Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая защита




Понятие права определяется как совокупность общеобязательных правил и норм поведения, которые установлены или санкционированы государством, по отношению к определенным сферам жизни и деятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения (отдельной личности).

Правовая защита информации как ресурса признана на межгосударственном, государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами (рис. 6.1).

 
 

 

 


Рис. 1.1. Правовая защита информации

 

В нашем государстве такими правилами (актами, нормами) является Конституция Украины, законы Украины, гражданское, административное, криминальное право, изложенное в соответствующих кодексах. Что касается ведомственных нормативных актов, то они определяются приказами, руководствами, положениями и инструкциями, которые издаются ведомствами, организациями и предприятиями, которые действуют в пределах определенных структур.

Современные условия требуют и определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотношения его со всей системой законов и правовых актов Украины.

Требования информационной безопасности должны органически входить во все уровни законодательства, в том числе и в конституционное законодательство, основные общие законы, законы по организации государственной системы управления, специальные законы, ведомственные правовые акты и т.п. Обычно используется следующая структура правовых актов, которые ориентированы на правовую защиту информации.

· Конституционное законодательство — нормы, которые касаются вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.

· Общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности и т.п.), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности.

· Законы об организации управления относительно отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определения их статуса. Такие законы включают отдельные нормы по вопросам защиты информации. Рядом с общими вопросами информационного обеспечения и защиты информации конкретного органа эти нормы должны устанавливать его обязанности по формированию, актуализации и безопасности информации, которая представляет общегосударственный интерес.

· Специальные законы, которые относятся к конкретным сферам отношений, отраслей хозяйства, процессов. В их число входят Законы Украины "Об информации", "О защите информации в автоматизированных системах" и т.п. Собственно состав и содержание этого блока законов и создает специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности.

· Подзаконные нормативные акты по защите информации.

· Правоохранительное законодательство Украины, которое содержит нормы об ответственности за правонарушение в сфере информатизации.

Специальное законодательство в отрасли безопасности информации может быть представленное совокупностью законов. В их составе особое место занимают Законы "Об информации" и "О защите информации в автоматизированных системах", которые закладывают основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности:

· информации и информационных систем;

· субъектов — участников информационных процессов;

· правоотношений производителей и потребителей информационной продукции;

· владельцев (источников) информации — обработчиков и потребителей на основе отношений собственности при обеспечении гарантий интересов граждан и государства.

Данные законы также определяют основы защиты информации в системах обработки и при ее использовании с учетом категорий доступа к открытой информации и к информации с ограниченным доступом. Данные законы содержат, кроме того, общие нормы по организации и ведения информационных систем, включая банки данных государственного назначения, порядок государственной регистрации, лицензирования, сертификации, экспертизы, а также общие принципы защиты и гарантий прав участников информационного процесса.

Вопросы правового режима информации с ограниченным доступом реализуются в двух самостоятельных законах о государственной и коммерческой (проект) тайне.

Таким образом, правовая защита информации обеспечивается нормативно-законодательными актами, совокупность которых по уровню представляет иерархическую систему от Конституции Украины к функциональным обязанностям и контрактам конкретного исполнителя, которые определяют перечень сведений, которые подлежат охране, и мероприятия ответственности за их разглашение.

Одним из новых направлений правовой защиты есть страховое обеспечение. Оно предназначено для защиты собственной информации и средств ее обработки как от традиционных угроз (кражи, стихийные бедствия), так и от угроз, которые возникают в ходе работы с информацией. К ним относятся разглашения, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации.

Целью страхования является обеспечение страховой защиты физических и юридических лиц от страховых рисков в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, которые вызваны стихийными бедствиями, чрезвычайными событиями в различных отраслях деятельности, противоправными действиями со стороны конкурентов и злоумышленников путем выплаты денежной компенсации или предоставления сервисных услуг (ремонт, возобновление) при наступлении страхового события.

Опираясь на государственные правовые акты и учитывая ведомственные интересы на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно-правовые документы, ориентированные на обеспечение информационной безопасности. К таким документам относятся:

· положение о сохранении конфиденциальной информации;

· перечень сведений, которые составляют конфиденциальную информацию;

· инструкция о порядке допуска сотрудников к сведениям, которые составляют конфиденциальную информацию;

· положение о специальном делопроизводстве, документообороте;

· перечень сведений, которые разрешены к опубликованию в открытой печати;

· положение о работе с иностранными фирмами и их представителями;

· обязательство сотрудника о сохранении конфиденциальной информации;

· памятка сотруднику о сохранении коммерческой тайны.

Приведенные выше нормативные акты направленные на предупреждение случаев неправомерного разглашения секретов на правовой основе — в случае их нарушения должны приниматься соответствующие мероприятия.

В зависимости от характера информации, ее доступности для заинтересованных потребителей, а также экономической целесообразности конкретных защитных мероприятий, могут быть выбраны следующие формы защиты информации:

· патентование;

· авторское право;

· признание сведений конфиденциальными;

· товарные знаки;

· применение норм обязательного права.

Существует определенные различия между авторским правом и коммерческой тайной. Авторское право защищает только форму выражения идеи. Коммерческая тайна относится непосредственно к содержанию. Авторское право защищает от копирования независимо от конфиденциальных отношений с владельцем. К авторскому праву прибегают при широкой публикации своей информации, в то время как коммерческую тайну держат в секрете. Очевидно, что сравнительно с патентом и авторским правом коммерческая тайна и производственная тайны являются наиболее удобными, надежными и гибкими формами защиты информации.

Кроме вышеизложенных форм правовой защиты и права принадлежности информации находит широкое распространение официальная передача права на пользование ею в виде лицензии.

Лицензия — это разрешение, выданное государством на проведение некоторых видов хозяйственной деятельности, включая внешнеторговые операции и предоставление права использовать защищенные патентами изобретения, технологии, методики. Лицензионные разрешения предоставляются на определенное время и на определенные виды товаров.

Коммерческая тайна — это сведения, которые не являются государственными секретами, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью, разглашение, утечка и несанкционированный доступ к которой может привести к убыткам их владельцам.

К коммерческой тайне не относятся:

· сведения, что охраняются государством;

· сведения, которые являются общеизвестными на законном основании;

· сведения о негативных сторонах деятельности;

· учредительные документы и сведения о хозяйственной деятельности.

Создавая систему информационной безопасности, необходимо четко понимать, что без правового обеспечения защиты информации любые следующие претензии к недобросовестному сотруднику, клиенту, конкуренту и должностному лицу будут просто безосновательными.

Если перечень сведений конфиденциального характера не доведен своевременно до каждого сотрудника в письменном виде, то сотрудник, который похитил важную информацию при нарушении установленного порядка работы с ней скорее всего не будет наказан.

Правовые нормы обеспечения безопасности и защиты информации на конкретном предприятии (фирме, организации) отображаются в совокупности учредительных, организационных и функциональных документов.

Требования обеспечения безопасности и защиты информации отображаются в Уставе (учредительном договоре) в виде следующих положений:

· предприятие имеет право определять состав, объемы и порядок защиты конфиденциальных сведений, требовать от своих сотрудников обеспечения их сохранения и защиты от внутренних и внешних угроз;

· предприятие обязано обеспечивать сохранение конфиденциальной информации.

Такие требования дают администрации предприятия следующие права:

· создавать организационные структуры по защите конфиденциальной информации;

· выдавать нормативные и предписывающие документы, которые определяют порядок выделения сведений конфиденциального характера и механизмы их защиты;

· включать требования по защите информации в соглашения по всем видам хозяйственной деятельности;

· требовать защиты интересов предприятия со стороны государственных и судебных инстанций;

· распоряжаться информацией, которая является собственностью предприятия, с целью выгоды и недопущения экономических убытков коллектива предприятия и владельцу средств производства;

· разрабатывать "Перечень сведений конфиденциальной информации"

Обязанности конкретного сотрудника, рабочего или служащего относительно защиты информации обязательно должны быть оговоренны в трудовом договоре (контракте). В соответствии с КЗоТ при заключении трудового договора работник обязывается выполнять определенные требования, которые действуют на данном предприятии. Независимо от формы заключения договора (устного, письменного ли) подпись работника на приказе о приеме на работу подтверждает его согласие с условиями договора.

Требования по защите конфиденциальной информации могут быть оговоренны в тексте договора, если договор заключается в письменной форме. Если же договор заключается в устной форме, то действуют требования по защите информации, которые выплывают из нормативно-правовых документов предприятия. При заключении трудового договора и оформлении приказа о приеме на работу нового сотрудника делается отметка об осведомленности его с порядком защиты информации предприятия. Это создает необходимый элемент привлечения данного лица в механизм обеспечения информационной безопасности.

Правовое регулирование необходимо для совершенствования механизма предупреждения противоправных действий по отношению к информационным ресурсам, для уточнения и закрепления заданий отдельных субъектов в сфере предупредительной деятельности, охраны прав и законных интересов граждан и организации.

Правовые мероприятия обеспечения безопасности и защиты информации являются основой порядка деятельности и поведения сотрудников предприятия и определяют меру их ответственности за нарушение установленных норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.