Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Италия в 1870 по 1914 год

Провозглашение Рима столицей королевства Италия являлось символическим завершением событий. Однако не все проблемы были решены в результате долгожданного превращения Рима в столицу. Остры­ми оставались внутренние проблемы государства, в частности, это незавершенность политического, ад­министративного и культурного объединения страны. На огромной территории страны получили широкое распространение структуры маленького королевства Сардиния. Правящий класс в королевстве был до­статочно немногочисленным. В новой Италии объектами противостояния были север и юг страны, города и села государства, католики и миряне, элита и широкие слои населения. Раскол по многим вопросам, наблюдавшийся в раз­личных сферах жизни, был вызван различными и зачастую противоположными устремлениями.

Политика. В период с 1861 по 1876 год власть в стра­не принадлежала представителям правых партии. Парламент, подавляющее большинство мест в котором принадлежало правым силам, переместился из Турина в Рим. Итальянский парламент того времени трудно назвать сформированным на демократических основах, поскольку электоральная база по ряду причин была узкой - 443 члена парламента были избраны голосами 300 тыс. избирателей из 20 млн. населения Италии. Католики не принимали участия в голосо­вании из-за запрета папы. Парламент практически сразу разделился на два лагеря: правых и левых. Ядро правых политиков составляли депутаты, ко­торые были выходцами из Пьемонта и отстаивали взгляды Кавура, к ним примкнули политики подоб­ных взглядов со всей Италии. К левым относились последователи Мадзини, бывшие республиканцы, а также, гарибальдийцы. На протяжении первых пятнадцати лет правления небольшое количество избирателей, принимавших участие в голосовании, постоянно приводили к власти представителей пра­вых сил. Но стабильности в жизни страны не было. За непродолжительное время сменилось восемь пре­зидентов и тринадцать правительств, каждое которых старалось управлять страной по-своему, своеобразно трактуя наследие Кавура. Именно бла­годаря представителям правых сил, находящие при власти, повсеместно в Италии утвердилась пъемонтская модель управления, которая в очередь была унаследована из Франции.

Многие направления политики «Правой» (чрезвычайные меры на Юге, разорявшее крестьян непомерное налоговое бремя, делавшая промышленную буржуазию некон­курентной политика свободной торговли, вызывавший обесценение бу­мажных денег принудительный курс лиры, выкуп государством железных дорог) сплотили оппозиционные слои, представители которых в парла­менте инициировали правительственный кризис. В марте 1876 г. король поручил сформировать правительство «Левой» во главе с А. Депретисом. Он был идеологом трансформизма — процесса постепенного раз­мывания граней между «Правой» и «Левой». Приход к власти «Левой» привел к изменению политического курса. В 1877 г принят закон Коппино об образовании, ратовавший за утверждение бесплатного начального образо­вания, которое должно быть светским и обязательным для всех детей в возрасте от 6 до 9 лет.

Новый избирательный закон 1882 г. более чем втрое расширил состав избирателей за счет снижения возрастного и имущественного цензов, количество которых достигло около 2 млн.

После смерти в июле 1887 г. Депретиса к власти в качестве премьер-министра и главы двух ключевых министерств — внутренних и иностранных дел — пришел Фр. Криспи. С небольшим перерывом он руководил правительством до марта 1896 г. Основными чертами его политики были верность Германии, колониаль­ные претензии, поддержка со стороны новых средних классов землевладельцев и промышленников, нетерпи­мость к оппозиции. Политическая карьера Криспи проходила в рядах «Левой», но он был сторонником жесткой политики, о чем свидетельствуют разработанные при его участии и принятые на протяжении 1887—1889 гг. законы, еще более расширившие полномочия центральной исполнительной власти и направленных на ограничение роли парламента и сведения его функций к палате регистрации проектов законов, подготовленных правительством.

Министр внутренних дел получил право увольнять префектов, министер­ства могли быть образованы и упразднены декретом короля, а не парла­ментским законом, избранных мэров провинциальных и коммунальных советов поставили под контроль вновь образованному органу — про­винциальной джунте во главе с префектом. Но были и положительные введения: Криспи реформировал местные органы управления. Количество избирателей, имевших право принимать участие в выборах местных органов власти, было увеличено, выборы мэра были введены в большинстве городов Италии. Кроме того, именно Криспи создал министерство Почтового и Телеграфного сообще­ния, реформировал функции государства, воспользовался поддержкой Дзанарделли, тогдашнего министра юстиции, и успешно ввел в действие новый уголовный кодекс, создал административные суды, а также предоставил ограниченное право на проведение забастовок. Закон 1889 г. об обществен­ной безопасности ограничил право на собрания, предусмотрел возмож­ность ссылки на поселение заподозренных в политической неблагона­дежности. Недовольство политикой государства становилось все более яростным, в обществе все боль­ший авторитет завоевывали новые идеи, в частности все большей популярностью пользовался социализм. Оппозиционное движение существовало уже в начале 80-х годов XIX века, но это движение характеризо­валось плохой организованностью и разрозненностью его участников. Анархисты активно действовали на юге страны, на Сицилии в 1890 г. началось бурное развитие движения Фасци, которое было подавлено Криспи в 1895 г. На севере продолжали свое утверждение радикальные взгляды, утвердившиеся здесь еще в 1850 г. Социализм начал укореняться в Романье, где Андреа Коста основал в 1881 г. Рабочую партию, а также газету Л'Аванти. Рабо­чая партия даже имела двух своих представителей в органах власти, которые прошли в парламент в результате выборов 1882 г. Однако эта партия не основывалась на идеоло­гии марксизма. Только начиная с 1890 г. Антонио Лабриола и другие мыслители всерьёз заинтересо­вались трудами Маркса, задумав основать социали­стическую партию на территории Италии. Несмотря на многочисленные протесты, конгресс рабочих Милана в 1891 г. провозгласил создание Социа­листической партии. В 1892 году Турати, Лабриола, Тревес и Прамполини основали Партию трудящихся Италии, которая стала предвестником появления Со­циалистической партии в 1895 г. В том же году Социалистическая партия получила 12 мест в парламенте и приступила к выполнению своей Крат­кой программы, которая сплотила демократическое движение в стране. Однако Соцпартия очень быстро столкнулась с проблемой. Дело в том, что Социалистическая партия была создана интеллигенцией и не имела среди своих участников выходцев из народ­ных масс, которые были сторонниками спонтанных и жестких действий. Народ не ассоциировал себя с защитниками своих интересов в парламенте и мало интересовался деятельностью депутатов, которых народ не имел права избрать. Избирательное право оставалось уделом меньшинства. Криспи жестко по­давлял любые движения, усилились репрессии: за участие в рабочей манифестации ли­шили депутатской неприкосновенности и осудили на 3 года тюрьмы социалиста А. Косту. В 1890 г. правительство запретило первомайскую манифестацию трудящихся и одобрительно отнеслось к применению ору­жия против бастовавших работниц рисовых плантаций и безработных батраков в провинции Равенна, в результате чего трое погибли.

