Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торможение условных рефлексов




Описа­но два типа торможения условных рефлексов - внутреннее и внешнее.

· Безусловное, или внешнее, торможение - когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, сильный очаг возбуждения, не связанный с данным услов­ным рефлексом. В основе этого торможения лежит явленье отрицательной индукции.

Например: если у собаки был выработан условный слюно­отделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения.

К внешнему торможению относят и запредельное торможение. Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охра­нительное значение, так как защищает нервные клетки от раздра­жителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.

· Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможе­ние, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса. Если внешнее торможение возникает сразу, как только по­действовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вы­рабатывать. Угасший условный рефлекс мо­жет восстановиться, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.

Например: угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.

Угасание условных рефлексов у детей происходит медленнее, чем у взрос­лых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания. Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое зна­чение. Благодаря нему организм перестает реагировать на сигна­лы, утратившие свое значение.

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным.

Например: обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражи­тель-сигнал (например, звонок), а через 1 - 5 сек. дают пищу (без­условное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна.

Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2 - 3 мин после начала зву­чания звонка. После нескольких сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пи­щей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2 - 3 мин после включения звонка. Из-за не подкрепления на протяжении 2 - 3 мин условного раз­дражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражи­тель в течение времени не подкрепления приобретает тормозное значение.

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки.

Например: первоклассник нетерпеливо тянет руку во время урока, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту, мы отмечаем выдержку, умение сдер­живать свои желания, силу воли.

Анализ раздраже­ний состоит в различении, разделении разных сигналов, диффе­ренцировании сходных взаимодействий на организм. Различение сходных условных раздражителей вырабатывает­ся путем подкрепления одних и не подкрепления других раздра­жителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка - один из видов условного (внутреннего) торможения. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.

Например: благодаря дифференцировочному торможению можно выде­лить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окру­жающих нас звуков, предметов, лиц и т. д.

7. Динамический стереотип - это последовательная цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Та­ким образом, предыдущей деятельностью организм подготавлива­ется к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня.

Например: прием пищи в определенные часы обеспечивает хоро­ший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюде­ния времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.

Динамический стереотип является основой образова­ния привычек у человека, формирования определенной последо­вательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Например: ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, поль­зование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо - все это навы­ки, в основе которых лежит образование динамических стереоти­пов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режи­ма дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.