Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация проектной задачи

 

С точки зрения профессиональной деятельности в сфере графического дизайна «проблемное поле» имеет самое непосредственное отношение к информации, к способам формирования информационного сообщения, передачи его, эффективности воздействия информации на потребителя (информации). И здесь необходимо отметить, что для информации четко обозначены цели – управление поведением. Конечно же, управление поведением человека как конечная цель, которой предшествует несколько этапов-реакций человека на получаемую информацию, т.е. весь комплекс восприятия информации, результатом которого является желаемая реакция. Желаемая реакция и отражается в поведении (действии) человека.

Итак, термин «информация». Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение». Более детально. Из словаря. Informatio (informo) - начертание, план, представление, понятие. Informo – изображать, представлять, устраивать, писать, излагать. Можно предположить, что часть слова, а именно, – forma – может дать несколько больше в расширенном понимании латинского «оригинала» - Informatio. Forma – форма, вид, образ, наружность, красота, изображение, фигура. Дополнительное обращение к латинскому словарю уже дает «пищу для размышлений»: «информация» - есть некий смысл, которому предана некая форма, т.е. оформленный в сообщение смысл. Любопытно, что рядом с указанными латинскими словами находится слово «informis (in-forma)» - безобразный, грубый, отвратительный, мерзкий. Этот факт наводит на мысль, что некий смысл, лишенный формы (неоформленный) безобразен, без о бразный, лишенный образа. Неоформленный, без- о бразный смысл может пугать, настораживать, вызывать неприятие. Видимо, поэтому с давних времен явления внешнего мира, которые не укладывались в существующие понятия и представления о мироздании (принятые в конкретном историческом отрезке времени) вызывали у человека чувство страха. И лишь придав явлению некую «форму», адекватную опыту и существующим представлениям, человек избавлялся от чувства страха, более того – представления о мироздании расширялись, усложнялись, эволюционировали. Тем самым, формируя целые системы мифов, мистические и религиозные учения, и даже целые науки, которые сегодня воспринимаются в сказачно-фантастическом аспекте.

Возвратимся к современным трактовкам термина «информация». Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие «информация» является одним из самых дискуссионных в современной науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие этому многогранному понятию, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности. На сегодняшний день существует более 400 толкований этого термина.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

В технике под информацией понимают сообщения, передаваемые с помощью сигналов или знаков.

В кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы. Данную трактовку обосновал «отец» кибернетики Норберт Винер. Ему же принадлежит и современное научное представление информации: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств».

Для полноты представления современных трактовок термина «информация» уместно отметить и Клода Шеннона, американского ученого, заложившего основы теории информации – науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приемом, преобразованием и хранением информации. Клод Шеннон рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

 

Далее. Информация обладает определенными свойствами. Рассмотрим их.

Качество информации – степень соответствия информации потребностям потребителя (информации).

Объективность информации характеризует ее независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

Полнота – информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых (на основании информации) решений.

Достоверность – верность информации, не вызывающая сомнений.

Адекватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени.

Эмоциональность – свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Соответственно, - чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

Кроме свойств информацию можно рассматривать в определенной системе, разделить на виды по разным критериям.

Способ восприятия:

- визуальная – воспринимаемая органами зрения;

- аудиальная – воспринимаемая органами слуха;

- тактильная – воспринимаемая тактильными рецепторами;

- вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Естественно, что зачастую информация поступает к человеку целым комплексом. Один и тот же объект или явление в своем восприятии может задействовать всю сигнальную систему человека. Но детально об этом несколько позже.

Форма представления:

- текстовая – передаваемая в виде символов;

- числовая – в виде цифр, математических действий;

- графическая – в виде изображений;

- звуковая – устная или в виде звуков.

 

Предназначение:

- массовая – содержит сведения и оперирует понятиями, понятными большей части социума;

- специальная – содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;

- личная – набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри социума.

 

Информация – это единственный не убывающий ресурс жизнеобеспечения, более того ее объем в течение времени возрастает. Особенно ярко это стало проявляться с середины ХХ века. В 70-е годы объем информации удваивался каждые 5-7 лет. В 80-е годы удвоение происходило уже за 20 месяцев, а в 90-е – ежегодно.

 

Переходя к рассмотрению термина «коммуникация» необходимо отметить, что в контексте данного сообщения этот термин рассматривается в самом обобщенном виде, поскольку детально наиболее важные аспекты коммуникаций будут развернуты в последующих сообщениях. Таким образом, ограничимся несколькими наиболее общими, основополагающими фактами.

Термин «коммуникация» (от лат. communication – делаю общим, связываю) используется как научный термин с начала ХХ века. В современной трактовке коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств.

В настоящее время известны, по крайней мере, три основных, наиболее распространенных, подхода к пониманию этой категории.

1. Средство связи любых объектов материального мира. В рамках этого подхода выделяют транспортные, энергетические, водопроводные и другие коммуникации.

2. Общение как передача информации от человека к человеку.

3. Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Сущностью второго и третьего из названных подходов является передача в рамках человеческого общества знаний, чувств, волевых импульсов имеющих смысловую природу. Поэтому эти два типа социальных коммуникаций, в отличие от транспортных или электрических коммуникаций, являются смысловыми. Исходя из этого, два типа коммуникаций объединены по социальной природе (пространство коммуникаций – человеческое общество) и по природе смысловой (некий смысл как содержание коммуникаций).

 

Подводя итог данному сообщению необходимо сформулировать понятие информации в более узком, профессиональном аспекте, в аспекте графического дизайна как профессиональной культуры.

Итак, информация – есть содержание (смысл сообщения), которое в процессе использования специфических приемов и методов графического дизайна трансформируется в визуальные формы, объекты воспринимаемые зрительно. С этой точки зрения графический дизайн есть культура визуализации содержаний (смыслов).

В аспекте дизайна визуальных коммуникаций визуализация содержаний (смыслов) направлена на достижение главной цели – управление поведением человека, провоцирование ответной реакции человека (на визуальное сообщение) в желаемом, планируемом виде.

 

Переходя к рассмотрению следующей темы лекционного курса, следует выделить основные содержательные моменты данного сообщения:

 

4. Термины «проектирование», «информация», «коммуникация» в аспекте графического дизайна определяют методы снятия проблемных ситуаций и методы перехода ситуаций в новое качество (проектирование), содержания, а также объекты и явления, формирующие сферу приложения проектной дизайнерской практики (информация и коммуникации).

5. Профессиональная деятельность в сфере дизайна визуальных коммуникаций подразумевает проектирование визуальных форм (визуализация) для содержаний (информационных сообщений), участвующих в процессах приема-передачи (коммуникациях).

6. Успешность практики дизайнера-графика (проектировщика визуальных коммуникаций) напрямую зависит от уровня проектной культуры, организации аналитической и творческой работы на всех этапах проектного процесса.

 

………………………………………………………………………………………………….......

Вопросы для самопроверки и контроля знаний:

1. Какие цели преследует дизайнерская деятельность в параметрах конкретной проектной ситуации?

2. Укажите основные этапы проектного процесса.

3. Какие виды проектирования включает в себя дизайнерское проектирование и почему?

4. Что такое «информация», каковы основные свойства информации?

5. Укажите способы восприятия, формы представления и предназначения информации.

6. Укажите основные подходы к пониманию термина «коммуникация».

7. Каковы содержательные акценты в трактовке терминов «информация» и «коммуникация» в аспекте графического дизайна?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование визуальных коммуникаций | Психофизиологические аспекты восприятия информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.