Не налаживались отношения с Ватиканом вследствие антиклерикальных мер правительст­ва, которое добилось включения в уголовный кодекс норм, предусматри­вавших наказание церковнослужителей за деятельность против интере­сов и целостности государства. Вызвал критику, в том числе в обеих па­латах парламента, принятый в 1890 г. объективно прогрессивный закон об общественных благотворительных учреждениях, который предписал создать в каждой коммуне светские конгрегации милосердия. Им надле­жало передать средства и имущество всех ранее существовавших благо­творительных обществ, «не отвечавших нуждам населения». В админи­страцию создававшихся конгрегации не могли входить духовные лица. Закон затронул интересы многих частных лиц, использовавших в собст­венных целях крупные фонды благотворительных обществ, но глав­ное — это был заключительный акт передачи церковной собственности в светские руки. Неудовлетворенность различных слоев общества итога­ми деятельности правительства привела к отставке Криспи в феврале 1891 г.

После отставки Криспи социалистическое движение получило широкую поддержку и доверие среди на­селения страны. Королю с трудом удалось избежать покушения, волнения захлестнули всю территорию страны.

Однако очередной политический кризис был не за горами. Еще с 1889 г. в городах и сельских местностях Сицилии стали создаваться «Союзы ("фаши") трудящихся». В мае 1893 г. «фаши» объединились в Сицилийскую социалистическую федерацию. Она возглавила массо­вое крестьянское движение, проходившее в форме забастовок и манифе­стаций, бойкота землевладельцев. Крестьяне протестовали против нару­шения латифундистами контрактов с крестьянами-издольщиками о раз­деле урожая, разорительных налогов. Острота выступлений все более нарастала. Крестьяне начали громить муниципалитеты. Войска приме­нили оружие, погибли 92 демонстранта. В этой обстановке в декабре 1893 г. Криспи вновь призвали к власти.

Правительство ввело в Сицилии осадное положение. Сицилийскую социалистическую федерацию распустили, а ее руководителей отдали под военный трибунал и приговорили к многолетнему тюремному заклю­чению. Около 2 тыс. членов «фаши» сослали под надзор полиции. Подав­ление движения сицилийских крестьян не остановило репрессии. В ответ на акты индивидуального террора со стороны анархистов — 16 июня 1894 г. произошло покушение на самого Криспи, а 24 июня итальянский анархист С. Казерио убил французского президента Сади Карно — пар­ламент принял 3 закона. Первый касался хранения взрывчатых веществ и был направлен против террористов, второй — усиливал наказания за восхваление в печати террора и подстрекательство солдат к неповинове­нию, третий — запрещал ассоциации и собрания, имевшие целью «низ­вержение существующего социального строя путем насильственных дей­ствий». Социалистическую партию итальянских трудящихся, примыкав­шие к ней профессиональные лиги, палаты труда, кассы взаимопомощи и даже просветительские кружки распустили.

Для внешней политики периода правления Криспи характерно усиле­ние экспансии в Африке. В течение 80-х годов Италия захватила на побе­режье Красного моря ряд номинально принадлежавших Турции террито­рий и в 1890 г. образовала из них колонию Эритрея. Использовав ее как плацдарм, итальянский экспедиционный корпус в 1895 г. развернул на­ступление против Эфиопии. Население этой страны в патриотическом подъеме объединилось вокруг императора Менелика II, что решающим образом сказалось на исходе войны: в марте 1896 г. в сражении при Адуа итальянцы потерпели сокрушительное поражение. Италия признала полную независимость Эфиопии. Крах колониальной авантюры потряс Италию, и Криспи окончательно ушел с политической арены. С 1896 г. Италия сблизилась с Францией, но также пыталась заручиться поддержкой и Германии.

В 1898 г. казалось, что страна находи­лась на пороге нового взрыва. Генерал Пеллу подавил восстание на юге страны, половина страны вынужде­на была отныне жить по закону военного времени. Страшные события произошли в Милане, где прави­тельственные войска открыли огонь по толпе, убив более 100 мирных жителей. Этот период вошел в историю под названием периода «Белого Террора». Переходное правительство Саракко изо всех сил старалось восстановить спокойствие на итальянских землях, но в июле 1900 г. в Монце руками анар­хиста, желающего отомстить за события в Милане, был убит король Умберто I. Новым королем стал Виктор-Эммануил III заверил Италию, что конститу­ционные принципы останутся нерушимыми, в стране будет восстановлен мир и обеспечено единение всех людей доброй воли. Эта декларация на­шла подтверждение в самом факте отказа от репрессий в связи с убийст­вом короля и амнистией 10 тыс. заключенных.

Экономика. Отставание королевства Италия от других стран Европы стало огромным к 1870 году. Большую часть населения страны по-прежнему составляли крестьяне, больше половины, а именно 60% населения страны, обеспечивало себе существование, работая на земле.

В экономической сфере правительства «Правой» обеспечили созда­ние единого национального рынка. Введение общегосударственной тамо­женной системы и отмена внутренних таможенных барьеров стимулиро­вали международный торговый обмен и развитие местной промышленно­сти. На всю Италию распространили денежную систему Пьемонта — лиру. Это позволило укрепить положение Италии на международном фи­нансовом рынке: в 1865 г. она вместе с Францией, Бельгией и Швейца­рией создала Латинский денежный союз. Внутри страны потребности го­сударства и развивающегося капитализма удовлетворяла сеть крупней­ших банков, среди которых «Банка национале» распространил деятель­ность на всю территорию королевства.

Национальное объединение потребовало огромных затрат. Воен­ные расходы поглотили свыше четверти бюджетных ассигнований. Коро­левство приняло на себя все государственные долги вошедших в его со­став территорий и обязалось выплачивать пенсии чиновникам, состояв­шим на службе свергнутых правительств. Поэтому правительствам «Правой» пришлось заняться укреплением финансово-экономического положения страны. Для покрытия издержек страна прибегла к займам. К 1876 г. государственный долг Итальянского королевства вырос более чем в 3,5 раза по сравнению с 1860 г. и составил вместе с процентами бо­лее 9,1 млрд лир, что в 8 с лишним раз превышало величину доходной части бюджета. Другим источником накопления средств стали налоги, в том числе косвенные, особенно обременительные для беднейших слоев населения. Налоговая система была унифицирована: на всю страну рас­пространили ставки, действовавшие в Пьемонте. Поскольку в других частях королевства до объединения многие из налогов, аналогичных пьемонтским, не взимались или были меньшими по размеру, там резко воз­росли налоговые сборы. Лишь налог на сделки с недвижимостью увели­чился в Ломбардии и землях Центральной Италии в 1,5 раза, а на Юге — в 8 раз. В целом с 1862 по 1876 г. налоговые поступления воз­росли в 2,5 раза, что позволило оздоровить государственный бюджет и обеспечить превышение доходов над расходами, но за это расплачива­лось население. Массовая распродажа государственных и конфискованных у церкви земель практически завершилась в первые годы XX в. В общей сложно­сти было отчуждено и продано около 2,5 млн га земли за 1 млрд лир.

