КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная политика государства
Лекция 24. Иностранные инвестиции в России. Если в общемировом масштабе доля прямых иностранных инвестиций в формировании основного капитала достигла 20,2%Л в развитых странах — 25%, в развивающихся государствах — 13,4%, то в России только к 2006 г. эта доля поднялась до 6%, что недостаточно для решения крупномасштабных задач модернизации. Возможные объемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, как и в экономику любой другой страны, обусловлены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджем на мировых рынках капитала, мерами стимулирования иностранного капитала и отсутствием барьеров на их пути, соблюдением общепризнанных стандартов по отношению к ним. С начала 2000-х годов инвестиционный климат для иностранных капиталов в российскую экономику постепенно улучшается. Наряду с проблемами, связанными с количеством приходящих в нашу иностранных инвестиций, существуют и проблемы, связанные с их качеством — структурой по видам привлекаемых инвестиций, распределением по отраслям и регионам. В реальный сектор поступает менее половины его объема, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать капитал в сырьевые отрасли промышленности (нефтедобыча), производство полуфабрикатов (металлургия) и в отрасли, работающие на потребительский рынок (пищевая промышленность, торговля). В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы. Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса: без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные инвестиции нужны российской экономике, так как помимо финансовых вложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду. Вместе с тем высокий потенциал страны и происходящий с начала 2000-х годов экономический рост обусловливают то, что свыше 70% компаний, уже ведущих бизнес в России, будут наращивать капиталовложения: их прибыль оказывается выше, чем от вложений в Восточную Европу, Бразилию.
Социальная политика - необходимое условие для экономического подъема. Адекватные социальные программы помогают в достижении социального согласия, которое является основополагающим фактором успешных реформ. Более того, хорошая социальная политика помогает рынкам лучше функционировать путем обеспечения устойчивого дохода и снижения риска. Наконец, перераспределение дохода сглаживает проблемы адаптации, прежде всего для наиболее уязвимых групп общества. Прогрессивная социальная политика поддерживает и дополняет экономический подъем, обеспечивая более равноправное распределение результатов развития во всем обществе. Одной из основных социальных задач правительства РФ является необходимость регулирования доходов населения в связи с либерализацией цен и отменой уравнительной системы оплаты труда. Полученный доход определяет уровень благосостояния или уровень жизни отдельного индивида, т.е. именно от него зависит реализация конечной цели общества - создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе человеческого развития. В период перехода рыночной экономики в России, к сожалению, такие особенности носят негативный характер. Правда, это характерно не только для России. Любая ломка сложившихся экономических стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования в любой стране связаны с усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни населения. Для решения этой проблемы РФ предстоит перейти от существующих программ к инфраструктуре более селективных программ, учитывающих потребности конкретных регионов и сегментов населения. Необходимо предотвратить абсолютную бедность (где это возможно), а там, где бедность существует, нужно оказывать помощь такими способами, которые не развивают иждивенчества.
Сущность, цели и направления социальной политики. Функции социальной политики Социальная политика - это де ятельность государс тва, дру гих экономических субъектов, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создания системы социальных гарантий. Цели социальной политики: · обеспечение определенного уровня потребления; · нейтрализация негативных последствий рыночной экономики; · обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения. Социальная политика осуществляется на различных уровнях: всемирная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций; макрорегиональная и общегосударственная политика; интерреализация межгосударственной социальной политики. Основные функции соииа/ыюй политики: · определение доли каждого работника в созданном продукте; · стимулирование т рудовой м отивации рациональной занятости и развития производства;" · влияние на формирование доходов и структуры потребностей; · обеспечение социальной защищенности всех членов общества; · согласование личных, коллективных и государственных интересов; · создание условий воспроизводства рабочей силы. Для осуществления социальной политики необходимо иметь разнообразную информацию об экономическом и социальном положении населения. В мировой практике приняты следующие социальные индикаторы развития. 1. Бедность. Черта бедности - индикаторы, характерные для отдельной страны и не подлежащие сравнению с другими странами; верхняя черта бедности является пороговой для бедных слоев населения; нижняя - для беднейших слоев населения. Стоимость минимальной потребительской корзины измеряется в местной валюте. 2. Показатель количества населения - доля населения в каждой из вышеупомянутых категорий во всем населении страны. 3. ВВП па душу населения - оценку осуществляют на определенный год в долларах США в текущих рыночных ценах. 4. Краткосрочные показатели дохода. Заработная плата неквалифицированных работников в городе - еженедельная заработная плата лиц, имеющих случайные заработки и не располагающих другими источниками дохода. 5. Заработная плата неквалифицированных работников в сельской местности - еженедельная заработная плата сельскохозяйственных рабочих, имеющих случайные заработки, безземельных или не располагающих землей в количестве, достаточном для удовлетворения их потребности в пропитании. 6. Условия торговли между селам и городом - соотношение оптовых цен на зерновые и промышленные товары. 7. Индекс потребительских цен (ИПЦ) - индекс на товары и услуги, потребляемые в домашних хозяйствах. ИПЦ для населения с низким доходом включает индекс цен, основанный на потребительской корзине бедных слоев населения. Основные направления государственной социальной политики включают: · общие вопросы политики доходов населения; · политику в сфере труда и трудовых отношений; · социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения; · развитие отраслей социально-культурного комплекса; · социальную защиту отдельных категорий и групп населения. Социальная политика направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, а также адресное равномерное распределение доходов. Очевидно, что отправной-точквй социальной политики являются доходы. Поэтому представляется важным выяснение понятия дохода, перераспределение доходов в обществе, регулирование государством процессов перераспределения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |