Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 5. Старославянская культура




Греческая колонизация сыграла важную роль в истории Украины. Эллины были на высшем, чем скифы, сарматы, славяне, уровне культурного и хозяйственного развития. У греков уже было развитое государство, они имели письменность, развивалась наука.

Самобытная киммерийская культура складывалась и развивалась в период с IX в. и была прервана в начале VII в. до н.э. новой волной кочевых племен с востока – скифов, с которыми связан следующий этап в древней истории нашей страны.

Вопрос № 4. Скифо-сарматская культура. Культура античных городов – полисов.

Киммерийские племена были завоеваны скифами, следовательно, скифская культура вобрала в себя как местные, так и привнесенные элементы. Позже она испытала влияние переднеазиатской цивилизации, а во времена Северо-Причерноморской Скифии взаимодействовала с античной культурой, что сказалось, прежде всего, на развитии искусства степняков.

Геродот, побывавший в Скифии в V в. до н.э., описал их обычаи в своем сочинении «История». Он сообщает, что у Меотиды (Азовское море) жили царские скифы, а чуть севернее Борисфена (Днепра) и на восток – скифы-кочевники. Скифы делились на племена, но власть над ними принадлежала одному роду скифских царей, которые делили Скифию между собой, передвигаясь со своими многочисленными стадами скота с места на место в поисках хороших пастбищ. В скифском обществе была богатая верхушка и масса бедных, которые пасли стада богатых скифов, стригли овец, обрабатывали кожи, меха. Захваченных во время военных походов пленных скифы превращали в рабов и использовали их труд в сельском хозяйстве. Характер хозяйственной деятельности скифов, основу которой составляло скотоводство, оказывал влияние на все сферы их жизни.

Религия скифов достигла развитого политеизма. Скифская религиозно-мифологическая система соединяла в себе элементы зооморфной символики звериного стиля с антропоморфной мифологемой, сочетая верования трипольской культуры, элементы тотемов скотоводческой культуры с влиянием греческой мифологии.

Во главе Скифского пантеона стояла богиня Табити, которую Геродот отождествляет с греческой Гестией. Табити символизировала женское родильное начало в природе и была божеством света и огня. Животворные стихии – землю и воду – олицетворяла богиня Апи. Своим прародителем и мужем богини Апи скифы считали Папая. Брак Папая и Апи – это союз неба и земли, источник всего живого. Богиней жизни и смерти была Аргимпаса, охранником скота – Гойтосир. Наиболее близким к людям и их охранником выступает Геракл, частично вобравший в себя образ греческого мифологического героя. Особое место в скифском пантеоне принадлежало богу войны Аресу. Только Аресу скифы сооружали святилища, приносили жертвы.

Разнообразие форм скифской религии свидетельствует о широком спектре их религиозных представлений: культ предков, героев, вождей, погребальный культ, культ плодородия.

Одежда скифов, которая была приспособлена к верховой езде, украшалась мехом, украшалась золотыми нашивными пластинками. В скифских захоронениях находили иногда большое количество таких пластинок. Основой скифского искусства был так называемый звериный стиль. Изображения птиц, рыб, оленей, волков украшают оружие, конскую узду, предметы быта. Традиции скифского звериного стиля надолго пережили своих создателей и прослеживаются в мотивах древнерусского искусства. Образцы скифского монументального искусства представлены изображениями прародителя в виде сурового воина.

О прочности и величии Скифского государства свидетельствуют скифские курганы. Умерших знатных скифов хоронили под курганами, высота некоторых из них достигала 20 м. В погребальную камеру клали тело умершего, убитых по этому поводу рабов, служанок, лошадей, а также предметы роскоши, оружие. Одним из крупнейших скифских курганов считается Чертомлыкский вблизи г. Никополя Днепропетровской области. Его высота достигала 20 м, а окружность 350 м. В крупных камерах – катакомбах были похоронены царь, царица, шесть воинов и 11 боевых коней. У погребенных лежало большое количество ценных вещей, мечи, колчаны со стрелами, головные уборы и одежда с золотыми и серебряными украшениями, золотая, серебряная посуда и другие предметы.

