КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Италия в 1870 по 1914 год
Провозглашение Рима столицей королевства Италия являлось символическим завершением событий. Однако не все проблемы были решены в результате долгожданного превращения Рима в столицу. Острыми оставались внутренние проблемы государства, в частности, это незавершенность политического, административного и культурного объединения страны. На огромной территории страны получили широкое распространение структуры маленького королевства Сардиния. Правящий класс в королевстве был достаточно немногочисленным. В новой Италии объектами противостояния были север и юг страны, города и села государства, католики и миряне, элита и широкие слои населения. Раскол по многим вопросам, наблюдавшийся в различных сферах жизни, был вызван различными и зачастую противоположными устремлениями. Политика. В период с 1861 по 1876 год власть в стране принадлежала представителям правых партии. Парламент, подавляющее большинство мест в котором принадлежало правым силам, переместился из Турина в Рим. Итальянский парламент того времени трудно назвать сформированным на демократических основах, поскольку электоральная база по ряду причин была узкой - 443 члена парламента были избраны голосами 300 тыс. избирателей из 20 млн. населения Италии. Католики не принимали участия в голосовании из-за запрета папы. Парламент практически сразу разделился на два лагеря: правых и левых. Ядро правых политиков составляли депутаты, которые были выходцами из Пьемонта и отстаивали взгляды Кавура, к ним примкнули политики подобных взглядов со всей Италии. К левым относились последователи Мадзини, бывшие республиканцы, а также, гарибальдийцы. На протяжении первых пятнадцати лет правления небольшое количество избирателей, принимавших участие в голосовании, постоянно приводили к власти представителей правых сил. Но стабильности в жизни страны не было. За непродолжительное время сменилось восемь президентов и тринадцать правительств, каждое которых старалось управлять страной по-своему, своеобразно трактуя наследие Кавура. Именно благодаря представителям правых сил, находящие при власти, повсеместно в Италии утвердилась пъемонтская модель управления, которая в очередь была унаследована из Франции. Многие направления политики «Правой» (чрезвычайные меры на Юге, разорявшее крестьян непомерное налоговое бремя, делавшая промышленную буржуазию неконкурентной политика свободной торговли, вызывавший обесценение бумажных денег принудительный курс лиры, выкуп государством железных дорог) сплотили оппозиционные слои, представители которых в парламенте инициировали правительственный кризис. В марте 1876 г. король поручил сформировать правительство «Левой» во главе с А. Депретисом. Он был идеологом трансформизма — процесса постепенного размывания граней между «Правой» и «Левой». Приход к власти «Левой» привел к изменению политического курса. В 1877 г принят закон Коппино об образовании, ратовавший за утверждение бесплатного начального образования, которое должно быть светским и обязательным для всех детей в возрасте от 6 до 9 лет. Новый избирательный закон 1882 г. более чем втрое расширил состав избирателей за счет снижения возрастного и имущественного цензов, количество которых достигло около 2 млн. После смерти в июле 1887 г. Депретиса к власти в качестве премьер-министра и главы двух ключевых министерств — внутренних и иностранных дел — пришел Фр. Криспи. С небольшим перерывом он руководил правительством до марта 1896 г. Основными чертами его политики были верность Германии, колониальные претензии, поддержка со стороны новых средних классов землевладельцев и промышленников, нетерпимость к оппозиции. Политическая карьера Криспи проходила в рядах «Левой», но он был сторонником жесткой политики, о чем свидетельствуют разработанные при его участии и принятые на протяжении 1887—1889 гг. законы, еще более расширившие полномочия центральной исполнительной власти и направленных на ограничение роли парламента и сведения его функций к палате регистрации проектов законов, подготовленных правительством. Министр внутренних дел получил право увольнять префектов, министерства могли быть образованы и упразднены декретом короля, а не парламентским законом, избранных мэров провинциальных и коммунальных советов поставили под контроль вновь образованному органу — провинциальной джунте во главе с префектом. Но были и положительные введения: Криспи реформировал местные органы управления. Количество избирателей, имевших право принимать участие в выборах местных органов власти, было увеличено, выборы мэра были введены в большинстве городов Италии. Кроме того, именно Криспи создал министерство Почтового и Телеграфного сообщения, реформировал функции государства, воспользовался поддержкой Дзанарделли, тогдашнего министра юстиции, и успешно ввел в действие новый уголовный кодекс, создал административные суды, а также предоставил ограниченное право на проведение забастовок. Закон 1889 г. об общественной безопасности ограничил право на собрания, предусмотрел возможность ссылки на поселение заподозренных в политической неблагонадежности. Недовольство политикой государства становилось все более яростным, в обществе все больший авторитет завоевывали новые идеи, в частности все большей популярностью пользовался социализм. Оппозиционное движение существовало уже в начале 80-х годов XIX века, но это движение характеризовалось плохой организованностью и разрозненностью его участников. Анархисты активно действовали на юге страны, на Сицилии в 1890 г. началось бурное развитие движения Фасци, которое было подавлено Криспи в 1895 г. На севере продолжали свое утверждение радикальные взгляды, утвердившиеся здесь еще в 1850 г. Социализм начал укореняться в Романье, где Андреа Коста основал в 1881 г. Рабочую партию, а также газету Л'Аванти. Рабочая партия даже имела двух своих представителей в органах власти, которые прошли в парламент в результате выборов 1882 г. Однако эта партия не основывалась на идеологии марксизма. Только начиная с 1890 г. Антонио Лабриола и другие мыслители всерьёз заинтересовались трудами Маркса, задумав основать социалистическую партию на территории Италии. Несмотря на многочисленные протесты, конгресс рабочих Милана в 1891 г. провозгласил создание Социалистической партии. В 1892 году Турати, Лабриола, Тревес и Прамполини основали Партию трудящихся Италии, которая стала предвестником появления Социалистической партии в 1895 г. В том же году Социалистическая партия получила 12 мест в парламенте и приступила к выполнению своей Краткой программы, которая сплотила демократическое движение в стране. Однако Соцпартия очень быстро столкнулась с проблемой. Дело в том, что Социалистическая партия была создана интеллигенцией и не имела среди своих участников выходцев из народных масс, которые были сторонниками спонтанных и жестких действий. Народ не ассоциировал себя с защитниками своих интересов в парламенте и мало интересовался деятельностью депутатов, которых народ не имел права избрать. Избирательное право оставалось уделом меньшинства. Криспи жестко подавлял любые движения, усилились репрессии: за участие в рабочей манифестации лишили депутатской неприкосновенности и осудили на 3 года тюрьмы социалиста А. Косту. В 1890 г. правительство запретило первомайскую манифестацию трудящихся и одобрительно отнеслось к применению оружия против бастовавших работниц рисовых плантаций и безработных