как правило, умеренной инфляции (рис. 12-6, б) - вплоть до достижения полной занятости.

Если рост совокупного спроса продолжается в условиях полной занятости ресурсов, экономика окажется не в состоянии произвести больше товаров и услуг, а вся энергия растущего спроса израсходуется на повышение темпов инфляции (рис. 12-6, в).

Дж. Кейнс показал, что цены неодинаково ведут себя при давлении на них вниз и вверх. Вверх (например, вслед за растущим совокупным спросом) цены взлетают легко, ²охотно² и почти без задержки (временного лага). Макроэкономическое равновесие перемещается из точки N в точку К. Но при давлении на цены вниз они моментально утрачивают гибкость и оказывают упорное сопротивление. Это интересное и важное свойство цен получило у экономистов название ²эффект храповика² (рис. 12-7).

Рис. 12-8. Последствия роста совокупного предложения
Основная причина ²эффекта храповика² - ограниченность конкуренции как на многих рынках товаров и услуг, где предложение и, следовательно, цены контролируют крупные фирмы, так и на рынках ресурсов, где, помимо прочего, сильны институциональные ограничители (деятельность профсоюзов, трудовое законодательство и т.п.). Большое влияние оказывает также психологическая неготовность людей добровольно соглашаться на снижение номинальных доходов; даже сами владельцы частных фирм стараются по возможности избегать подобных мер, опасаясь ухудшения качества труда наемных работников. Итак, крупные фирмы поддерживают цены, стремясь уменьшить потерю прибылей, но в условиях кризиса, падающего совокупного спроса это можно сделать, лишь сократив совокупное предложение и рабочие места. Поэтому более вероятно, что макроэкономическое равновесие в результате окажется не в точке N, а в точке М, в условиях общего спада (рис. 12-7).

На рис.12-8 хорошо видны последствия расширения производственных возможностей - это самое благоприятное и желанное, что может произойти с экономикой. При росте совокупного предложения происходит рост реального внутреннего продукта, а на цены давит вниз мощный фактор растущей производительности, которому в отличие от падающего спроса они ²охотно² готовы подчиняться. Правда, в реальной действительности дефляция (снижение цен) маловероятна, так как рост производства непременно будет сопровождаться увеличением совокупного спроса и равновесие сместится из точки Е1 не в точку Е2, а в точку Е3. Экономический рост практически всегда сопровождается некоторой умеренной инфляцией, но зато рост совокупного спроса создает дополнительные стимулы для расширения производства и накопления, а снижение средних издержек сдерживает инфляцию, не давая ей ²разойтись²

Сокращение совокупного предложения приводит к одновременному уменьшению равновесного объема реального внутреннего производства и росту уровня цен (рис. 12-9).

В нормально развивающейся рыночной экономике самопроизвольное возникновение стагфляции маловероят-


но благодаря высочайшему адаптационному потенциалу. Экономика развитых стран столкнулась с этим явлением всерьез сравнительно недавно, в 70-е годы ХХ в., вследствие совпадения ряда неблагоприятных факторов, главным из которых был внешний - стремительный взлет нефтяных цен (из-за действий картеля ОПЕК) и цен на многие другие ресурсы. Положение спасли частная инициатива и НТР – в развитых странах началась глубокая структурная перестройка экономики в направлении перехода на ресурсосберегающие технологии, к настоящей интенсивной модели экономического роста, т.е. стагфляция была побеждена во многом на микроэкономическом уровне – усилиями не столько правительств, сколько частных фирм.

Кризис российской экономики 90-х гг. развивался в условиях жестокой стагфляции. Либерализация цен и всей экономической деятельности была в январе 1992 г. осуществлена в условиях крайней ограниченности конкуренции, чрезвычайно низкой производительности и высокой ресурсоемкости, взвинченных до предела инфляционных ожиданий, полного и всеобщего отсутствия адекватного опыта, в экономике с ²зацикленной² на себя и высокомилитаризованной отраслевой структурой. Непосредственными результатами стали шоковый взлет средних издержек во всех производствах, ²исчезновение² оборотных средств, переход инфляционных ожиданий ²за все пределы² и начало чудовищной по масштабам, характеру, темпам и последствиям структурной перестройки экономики, в том числе практически полное свертывание процесса накопления. Абсолютная структурная, институциональная, психологическая и профессиональная неподготовленность российской экономики не позволяла надеяться на решение проблем ²снизу². Все эти факторы сразу резко отбросили влево кривую AS российской экономики и долго продолжали давить на нее в том же направлении.