Раскопки скифских могил дали достоверные доказательства об уровне развития скифского искусства. Для скифов золото не было драгоценным металлом или символом знатности. Этот очень пластичный материал использовался для украшений, творчества, искусства. На всех находках – изящные композиции, богатые сюжеты, которые никогда не повторяются. На весь мир известны такие шедевры искусства, как золотой гребень из кургана Солоха, на котором изображен бой скифов с греками, золотая оббивка горита из кургана Чертомлык, детали конской упряжи, одежды, головных уборов, металлическая посуда.

Шедевром скифского искусства является золотая пектораль, найденная при раскопках Толстой Могилы. Диаметр украшения – 30 см, вес – 1150 граммов. Три ее яруса имеют вид полумесяца, между витыми жгутами – замечательные произведения изобразительного искусства. В среднем ярусе расположены скульптурки птиц, растительные мотивы. На двух других – изображение сцен борьбы зверей и сюжеты из скифской жизни. В центре верхнего фриза – двое раздетых до пояса скифа, которые шьют рубашку из овечьей кожи, растянув ее за рукава. Возле них находятся гориты с луками и стрелами. Справа и слева от этой сценки изображены животные. Молодой скиф, присев, доит овцу, другой – сидит возле нее, держа в руках амфору. По своим художественным достоинствам изделие не имеет себе равных среди находок степной Скифии.

Многие изделия из металла, одежду для скифов изготавливали мастера-греки причерноморских городов-колоний Ольвии, Пантикапея, Херсонеса. Греческая культура оказала значительное влияние на скифов.

В III в. до н.э. на территорию Скифии начинают вторгаться ираноязычные племена сарматов, которых античные авторы сначала называли савроматами. Впоследствии они вытеснили скифов из степей Украины.

Сарматы занимали преимущественно степную часть Украины с III в. до н.э. до III в. н.э. Общественный строй сарматов характеризуется устойчивой родоплеменной организацией, они не перешли от племенного объединения к государству. Сарматские женщины оказывали значительное влияние на общественную жизнь. В Николаевской области найдено богатое захоронение сарматской жрицы I в. н.э. Она была одета в дорогую одежду из шелковой пурпурной ткани, покрытой прозрачной дымкой. Одежда ее была украшена разноцветными бусинами, золотыми бляшками, золотой вышивкой. Сапожки тоже были расшиты золотыми бляшками. Рядом лежало большое количество вещей с драгоценными камнями, серебром, золотом. Участие женщин в военных действиях вместе с мужчинами породила у греков миф об амазонках (греческое «а мазок» – без груди). По преданию сарматские девушки отрезали себе правую грудь, чтобы она не мешала действовать в бою мечом и луком. Захоронения сарматских женщин с оружием обнаружены на юго-востоке Украины.

Сарматские племена продолжили традиции скифского искусства. Верования сарматов мало чем отличались от скифских. Основными у сарматов были культы солнца, огня и Великой Богини-матери Астарты, а также культ бога войны, олицетворением которого был меч. Сарматы верили в загробную жизнь, поэтому большое значение в их верованиях приобретал культ мертвых. Элементы религиозной системы скифов перешли к сарматам, а затем сарматы передали их в наследство славянам. В частности, под влиянием сарматской культуры у славян изменился тип захоронений и сам ритуал захоронения, а наделение зеркал особой магической силой наблюдается и в украинском мировоззрении.

Одним из главных религиозных культов сарматов был культ коня. Часто к могиле умершего клали не коня, как это делали скифы, а его уздечку. Благодаря этой традиции до нас дошло сарматское конское снаряжение. Уздечки благородных всадников украшали фаларами – круглыми бляхами из золота или серебра, украшенными рельефными изображениями или растительным орнаментом.

Оружие и конское снаряжение было непременной принадлежностью мужских похорон. В погребениях женщин преобладали украшения. Сарматы принесли новый стиль прикладного искусства – полихромный. Изделия украшались вставками из рубинов, изумрудов, гранатов, сердолика или цветной эмали – красной, голубой, белой. Уникальные образцы таких украшений найдены в погребениях сарматской знати. Известная коллекция украшений найдена в Крыму в погребении богатой сарматки. Прекрасные золотые браслеты, диадемы, кольца, покрытые жемчугом, миниатюрные золотые флаконы для духов – все это поражает своей изысканностью. Впечатление производит застежка-фибула, сделанная в виде дельфина. Туловище изготовлено из прозрачного горного хрусталя, а головка и хвост – золотые. Обязательными в женских захоронениях были зеркала – бронзовые или биллоновые (сплав меди и серебра). Во II в. до н. н.э. – I в. н.э. это были небольшие дисковидные зеркала в деревянных футлярах. Позже с Востока были завезены большие зеркала. Почти в каждом женском захоронении находили бусы из стеклянных или каменных бусин. Иногда в состав ожерелья входили и драгоценные камни, а также плакетки из египетского фаянса в виде львов, жуков-скарабеев, лягушек, которые служили бусинами и одновременно были амулетами-оберегами.

Все эти находки свидетельствуют о тесных связях сарматов с античными городами Северного Причерноморья. Эти города имели тесные контакты с кочевниками и племенами Лесостепи, а, следовательно, и значительное влияние на развитие культуры скифо-сарматских племен. Об этом свидетельствуют многочисленные находки предметов античной культуры в погребениях и поселениях скифов и сарматов. Особенно тесные связи с варварским населением имел Боспор. Ольвия некоторое время находилась в определенной зависимости от скифского царя Эминака, серебряная монета которого чеканилась именно в этом городе.

Колонизация Северного Причерноморья была частью Большой Греческой колонизации VIII – VI вв. до н.э. Она обусловлена ​​рядом причин, но самая главная из них – относительное переселение, потому что все земли в материковой Греции были распределены. «Колонизацию» в данном случае следует понимать как хозяйственное освоение греками Северного Причерноморья. Новые колонии не зависели от городов митрополий, однако имели с ними единые культы и летосчисление.

В своей основе религия колонистов была, конечно, греческой. В начале новой эры в северо-причерноморских городах распространяются и негреческие культы. Основу верований составляло многобожие. К тому же античные божества на Юге Украины имели свои особенности, их жизнь описывается в многочисленных мифах, часть которых связана именно с Северным Причерноморьем. В частности те, которые рассказывают о приключениях Ахилла и Ифигении. В VI – I вв. до н.э. главным божеством в Северном Причерноморье считался Аполлон. Большое значение приобрели культы Зевса, Афины, Афродиты, Гермеса в различных эпиклезах (Зевс Сотер – Спаситель, Артемида Агротера – Сельская, Афродита Урания – Небесная т.п.). На Боспоре самым популярным был культ Афродиты Урании, в Херсонесе – Девы, в Ольвии и Тире – культ Афины.

В первые века новой эры происходят изменения в пантеоне богов, которые сказались в уменьшении роли божеств и универсализации их функций. В III в. н.э. на Боспоре распространяется христианство, позже происходит и христианизация Херсонеса, хотя наряду с этим долгое время все еще продолжают функционировать отдельные античные культы.

Искусство в Северном Причерноморье было подобным искусству Греции. Как и в Греции, здесь существовали все основные виды этой сферы человеческой деятельности. В северо-причерноморских городах развивалась скульптура, живопись, архитектура, прикладные виды искусства – изготовление украшений, росписи посуды и т.п. Высокого развития получили музыка, литература, театральное искусство. Значительному развитию мастерства причерноморских художников способствовали тесные контакты со Средиземноморьем. Однако, несмотря на это, самостоятельное развитие местной традиции в контакте с культурой окружающих племен способствовал ее самобытности. Особенно ярко это отразилось в скульптуре, монументальной живописи, архитектуре. Скульптура городов античного Причерноморья представлена ​​лучше всех видов искусства. Известно большое количество скульптур малых форм – статуэтки, рельефы, стелы. Отдельное место занимают монументальные произведения. На Боспоре в надгробиях выработался достаточно выразительный местный реалистичный стиль. Именно здесь найдено наибольшее количество скульптурных памятников. Художники стремились к индивидуализации образов, им были присущи реалистичность и мастерство исполнения, которые почти не уступали аналогичным произведениям из Эллады.

Из достопримечательностей, которые лучше сохранились, – погребальные сооружения. Некоторые из них представляют собой шедевры античной архитектуры. Склепы Боспора являются ярким явлением в монументальной живописи.