батраков в провинции Равенна, в результате чего трое погибли. Не налаживались отношения с Ватиканом вследствие антиклерикальных мер правительства, которое добилось включения в уголовный кодекс норм, предусматривавших наказание церковнослужителей за деятельность против интересов и целостности государства. Вызвал критику, в том числе в обеих палатах парламента, принятый в 1890 г. объективно прогрессивный закон об общественных благотворительных учреждениях, который предписал создать в каждой коммуне светские конгрегации милосердия. Им надлежало передать средства и имущество всех ранее существовавших благотворительных обществ, «не отвечавших нуждам населения». В администрацию создававшихся конгрегации не могли входить духовные лица. Закон затронул интересы многих частных лиц, использовавших в собственных целях крупные фонды благотворительных обществ, но главное — это был заключительный акт передачи церковной собственности в светские руки. Неудовлетворенность различных слоев общества итогами деятельности правительства привела к отставке Криспи в феврале 1891 г. После отставки Криспи социалистическое движение получило широкую поддержку и доверие среди населения страны. Королю с трудом удалось избежать покушения, волнения захлестнули всю территорию страны. Однако очередной политический кризис был не за горами. Еще с 1889 г. в городах и сельских местностях Сицилии стали создаваться «Союзы ("фаши") трудящихся». В мае 1893 г. «фаши» объединились в Сицилийскую социалистическую федерацию. Она возглавила массовое крестьянское движение, проходившее в форме забастовок и манифестаций, бойкота землевладельцев. Крестьяне протестовали против нарушения латифундистами контрактов с крестьянами-издольщиками о разделе урожая, разорительных налогов. Острота выступлений все более нарастала. Крестьяне начали громить муниципалитеты. Войска применили оружие, погибли 92 демонстранта. В этой обстановке в декабре 1893 г. Криспи вновь призвали к власти. Правительство ввело в Сицилии осадное положение. Сицилийскую социалистическую федерацию распустили, а ее руководителей отдали под военный трибунал и приговорили к многолетнему тюремному заключению. Около 2 тыс. членов «фаши» сослали под надзор полиции. Подавление движения сицилийских крестьян не остановило репрессии. В ответ на акты индивидуального террора со стороны анархистов — 16 июня 1894 г. произошло покушение на самого Криспи, а 24 июня итальянский анархист С. Казерио убил французского президента Сади Карно — парламент принял 3 закона. Первый касался хранения взрывчатых веществ и был направлен против террористов, второй — усиливал наказания за восхваление в печати террора и подстрекательство солдат к неповиновению, третий — запрещал ассоциации и собрания, имевшие целью «низвержение существующего социального строя путем насильственных действий». Социалистическую партию итальянских трудящихся, примыкавшие к ней профессиональные лиги, палаты труда, кассы взаимопомощи и даже просветительские кружки распустили. Для внешней политики периода правления Криспи характерно усиление экспансии в Африке. В течение 80-х годов Италия захватила на побережье Красного моря ряд номинально принадлежавших Турции территорий и в 1890 г. образовала из них колонию Эритрея. Использовав ее как плацдарм, итальянский экспедиционный корпус в 1895 г. развернул наступление против Эфиопии. Население этой страны в патриотическом подъеме объединилось вокруг императора Менелика II, что решающим образом сказалось на исходе войны: в марте 1896 г. в сражении при Адуа итальянцы потерпели сокрушительное поражение. Италия признала полную независимость Эфиопии. Крах колониальной авантюры потряс Италию, и Криспи окончательно ушел с политической арены. С 1896 г. Италия сблизилась с Францией, но также пыталась заручиться поддержкой и Германии. В 1898 г. казалось, что страна находилась на пороге нового взрыва. Генерал Пеллу подавил восстание на юге страны, половина страны вынуждена была отныне жить по закону военного времени. Страшные события произошли в Милане, где правительственные войска открыли огонь по толпе, убив более 100 мирных жителей. Этот период вошел в историю под названием периода «Белого Террора». Переходное правительство Саракко изо всех сил старалось восстановить спокойствие на итальянских землях, но в июле 1900 г. в Монце руками анархиста, желающего отомстить за события в Милане, был убит король Умберто I. Новым королем стал Виктор-Эммануил III заверил Италию, что конституционные принципы останутся нерушимыми, в стране будет восстановлен мир и обеспечено единение всех людей доброй воли. Эта декларация нашла подтверждение в самом факте отказа от репрессий в связи с убийством короля и амнистией 10 тыс. заключенных. Экономика. Отставание королевства Италия от других стран Европы стало огромным к 1870 году. Большую часть населения страны по-прежнему составляли крестьяне, больше половины, а именно 60% населения страны, обеспечивало себе существование, работая на земле. В экономической сфере правительства «Правой» обеспечили создание единого национального рынка. Введение общегосударственной таможенной системы и отмена внутренних таможенных барьеров стимулировали международный торговый обмен и развитие местной промышленности. На всю Италию распространили денежную систему Пьемонта — лиру. Это позволило укрепить положение Италии на международном финансовом рынке: в 1865 г. она вместе с Францией, Бельгией и Швейцарией создала Латинский денежный союз. Внутри страны потребности государства и развивающегося капитализма удовлетворяла сеть крупнейших банков, среди которых «Банка национале» распространил деятельность на всю территорию королевства. Национальное объединение потребовало огромных затрат. Военные расходы поглотили свыше четверти бюджетных ассигнований. Королевство приняло на себя все государственные долги вошедших в его состав территорий и обязалось выплачивать пенсии чиновникам, состоявшим на службе свергнутых правительств. Поэтому правительствам «Правой» пришлось заняться укреплением финансово-экономического положения страны. Для покрытия издержек страна прибегла к займам. К 1876 г. государственный долг Итальянского королевства вырос более чем в 3,5 раза по сравнению с 1860 г. и составил вместе с процентами более 9,1 млрд лир, что в 8 с лишним раз превышало величину доходной части бюджета. Другим источником накопления средств стали налоги, в том числе косвенные, особенно обременительные для беднейших слоев населения. Налоговая система была унифицирована: на всю страну распространили ставки, действовавшие в Пьемонте. Поскольку в других частях королевства до объединения многие из налогов, аналогичных пьемонтским, не взимались или были меньшими по размеру, там резко возросли налоговые сборы. Лишь налог на сделки с недвижимостью увеличился в Ломбардии и землях Центральной Италии в 1,5 раза, а на Юге — в 8 раз. В целом с 1862 по 1876 г. налоговые поступления возросли в 2,5 раза, что позволило оздоровить государственный бюджет и обеспечить превышение доходов над расходами, но за это расплачивалось население. Массовая распродажа государственных и конфискованных у церкви земель практически завершилась в первые годы XX в. В общей сложности было отчуждено и продано около 2,5 млн га земли за 1 млрд лир. В целях сохранения бюджетных поступлений и в то же время смягчения недовольства населения «Левые» отменили налог на помол, сократили налог на соль и поземельный налог, хотя тут же