Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок монополии




Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Основные характеристиками рынка монополии являются:

ü На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом;

ü Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него;

ü Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль;

ü Существуют значительные барьеры при входе в отрасль (экономические, технические, юридические и др.);

ü Существуют барьеры для получения информации.

Выделяют следующие виды монополий:

ü Закрытая монополия. Защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений.

ü Открытая монополия. Характеризует фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Эта ситуация, как правило, является недолгосрочной, т.к. существует большая вероятность появления конкурентов.

ü Естественная монополия обусловлена экономией на масштабах производства. Как правило, таковыми являются монополии, основанные на владении естественными ресурсами (водоснабжение, отопление, газоснабжение и т.д).

В отличие от совершенной конкуренции в условиях монополии P > MR, т.к. при увеличении объема продаж монополист должен снизить цену не только на последнюю продаваемую единицу товара, но и на все предыдущие. (рис.25.)

Условие максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы-моно­полиста в краткосрочном периоде выглядит следующим образом (рис.26.)

MR = MC

PF=TR–TC=QP–QAC=Q(P-AC)

 

ü Если P > AC в этом случае фирма-монополист максимизирует прибыль при условии MR = MC

ü Если AVC < P < AC в этом случае фирма-монополист минимизирует убытки при условии MR = MC

ü Если P < AVC фирма-монополист прекращает производство

В долгосрочном периоде оптимальный объем производства достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек (LRMC) и долгосрочного предельного дохода (LRMR).

Для естественной монополии графики долгосрочного и краткосрочного равновесия совпадают, меняется только интерпретация кривых.

В случае открытой монополии, когда высокая цена нового товара привлекает конкурентов, рынок превращается в олигополию.

В случае закрытой монополии рост издержек на защиту своих позиций сдвигает кривую долгосрочных средних издержек (LRAC) вверх, одновременно происходит снижение спроса, т.к. появляются конкурентные фирмы с товарами-заменителями (кривая D сдвигается влево). Таким образом, в долгосрочном периоде исчезает экономическая прибыль.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где L - лернеровский индекс монопольной власти;

Pm - монопольная цена;

MC - предельные издержки;

E – Коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию.

Чем выше этот индекс, тем больше монопольная власть.

В условиях монополии нельзя найти закономерной связи между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара. Следовательно, невозможно построить кривую предложения.

Ценовая дискриминация в условиях монополии - установление различных цен на одну и ту же продукцию.

ü Ценовая дискриминация первой степени – заключается в продаже товара каждому покупателю по индивидуальной цене, соответствующей максимальной оценке товара данным покупателем.

ü Ценовая дискриминация второй степени – установление различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества, в котором он закупается.

ü Ценовая дискриминация третьей степени – при данном виде покупатели разделяются на группы с различной эластичностью спроса по цене. Каждой группе покупателей одинаковые товары продаются по разным ценам.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.