Эллины умели строить морские корабли, изготавливали красивую посуду на гончарном круге, оружие, украшения и т.п. Греческие мастера пользовались преимущественно металлическими инструментами, широко применяли свинец, олово, серебро, железо. Изделия греков археологи находят в скифских и славянских погребениях. Грекам были выгодны мирные отношения со скифами, сарматами, славянами, потому что у них они выменивали на свои изделия хлеб, кожи, меха и т.п.

Торговые, политические отношения местного населения с греками Причерноморья не могли не сказаться на социально-экономическом, политическом и культурном развитии этого населения. Под влиянием античных городов у скифов формировалась государственность, возникали города и поселения, построенные в греческой градостроительной традиции. Влияние античной цивилизации сказалось и в сооружении крепостей, в изготовлении керамики, высокохудожественных украшений. Наряду со скифами под цивилизационное влияние древнегреческих государств юга Украины подпадали и другие племена, проживавшие тогда на этой территории. В частности, это касается сарматов и антов.

Славяне проживают на территории Европы с I тыс. н.э. Первые сведения о них появляются в трудах римских историков Плиния Старшего, Тацита и Птолемея, византийца Прокопия Кесарийского. Древние авторы называли славян венедами, антами и склавинами или славянами. Происхождение названия «анты» точно не установлено. Наиболее вероятной кажется гипотеза об иранском происхождении этого слова. Оно происходит от древнеиндийского, что означает «конец», «край», «тот, что находится на краю». В таком случае значение слова «анты» – «живущие на окраине».

Они первыми в Украине начали производить посуду на гончарном круге, выжигать ее в специальных печах-горнах, открыли стекольные мастерские. Существует мнение, что на территории антов работали римские ремесленники. Анты вели оживленную торговлю с римскими провинциями, они пользовались римскими монетами.

О быстром распространении среди местного населения прогрессивных методов металлообработки, гончарного ремесла свидетельствует достаточно высокий уровень развития экономики и культуры. Изготавливались украшения из цветных металлов в технике литья. Об этом свидетельствуют находки глиняных тиглей и литейных формочек. Серебряные, золотые, бронзовые украшения анты инкрустировали драгоценными камнями, цветной эмалью. Искусство было важным атрибутом жизни: одежда украшалась вышивками, бытовые вещи – орнаментом. К этой эпохе относят найденные в среднем Поднепровье уникальные серебряные рельефы с изображением человека и фантастических животных мифологического и сказочного характера. Племенной союз антов существовал до начала VII в. Последний раз анты упоминаются византийским автором Феофилактом Симокаттой в 602 году. Он сообщает, что аварский каган послал против антов карательный отряд во главе с военачальником Апсихом. После этого ни в одном письменном документе не упоминаются анты. Зато появляется название «славяне».

Мировосприятие славян было достаточно своеобразным. Оно формировалось под влиянием собственной религиозной системы, социального развития общества, внешних связей, военных походов. Мировоззренческая система обобщила опыт, приобретенный собственным родом, а также вобрала все лучшее, что было у соседей. Игумен Даниил, современник Владимира Мономаха, создал периодизацию славянского язычества и попытался придать ей системное изложение:

1. Культ «упырей» и «берегинь» – дуалистический анализ злых и добрых духов.

2. Культ земледельческих богов «Рода» и «рожаниц». В них олицетворяется сочетание первичной формы материи, «небесной» (Сварога) и «земной» (Рожаниц, матери-земли).

3. Культ Перуна, бога грома и молний, ​​бога войны, покровителя воинов и князей.

Правда, несколько иные трактовки и мировоззренческие позиции можно найти в хронографе славян дохристианского периода – «Велесовой книге». Она рассказывает об уже сложившейся не только мифологически-мировоззренческой, но и религиозной системе.

С середины II тысячелетия до н.э., пройдя несколько стадий, оформился славянский этнический массив – от первой веры в женские божества Сварога-Рода к высшей фазе – сформировавшейся веры.