ввели налог на производство и потребление сахара. В 1883 г. вступил в силу закон об отмене принудительного курса лиры, что способствовало приливу иностранного капитала в Италию. В 1885 г. парламент одобрил закон, по которому государство, сохранив собственность на большую часть железнодорожных линий, передало их в эксплуатацию трем компаниям. На протяжении 80-х годов был завершен переход к протекционизму во внешней торговле. Ввозившиеся в Италию готовые изделия и полуфабрикаты облагались пошлинами в размере от 10 до 40% их стоимости. Это избавило промышленность Севера от иностранной конкуренции и сделало ее внутри страны монопольным поставщиком фабричных товаров. За это пришлось расплачиваться углублением аграрного кризиса на Юге: продукция экспортных отраслей сельского хозяйства (цитрусовые, вина, оливковое масло) потеряла выход на иностранные рынки и упала в цене. Что касается производителей зерна, то в 1887 г. правительство ввело ввозные пошлины на пшеницу, что, кроме экономических последствий, имело своим результатом сближение латифундистов Юга с буржуазией Севера. Введение в 1887 г. высоких протекционистских тарифов способствовало интенсивному развитию фабричного производства, но имело и оборотную сторону. Развернулась настоящая таможенная война с Францией. Разрыв с ней торговых отношений усилил затяжной кризис в промышленности, строительстве, банковском деле, аграрном секторе. Массовое разорение крестьян привело к росту эмиграции. В 1886—1890 гг. Италию ежегодно покидало более 221 тыс. человек. Большое беспокойство вызывало отставание Италии в индустриальном плане, в особенности перед лицом Европы, втянутой в индустриальную революцию на протяжении полувека. В общем, производство Италии в то время еще не переступило стадию существования мануфактуры. Отставание промышленности можно объяснить отсутствием достаточного количества железа и угля, недостачей капитала и ненадлежащим развитием инфраструктуры. Тем не менее, необходимость превратить Италию в индустриально развитую страну стала насущной для большинства реформаторов, кроме того, в период единства Италии для дальнейшего развития были заложены все основания. Речь идет, прежде всего, о деятельности правительства и присутствии иностранного капитала на территории Италии. Так, например, британские инвестиции работали на Сицилии и в Венетии, французские инвестиции были вложены в промышленность Пьемонта и Неаполя, немецкие и швейцарские инвестиции работали в Ломбардии, бельгийские — в Риме. Именно присутствие иностранного капитала на территории Италии позволило построить сеть железных дорог и проложить трамвайные пути, кроме того, иностранные инвестиции способствовали расширению использования газа, а также развитию судостроительной и текстильной промышленности. Иностранный капитал являлся своего рода трамплином для устаревшей промышленности. Всякие преобразования были возможными при условии, что политический выбор сопровождался изменениями в обществе. Итальянское общество конца XIX века можно назвать традиционным и архаическим.Все правые и левые правительства, сменявшие друг друга при власти вплоть до 1876 года, стремились создать условия активного экономического развития. Первым этапом на пути экономического развития была унификация рынка Италии и отмена таможенных барьеров по всей стране. За этим последовало введение единой денежной монеты на территории Италии, до этого на территории Италии ходили четыре монеты (пьемонтские и тосканские лиры, австрийский флорин, неаполитанский дукат). В период с 1861 по 1870 год произошла замена пьемонтской лиры. В период с 1861 по 1880 год новые правители прилагали множество усилий для создания прочной промышленной инфраструктуры. Прежде всего, неоценимое влияние на создание инфраструктуры оказали иностранные инвестиции, благодаря которым стало возможным создание сети железных дорог. В 1861 году было построено 1623 километра железной дороги, в 1900 году территорию Италии пересекали 16 053 км железных дорог. Вначале итальянское государство попыталось взять инициативу в свои руки, но вскоре ему пришлось отступить перед наплывом иностранного капитала в эту отрасль. Другим сектором, куда активно вмешивалось правительство, была судостроительная промышленность, развитие которой было необходимым условием развития торговли. Строительство дорог, водопроводов и газопроводов было прерогативой иностранных компаний. Параллельно государство старалось найти новые источники финансирования развития промышленной инфраструктуры. Государство в первую очередь увеличило налоги, в результате чего они стали одними из самых высоких в Европе. Кроме того, источником доходов государства стала конфискация домениальных и церковных земельных наделов, наконец, третьим источником финансовых поступлений для государства стали займы, которые, начиная с 1885 года, подписывались в Италии, а не за границей. Экономическое развитие Италии происходило в сложной ситуации. В это время разразился экономический кризис в США 1866 года, кроме того, Италия страдала от конкуренции с Соединенными Штатами в сельскохозяйственной сфере. В 1880 году в Европе началась глубокая депрессия. Сельскохозяйственный кризис 1880 года оказал губительные последствия на производство зерновых на территории Италии. Помимо этого, сократилось производство кукурузы, а также размер тутовых плантаций. Сельское хозяйство, которое занимало доминирующее положение в экономике Италии, вступило в период упадка, который привел к парализации всякой инициативы. Меццоджорно (юг) заплатил самую высокую цену в наступившем периоде кризиса. Именно с территории юга страны началась волна восстаний и переселения. В частности, в 1888 году территорию страны покинули 135 000 жителей, что в три раза превышает цифру переселенцев в 1861 году. Что касается выступлений, то они стали привычными для этой местности. В 1889 году неотъемлемым атрибутом развития страны стала тарифная война с Францией, которая негативно сказывалась на экспорте вина с территории Сицилии. Именно в этой атмосфере недовольства совсем молодая социалистическая партия призвала к созданию обществ сицилийских рабочих, большинство в составе которых должны были составить сельскохозяйственные работники. Восстание этих объединений было подавлено в 1894-1895 годах. Именно в этот период на территории Италии сложилась благоприятная обстановка для активизации процесса индустриализации. Большие объемы капиталовложений были переориентированы из сельскохозяйственной сферы в отрасль промышленности. Благодаря этим капиталовложениям текстильная промышленность, а именно производство хлопка, увеличилась в несколько раз. Металлургические отрасли стали получать железные руды с острова Эльба. Благодаря протекционистской политике государства, подобно текстильной промышленности, металлургическая промышленность смогла сделать большой шаг вперед. Другие отрасли промышленности все же развивались более медленными темпами. Механическая промышленность по-прежнему не могла преодолеть проблему отсутствия квалифицированных кадров. С целью защиты этой молодой отрасли промышленности государство в 1887 году ввело в действие протекционистский тариф. Однако такая политика привела к началу тарифной войны между Италией и Францией, войны, которая оказалась губительной для экономики Италии, превратив период с 1888 по 1894 год в черный период истории экономики этой страны. Политические последствия экономических проблем проявились в социальных