В целях сохранения бюджетных поступлений и в то же время смягчения недовольства населения «Ле­вые» отменили налог на помол, сократили налог на соль и поземельный налог, хотя тут же ввели налог на производство и потребление сахара. В 1883 г. вступил в силу закон об отмене принудительного курса лиры, что способствовало приливу иностранного капитала в Италию. В 1885 г. парламент одобрил закон, по которому государство, сохранив собствен­ность на большую часть железнодорожных линий, передало их в эксплуа­тацию трем компаниям. На протяжении 80-х годов был завершен пере­ход к протекционизму во внешней торговле. Ввозившиеся в Италию го­товые изделия и полуфабрикаты облагались пошлинами в размере от 10 до 40% их стоимости. Это избавило промышленность Севера от иностранной конкуренции и сделало ее внутри страны монопольным постав­щиком фабричных товаров. За это пришлось расплачиваться углублени­ем аграрного кризиса на Юге: продукция экспортных отраслей сельского хозяйства (цитрусовые, вина, оливковое масло) потеряла выход на ино­странные рынки и упала в цене. Что касается производителей зерна, то в 1887 г. правительство ввело ввозные пошлины на пшеницу, что, кроме экономических последствий, имело своим результатом сближение лати­фундистов Юга с буржуазией Севера. Введение в 1887 г. высоких протекционистских тарифов способство­вало интенсивному развитию фабричного производства, но имело и обо­ротную сторону. Развернулась настоящая таможенная война с Франци­ей. Разрыв с ней торговых отношений усилил затяжной кризис в про­мышленности, строительстве, банковском деле, аграрном секторе. Мас­совое разорение крестьян привело к росту эмиграции. В 1886—1890 гг. Италию ежегодно покидало более 221 тыс. человек.

Большое беспокойство вызывало отставание Италии в индустриальном плане, в особенности перед лицом Европы, втянутой в индустриальную революцию на протяжении полувека. В общем, производство Италии в то время еще не переступило стадию существова­ния мануфактуры. Отставание промышленности можно объяснить отсут­ствием достаточного количества железа и угля, недо­стачей капитала и ненадлежащим развитием инфра­структуры. Тем не менее, необходимость превратить Италию в индустриально развитую страну стала на­сущной для большинства реформаторов, кроме того, в период единства Италии для дальнейшего развития были заложены все основания. Речь идет, прежде всего, о деятельности правительства и присутствии иностранного капитала на территории Италии. Так, на­пример, британские инвестиции работали на Сицилии и в Венетии, французские инвестиции были вложены в промышленность Пьемонта и Неаполя, немецкие и швейцарские инвестиции работали в Ломбардии, бель­гийские — в Риме. Именно присутствие иностранного капитала на территории Италии позволило построить сеть железных дорог и проложить трамвайные пути, кроме того, иностранные инвестиции способствовали расширению использования газа, а также развитию судостроительной и текстильной промышленности. Ино­странный капитал являлся своего рода трамплином для устаревшей промышленности. Всякие преобразования были возможными при условии, что политический вы­бор сопровождался изменениями в обществе.

Итальянское общество конца XIX века можно на­звать традиционным и архаическим.Все правые и левые правительства, сменявшие друг друга при власти вплоть до 1876 года, стремились создать условия активного экономического развития. Первым этапом на пути экономического развития была унификация рынка Италии и отмена таможенных ба­рьеров по всей стране. За этим последовало введение единой денежной монеты на территории Италии, до этого на территории Италии ходили четыре монеты (пьемонтские и тосканские лиры, австрийский флорин, неаполитанский дукат). В период с 1861 по 1870 год произошла замена пьемонтской лиры.

В период с 1861 по 1880 год новые правители прилагали множество усилий для создания прочной промышленной инфраструктуры. Прежде всего, нео­ценимое влияние на создание инфраструктуры ока­зали иностранные инвестиции, благодаря которым стало возможным создание сети железных дорог. В 1861 году было построено 1623 километра железной дороги, в 1900 году территорию Италии пересекали 16 053 км железных дорог. Вначале итальянское го­сударство попыталось взять инициативу в свои руки, но вскоре ему пришлось отступить перед наплывом иностранного капитала в эту отрасль. Другим секто­ром, куда активно вмешивалось правительство, была судостроительная промышленность, развитие которой было необходимым условием развития торговли. Стро­ительство дорог, водопроводов и газопроводов было прерогативой иностранных компаний.

Параллельно государство старалось найти новые источники финансирования развития промышленной инфраструктуры. Государство в первую очередь увеличило налоги, в результате чего они стали одними из самых высоких в Европе. Кроме того, источником доходов государства стала конфискация домениальных и церковных земельных наделов, наконец, третьим источником финансовых поступлений для государства стали займы, которые, начиная с 1885 года, подпи­сывались в Италии, а не за границей.

Экономическое развитие Италии происходило в сложной ситуации. В это время разразился экономи­ческий кризис в США 1866 года, кроме того, Италия страдала от конкуренции с Соединенными Штатами в сельскохозяйственной сфере. В 1880 году в Европе началась глубокая депрессия.

Сельскохозяйственный кризис 1880 года оказал губительные последствия на производство зерновых на территории Италии. Помимо этого, сократилось производство кукурузы, а также размер тутовых план­таций. Сельское хозяйство, которое занимало домини­рующее положение в экономике Италии, вступило в период упадка, который привел к парализации всякой инициативы. Меццоджорно (юг) заплатил самую вы­сокую цену в наступившем периоде кризиса. Именно с территории юга страны началась волна восстаний и переселения. В частности, в 1888 году террито­рию страны покинули 135 000 жителей, что в три раза превышает цифру переселенцев в 1861 году. Что касается выступлений, то они стали привыч­ными для этой местности. В 1889 году неотъем­лемым атрибутом развития страны стала тарифная война с Францией, которая негативно сказывалась на экспорте вина с территории Сицилии. Именно в этой атмосфере недовольства совсем молодая социа­листическая партия призвала к созданию обществ сицилийских рабочих, большинство в составе кото­рых должны были составить сельскохозяйственные работники. Восстание этих объединений было по­давлено в 1894-1895 годах.

Именно в этот период на территории Италии сложи­лась благоприятная обстановка для активизации процесса индустриализации. Большие объемы капиталовложений были переориентированы из сельскохозяйственной сферы в отрасль промышленности. Благодаря этим капиталов­ложениям текстильная промышленность, а именно про­изводство хлопка, увеличилась в несколько раз. Метал­лургические отрасли стали получать железные руды с острова Эльба. Благодаря протекционистской политике государства, подобно текстильной промышленности, ме­таллургическая промышленность смогла сделать большой шаг вперед. Другие отрасли промышленности все же развивались более медленными темпами. Механическая промышленность по-прежнему не могла преодолеть про­блему отсутствия квалифицированных кадров. С целью защиты этой молодой отрасли промышленности госу­дарство в 1887 году ввело в действие протекционист­ский тариф. Однако такая политика привела к началу тарифной войны между Италией и Францией, войны, которая оказалась губительной для экономики Италии, превратив период с 1888 по 1894 год в черный период истории экономики этой страны.