Этот период так называемой военной демократии характеризуется высоким уровнем развития общества и социальными потрясениями. Но при этом не прерываются, а даже активизируются торговые связи, наблюдается культурный подъем. В степях на курганах устанавливается много каменных фигур, изображавших воина как охранника рода, племени, с рогом тура в руке, гривной на шее, оружием у пояса. Эти изображения, вероятно, были посвящены Велесу, богу изобилия. А возможно, Дажбогу, богу Солнца и урожая, ведь в большинстве скульптур лица напоминают круг, похожий на солнце.

Совершенствуется система земледелия – от подсечного к пахотному. Волхвы разрабатывают аграрно-магические календари, где обобщается накопленный опыт поколений, определяются оптимальные сроки сельскохозяйственных работ, учитываются периоды дождей, которые максимально полезны для яровых. Эти данные были проверены учеными Киевской губернии в конце XIX в. и полностью подтвердились.

Как правило, эти природные явления обусловливали определенные праздники: 2 мая – праздник первых всходов, 4 июня – день Ярилы, 24 июня – Ивана Купала, 12 июля – выбор жертвы Перуну, 20 июля – день Перуна, 7 августа – жатва.

На этом этапе формируются космологические представления о мире, который состоял из четырех частей – земли, двух небесных Сфер и подземно-водной части. О море никаких упоминаний, оно было далеким и чужим.

Земля имела первостепенное значение для славян. «Матери-земле» – кормилице посвящен целый ряд обычаев и обрядов.

Ход звезд по небосводу привлек внимание охотников, они определили, что все звезды, кроме одной – Полярной, находились в движении. Была определена ось звездного неба, ось «мира». Созвездие получили названия зверей: Лосихи, Большой и Малой Медведицы и других.

Относительно подземного мира, то это общечеловеческая концепция подземного океана, по которому ночью путешествует Солнце к другому концу Земли. После крещения Руси между адептами христианства и язычества долго продолжались дебаты о том, кто владеет миром – языческий Род или христианский Саваоф.

Язычество как мировоззренческая система широко представлена ​​в устном народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве: символы Солнца, фантастические звери, обобщенные фигурки воинов, стилизованные воины и т.д. На языческих арках работы мастера Константина (ХII в.) изображены три позиции движения Солнца по небосводу: восход, зенит, закат. На уровне земли находится фигура языческого бога растений Семаргла, а внизу – огромная голова ящера, олицетворяющего подземный мир. Такой видели систему мироздания наши предки.

В народе широко применялись амулеты, обереги. Каждое поселение имело свое святилище – капище. Оно вписывалось в форму круга (по-старославянски круг – хоро, отсюда святилища – хоромы, и, наверное, танцы, которые выполнялись по кругу, – хороводы).

Славянское язычество как сформированная религия вышла на высокие уровни восприятия обществом. Оно соответствовало особенностям мировоззрения народа и поэтому заняло место государственной религии Киевской Руси.

В народном поэтическом творчестве высшие силы – боги – имели человеческий облик, но были наделены большей силой, умением, возможностями и разумом. Эти образы обобщали представление о силе и мудрости народа. Наряду с положительными героями как их антитеза живут герои отрицательные. Они дополняют первых, оттеняют их лучшие качества. Это своеобразный дуализм мировоззрения.

Пантеон языческих богов формируется на основе материалистических представлений, подчеркивает связь человека с окружающей средой. Так, на первом месте стоял Вседержитель, обобщающий Бог, он же Отец природы и Владыка мира, волей которого содержится все и осуществляется управление судьбой всего и всех. Второе место занимали бог света Сварог и его сын Дажбог, Хорс, или Солнце, особо почитаемый на Руси. Это обусловлено тем, что солнце было животворной силой всего живого на Земле. Разновидностями Сварога были Яровит, Руевит, Поревит и Поренут. Они олицетворяли яр – весну, то есть ярость, мужество, молодость, свежесть – возрождение жизни после зимы.

Значительное место после Вседержителя занимал Перун, имя его в переводе со старославянского означает «гром», с греческого – «огонь». По верованиям славян, это был обладатель грома и молний. Выражения «Перун убил», «Перунова стрела» говорили о его неограниченной силе.

Две силы шли по обе стороны человека – Белобог и Чернобог, олицетворявшие добро и зло. Один был рожден светом, другой – тьмой, первый строил, второй разрушал.