столкновениях, которые к концу столетия начали внушать серьезные опасения по поводу возможности разгорания настоящей революции. Италия в период правления Джолитти с 1900 по 1914 год Период в истории Италии с 1900 по 1914 год принято называть Джолиттийским, несмотря на то, что сам Джолитти не был непрерывно главой совета в этот период. Дело в том, что даже если во главе правительства находился Луццатти или Фортис, именно Джолитти стоял за их спиной и фактически правил страной. Правительство Саракко в феврале 1901 г. правительство ушло в отставку. Это расчистило путь новому, реформистскому, курсу во внутренней политике. Попытка его реализации связана с именем Дж. Джолитти. Он играл ключевую роль в пришедшем к власти в 1901 г. либеральном правительстве сначала в должности министра внутренних дел, а затем, после отставки в 1903 г. премьер-министра Дзанарделли, в качестве его преемника. Он трижды (в 1903—1905, 1906— 1909 и 1911 —1914 гг.) занимал пост главы правительства. Все это время Виктор-Эммануил III провел бок о бок с Джолитти. Виктору-Эммануилу III исполнился 31 год, когда был убит его отец. Молодой человек отличался скромностью и сдержанностью, в то же время он проявлял большую открытость относительно экономических и социальных проблем по сравнению с Умберто I. В любом случае, он оставался верным правящей династии Савойи и изо всех сил старался сохранить власть этой династии на территории всей Италии. Именно это в конечном счете влияло на принятие им тех или иных решений по ключевым вопросам, в частности, относительно вопроса по поводу вступления Италии в войну и его отношения к фашизму. Убежденность главы правительства в необходимости демократических преобразований исходила из понимания опасности массового движения народных масс для существовавшего общественного строя. Борьба трудящихся с капиталистической системой, по мнению Джолитти, представляла собой «разрушительный ураган, угрожающий судьбам родины». Ввиду этого обязанностью государства должно стать осуществление «умиротворяющей и подчас даже примиряющей деятельности» в столкновениях между трудом и капиталом, а задачей правительства — быть «беспристрастным покровителем» всех классов общества. Установить общественное согласие Джолитти намеревался путем налаживания сотрудничества между промышленниками и рабочими, с одной стороны, между правительством и социалистами — с другой. Экономическую базу такого социального союза Джолитти видел в хозяйственном подъеме страны. «Благосостояние трудящихся классов, — подчеркивал Джолитти, — неразрывно связано с процветанием сельского хозяйства, промышленности, торговли, потому что только там, где имеются в изобилии капитал и труд, могут быть высокие заработки и хорошие условия труда». Джолитти был сторонником левых конституционных политических сил, но при этом совершенно не имел четкой политической принадлежности к одной из партий. Неотрансформизм Джолитти основывался на наследии Депретиса и Криспи и был адаптирован к новому времени. «Ни реакции, на революции», таковым был девиз, который нравился представителям правящего класса. Целью Джолитти было приобщение к политической жизни страны широких масс населения, которые до этого были крайне неорганизованны и не имели представительства в парламенте. Особое внимание отныне уделялось католикам и сторонникам социализма. В 1912 году в результате проведения избирательной реформы количество избирателей увеличилось вдвое, что позволило 52 социалистам и 50 католикам пройти в парламент. Кроме того, Джолитти никогда не боролся открыто с организациями трудящихся, которые выходили на забастовки в периоды кризисов. Он предпочитал дождаться, когда движения трудящихся сами себя исчерпают и члены профсоюзов разделятся на реформистов и радикалистов. Вскоре именно это и произошло. Джолитти прилагал огромные усилия для установления политической стабильности в регионе, но за благими деяниями его правительства тянулся шлейф коррупции и кумовства его подчиненных. Система Джолитти отнюдь не способствовала приобщению большинства итальянцев к демократическим ценностям, несмотря на то, что он выступал за интеграцию католиков и социалистов во все отрасли жизни общества. В отношениях между Церковью и государством произошел ряд изменений в начале столетия. Антиклерикализм отступил и не был отныне «самоцелью». Джолитти старался интегрировать католиков во все отрасли жизни общества, что было одной из черт его политики неотрансформизма. В 1913 году был провозглашен принцип широкого избирательного права (практически всеобщего), что сделало невозможным альянс между правительственными партиями и католиками для сохранения за собой большинства и привело к подписанию «пакта Джантилони». Этот пакт позволял либеральным кандидатам получить поддержку католиков, в том случае если эти кандидаты брали на себя обязательство защищать проекты, которые отвечали христианским принципам. Таким образом, произошла успешная интеграция католиков в политическую жизнь Италии. Однако участие католиков в политической жизни страны привело к ожесточенной антиклерикальной реакции среди представителей левых сил. Правительства Джолитти покровительствовали ведущим отраслям промышленности, предоставляя им субсидии и государственные заказы, укрепляли бюджет страны, развивали сеть железных дорог, увеличивали торговый флот, строили новые и модернизировали старые порты. В целях поддержки отечественной промышленности была сохранена протекционистская система. В интересах промышленного производства заключались торговые соглашения с Германией, Австро-Венгрией, Швейцарией, Бразилией и рядом других стран. Всемерно поощрялся приток иностранного капитала. Прогрессивный либеральный курс слился с экономическим подъемом. За 1897—1914 гг. стоимость валовой промышленной продукции возросла в 2,4 раза, а национальный доход увеличился в 1,9 раза. Некоторым категориям рабочих машиностроительной и металлургической промышленности, морских портов и торгового флота повысили заработную плату, что отразилось на расширении внутреннего рынка. Джолитти ловко действовал в отношениях с движением трудящихся. С одной стороны, он старался улучшить социальные условия сельского и городского рабочего класса, с другой стороны, он умело использовал раскол в рядах социалистов и членов профсоюзов, побудив покинуть ряды этих сил самых умеренных их членов. В социально-политической сфере механизмом предотвращения революционного взрыва был радикальный пересмотр методов управления и существующего законодательства, что, согласно концепции Джолитти, устранило бы причины недовольства и способствовало бы утверждению социального мира. Прежде всего глава правительства все ассоциации трудящихся признавал допустимыми — в пределах существующих законов — забастовки и рабочие организации. В 1901 г. правительство отказалось от вмешательства в 600-тысячную стачку батраков, поскольку исходило из джолиттианского признания законности экономических конфликтов. Парламент поддержал правительство, социалистические депутаты также проголосовали за вотум доверия. Но в то же время Джолитти решительно выступал против забастовок государственных служащих. Когда в 1902 г. забастовали железнодорожники, правительство ввело на железных дорогах военное положение, что вынуждало рабочих и служащих приступить к работе, но одновременно побудило владельцев частных компаний повысить, хотя и с помощью государственных субсидий, заработную плату «во имя сохранения общественного порядка». Запрет