Политические последствия экономических проблем проявились в социальных столкновениях, которые к концу столетия начали внушать серьезные опасения по поводу возможности разгорания настоящей револю­ции. Италия в период правления Джолитти с 1900 по 1914 год

Период в истории Италии с 1900 по 1914 год принято называть Джолиттийским, несмотря на то, что сам Джолитти не был непрерывно главой совета в этот период. Дело в том, что даже если во гла­ве правительства находился Луццатти или Фортис, именно Джолитти стоял за их спиной и фактически правил страной. Правительство Саракко в феврале 1901 г. прави­тельство ушло в отставку. Это расчистило путь новому, реформистскому, курсу во внутренней политике. Попытка его реализации связана с име­нем Дж. Джолитти. Он играл ключевую роль в пришедшем к власти в 1901 г. либеральном правительстве сначала в должности министра внутренних дел, а затем, после отставки в 1903 г. премьер-министра Дзанарделли, в качестве его преемника. Он трижды (в 1903—1905, 1906— 1909 и 1911 —1914 гг.) занимал пост главы правительства.

Все это время Виктор-Эммануил III провел бок о бок с Джолитти. Виктору-Эммануилу III исполнился 31 год, когда был убит его отец. Молодой человек отличался скромностью и сдержанностью, в то же время он проявлял большую открытость относительно экономических и социальных проблем по сравнению с Умберто I. В любом случае, он оставался верным пра­вящей династии Савойи и изо всех сил старался со­хранить власть этой династии на территории всей Ита­лии. Именно это в конечном счете влияло на принятие им тех или иных решений по ключевым вопросам, в частности, относительно вопроса по поводу вступления Италии в войну и его отношения к фашизму.

Убежденность главы правительства в необходимости демократиче­ских преобразований исходила из понимания опасности массового дви­жения народных масс для существовавшего общественного строя. Борь­ба трудящихся с капиталистической системой, по мнению Джолитти, представляла собой «разрушительный ураган, угрожающий судьбам ро­дины». Ввиду этого обязанностью государства должно стать осуществле­ние «умиротворяющей и подчас даже примиряющей деятельности» в столкновениях между трудом и капиталом, а задачей правительства — быть «беспристрастным покровителем» всех классов общества. Уста­новить общественное согласие Джолитти намеревался путем налажива­ния сотрудничества между промышленниками и рабочими, с одной сторо­ны, между правительством и социалистами — с другой. Экономическую базу такого социального союза Джолитти видел в хозяйственном подъе­ме страны. «Благосостояние трудящихся классов, — подчеркивал Джо­литти, — неразрывно связано с процветанием сельского хозяйства, про­мышленности, торговли, потому что только там, где имеются в изобилии капитал и труд, могут быть высокие заработки и хорошие условия тру­да». Джолитти был сторонником левых конституцион­ных политических сил, но при этом совершенно не имел четкой политической принадлежности к одной из партий. Неотрансформизм Джолитти основывался на на­следии Депретиса и Криспи и был адаптирован к новому времени. «Ни реакции, на революции», тако­вым был девиз, который нравился представителям правящего класса. Целью Джолитти было приобщение к политической жизни страны широких масс населе­ния, которые до этого были крайне неорганизованны и не имели представительства в парламенте. Особое внимание отныне уделялось католикам и сторонни­кам социализма. В 1912 году в результате проведе­ния избирательной реформы количество избирателей увеличилось вдвое, что позволило 52 социалистам и 50 католикам пройти в парламент. Кроме того, Джолитти никогда не боролся открыто с организациями трудящихся, которые выходили на забастовки в периоды кризисов. Он предпочитал до­ждаться, когда движения трудящихся сами себя исчер­пают и члены профсоюзов разделятся на реформистов и радикалистов. Вскоре именно это и произошло.

Джолитти прилагал огромные усилия для установления политической стабильности в регионе, но за благими деяниями его правительства тянулся шлейф коррупции и кумовства его подчинен­ных. Система Джолитти отнюдь не способствовала приобщению большинства итальянцев к демократиче­ским ценностям, несмотря на то, что он выступал за интеграцию католиков и социалистов во все от­расли жизни общества.

В отношениях между Церковью и государством произошел ряд изменений в начале столетия. Анти­клерикализм отступил и не был отныне «самоцелью». Джолитти старался интегрировать католиков во все отрасли жизни общества, что было одной из черт его политики неотрансформизма.

В 1913 году был провозглашен принцип широкого избирательного права (практически всеобщего), что сделало невозможным альянс между правительственными партиями и като­ликами для сохранения за собой большинства и при­вело к подписанию «пакта Джантилони». Этот пакт позволял либеральным кандидатам получить поддержку католиков, в том случае если эти кандидаты брали на себя обязательство защищать проекты, которые отвечали христианским принципам. Таким образом, произошла успешная интеграция католиков в поли­тическую жизнь Италии. Однако участие католиков в политической жизни страны привело к ожесточен­ной антиклерикальной реакции среди представителей левых сил.

Правительства Джолитти покровительствовали ведущим отраслям промышленности, предоставляя им субсидии и государственные заказы, укрепляли бюджет страны, развивали сеть железных дорог, увеличивали торговый флот, строили новые и модернизировали старые порты. В целях поддержки отечественной промышленности была сохранена протекцио­нистская система. В интересах промышленного производства заключа­лись торговые соглашения с Германией, Австро-Венгрией, Швейцарией, Бразилией и рядом других стран. Всемерно поощрялся приток иностран­ного капитала. Прогрессивный либеральный курс слился с экономиче­ским подъемом. За 1897—1914 гг. стоимость валовой промышленной продукции возросла в 2,4 раза, а национальный доход увеличился в 1,9 раза. Некоторым категориям рабочих машиностроительной и ме­таллургической промышленности, морских портов и торгового флота повысили заработную плату, что отразилось на расширении внутреннего рынка.

Джолитти ловко действовал в отношениях с дви­жением трудящихся. С одной стороны, он старался улучшить социальные условия сельского и город­ского рабочего класса, с другой стороны, он умело использовал раскол в рядах социалистов и членов профсоюзов, побудив покинуть ряды этих сил самых умеренных их членов.

В социально-политической сфере механизмом предотвращения ре­волюционного взрыва был радикальный пересмотр методов управления и существующего законодательства, что, согласно концепции Джолитти, устранило бы причины недовольства и способствовало бы утверждению социального мира. Прежде всего глава правительства все ассоциации трудящихся признавал допустимыми — в пределах существующих законов — за­бастовки и рабочие организации. В 1901 г. правительство отказалось от вмешательства в 600-тысячную стачку батраков, поскольку исходило из джолиттианского признания законности экономических конфликтов. Парламент поддержал правительство, социалистические депутаты также проголосовали за вотум доверия. Но в то же время Джолитти решительно выступал против забастовок государственных служащих. Когда в 1902 г. забастовали железнодорожники, правительство ввело на железных до­рогах военное положение, что вынуждало рабочих и служащих присту­пить к работе, но одновременно побудило владельцев частных компаний повысить, хотя и с помощью государственных субсидий, заработную пла­ту «во имя сохранения общественного порядка». Запрет на забастовки подтвердил и закон 1905 г. о передаче всех железных дорог в руки госу­дарства. В 1908 г. вопрос о правах государственных служащих был решен окончательно: им разрешили образовывать ассоциации, но запретили за­бастовки. Отказ от репрессивных мер сопровождался восстановлением свободы печати, собраний, манифестаций, деятельности экономических, политических и религиозных организаций. Еще одним важным достиже­нием Джолитти стало расширение состава электората. Избирательная реформа 1912 г., как отмечалось выше, распространила избирательное право на всех мужчин, достигших 30 лет и на 21 -летних, грамотных либо отбывших воинскую повинность. В связи с этим избирательное право по­лучили 8,6 млн человек вместо 3,3 млн, т. е. количество избирателей вы­росло с 9,5 до 25,5% всего проживавшего в стране населения. Закон ус­танавливал жалованье депутатам в размере 6 тыс. лир в год.