Макроэкономическое равновесие на вертикальном отрезке кривой AS в условиях полной занятости ресурсов адекватно положению точек на кривой производственных возможностей. При неполной занятости производственных ресурсов (кейнсианский и промежуточный отрезки кривой AS) макроэкономическое равновесие соответствует области слева от кривой производственных возможностей (рис.12-10).


Рост совокупного предложения выглядит как смещение кривой AS вправо. Это равнозначно расширению производственных возможностей экономики и отражается на кривой производственных возможностей как экономический рост (рис.12-11). Соответственно сокращение совокупного предложения, при котором кривая АS смещается влево, означает сужение производственных возможностей экономики.

 

2. МОДЕЛЬ ² СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ –

СОВОКУПНЫЙ ПРОДУКТ ²

Со времен А. Смита в основе теоретических представлений о рыночном хозяйстве лежит постулат: ²спрос рождает предложение². Он подчеркивает одно из основных свойств чистой рыночной экономики - доминирующее, приоритетное положение потребителя и зависимость от него производителя-продавца.

В экономической литературе существуют различные представления относительно общей модели макроэкономического равновесия. Классический вариант этой модели основывается на законе Сэя (по имени французского экономиста XIX в. Ж.-Б. Сэя): при производстве и продаже любого товара автоматически создается и распределяется доход, в точности достаточный для его покупки. По мнению классиков, рыночной экономике присущи следующие черты:

1) сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения на уровне полной занятости производственных ресурсов (макроэкономическое равновесие на вертикальной кривой AS);

2) приоритетность совокупного предложения как двигателя экономического роста;

3) абсолютная эластичность заработной платы и цен.

Дж. Мейнард Кейнс в 1930-х годах дал принципиально иную интерпретацию общей модели равновесия:

1) макроэкономическое равновесие может существовать в условиях неполной занятости ресурсов, отсюда необходимость государственного вмешательства;

2) экономический рост определяется эффективным спросом: прирост совокупных расходов приводит к кратному увеличению совокупных производства и доходов;

3) заработная плата и цены являются жесткими в краткосрочном периоде в сторону понижения (²эффект храповика²).

Графическая иллюстрация макроэкономического равновесия у Дж.М.Кейнса включает помимо модели ²совокупный спрос – совокупное предложение² также модель, получившую общее название ²кейнсианский крест², в которой в свою очередь, выделяют:

- модель ²совокупные расходы – совокупный продукт²: сравниваются доходы субъектов экономики, участвующих в создании ВВП, с совокупными расходами;

- модель ²изъятия – инъекции²: сравниваются сбережения и инвестиции, налоги и государственные расходы, импорт и экспорт.

Совокупные расходы (АЕ) – это расходы всех макроэкономических субъектов в экономике на покупку ВВП страны, в том числе:

1) потребительские расходы домохозяйств (С) - основной компонент ²по массе²;

2) валовые внутренние инвестиции (Ig) - наиболее изменчивый компонент в рыночной экономике;

3) государственные закупки товаров и услуг (G) - их уровень определяется деятельностью правительства и местных органов власти;

4) чистый экспорт (NX), равный превышению экспорта товаров и услуг над их импортом:

AE = C + Ig + G + NX.

Для потребительских расходов степень зависимости от величины личного располагаемого дохода (DI) как части ВВП наиболее высока. Потребление задается функцией

C = C0 + k × DI,

где C0 - автономное потребление, существующее даже при нулевом доходе (например, за счет займов);

k - числовой коэффициент, равный предельной склонности к потреблению (МРС).

МРС показывает, какая доля прироста дохода будет использоваться на покупку товаров и услуг.

MPC = ∆С / ∆DI, при этом MPC + MPS = 1.

Уравнение равновесия в этой модели выглядит следующим образом:

ВВП= C + Ig + G + NX.


Полученное уравнение макроэкономического равновесия иллюстрируется графиком, который называют ²кейнсианским крестом² (рис.12-12). Именно эта модель служила теоретической основой для кейнсианской экономической политики.

 

В соответствии с моделью для того, чтобы увеличить ВВП (и тем самым приблизиться к уровню полной занятости производственных ресурсов), правительство должно: 1) стимулировать инвестиции (Ig); 2) увеличивать государственные расходы (G); 3) наращивать чистый экспорт (NХ). В результате равновесный уровень ВВП будет расти от ВВП1 до ВВП4. Именно таковы рекомендации Дж.М.Кейнса и его последователей.

Рассматриваемая модель иллюстрирует также явление, которое называют эффектом мультипликатора.

Эффект мультипликатора заключается в том, что рост автономных (не зависящих от ВВП) расходов приводит к кратному увеличению равновесного ВВП, кратность равна величине мультипликатора:

Таким образом, чем меньше доля дохода, идущая на сбережения, тем больше расходы в каждом цикле и тем выше мультипликатор. Существование мультипликатора логически обосновывается двумя факторами: 1) потоки доходов и расходов в экономике непрерывны: деньги, потраченные одним человеком, другой получает в виде дохода; 2) любое изменение дохода вызывает изменение как в потреблении, так и в сбережениях.

На рис. 12-12 эффект мультипликатора состоит в том, что увеличение ВВП (сдвиг по горизонтали от ВВП1 к ВВП2), вызванное инвестициями (сдвиг от С к [С + Ig] по вертикали), больше, чем объем этих инвестиций.

Динамичный экономический рост в соответствии с эффектом мультипликатора предполагает необходимость расширения потребительских расходов, в то время как увеличение средней склонности к сбережениям может вызвать снижение равновесного ВВП и таким образом сузить возможности для наращивания сбережений в будущем. Для отдельной семьи сбережения приводят к росту ее финансовых активов как части богатства. ² Парадокс бережливости ² состоит в том, что увеличение сбережений на макроуровне (повышение MPS) может препятствовать экономическому росту. Действительно, ²кейнсианский крест² показывает, что увеличение cбережений и соответственно сокращение потребительских расходов уменьшает равновесный уровень ВВП. Механизм этого явления прост: сокращение потребления вызовет затоваривание складов непроданными товарами, сокращение доходов предпринимателей приведет к свертыванию инвестиций и сокращению производства.

Однако рост сбережений может сыграть в экономике и положительную роль, но только в том случае, если денежный рынок быстро и достаточно полно превратит их в инвестиции, - тогда общего сокращения совокупных расходов не будет, а структура экономики изменится в направлении повышения нормы накопления, что может привести к ускорению экономического роста.


В действительности получатели дохода не могут или не хотят расходовать его полностью на покупку национальных товаров и услуг. Неизрасходованные части дохода называются ²изъятиями², к ним относятся: 1) сбережения (S); 2) чистые налоги (Tn); 3) расходы на покупку импортных товаров и услуг (M).

Если бы существовали только ²изъятия², то производство имело бы непрерывную тенденцию к сокращению, но эти средства в основном возвращаются и участвуют в закупке национального продукта в качестве ²инъекций², которые состоят из: 1) инвестиций (Ig); 2) государственных закупок (G); и 3) экспорта (X). Равновесный уровень производства - уровень, при котором величина совокупных расходов равна объему ВВП. Исходя из сформулированных определений ²изъятий² и ²инъекций², можно сделать вывод: уровень ВВП является равновесным только тогда, когда изъятия полностью компенсируются инъекциями, т.е.

S + Тn + М = Ig + G + X.

Рис. 12-13 демонстрирует простейшую модель ²изъятий и инъекций² в закрытой частной экономике при неизменной величине валовых инвестиций.

Модель ²совокупные расходы - совокупный продукт² абстрагируется от влияния уровня цен на макроэкономическое равновесие, что характерно для ²раннего² кейнсианства. Однако в 60-е и 70-е годы ХХ в., когда инфляция стала грозным бичом экономики развитых стран, такое допущение подвергалось резкой критике. Для учета влияния инфляции на равновесный уровень производства стала применяться модель ²совокупный спрос - совокупное предложение².

 

Уровень цен Совокупный спрос Эффект богатства Эффект процентной ставки Эффект импортных закупок Совокупное предложение Модель ²AD-AS² Стагфляция Равновесный объем внутреннего производства ²Эффект храповика² Предельная склонность к потреблению - MPC Предельная склонность к сбережению - MPS Модель ²кейнсианский крест² Модель ²изъятия – инъекции² Эффект мультипликатора ²Парадокс бережливости²



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.