на забастовки подтвердил и закон 1905 г. о передаче всех железных дорог в руки государства. В 1908 г. вопрос о правах государственных служащих был решен окончательно: им разрешили образовывать ассоциации, но запретили забастовки. Отказ от репрессивных мер сопровождался восстановлением свободы печати, собраний, манифестаций, деятельности экономических, политических и религиозных организаций. Еще одним важным достижением Джолитти стало расширение состава электората. Избирательная реформа 1912 г., как отмечалось выше, распространила избирательное право на всех мужчин, достигших 30 лет и на 21 -летних, грамотных либо отбывших воинскую повинность. В связи с этим избирательное право получили 8,6 млн человек вместо 3,3 млн, т. е. количество избирателей выросло с 9,5 до 25,5% всего проживавшего в стране населения. Закон устанавливал жалованье депутатам в размере 6 тыс. лир в год. Джолитти обеспечил проведение ряда реформ в социальной сфере. В 1902 г. парламент принял закон, регулирующий использование детского и женского труда. Его общественная значимость определялась тем, что женщины и дети составляли 40% от общего количества занятых в итальянской промышленности. В соответствии с законом разрешили принимать на производство детей с 12-летнего возраста (прежде с 9 лет). Подросткам моложе 16 лет установили 11-часовой рабочий день. Запретили использовать женщин и детей на подземных работах. Продолжительность рабочего дня женщин составляла 12 часов. Работницы получили право на отпуск в связи с родами. Всем рабочим — и мужчинам и женщинам — предоставили обязательный воскресный отдых. В 1905— 1906 гг. ввели 10-часовой рабочий день. Джолитти выступил с инициативой создания обществ взаимопомощи, кооперативов и федераций, во главе которых находились представители рабочей аристократии, которые получили, таким образом, возможность участвовать в решении дел государства. Чтобы увеличить емкость рынка труда, расширили масштабы общественных работ путем предоставления государственных заказов производственным и сельскохозяйственным кооперативам. С целью сбора и распространения информации по проблемам труда и его отношения с капиталом в июне 1902 г. учредили Бюро труда при министерстве сельского хозяйства, промышленности и торговли. Джолитти поддержал принятый в 1911 г. закон о передаче государству начальных школ и наделении провинциальных школьных советов правом открывать новые учебные заведения и набирать учителей. В области пенсионного обеспечения и социального страхования мало что изменилось. Принятый еще в 1898 г. закон об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве затем распространили на рабочих мелких строительных предприятий, и тех кто работал на сельскохозяйственных машинах, но остальные сельскохозяйственные рабочие по-прежнему оставались без денежных пособий в случае производственного травматизма. В 1912 г. вошел в силу закон о государственной монополии страхования. Но учреждение в соответствии с ним Национального института страхования ставило целью не улучшение социального обеспечения трудящихся, а перекачку капитала из частных компаний в руки государства, которое к началу 1913 г. сосредоточило около 42% итальянского страхового капитала. Отсутствие действенных законодательных гарантий объясняет, почему в 1915 г. только 11 % рабочих были обеспечены страхованием от несчастных случаев на производстве. В 1915 г. в силу сохранения добровольного принципа страхования только 6% трудящихся могли получать пособия по болезни и 2 % имели право на пенсию. В 1902—1904 гг. парламент принял ряд законов в интересах Юга. Они предусматривали крупные денежные ассигнования на осуществление таких программ, как промышленное развитие Неаполя, строительство водопровода в апулийских провинциях, комплексное развитие Базиликаты (официальное название региона, обычно именуемого Лукания, на юге Апеннинского п-ова), включая восстановление лесов, упорядочение водного режима, борьбу с оползнями, оздоровление населенных пунктов, строительство узкоколейных железнодорожных линий и грунтовых дорог. В 1906 г. законодательно предусмотрели дополнительное железнодорожное строительство на Сицилии. В качестве чрезвычайной меры отменили налог с сельскохозяйственной продукции южных районов, снизили налоги с недвижимой собственности, учредили государственные кассы сельского кредита. Тогда же приняли закон об оказании помощи пострадавшим от извержения Везувия и землетрясения в Калабрии. Эти и подобные им меры, несмотря на их значимость, не ликвидировали образовавшуюся пропасть между двумя частями государства, поскольку не решали земельного вопроса и не затрагивали социальной структуры и политических порядков в этом регионе. Если 1912 год и считается вершиной существования джолиттийской системы, то именно в этот период произошло проявление слабых сторон политики Джолитти, которые в конечном счете сыграли роковую роль для существования этой политической системы. Радикализация социалистической партии, непринятие крайне левыми и антиклерикальными либералами «пакта Джантилони» привели к развалу существующей модели. Прежде всего, либеральное движение критиковалось со стороны политического течения, которое приобретало все большую поддержку среди населения, а именно со стороны национализма. Активизация националистического движения произошла вследствие войны в Ливии. Националистическое движение сопровождалось неосознанными стремлениями его участников, жизненным порывом и стремлением к могуществу, которые могли придать Итальетте утраченную ею силу. Ориани был первооткрывателем этого движения, предвещая Италии будущее империи. Коррадини занялся структурированием и переработкой высказанных доктрин. В частности, он приложил к политике теорию Дарвина, а именно борьбу за существование, кроме того, он был у истоков разделения наций на плутократические и пролетарские. По его мнению, Италия, как пролетарская нация, должна завоевать свое место под солнцем, используя свои демографические силы. Италия, позволяя своим гражданам покидать территорию страны, понемногу позволяла своим людям терять их национальную итальянскую сущность. Завоевания новых земель и колонизация позволят решить эту дилемму. Националистическая ассоциация Италии и ее печатный орган «Идеа национале» способствовали распространению этих взглядов среди населения. Другое националистическое течение появилось на территории Флоренции под руководством Джованни Папини и Джузеппе Преццолини; их печатным органом было «Воче». Эти политики настаивали на развитии культурного аспекта национализма и отказывались принимать участие в политических играх. Маринетти и Д'Аннунцио стали проповедовать национализм, который неразрывно был связан с войной, скоростью, жестокостью и современностью, отбрасывая все, что представляло классическую культуру. Это движение, сформировавшееся вокруг нескольких политиков, собрало вокруг себя также художников, поэтов и скульпторов. Несмотря на небольшое количество сторонников, националисты играли важную роль, поскольку они получили поддержку представителей деловых кругов. Вокруг националистов сформировалась разнородная коалиция, в состав которой входили интеллигенты, различные представители мелкой буржуазии. Однако в 1914 году националисты были далеки от того, чтобы представлять собой настоящую угрозу для существования системы. Либеральный курс Джолитти необратимо изменил экономическую ситуацию и социально-политический климат в стране, но не смог в