Джолитти обеспечил проведение ряда реформ в социальной сфере. В 1902 г. парламент принял закон, регулирующий использование детского и женского труда. Его общественная значимость определялась тем, что женщины и дети составляли 40% от общего количества занятых в италь­янской промышленности. В соответствии с законом разрешили прини­мать на производство детей с 12-летнего возраста (прежде с 9 лет). Под­росткам моложе 16 лет установили 11-часовой рабочий день. Запретили использовать женщин и детей на подземных работах. Продолжитель­ность рабочего дня женщин составляла 12 часов. Работницы получили право на отпуск в связи с родами. Всем рабочим — и мужчинам и жен­щинам — предоставили обязательный воскресный отдых. В 1905— 1906 гг. ввели 10-часовой рабочий день. Джолитти выступил с инициативой созда­ния обществ взаимопомощи, кооперативов и федераций, во главе которых находились представители рабочей аристократии, которые получили, таким образом, воз­можность участвовать в решении дел государства. Чтобы увеличить емкость рынка труда, расширили масштабы общественных работ путем предоставления государственных заказов производственным и сельскохозяйственным кооперативам. С целью сбора и распространения информации по про­блемам труда и его отношения с капиталом в июне 1902 г. учредили Бюро труда при министерстве сельского хозяйства, промышленности и торгов­ли. Джолитти поддержал принятый в 1911 г. закон о передаче государст­ву начальных школ и наделении провинциальных школьных советов пра­вом открывать новые учебные заведения и набирать учителей. В области пенсионного обеспечения и социального страхования мало что изменилось. Принятый еще в 1898 г. закон об обязательном страхо­вании от несчастных случаев на производстве затем распространили на рабочих мелких строительных предприятий, и тех кто работал на сельско­хозяйственных машинах, но остальные сельскохозяйственные рабочие по-прежнему оставались без денежных пособий в случае производствен­ного травматизма. В 1912 г. вошел в силу закон о государственной моно­полии страхования. Но учреждение в соответствии с ним Национального института страхования ставило целью не улучшение социального обеспе­чения трудящихся, а перекачку капитала из частных компаний в руки го­сударства, которое к началу 1913 г. сосредоточило около 42% итальян­ского страхового капитала. Отсутствие действенных законодательных гарантий объясняет, почему в 1915 г. только 11 % рабочих были обеспе­чены страхованием от несчастных случаев на производстве. В 1915 г. в силу сохранения добровольного принципа страхования только 6% трудя­щихся могли получать пособия по болезни и 2 % имели право на пенсию.

В 1902—1904 гг. парламент принял ряд законов в интересах Юга. Они предусматривали крупные денежные ассигнования на осуществле­ние таких программ, как промышленное развитие Неаполя, строительст­во водопровода в апулийских провинциях, комплексное развитие Базиликаты (официальное название региона, обычно именуемого Лукания, на юге Апеннинского п-ова), включая восстановление лесов, упорядочение водного режима, борьбу с оползнями, оздоровление населенных пунктов, строительство узкоколейных железнодорожных линий и грунтовых дорог. В 1906 г. за­конодательно предусмотрели дополнительное железнодорожное строи­тельство на Сицилии. В качестве чрезвычайной меры отменили налог с сельскохозяйственной продукции южных районов, снизили налоги с не­движимой собственности, учредили государственные кассы сельского кредита. Тогда же приняли закон об оказании помощи пострадавшим от извержения Везувия и землетрясения в Калабрии. Эти и подобные им меры, несмотря на их значимость, не ликвидировали образовавшуюся пропасть между двумя частями государства, поскольку не решали зе­мельного вопроса и не затрагивали социальной структуры и политиче­ских порядков в этом регионе.

Если 1912 год и считается вершиной существова­ния джолиттийской системы, то именно в этот пе­риод произошло проявление слабых сторон политики Джолитти, которые в конечном счете сыграли роковую роль для существования этой политической системы. Радикализация социалистической партии, непринятие крайне левыми и антиклерикальными либералами «пак­та Джантилони» привели к развалу существующей модели. Прежде всего, либеральное движение крити­ковалось со стороны политического течения, которое приобретало все большую поддержку среди населения, а именно со стороны национализма.

Активизация националистического движения произо­шла вследствие войны в Ливии. Националистическое движение сопровождалось неосознанными стремления­ми его участников, жизненным порывом и стремлени­ем к могуществу, которые могли придать Итальетте утраченную ею силу. Ориани был первооткрывателем этого движения, предвещая Италии будущее империи. Коррадини занялся структурированием и переработкой высказанных доктрин. В частности, он приложил к политике теорию Дарвина, а именно борьбу за существование, кроме того, он был у истоков разде­ления наций на плутократические и пролетарские. По его мнению, Италия, как пролетарская нация, должна завоевать свое место под солнцем, используя свои демографические силы. Италия, позволяя своим гражданам покидать территорию страны, понемно­гу позволяла своим людям терять их национальную итальянскую сущность. Завоевания новых земель и колонизация позволят решить эту дилемму. Национа­листическая ассоциация Италии и ее печатный орган «Идеа национале» способствовали распространению этих взглядов среди населения.

Другое националистическое течение появилось на территории Флоренции под руководством Джованни Папини и Джузеппе Преццолини; их печатным органом было «Воче». Эти политики настаивали на развитии культурного аспекта национализма и отказывались принимать участие в политических играх. Маринетти и Д'Аннунцио стали проповедовать на­ционализм, который неразрывно был связан с войной, скоростью, жестокостью и современностью, отбрасы­вая все, что представляло классическую культуру. Это движение, сформировавшееся вокруг нескольких политиков, собрало вокруг себя также художников, поэтов и скульпторов.

Несмотря на небольшое количество сторонников, националисты играли важную роль, поскольку они получили поддержку представителей деловых кругов. Вокруг националистов сформировалась разнородная коалиция, в состав которой входили интеллигенты, различные представители мелкой буржуазии. Одна­ко в 1914 году националисты были далеки от того, чтобы представлять собой настоящую угрозу для су­ществования системы.