Особенно почитались женские божества. Славянские богини, начиная от матери-земли, были очень популярны в верованиях и отражали естественное первенство всего живого на Земле. Наряду с мужским Ладом-Живом всегда стояло женское божество Лада-Жива; изображение их было символом продолжения жизни: младенец, полный колос, виноград или яблоко.

Основной пантеон сопровождала целый ряд божеств: Лель, Леля, Дивания, Дивония, Дана, русалии, домовые, водяные, лешие и другие. У каждого из них люди искали небесной мудрости, обращались за счастьем, гадали, приносили жертвы, каждый был покровителем определенного вида деятельности, рода, семьи. Кстати, для славян не характерно принесение людей в жертву богам.

Вместе с верованием в существ, которые, по мнению славян, были максимально приближены к ним самим, обожествлялись всевозможные духи и силы природы: Солнца, Луны, звезд, града, воздуха, ветра, воды... И особый почет предоставлялся деревьям: каждое символизировало тот или иной род, племя и свято оберегалось всеми, вырубка запрещалась. Этого правила строго придерживались. Больше всего почитался дуб, особенно старый, – символ прочности; ясень посвящался Перуну; клен и липа – символы супругов; береза ​​– символ чистой матери-природы.

Священными считались также птицы и животные. В частности, кукушка – предсказательница будущего; голубь – символ любви; ласточка – судьба человека; вороны – священные птицы; сова – символ смерти и тьмы. Многим птицам приписывалось дар пророчества.

Среди животных священными считались вол и лошадь, а среди насекомых – пчела и солнышко. Ассоциативный ряд понятен и сегодня.

Славяне верили не только в материализованное олицетворение божьей сути, но и в присутствие особой сущности – души, которая, в их понимании, продолжала свое существование после смерти покойника и, в зависимости от добродетелей, становилась или рабом, или добрым духом дерева, птицы, отзывалась добром на зов человека.

Итак, поэтическое творчество славян было максимально приближенным к жизненным реалиям и в поэтической форме отражало стремление к единению с окружающей средой, оберегая его, и передавало в наследство последующим поколениям мысль о том, что добрые силы всегда имеют преимущество над злыми, только мир и согласие сделают возможным достойное продолжение рода.

Источниками украинской музыкальной культуры является древняя культура восточнославянских племен, культурное влияние соседних народов. По мнению ученых, древнейшие проявления музыкального искусства у наших предков наблюдались уже примерно сорок тысяч лет назад. Среди найденных предметов обихода и художественных произведений тех времен встречаются первобытные музыкальные инструменты или их изображения на посуде или драгоценностях.

В Мариупольском могильнике в 1931 г. найдено семь дудочек из птичьей кости периода неолита, а львовская археологическая экспедиции в 1953 г. нашла на стоянке Молодово Черновицкой области флейту из рога северного оленя. Ученые считают, что это самый совершенный из всех известных палеолитических музыкальных инструментов. Он имеет одно продольное искусственное отверстие и четыре поперечных в тонкой, специально обработанной мундштучной части, а в нижней части – еще два небольших отверстия.

Обогащают наши представления о древнем музыкальном инструментарии и археологические раскопки 1952 – 1961 гг. на Мезинской палеолитической стоянке вблизи Чернигова. Здесь ученым удалось найти целый инструментальный комплекс из ударных инструментов – различные кости мамонта, наборный браслет, который «шумит». Они украшены геометрическими узорами, нанесенными красной охрой.

В ходе развития первобытного общества повышаются художественные запросы людей, совершенствование орудий труда сопровождается улучшением качества и разнообразия музыкальных инструментов, увеличением их количества.

На северном побережье Черного моря существовало высокоразвитое искусство античных цивилизаций. Приморские степи заселяли скифы, сарматы и другие племена. Исторические памятники свидетельствуют о тесных художественных взаимосвязях античных городов Причерноморья и племен, заселявших тогдашние украинские земли. Среди археологических находок скифского времени большую ценность имеют ювелирные изделия. В частности, золотая диадема с изображением скифа, играющего на инструменте древнегреческого происхождения – арфе, найдена в начале ХХ ст. в кургане близ села Сахновка на Киевщине. На золотом перстне из Неаполя Скифского (Крым) изображен музыкант, играющий на двойной флейте – также
древнегреческом инструменте.

