КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая защита
Понятие права определяется как совокупность общеобязательных правил и норм поведения, которые установлены или санкционированы государством, по отношению к определенным сферам жизни и деятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения (отдельной личности). Правовая защита информации как ресурса признана на межгосударственном, государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами (рис. 6.1).
Рис. 1.1. Правовая защита информации
В нашем государстве такими правилами (актами, нормами) является Конституция Украины, законы Украины, гражданское, административное, криминальное право, изложенное в соответствующих кодексах. Что касается ведомственных нормативных актов, то они определяются приказами, руководствами, положениями и инструкциями, которые издаются ведомствами, организациями и предприятиями, которые действуют в пределах определенных структур. Современные условия требуют и определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотношения его со всей системой законов и правовых актов Украины. Требования информационной безопасности должны органически входить во все уровни законодательства, в том числе и в конституционное законодательство, основные общие законы, законы по организации государственной системы управления, специальные законы, ведомственные правовые акты и т.п. Обычно используется следующая структура правовых актов, которые ориентированы на правовую защиту информации. · Конституционное законодательство — нормы, которые касаются вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы. · Общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности и т.п.), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности. · Законы об организации управления относительно отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определения их статуса. Такие законы включают отдельные нормы по вопросам защиты информации. Рядом с общими вопросами информационного обеспечения и защиты информации конкретного органа эти нормы должны устанавливать его обязанности по формированию, актуализации и безопасности информации, которая представляет общегосударственный интерес. · Специальные законы, которые относятся к конкретным сферам отношений, отраслей хозяйства, процессов. В их число входят Законы Украины "Об информации", "О защите информации в автоматизированных системах" и т.п. Собственно состав и содержание этого блока законов и создает специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности. · Подзаконные нормативные акты по защите информации. · Правоохранительное законодательство Украины, которое содержит нормы об ответственности за правонарушение в сфере информатизации. Специальное законодательство в отрасли безопасности информации может быть представленное совокупностью законов. В их составе особое место занимают Законы "Об информации" и "О защите информации в автоматизированных системах", которые закладывают основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности: · информации и информационных систем; · субъектов — участников информационных процессов; · правоотношений производителей и потребителей информационной продукции; · владельцев (источников) информации — обработчиков и потребителей на основе отношений собственности при обеспечении гарантий интересов граждан и государства. Данные законы также определяют основы защиты информации в системах обработки и при ее использовании с учетом категорий доступа к открытой информации и к информации с ограниченным доступом. Данные законы содержат, кроме того, общие нормы по организации и ведения информационных систем, включая банки данных государственного назначения, порядок государственной регистрации, лицензирования, сертификации, экспертизы, а также общие принципы защиты и гарантий прав участников информационного процесса. Вопросы правового режима информации с ограниченным доступом реализуются в двух самостоятельных законах о государственной и коммерческой (проект) тайне. Таким образом, правовая защита информации обеспечивается нормативно-законодательными актами, совокупность которых по уровню представляет иерархическую систему от Конституции Украины к функциональным обязанностям и контрактам конкретного исполнителя, которые определяют перечень сведений, которые подлежат охране, и мероприятия ответственности за их разглашение. Одним из новых направлений правовой защиты есть страховое обеспечение. Оно предназначено для защиты собственной информации и средств ее обработки как от традиционных угроз (кражи, стихийные бедствия), так и от угроз, которые возникают в ходе работы с информацией. К ним относятся разглашения, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации. Целью страхования является обеспечение страховой защиты физических и юридических лиц от страховых рисков в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, которые вызваны стихийными бедствиями, чрезвычайными событиями в различных отраслях деятельности, противоправными действиями со стороны конкурентов и злоумышленников путем выплаты денежной компенсации или предоставления сервисных услуг (ремонт, возобновление) при наступлении страхового события. Опираясь на государственные правовые акты и учитывая ведомственные интересы на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно-правовые документы, ориентированные на обеспечение информационной безопасности. К таким документам относятся: · положение о сохранении конфиденциальной информации; · перечень сведений, которые составляют конфиденциальную информацию; · инструкция о порядке допуска сотрудников к сведениям, которые составляют конфиденциальную информацию; · положение о специальном делопроизводстве, документообороте; · перечень сведений, которые разрешены к опубликованию в