полной мере решить стоявшие перед ней проблемы. Нестабильно развивалась экономика. Под воздействием мировой, экономической конъюнктуры и Ливийской войны, расходы на которую составили более 1 млрд лир, промышленность поразили кризисные явления. Среднегодовой рост продукции, достигавший 6,7% в 1896—1908 гг., снизился до 2,4% в 1908—1913 гг. Возросшая безработица повлекла за собой эмиграцию: только в 1913 г. из страны выехало почти 873 тыс. человек (2,5% населения страны). Не сбылось намерение Джолитти осуществить социально-политическое единение буржуазии и промышленного пролетариата, чтобы на этой основе упрочить буржуазно-демократический режим. Об этом свидетельствует рост классовых столкновений. В первое четырехлетие 12-летней «эры Джолитти» (1903—1906 гг.) в 3107 забастовках участвовали 609 тыс. человек, в завершающее (1911 —1914 гг.) — в 3613 забастовках выступили 955 тыс. рабочих. Диспропорции в развитии Юга и Севера, как и вообще социально-экономические отношения на селе, по-прежнему остались острой проблемой. В 1903—1906 гг. сельскохозяйственные рабочие бастовали 692 раза с участием 280 тыс. человек, а в 1911 —1914 гг. при несколько меньшем числе забастовок (544 трудовых конфликта) число бастовавших выросло до 356 тыс. Свою политику Джолитти вынужден был соизмерять с требованиями и платформами различных партий, включая социалистов, радикалов, республиканцев. Тактику компромиссов он использовал и при подготовке к парламентским выборам 1913г. Для Джолитти проблема состояла в том, что избирательная реформа 1912 г. включила в состав избирателей большое число неграмотных крестьян, раньше стоявших вне политики. Чтобы заручиться их голосами, Джолитти согласился на поддержку Итальянского католического избирательного союза. Во вновь избранном парламенте либералы, большей частью джолиттианцы, получили 304 места, другие партии — 283 (социалисты 79, «крайняя левая» 169, католики 29, националисты 6). В марте 1914 года Джолитти натолкнулся на противодействие со стороны левых и консерваторов, когда обратился в парламент с предложением увеличить размер налогов, чтобы компенсировать затраты государства на войну в Ливии. В новом составе депутатского корпуса Джолитти лишился поддержки социалистов. Большинство депутатов проголосовало против внесенного Джолитти законопроекта об обязательном совершении гражданского бракосочетания до церковного. Более того, поддерживавшие раньше Джолитти радикалы перешли в оппозицию. Столкнувшись с отказом сотрудничать с ним, он начал действовать, используя привычную тактику, которая на этот раз состояла в его намерении покинуть свой пост и назначить своего преемника королем, в данном случае выбор пал на Саландру, затем он собирался дождаться более благоприятных для себя условий. Джолитти 14 марта 1914 г. подал в отставку. Уход Джолитти с поста премьер-министра означал завершение названной его именем либеральной эры. События лета 1914 года позволили Саландре и его команде удержаться при власти, а вместе с ними власть смогло сохранить националистическое крыло буржуазии. Пришедшее к власти правительство возглавил представитель южных землевладельцев умеренный либерал, последователь идей Исторической правой А. Саландра. Ему предстояло руководить правительством до октября 1917 г. Правительство Саландры действовало в атмосфере широкого недовольства народных масс. 7—14 мая 1914 г. по стране прокатилась общенациональная волна забастовок и манифестаций, уличные выступления сопровождались столкновениями с полицией. В крупных промышленных центрах — Риме, Флоренции, Милане и многих других — была парализована экономическая жизнь, в областях Романья и Марке возникли «комитеты единства» социалистов, республиканцев, анархо-синдикалистов и анархистов. Социальный конфликт отражал серьезный политический кризис предвоенной Италии. Другим его проявлением стало противостояние нейтралистов (их лидером был Джолитти) и интервентистов (этот лагерь во главе с Саландрой объединил республиканцев, радикалов, националистов, социал-реформистов) — сторонников участия Италии в войне вместе с Антантой. Последние одержали верх, и правительство 26 апреля 1915 г. подписало в Лондоне секретный договор, согласно которому Италия в обмен на гарантии территориальных компенсаций обязалась вступить в развернувшуюся мировую войну на стороне держав Антанты. Экономика конца XIX- начала XX в. Италии нужна была полная реорганизация банковской системы, которая потерпела крах в 1890 и 1894 году. В 1893 году была произведена реорганизация Банка Италии, который обогнал другие банки старых государств, в частности Банк Сицилии и Банк Неаполя. Что касается частных банков, то лишь немногие смогли устоять в беспокойные годы предыдущего десятилетия. Именно немецкий капитал пришел на помощь итальянским банкам. Немецкий банк Bleichroder, который принадлежал бывшему банкиру канцлера Бисмарка, вложил свои средства в восстановление в Милане в 1894 году Итальянского коммерческого банка. Другая группа немецких банков создала в Генуе Банк итальянского кредита (Banca di credito italiano) вместо прекратившего свое существование Генерального банка (Вапса generale). Без сомнения, огромную роль в событиях 1914 года сыграет внушительная доля немецкого капитала, вложенного в итальянские банки, а значит, и в развитие экономики страны (судоходные компании, вооружение). Такая реорганизация банковской системы страны позволила оздоровить финансовую ситуацию в стране. В 1898 году в государстве, наконец, был принят сбалансированный бюджет. Лира упрочнила свои позиции, и Джолитти в 1903 году решил конвертировать государственный долг. Наконец, были созданы предпосылки для экономической европейской экспансии. Полуостров успешно воспользовался удачной конъюнктурой, что позволило ему совершить «индустриальный прорыв». С объединением страны процесс внедрения капиталистических форм производства приобрел общенациональный масштаб и проходил достаточно быстро. Такое положение обусловил ряд благоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. В экономическую жизнь страны решительно вмешивалось государство, проводившее политику ускоренной индустриализации и в этих целях установившее режим таможенного протекционизма, государственных заказов и прямого субсидирования таких ключевых отраслей, как хлопчатобумажное и сахарное производство, судостроение, металлургия. В 1902 г. правительство выкупило у бельгийской компании железнорудные разработки на о. Эльба и безвозмездно передало их группе итальянских промышленников, вскоре образовавших металлургический консорциум «Ильва». Огромное внимание уделялось развитию транспортных коммуникаций. С 1865 по 1900 г. протяженность железнодорожных линий увеличилась почти в 4 раза, а самое главное — железные дороги были реорганизованы в две параллельные сети, связавшие Север и Юг Апеннинского полуострова. Это явилось важной предпосылкой складывания национального рынка. Итальянская экономика широко использовала зарубежные инвестиции — накануне Первой мировой войны иностранные капиталовложения в стране достигли 1,5 млрд лир. Французский финансовый капитал доминировал в банках «Итальянский кредит», «Итальянское банковское общество». Производственные и коммерческие интересы прочно связывали металлургическую фирму «Ансальдо» с французским объединением «Шнейдера». Свои отделения в Италии имела английская фирма «Виккерс», производившая вооружение. В экономике значительную роль играли Коммерческий банк и Кредитный