Музыкальные инструменты местного происхождения скифского периода часто находят при археологических раскопках восточнославянских курганов. Это преимущественно бубенчики разных форм и размеров, изготовленные из железа и серебра. Много их найдено в 50-е годы XIX в. в Александропольском кургане Днепропетровской области. Среди них многочисленные колокольчики, бронзовые бляхи, погремушки и другие. Найдены трезубцы, в конце каждого зубца которых подвешены колокольчики. Аналогичные находки были изъяты из Чертомлыкской могилы под Никополем. Их использовали при освящении жертв, очищении жилья от «злых духов», в погребальных обрядах, шаманских действах.

 

Колокольчики такого типа изображены на римском барельефе, они подвешены на священном дереве возле жертвенника. Искусство скифо-сарматского периода сыграло большую роль в развитии украинской культуры. Среди многих племен, предшествовавших появлению первого украинского государства – Киевской Руси, отличались анты – жители среднего бассейна Днепра и Днестра, лесостепной полосы и черноморских степей. Многочисленные памятники древней материальной культуры, свидетельства иностранных путешественников и первых русских летописцев, устная народная традиция содержат сведения о народных музыкантах-профессионалах, различные виды развитого инструментария, который включал струнные, щипковые, смычковые, ударные и духовые инструменты.

Об этом свидетельствует, в частности, византийский историк Феофилакт Симокат. В своей хронике он указывает на то, что в 583 г. греки захватили в плен трех славян, которые не имели оружия, но держали в руках музыкальные инструменты – гусли.

В воображении тогдашних людей слово, музыка имели магическую силу – силу заклинания многочисленных и грозных явлений природы, от которых зависело само существование человека. Поэтому религиозные обряды язычников включали различные заговоры, заклинания. Ритмичные выкрики, трудовые припевки сопровождали коллективный земледельческий труд, облегчали и координировали ее. Так зародился один из древнейших видов музыкально-поэтического творчества – песня. Постепенно трудовые песни объединены в циклы земледельческих календарных, или сезонных, включавших хороводные, величальные, обрядовые и другие песни, которые исполнялись в разные времена года.

Издавна наши предки создавали и семейно-бытовые песни: на рождение ребенка, выбора его имени, колыбельные, свадебные, похоронные причитания и плачи. Плачи во время похорон вождя выполнялись группой (мужчины и женщины или только мужчины) и имели характер эпического повествования о жизни и заслугах покойного, над близким родственником – в одиночку.

Художественный опыт времен родоплеменной общности на поприще музыкального искусства унаследовало могущественное государство средневековья – Киевская Русь.

Исторические реалии, многочисленные памятники, находящиеся в научном обороте, а также дешифрованные памятники письменности дают возможность, хотя бы на уровне научной гипотезы, отодвинуть рамки возникновения славянского письма примерно до ХVII – Х вв. до н.э.

Достопримечательностью славянской письменности является «Велесова книга». Вокруг нее горячие дебаты продолжались длительное время, сегодня ее текст, признан оригинальным, точно отодвинул дату зарождения славянской письменности почти на двести лет назад. Книга написана алфавитом, близким к кириллице. Но и до этого времени были резы, глаголица, однако, к несчастью, почти все письменные памятники дославянского и славянского периодов выполнены на недолговечном материале, в основном на деревянных дощечках и бересте.

О распространении письменности среди населения свидетельствует тот факт, что надписи встречаются на бытовых вещах: горшках, кувшинах, пряслицах, мечах. Следовательно, тот, кто пользовался этими вещами, и тот, кто их делал, были грамотными. Эта гипотеза подтверждается реальным историческим свидетельством – берестяными грамотами. Тексты их лишний раз подтверждают существенное распространение письменности среди многих слоев населения.

Культура имеет свои законы развития. Для нее характерно и актуально наследие. В этом плане можно утверждать, что украинская культура есть оригинальный синтез автохтонных предшествующих культур и внешнего взаимокультурного влияния. Последнему способствовало географическое расположение Украины на основных путях между Евразией и Азией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.