открытой печати; · положение о работе с иностранными фирмами и их представителями; · обязательство сотрудника о сохранении конфиденциальной информации; · памятка сотруднику о сохранении коммерческой тайны. Приведенные выше нормативные акты направленные на предупреждение случаев неправомерного разглашения секретов на правовой основе — в случае их нарушения должны приниматься соответствующие мероприятия. В зависимости от характера информации, ее доступности для заинтересованных потребителей, а также экономической целесообразности конкретных защитных мероприятий, могут быть выбраны следующие формы защиты информации: · патентование; · авторское право; · признание сведений конфиденциальными; · товарные знаки; · применение норм обязательного права. Существует определенные различия между авторским правом и коммерческой тайной. Авторское право защищает только форму выражения идеи. Коммерческая тайна относится непосредственно к содержанию. Авторское право защищает от копирования независимо от конфиденциальных отношений с владельцем. К авторскому праву прибегают при широкой публикации своей информации, в то время как коммерческую тайну держат в секрете. Очевидно, что сравнительно с патентом и авторским правом коммерческая тайна и производственная тайны являются наиболее удобными, надежными и гибкими формами защиты информации. Кроме вышеизложенных форм правовой защиты и права принадлежности информации находит широкое распространение официальная передача права на пользование ею в виде лицензии. Лицензия — это разрешение, выданное государством на проведение некоторых видов хозяйственной деятельности, включая внешнеторговые операции и предоставление права использовать защищенные патентами изобретения, технологии, методики. Лицензионные разрешения предоставляются на определенное время и на определенные виды товаров. Коммерческая тайна — это сведения, которые не являются государственными секретами, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью, разглашение, утечка и несанкционированный доступ к которой может привести к убыткам их владельцам. К коммерческой тайне не относятся: · сведения, что охраняются государством; · сведения, которые являются общеизвестными на законном основании; · сведения о негативных сторонах деятельности; · учредительные документы и сведения о хозяйственной деятельности. Создавая систему информационной безопасности, необходимо четко понимать, что без правового обеспечения защиты информации любые следующие претензии к недобросовестному сотруднику, клиенту, конкуренту и должностному лицу будут просто безосновательными. Если перечень сведений конфиденциального характера не доведен своевременно до каждого сотрудника в письменном виде, то сотрудник, который похитил важную информацию при нарушении установленного порядка работы с ней скорее всего не будет наказан. Правовые нормы обеспечения безопасности и защиты информации на конкретном предприятии (фирме, организации) отображаются в совокупности учредительных, организационных и функциональных документов. Требования обеспечения безопасности и защиты информации отображаются в Уставе (учредительном договоре) в виде следующих положений: · предприятие имеет право определять состав, объемы и порядок защиты конфиденциальных сведений, требовать от своих сотрудников обеспечения их сохранения и защиты от внутренних и внешних угроз; · предприятие обязано обеспечивать сохранение конфиденциальной информации. Такие требования дают администрации предприятия следующие права: · создавать организационные структуры по защите конфиденциальной информации; · выдавать нормативные и предписывающие документы, которые определяют порядок выделения сведений конфиденциального характера и механизмы их защиты; · включать требования по защите информации в соглашения по всем видам хозяйственной деятельности; · требовать защиты интересов предприятия со стороны государственных и судебных инстанций; · распоряжаться информацией, которая является собственностью предприятия, с целью выгоды и недопущения экономических убытков коллектива предприятия и владельцу средств производства; · разрабатывать "Перечень сведений конфиденциальной информации" Обязанности конкретного сотрудника, рабочего или служащего относительно защиты информации обязательно должны быть оговоренны в трудовом договоре (контракте). В соответствии с КЗоТ при заключении трудового договора работник обязывается выполнять определенные требования, которые действуют на данном предприятии. Независимо от формы заключения договора (устного, письменного ли) подпись работника на приказе о приеме на работу подтверждает его согласие с условиями договора. Требования по защите конфиденциальной информации могут быть оговоренны в тексте договора, если договор заключается в письменной форме. Если же договор заключается в устной форме, то действуют требования по защите информации, которые выплывают из нормативно-правовых документов предприятия. При заключении трудового договора и оформлении приказа о приеме на работу нового сотрудника делается отметка об осведомленности его с порядком защиты информации предприятия. Это создает необходимый элемент привлечения данного лица в механизм обеспечения информационной безопасности. Правовое регулирование необходимо для совершенствования механизма предупреждения противоправных действий по отношению к информационным ресурсам, для уточнения и закрепления заданий отдельных субъектов в сфере предупредительной деятельности, охраны прав и законных интересов граждан и организации. Правовые мероприятия обеспечения безопасности и защиты информации являются основой порядка деятельности и поведения сотрудников предприятия и определяют меру их ответственности за нарушение установленных норм.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |