Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительные характеристики ЕС, нафта и АТЭС

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958-1968гг. ЕАСТ с 1960г. НАФТА с 1988г. МЕРКОСУР с 1991г.
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968-1986гг. МЕРКОСУР с 1996г.
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987 – 1992 гг.
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993г..
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

На каждой из ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

В Северной Америке с 1988 г. развивается новый ²общий рынок² (НАФТА - Североамериканское соглашение о свободе торговли) в составе США, Канады и Мексики. Третьей важной зоной интеграционных процессов является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где с 1989г. Развивается «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).


Таблица 15-4

Характеристики ЕС (с 1958г.) НАФТА (с 1988г.) АТЭС (с 1989г.)  
Число стран на начало 2000-х гг. 25 (включая страны Балтии)   21 (включая Россию)
Уровень интеграции Экономический союз Зона свободной торговли Формирование зоны свободной торговли
Распределение сил внутри блока Полицентричность при общем лидерстве Германии Моноцентричность (США – абсолютный лидер) Полицентричность при общем лидерстве Японии
Степень разнородности стран-участниц Наиболее низкая Средняя Наиболее высокая
Развитие органов наднационального управления Система органов наднационального управления (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент и др.) Специальных органов наднационального управления нет Органы наднационального управления уже есть, но не играют большой роли
Доля в мировом экспорте в 1997г., в %     (без стран НАФТА – 26%)
             

Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия (Табл. 15-4).

В 2000-е гг. Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Украина объявили о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).


Большое число (более 30) интеграционных группировок существует в ²третьем мире². Однако эти экономические союзы характеризуются низким уровнем развития и неустойчивостью большинства из них.

Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях

При оценке перспектив участия Российской Федерации в международных экономических отношениях следует принимать во внимание следующие объективные предпосылки.

1. Факторы, благоприятные для российской экономики:

- колоссальный природно-ресурсный потенциал: высокая степень обеспеченности, нередко с избытком, разнообразными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными ресурсами; огромные резервы удобных территорий;

- мощный научно-технический потенциал: высококвалифицированные научные и инженерные кадры, развитая база для фундаментальных исследований, возможность комплексных исследований и разработок в самых разных областях при опоре, преимущественно, на собственные силы, накопленный опыт, приоритет на многих ключевых направлениях НИОКР;

- весьма дешевая по сравнению с развитыми странами рабочая сила;

- географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение;

- сложившаяся ресурсная, технологическая и организационная (кооперационная) зависимость от российской экономики ряда стран третьего мира, бывшего СЭВ и особенно ²стран - осколков² СССР;

- противоречия между ²центрами силы² высокоразвитых стран, позволяющие на них ²играть².

2. Факторы, неблагоприятные для российской экономики - перечень, к сожалению, более внушителен:

- ²неналаженность², несбалансированность рыночных механизмов в перестраивающейся российской экономике; ненадежность, неполнота необходимых структур и институтов, недостаточность опыта участия в международных экономических отношениях, особенно у ²низовых² хозяйственных звеньев (предприятий, фирм), получивших самостоятельность;

- совершенно не приспособленная к требованиям современного мирового рынка структура экономики на всех уровнях, низкая производительность труда и высокая энерго- и материалоемкость во всех отраслях (что соответствует экстенсивному типу экономики), как следствие - частая неспособность выдерживать ценовую конкуренцию несмотря на дешевизну рабочей силы; объективная необходимость расходовать огромные средства на цели структурной реконструкции при невозможности получить эти средства (как бы ²замкнутый круг²);

- низкое качество большей части рабочей силы: низкий уровень функциональной грамотности, профессиональной и трудовой этики, как следствие - частая неспособность выдерживать конкуренцию по качеству;

- оторванность научно-технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений в невоенных отраслях, как следствие - техническая и технологическая отсталость;

- несовершенство национальной финансовой системы, слабость и неустойчивость национальной валюты;

- неэффективное государственное управление, высокий уровень некомпетентности, коррупции и произвола в государственных структурах;

- стремление крупного капитала, правящих кругов высокоразвитых стран не допустить усиления потенциального конкурента, наоборот, по возможности ослабить его, превратив в ²сырьевой придаток² Запада и источник дешевых, но высококачественных ²мозгов²;

- политические и националистические амбиции правящих кругов республик бывшего СССР, разрушившие многие хозяйственные связи и мешающие их восстановлению.

Разумеется, действие всех этих факторов модифицируется конкретной экономической и социальной политикой Правительства Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономических отношений | И экономическое развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.