банк, основанные в середине 90-х годов при немецком участии. Экспансия иностранного капитала имела и позитивнее стороны: ей сопутствовало привнесение в итальянскую промышленность передовых форм и методов организации производства. Началась его монополизация. Химическое производство контролировали группировки «Монтекатини» и «Пирелли». В железоделательной промышленности господствовали компании «Терни» и «Ильва». Автомобильные фирмы «Фиат» и «Ланча» заняли достойное место в европейском автомобилестроении. В 1910 г. производственно-технический потенциал Италии позволил приступить к строительству дредноутов, а в начале Первой мировой войны — и сверхдредноутов. В промышленном секторе старые отрасли — текстильная и пищевая промышленность, горное дело, то есть основные отрасли итальянской промышленности, после 1900 года сократили темпы своего развития. Однако они по-прежнему оставались на первых позициях по объему производства и вовлечению рабочей силы. Такие отрасли, как химическая промышленность, цветная и черная металлургия, сделали в этот период огромный шаг вперед в своем развитии. Успехи индустриализации были заметны в Италии: выплавка чугуна, например, с 1902 по 1913 г. увеличилась в 2,4 раза. Но этот уровень был далек от достигнутого передовыми европейскими странами: стали и железа производилось в 14 раз меньше, чем в Германии, в 8 раз меньше, чем в Англии, в 7 раз меньше, чем во Франции. В преддверии Первой мировой войны доля тяжелой индустрии составляла не более 30,6% всей произведенной продукции. Лишь 7% предприятий относились к крупным с числом рабочих от 100 до 1000 человек, а 90% представляли собой мелкие и мельчайшие ремесленные мастерские с десятком и менее работников. Италию отличала резкая диспропорция в уровне промышленного развития Севера и Юга. До 71 % крупных предприятий размещались в северных районах страны, особенно в промышленном треугольнике Милан — Турин — Генуя. Если до 1900 года наблюдалась стагнация, то в период с 1900 по 1915 год в сфере экономики произошла заметная активизация. Тем не менее, именно сельское хозяйство по-прежнему оставалось тем сектором экономики, который составлял больше половины национального ВВП. Сельское хозяйство оставалось достаточно трудно модернизируемой отраслью, что привело к меньшему размеру национального дохода на душу населения в Италии в 1915 году, по сравнению с Францией и Англией. В 1911 г. 54,3% населения Италии занималось сельским хозяйством. Лишь в Северной Италии сложились крупнокапиталистические сельскохозяйственные предприятия, которые давали значительную часть продукции. Паданская долина, занимавшая не более 13% всей сельскохозяйственной и лесной площади полуострова, производила почти 30% валовой продукции земледелия страны. Большая же часть аграрного сектора оставалась в состоянии застоя. Из более чем 10 млн занятых в сельском хозяйстве только 1,8 млн владели земельной собственностью, 3,2 млн являлись арендаторами и испольщиками, 5,1 млн составляли наемные рабочие: поденщики и батраки. Из числа собственников только 250 тыс. владели более чем 8 га земли. Мелкое крестьянское хозяйство отличала неэффективность. В первые годы после объединения в Тоскане, чтобы снабдить продуктами одну семью, не занимавшуюся земледелием, требовался труд трех семей крестьян-испольщиков. В 1880 г. средний сбор пшеницы с гектара в Италии был в 2,9 раза меньше английских показателей, в 2 раза уступал голландским и германским, в 1,8 раза — бельгийским. Урожайность зерновых в предвоенные годы в среднем по стране едва достигала 10— 11 центнеров с га, а в южных районах всего 3—5 центнеров. И хотя в целом по стране урожайность зерновых культур возросла, продовольствия не хватало. Сфера обслуживания продолжала свой активный рост, начавшийся до 1900 года. Что касается производственного сектора экономики, то именно он развивался ошеломительными темпами в это время. Это стало возможным, в частности, благодаря привлечению капитала, в том числе и из самой Италии. Но прежде всего неоценимое влияние оказало начало энергетической революции, которая позволила стране использовать энергию водных потоков. В Тиволи была построена самая старая гидроэлектростанция, которая обеспечивала энергией столицу. Освоение итальянских рек ускорилось, и к 1915 году Италия вырабатывала 2,5 миллиарда кВт гидроэнергии. Остальная часть энергии получалась за счет экспортируемого угля. Преобразования в экономической сфере не могли не сказаться на социальном развитии общества. Правящие классы имели огромную выгоду от индустриализации, в то время как условия жизни рабочих если и улучшались, то не становились менее сложными. Что касается крестьян, в особенности крестьян юга, то они пополнили число «жертв» индустриальной революции. В основном итальянская аристократия принимала участие в развитии Италии. При этом она либо входила в окружение короля, например, в Квиринале (в этом случае речь идет о «белой» аристократии), либо непосредственно участвовала в развитии экономики путем вложения своих средств в промышленность северных регионов, как поступала аристократия с юга страны. Наконец, часть представителей буржуазии обогатилась за счет превращения в земельных собственников, формируя большие земельные наделы, на которых процветало интенсивное ведение хозяйства. Такие имения процветали на территории равнины По и в Эмилии. Именно эти землевладельцы сформируют класс «аграриев», которые перед войной будут оказывать финансовую поддержку фашизму. Среди тех, кто выиграл в результате проведения индустриализации, были прежде всего крупные промышленники и финансовая олигархия. Аньелтга, Пителли, Оливетти, Перроны сколотили в эти годы себе огромное состояние и превратились в династии промышленников. Правящий класс был достаточно сплочен в культурном плане, однако в интересах его членов начали активно проявляться различия. Прежде всего, речь идет о противостоянии аграриев юга страны, экспортеров сельскохозяйственных товаров и вследствие этого сторонников свободной торговли, и промышленников севера, которые были преимущественно сторонниками протекционизма. Затем наблюдалось также противостояние между большим и средним капиталом тяжелой промышленности и промышленностью, производящей предметы широкого потребления. Война увеличит разногласия между враждующими сторонами и сделает систему более уязвимой. Представители среднего класса по-разному воспользовались экономическим ростом в стране. Некоторым удалось извлечь для себя неоспоримую выгоду, например рабочей аристократии, а также преподавателям, чиновникам или людям, занимающимся либеральными профессиями. Эти новые слои общества стремились к расширению демократизации общества и влились в ряды сторонников конституционных левых, радикалов и республиканцев. Другие же члены общества оказались обнищавшими и озлобленными. Традиционный средний класс, в состав которого входили мелкие рантье, мелкие сельскохозяйственные собственники, ремесленники, считал свои интересы ущемленными в результате индустриальной революции, которая была проведена силами либерального капитализма, а именно парламентским режимом, являвшимся ее идейным вдохновителем. Члены среднего класса нашли себе место в рядах антикапиталистов, оппозиционеров парламентского режима, а также внутри националистических групп и объединений членов профсоюзов, которые были ярыми революционерами. Что касается народных масс, то они получили незначительное улучшение условий жизни в начале XX века. В