Либеральный курс Джолитти необратимо изменил экономическую ситуацию и социально-политический климат в стране, но не смог в полной мере решить стоявшие перед ней проблемы. Нестабильно развивалась экономика. Под воздействием мировой, экономической конъюнктуры и Ливийской войны, расходы на которую составили более 1 млрд лир, промышленность поразили кризис­ные явления. Среднегодовой рост продукции, достигавший 6,7% в 1896—1908 гг., снизился до 2,4% в 1908—1913 гг. Возросшая безработица повлекла за собой эмигра­цию: только в 1913 г. из страны выехало почти 873 тыс. человек (2,5% населения страны). Не сбылось намерение Джолитти осуществить соци­ально-политическое единение буржуазии и промышленного пролетариа­та, чтобы на этой основе упрочить буржуазно-демократический режим. Об этом свидетельствует рост классовых столкновений. В первое четы­рехлетие 12-летней «эры Джолитти» (1903—1906 гг.) в 3107 забастов­ках участвовали 609 тыс. человек, в завершающее (1911 —1914 гг.) — в 3613 забастовках выступили 955 тыс. рабочих. Диспропорции в разви­тии Юга и Севера, как и вообще социально-экономические отношения на селе, по-прежнему остались острой проблемой. В 1903—1906 гг. сельскохозяйственные рабочие бастовали 692 раза с участием 280 тыс. человек, а в 1911 —1914 гг. при несколько меньшем числе забастовок (544 трудовых конфликта) число бастовавших выросло до 356 тыс. Свою политику Джолитти вынужден был соизмерять с требованиями и платформами различных партий, включая социалистов, радикалов, республиканцев. Тактику компромиссов он использовал и при подготов­ке к парламентским выборам 1913г. Для Джолитти проблема состояла в том, что избирательная реформа 1912 г. включила в состав избирателей большое число неграмотных крестьян, раньше стоявших вне политики. Чтобы заручиться их голосами, Джолитти согласился на поддержку Итальянского католического избирательного союза. Во вновь избранном парламенте либералы, большей частью джолиттианцы, получили 304 места, другие партии — 283 (социалисты 79, «крайняя ле­вая» 169, католики 29, националисты 6). В марте 1914 года Джолитти натолкнулся на противодействие со стороны левых и консерваторов, когда обратился в парламент с предложением увеличить размер налогов, чтобы компенсировать затраты государства на войну в Ливии. В новом составе депутатского корпуса Джолитти лишился поддержки социалистов. Большинство депу­татов проголосовало против внесенного Джолитти законопроекта об обязательном совершении гражданского бракосочетания до церковного. Более того, поддерживавшие раньше Джолитти радикалы перешли в оп­позицию. Столкнувшись с отказом сотрудничать с ним, он начал действовать, используя привычную такти­ку, которая на этот раз состояла в его намерении покинуть свой пост и назначить своего преемника королем, в данном случае выбор пал на Саландру, затем он собирался дождаться более благоприятных для себя условий. Джолитти 14 марта 1914 г. подал в отставку. Уход Джолитти с поста премьер-министра означал завершение назван­ной его именем либеральной эры. События лета 1914 года позволи­ли Саландре и его команде удержаться при власти, а вместе с ними власть смогло сохранить национа­листическое крыло буржуазии. Пришедшее к власти правительство возглавил представитель южных землевладельцев умеренный либерал, последователь идей Историче­ской правой А. Саландра. Ему предстояло руководить правительством до октября 1917 г. Правительство Саландры действовало в атмосфере широкого недовольства народных масс. 7—14 мая 1914 г. по стране про­катилась общенациональная волна забастовок и манифестаций, уличные выступления сопровождались столкновениями с полицией. В крупных промышленных центрах — Риме, Флоренции, Милане и многих дру­гих — была парализована экономическая жизнь, в областях Романья и Марке возникли «комитеты единства» социалистов, республиканцев, анархо-синдикалистов и анархистов. Социальный конфликт отражал серьезный политический кризис предвоенной Италии. Другим его прояв­лением стало противостояние нейтралистов (их лидером был Джолит­ти) и интервентистов (этот лагерь во главе с Саландрой объединил республиканцев, радикалов, националистов, социал-реформистов) — сторонников участия Италии в войне вместе с Антантой. Последние одержали верх, и правительство 26 апреля 1915 г. подписало в Лондоне сек­ретный договор, согласно которому Италия в обмен на гарантии террито­риальных компенсаций обязалась вступить в развернувшуюся мировую войну на стороне держав Антанты.

Экономика конца XIX- начала XX в. Италии нужна была пол­ная реорганизация банковской системы, которая по­терпела крах в 1890 и 1894 году. В 1893 году была произведена реорганизация Банка Италии, который обогнал другие банки старых государств, в частно­сти Банк Сицилии и Банк Неаполя. Что касается частных банков, то лишь немногие смогли устоять в беспокойные годы предыдущего десятилетия. Именно немецкий капитал пришел на помощь итальянским банкам. Немецкий банк Bleichroder, который принад­лежал бывшему банкиру канцлера Бисмарка, вложил свои средства в восстановление в Милане в 1894 году Итальянского коммерческого банка. Другая группа не­мецких банков создала в Генуе Банк итальянского кредита (Banca di credito italiano) вместо прекратив­шего свое существование Генерального банка (Вапса generale). Без сомнения, огромную роль в событиях 1914 года сыграет внушительная доля немецкого ка­питала, вложенного в итальянские банки, а значит, и в развитие экономики страны (судоходные компа­нии, вооружение). Такая реорганизация банковской системы страны позволила оздоровить финансовую ситуацию в стра­не. В 1898 году в государстве, наконец, был принят сбалансированный бюджет. Лира упрочнила свои по­зиции, и Джолитти в 1903 году решил конвертиро­вать государственный долг. Наконец, были созданы предпосылки для экономической европейской экспан­сии. Полуостров успешно воспользовался удачной конъюнктурой, что позволило ему совершить «инду­стриальный прорыв».

С объединением страны процесс внедрения капиталистических форм производства приобрел общенациональный масштаб и прохо­дил достаточно быстро. Такое положение обусловил ряд благоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего ха­рактера. В экономическую жизнь страны решительно вмешивалось госу­дарство, проводившее политику ускоренной индустриализации и в этих целях установившее режим таможенного протекционизма, государст­венных заказов и прямого субсидирования таких ключевых отраслей, как хлопчатобумажное и сахарное производство, судостроение, металлургия. В 1902 г. правительство выкупило у бельгийской компании железнорудные разработки на о. Эльба и безвозмездно передало их группе итальян­ских промышленников, вскоре образовавших металлургический консор­циум «Ильва». Огромное внимание уделялось развитию транспортных коммуникаций. С 1865 по 1900 г. протяженность железнодорожных ли­ний увеличилась почти в 4 раза, а самое главное — железные дороги были реорганизованы в две параллельные сети, связавшие Север и Юг Апеннинского полуострова. Это явилось важной предпосылкой склады­вания национального рынка.

Итальянская экономика широко использовала зарубежные инвести­ции — накануне Первой мировой войны иностранные капиталовложе­ния в стране достигли 1,5 млрд лир. Французский финансовый капитал доминировал в банках «Итальянский кредит», «Итальянское банковское общество». Производственные и коммерческие интересы прочно связы­вали металлургическую фирму «Ансальдо» с французским объединением «Шнейдера». Свои отделения в Италии имела английская фирма «Виккерс», производившая вооружение. В экономике значительную роль игра­ли Коммерческий банк и Кредитный банк, основанные в середине 90-х го­дов при немецком участии. Экспансия иностранного капитала имела и позитивнее стороны: ей сопутствовало привнесение в итальянскую про­мышленность передовых форм и методов организации производства. На­чалась его монополизация. Химическое производство контролировали группировки «Монтекатини» и «Пирелли». В железоделательной про­мышленности господствовали компании «Терни» и «Ильва». Автомобильные фирмы «Фиат» и «Ланча» заняли достойное место в европей­ском автомобилестроении. В 1910 г. производственно-технический по­тенциал Италии позволил приступить к строительству дредноутов, а в на­чале Первой мировой войны — и сверхдредноутов. В промышленном секторе старые отрасли — тек­стильная и пищевая промышленность, горное дело, то есть основные отрасли итальянской промышленности, после 1900 года сократили темпы своего развития. Однако они по-прежнему оставались на первых по­зициях по объему производства и вовлечению рабо­чей силы. Такие отрасли, как химическая промыш­ленность, цветная и черная металлургия, сделали в этот период огромный шаг вперед в своем развитии.

Успехи индустриализации были заметны в Италии: выплавка чугуна, например, с 1902 по 1913 г. увеличилась в 2,4 раза. Но этот уровень был далек от достигнутого передовыми европейскими странами: стали и же­леза производилось в 14 раз меньше, чем в Германии, в 8 раз меньше, чем в Англии, в 7 раз меньше, чем во Франции. В преддверии Первой мировой войны доля тяжелой индустрии составляла не более 30,6% всей произве­денной продукции. Лишь 7% предприятий относились к крупным с чис­лом рабочих от 100 до 1000 человек, а 90% представляли собой мелкие и мельчайшие ремесленные мастерские с десятком и менее работников. Италию отличала резкая диспропорция в уровне промышленного разви­тия Севера и Юга. До 71 % крупных предприятий размещались в север­ных районах страны, особенно в промышленном треугольнике Милан — Турин — Генуя.

Если до 1900 года наблюдалась стагнация, то в период с 1900 по 1915 год в сфере экономики про­изошла заметная активизация. Тем не менее, имен­но сельское хозяйство по-прежнему оставалось тем сектором экономики, который составлял больше по­ловины национального ВВП. Сельское хозяйство оста­валось достаточно трудно модернизируемой отраслью, что привело к меньшему размеру национального до­хода на душу населения в Италии в 1915 году, по сравнению с Францией и Англией. В 1911 г. 54,3% населения Италии занималось сельским хозяйст­вом. Лишь в Северной Италии сложились крупнокапиталистические сельскохозяйственные предприятия, которые давали значительную часть продукции. Паданская долина, занимавшая не более 13% всей сельско­хозяйственной и лесной площади полуострова, производила почти 30% валовой продукции земледелия страны. Большая же часть аграрного сек­тора оставалась в состоянии застоя. Из более чем 10 млн занятых в сель­ском хозяйстве только 1,8 млн владели земельной собственностью, 3,2 млн являлись арендаторами и испольщиками, 5,1 млн составляли на­емные рабочие: поденщики и батраки. Из числа собственников только 250 тыс. владели более чем 8 га земли. Мелкое крестьянское хозяйство отличала неэффективность. В первые годы после объединения в Тоска­не, чтобы снабдить продуктами одну семью, не занимавшуюся земледе­лием, требовался труд трех семей крестьян-испольщиков. В 1880 г. сред­ний сбор пшеницы с гектара в Италии был в 2,9 раза меньше английских показателей, в 2 раза уступал голландским и германским, в 1,8 раза — бельгийским. Урожайность зерновых в предвоенные годы в среднем по стране едва достигала 10— 11 центнеров с га, а в южных районах всего 3—5 центнеров. И хотя в целом по стране урожайность зерновых куль­тур возросла, продовольствия не хватало.

Сфера обслужи­вания продолжала свой активный рост, начавшийся до 1900 года. Что касается производственного сектора экономики, то именно он развивался ошеломительными темпами в это время. Это стало возможным, в част­ности, благодаря привлечению капитала, в том числе и из самой Италии. Но прежде всего неоценимое влияние оказало начало энергетической революции, которая позволила стране использовать энергию вод­ных потоков. В Тиволи была построена самая старая гидроэлектростанция, которая обеспечивала энергией столицу. Освоение итальянских рек ускорилось, и к 1915 году Италия вырабатывала 2,5 миллиарда кВт гидроэнергии. Остальная часть энергии получалась за счет экспортируемого угля.

Преобразования в экономической сфере не могли не сказаться на социальном развитии обще­ства. Правящие классы имели огромную выгоду от индустриализации, в то время как условия жизни рабочих если и улучшались, то не становились ме­нее сложными. Что касается крестьян, в особенно­сти крестьян юга, то они пополнили число «жертв» индустриальной революции.

В основном итальянская аристократия принимала участие в разви­тии Италии. При этом она либо входила в окружение короля, например, в Квиринале (в этом случае речь идет о «белой» аристократии), либо непосредственно участвовала в развитии экономики путем вложения своих средств в промышленность северных регионов, как поступала аристократия с юга страны. Наконец, часть представителей буржуазии обогатилась за счет превращения в земельных собственников, формируя большие земельные наделы, на которых процветало интенсивное ведение хозяйства. Такие имения процве­тали на территории равнины По и в Эмилии. Имен­но эти землевладельцы сформируют класс «аграриев», которые перед войной будут оказывать финансовую поддержку фашизму.

Среди тех, кто выиграл в результате проведения индустриализации, были прежде всего крупные про­мышленники и финансовая олигархия. Аньелтга, Пителли, Оливетти, Перроны сколотили в эти годы себе огромное состояние и превратились в династии про­мышленников.

Правящий класс был достаточно сплочен в куль­турном плане, однако в интересах его членов начали активно проявляться различия. Прежде всего, речь идет о противостоянии аграриев юга страны, экспорте­ров сельскохозяйственных товаров и вследствие этого сторонников свободной торговли, и промышленников севера, которые были преимущественно сторонниками протекционизма. Затем наблюдалось также противосто­яние между большим и средним капиталом тяжелой промышленности и промышленностью, производящей предметы широкого потребления. Война увеличит раз­ногласия между враждующими сторонами и сделает систему более уязвимой.

Представители среднего класса по-разному восполь­зовались экономическим ростом в стране. Некоторым удалось извлечь для себя неоспоримую выгоду, напри­мер рабочей аристократии, а также преподавателям, чиновникам или людям, занимающимся либеральными профессиями. Эти новые слои общества стремились к расширению демократизации общества и влились в ряды сторонников конституционных левых, радикалов и республиканцев.

Другие же члены общества оказались обнищавши­ми и озлобленными. Традиционный средний класс, в состав которого входили мелкие рантье, мелкие сель­скохозяйственные собственники, ремесленники, считал свои интересы ущемленными в результате индустри­альной революции, которая была проведена силами либерального капитализма, а именно парламентским режимом, являвшимся ее идейным вдохновителем. Члены среднего класса нашли себе место в рядах антикапиталистов, оппозиционеров парламентского ре­жима, а также внутри националистических групп и объединений членов профсоюзов, которые были яры­ми революционерами.

Что касается народных масс, то они получили незначительное улучшение условий жизни в начале XX века. В частности, вырос уровень жизни отдель­ных граждан, доход на душу населения увеличился втрое в период с I860 по 1915 год. Тем не менее, различия между регионами страны оставались значи­тельными. Бедные крестьяне, проживающие на юге страны, практически не получили никакой выгоды от экономического прогресса страны. Условия жизни итальянского пролетариата оставались самыми тяже­лыми в Европе. Рабочие в Италии получали мизер­ную зарплату, их рабочий день длился дольше, чем в Европе, а уровень жизни был значительно ниже, чем во Франции или Германии. Хотя Джолитти и сделал ряд попыток ввести в действие справедливое социальное законодательство, но оно так и не смог­ло окончательно вступить в силу.

Экономическая картина жизни Италии оставалась достаточно контрастной, но все же выкрашенной в радужные цвета. Основной проблемой по-прежнему была ситуация на юге страны. Она усугубилась еще во времена правления Кавура и Криспи, но ей так и не было уделено должного внимания. Только в начале XX века под влиянием историков, геогра­фов, экономистов и писателей (Джованни Верга) общественное мнение получило представление о су­ществующей проблеме. Многие задались вопросом: как уменьшить пропасть между севером Италии и ее южными регионами? Можно сказать, что север создал свое промышленное могущество на костях юга, в частности, это касалось налогового бремени на южные земли. На юге страны доход на душу населения был меньше в два раза по сравнению с севером страны, урожайность сельскохозяйственных культур была низкой, процент смертности был про­сто ошеломляющим, короче говоря, это регион был отстающим в своем развитии.

Для улучшения ситуации необходимо было вложить в развитие региона огромные средства. Эти средства не поступали от буржуазии севера, которая предпо­читала вкладывать средства в краткосрочные про­екты, которые обещали неминуемую прибыль через непродолжительное время. Дворяне, проживающие на юге страны, также не торопились вкладывать свои средства в этот регион, они преимущественно инве­стировали свои деньги в отрасли промышленности северного региона. Что касается государства, то оно не имело достаточно средств, чтобы вложить их в развитие этих земель. Кроме того, правящие эли­ты юга страны часто оставались верны наставлени­ям святого отца и не проявляли особой заботы о состоянии дел в своем регионе. В таких условиях государство без особого труда навязывало южным землям решения, которые принимались в интересах северного региона. В частности, были приняты законы о повышении налогов на земельную собственность, также был принят ряд протекционистских мер.

Однако на протяжении последующих лет ряд со­бытий обратил взоры многих итальянцев на проблемы юга страны. В частности, этому способствовали ка­тастрофы природного характера (извержение Везувия в 1906 году, землетрясение в Катане и Мессине), скандал, связанный с деятельностью Мафии на Си­цилии и Каморры в Неаполе. Занарделли потребовал провести парламентское расследование в 1902 году. Доклад, который был опубликован в результате это­го расследования позволил Джолитти поставить во­прос о ситуации в южных регионах перед палатой депутатов. Начиная с 1904 года палатой был при­нят ряд мер, направленных на улучшение ситуации в этом регионе.

В частности, были проголосованы законы по по­воду благоустройства Базиликаты, Неаполя, Калабрии и Сардинии. Уменьшение налогов, а также обще­ственные работы должны были улучшить положение в этих регионах. Затем в 1906 году Джолитти смог добиться принятия парламентом ряда мер, которые касались изменения ситуации на юге страны. Кроме того, повсеместно были уменьшены налоги, созданы сети железных и обычных дорог, высажены леса, были проведены реформы в сфере образования, Неа­поль получил проект его индустриализации. Эти пре­образования принесли свои плоды. Перевозки через порт Неаполя увеличились до 60%, в это время в промышленной зоне столицы южного региона было создано 88 новых заводов.

Тем не менее, предпринимаемые меры часто не­последовательно воплощались в жизнь, и некоторые из них привели к увеличению существующей неспра­ведливости. Так, освобождение от уплаты налогов в первую очередь коснулось крупных владельцев лати­фундий, а не мелких землевладельцев. Скорость раз­вития южных провинций обманула ожидания многих, поэтому увеличилось количество тех, кто хотел по­кинуть свои земли. Эмиграция достигла своего апогея во времена правления Джолитти и в период с 1861 по 1914 год составила около десяти миллионов чело­век. Эмиграция была своеобразным предохранительным клапаном для Италии, имевшей просто фантастический прирост населения. Кроме того, эмиграция позволи­ла увеличить количество итальянцев, проживающих в других странах мира. Однако националистам и Муссолини эмиграция представялась ампутацией, и они поставили задачу либо ее сократить, либо ис­пользовать для создания новой империи.

Накануне Первой мировой войны Италия представляла собой аграр­ную страну, в которой активно создавалась капиталистическая промыш­ленность. В 1914 г. из общего дохода 19 млрд лир не менее 7 млрд прихо­дилось на сельское хозяйство, но уже 6 млрд — на промышленность. Во внешней торговле доминировал экспорт продовольственных продуктов и сырья. Однако в 1914 г. при импорте промышленных изделий на сумму 672 млн лир было вывезено изделий итальянской промышленности почти столько же — на 670 млн лир. Дальнейший экономический прогресс страны сдерживал дисбаланс между вставшей на путь индустриализации промышленностью и отживавшими свой век производственными отно­шениями в сельском хозяйстве, с одной стороны, уровнем развития про­мышленного Севера и аграрного Юга — с другой. Эти контрасты обост­ряли ситуацию в стране, ставили вопросы о путях ее дальнейшего соци­ально-экономического и политического развития.

Итало-турецкая война 1911 —1912 гг. Создавая колониальную империю в Африке и укрепляя военно-политические и экомические позиции в средиземноморском бассейне, Италия первым объектом экспансии

избрала турецкие владения Триполитанию и Киренаику. Со второй поло­вины 80-х годов XIX в. итальянская дипломатия действовала в этом на­правлении. В начале XX в. эти планы получили мощную поддержку со стороны сложившегося к этому времени сильного националистического течения. В 1910 г. оно оформилось в Националистическую ассоциа­цию. Пропаганда захватов в бассейне Средиземного моря нашла широ­кий отклик в стране, пресса развернула широчайшую кампанию в пользу колониализма и военной акции в Северной Африке. Экспансионистские планы поддерживали король, командование вооруженных сил, правящая элита. Не остался в стороне и Джолитти, лично участвовавший в приня­тии решения о войне с Турцией. Воспользовавшись благоприятной си­туацией (Англия не возражала, Германия считалась союзником, а Фран­ция заранее согласилась на аннексию Триполитании в случае захвата ею Марокко), итальянское правительство предъявило Турции необоснован­ный ультиматум и 27 сентября 1911г. объявило ей войну. Провести мол­ниеносную кампанию не удалось, и изнурительные военные действия против местного арабского населения затянулись до октября 1912 г. Война закончилась подписанием 18 октября этого же года Лозаннского мирного договора. Из захваченных Триполитании и Кяренаики Италия образовала колонию Ливию, усмирение которой продолжалось еще мно­гие годы. Кроме того, Италия вопреки условиям договора так и не вывела свои войска из оккупированных в ходе войны Додеканезских островов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления – снижается
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.