частности, вырос уровень жизни отдельных граждан, доход на душу населения увеличился втрое в период с I860 по 1915 год. Тем не менее, различия между регионами страны оставались значительными. Бедные крестьяне, проживающие на юге страны, практически не получили никакой выгоды от экономического прогресса страны. Условия жизни итальянского пролетариата оставались самыми тяжелыми в Европе. Рабочие в Италии получали мизерную зарплату, их рабочий день длился дольше, чем в Европе, а уровень жизни был значительно ниже, чем во Франции или Германии. Хотя Джолитти и сделал ряд попыток ввести в действие справедливое социальное законодательство, но оно так и не смогло окончательно вступить в силу. Экономическая картина жизни Италии оставалась достаточно контрастной, но все же выкрашенной в радужные цвета. Основной проблемой по-прежнему была ситуация на юге страны. Она усугубилась еще во времена правления Кавура и Криспи, но ей так и не было уделено должного внимания. Только в начале XX века под влиянием историков, географов, экономистов и писателей (Джованни Верга) общественное мнение получило представление о существующей проблеме. Многие задались вопросом: как уменьшить пропасть между севером Италии и ее южными регионами? Можно сказать, что север создал свое промышленное могущество на костях юга, в частности, это касалось налогового бремени на южные земли. На юге страны доход на душу населения был меньше в два раза по сравнению с севером страны, урожайность сельскохозяйственных культур была низкой, процент смертности был просто ошеломляющим, короче говоря, это регион был отстающим в своем развитии. Для улучшения ситуации необходимо было вложить в развитие региона огромные средства. Эти средства не поступали от буржуазии севера, которая предпочитала вкладывать средства в краткосрочные проекты, которые обещали неминуемую прибыль через непродолжительное время. Дворяне, проживающие на юге страны, также не торопились вкладывать свои средства в этот регион, они преимущественно инвестировали свои деньги в отрасли промышленности северного региона. Что касается государства, то оно не имело достаточно средств, чтобы вложить их в развитие этих земель. Кроме того, правящие элиты юга страны часто оставались верны наставлениям святого отца и не проявляли особой заботы о состоянии дел в своем регионе. В таких условиях государство без особого труда навязывало южным землям решения, которые принимались в интересах северного региона. В частности, были приняты законы о повышении налогов на земельную собственность, также был принят ряд протекционистских мер. Однако на протяжении последующих лет ряд событий обратил взоры многих итальянцев на проблемы юга страны. В частности, этому способствовали катастрофы природного характера (извержение Везувия в 1906 году, землетрясение в Катане и Мессине), скандал, связанный с деятельностью Мафии на Сицилии и Каморры в Неаполе. Занарделли потребовал провести парламентское расследование в 1902 году. Доклад, который был опубликован в результате этого расследования позволил Джолитти поставить вопрос о ситуации в южных регионах перед палатой депутатов. Начиная с 1904 года палатой был принят ряд мер, направленных на улучшение ситуации в этом регионе. В частности, были проголосованы законы по поводу благоустройства Базиликаты, Неаполя, Калабрии и Сардинии. Уменьшение налогов, а также общественные работы должны были улучшить положение в этих регионах. Затем в 1906 году Джолитти смог добиться принятия парламентом ряда мер, которые касались изменения ситуации на юге страны. Кроме того, повсеместно были уменьшены налоги, созданы сети железных и обычных дорог, высажены леса, были проведены реформы в сфере образования, Неаполь получил проект его индустриализации. Эти преобразования принесли свои плоды. Перевозки через порт Неаполя увеличились до 60%, в это время в промышленной зоне столицы южного региона было создано 88 новых заводов. Тем не менее, предпринимаемые меры часто непоследовательно воплощались в жизнь, и некоторые из них привели к увеличению существующей несправедливости. Так, освобождение от уплаты налогов в первую очередь коснулось крупных владельцев латифундий, а не мелких землевладельцев. Скорость развития южных провинций обманула ожидания многих, поэтому увеличилось количество тех, кто хотел покинуть свои земли. Эмиграция достигла своего апогея во времена правления Джолитти и в период с 1861 по 1914 год составила около десяти миллионов человек. Эмиграция была своеобразным предохранительным клапаном для Италии, имевшей просто фантастический прирост населения. Кроме того, эмиграция позволила увеличить количество итальянцев, проживающих в других странах мира. Однако националистам и Муссолини эмиграция представялась ампутацией, и они поставили задачу либо ее сократить, либо использовать для создания новой империи. Накануне Первой мировой войны Италия представляла собой аграрную страну, в которой активно создавалась капиталистическая промышленность. В 1914 г. из общего дохода 19 млрд лир не менее 7 млрд приходилось на сельское хозяйство, но уже 6 млрд — на промышленность. Во внешней торговле доминировал экспорт продовольственных продуктов и сырья. Однако в 1914 г. при импорте промышленных изделий на сумму 672 млн лир было вывезено изделий итальянской промышленности почти столько же — на 670 млн лир. Дальнейший экономический прогресс страны сдерживал дисбаланс между вставшей на путь индустриализации промышленностью и отживавшими свой век производственными отношениями в сельском хозяйстве, с одной стороны, уровнем развития промышленного Севера и аграрного Юга — с другой. Эти контрасты обостряли ситуацию в стране, ставили вопросы о путях ее дальнейшего социально-экономического и политического развития. Итало-турецкая война 1911 —1912 гг. Создавая колониальную империю в Африке и укрепляя военно-политические и экомические позиции в средиземноморском бассейне, Италия первым объектом экспансии избрала турецкие владения Триполитанию и Киренаику. Со второй половины 80-х годов XIX в. итальянская дипломатия действовала в этом направлении. В начале XX в. эти планы получили мощную поддержку со стороны сложившегося к этому времени сильного националистического течения. В 1910 г. оно оформилось в Националистическую ассоциацию. Пропаганда захватов в бассейне Средиземного моря нашла широкий отклик в стране, пресса развернула широчайшую кампанию в пользу колониализма и военной акции в Северной Африке. Экспансионистские планы поддерживали король, командование вооруженных сил, правящая элита. Не остался в стороне и Джолитти, лично участвовавший в принятии решения о войне с Турцией. Воспользовавшись благоприятной ситуацией (Англия не возражала, Германия считалась союзником, а Франция заранее согласилась на аннексию Триполитании в случае захвата ею Марокко), итальянское правительство предъявило Турции необоснованный ультиматум и 27 сентября 1911г. объявило ей войну. Провести молниеносную кампанию не удалось, и изнурительные военные действия против местного арабского населения затянулись до октября 1912 г. Война закончилась подписанием 18 октября этого же года Лозаннского мирного договора. Из захваченных Триполитании и Кяренаики Италия образовала колонию Ливию, усмирение которой продолжалось еще многие годы. Кроме того, Италия вопреки условиям договора так и не вывела свои войска из оккупированных в ходе войны Додеканезских островов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |