Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика государства

Лекция 24.

Иностранные инвестиции в России.

Если в общемировом масштабе доля прямых иностранных инве­стиций в формировании основного капитала достигла 20,2%Л в разви­тых странах — 25%, в развивающихся государствах — 13,4%, то в Рос­сии только к 2006 г. эта доля поднялась до 6%, что недостаточно для решения крупномасштабных задач модернизации.

Возможные объемы привлечения иностранных инвестиций в рос­сийскую экономику, как и в экономику любой другой страны, обуслов­лены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджем на мировых рынках капитала, мерами стимулирования иностранного капитала и от­сутствием барьеров на их пути, соблюдением общепризнанных стан­дартов по отношению к ним.

С начала 2000-х годов инвестиционный климат для иностран­ных капиталов в российскую экономику постепенно улучшается.

Наряду с проблемами, связанными с количеством приходящих в нашу иностранных инвестиций, существуют и проблемы, связанные с их качеством — структурой по видам привлекаемых инвестиций, рас­пределением по отраслям и регионам. В реальный сектор поступает менее половины его объема, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать капитал в сырье­вые отрасли промышленности (нефтедобыча), производство полуфаб­рикатов (металлургия) и в отрасли, работающие на потребительский рынок (пищевая промышленность, торговля).

В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внут­ренние финансовые ресурсы. Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления ин­вестиционного процесса: без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные инвес­тиции нужны российской экономике, так как помимо финансовых вло­жений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менедж­мента, создают необходимую конкурентную среду.

Вместе с тем высокий потенциал страны и происходящий с на­чала 2000-х годов экономический рост обусловливают то, что свыше 70% компаний, уже ведущих бизнес в России, будут наращивать капиталовложения: их прибыль оказывается выше, чем от вложений в Восточную Европу, Бразилию.

 

Социальная политика - необходимое условие для экономиче­ского подъема. Адекватные социальные программы помогают в достижении социального согласия, которое является основопо­лагающим фактором успешных реформ. Более того, хорошая социальная политика помогает рынкам лучше функционировать путем обеспечения устойчивого дохода и снижения риска. Нако­нец, перераспределение дохода сглаживает проблемы адаптации, прежде всего для наиболее уязвимых групп общества. Прогрес­сивная социальная политика поддерживает и дополняет эконо­мический подъем, обеспечивая более равноправное распределе­ние результатов развития во всем обществе.

Одной из основных социальных задач правительства РФ является необходимость регулирования доходов населения в связи с либерализацией цен и отменой уравнитель­ной системы оплаты труда.

Полученный доход определяет уровень благосостояния или уровень жизни отдельного индивида, т.е. именно от него зависит реализация конечной цели общества - создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жиз­ненного уровня. Естественно, распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе человеческого развития. В период перехода рыночной экономики в России, к сожалению, такие особенности носят негативный характер. Правда, это характерно не только для России. Любая ломка сложившихся экономиче­ских стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования в любой стране связаны с усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни населения.

Для решения этой проблемы РФ предстоит перейти от существующих программ к инфраструктуре более селективных программ, учитывающих потребности конкретных регионов и сегментов населения. Необходимо предотвратить абсолютную бедность (где это возможно), а там, где бедность существует, нужно оказывать помощь такими способами, кото­рые не развивают иждивенчества.

 

Сущность, цели и направления

социальной политики. Функции социальной политики

Социальная политика - это де ятельность государс тва, дру гих экономических субъектов, направленная на обеспечение ус­ловий для удовлетворения потребностей и повышения благосос­тояния населения, создания системы социальных гарантий.

Цели социальной политики:

· обеспечение определенного уровня потребления;

· нейтрализация негативных последствий рыночной эконо­мики;

· обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения.

Социальная политика осуществляется на различных уровнях:

всемирная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций;

макрорегиональная и общегосударственная политика;

интерреализация межгосударственной социальной политики.

Основные функции соииа/ыюй политики:

· определение доли каждого работника в созданном продукте;

· стимулирование т рудовой м отивации рациональной заня­тости и развития производства;"

· влияние на формирование доходов и структуры потребностей;

· обеспечение социальной защищенности всех членов обще­ства;

· согласование личных, коллективных и государственных интересов;

· создание условий воспроизводства рабочей силы.

Для осуществления социальной политики необходимо иметь разнообразную информацию об экономическом и социальном положении населения.

В мировой практике приняты следующие социальные инди­каторы развития.

1. Бедность. Черта бедности - индикаторы, характерные для отдельной страны и не подлежащие сравнению с другими стра­нами; верхняя черта бедности является пороговой для бедных слоев населения; нижняя - для беднейших слоев населения. Стоимость минимальной потребительской корзины измеряется в местной валюте.

2. Показатель количества населения - доля населения в каждой из вышеупомянутых категорий во всем населении страны.

3. ВВП па душу населения - оценку осуществляют на опреде­ленный год в долларах США в текущих рыночных ценах.

4. Краткосрочные показатели дохода. Заработная плата не­квалифицированных работников в городе - еженедельная зара­ботная плата лиц, имеющих случайные заработки и не распола­гающих другими источниками дохода.

5. Заработная плата неквалифицированных работников в сель­ской местности - еженедельная заработная плата сельскохозяй­ственных рабочих, имеющих случайные заработки, безземель­ных или не располагающих землей в количестве, достаточном для удовлетворения их потребности в пропитании.

6. Условия торговли между селам и городом - соотношение оп­товых цен на зерновые и промышленные товары.

7. Индекс потребительских цен (ИПЦ) - индекс на товары и услуги, потребляемые в домашних хозяйствах. ИПЦ для населе­ния с низким доходом включает индекс цен, основанный на по­требительской корзине бедных слоев населения.

Основные направления государственной социальной полити­ки включают:

· общие вопросы политики доходов населения;

· политику в сфере труда и трудовых отношений;

· социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих сло­ев населения;

· развитие отраслей социально-культурного комплекса;

· социальную защиту отдельных категорий и групп населения.

Социальная политика направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, а также адресное равномерное распределение дохо­дов. Очевидно, что отправной-точквй социальной политики яв­ляются доходы. Поэтому представляется важным выяснение по­нятия дохода, перераспределение доходов в обществе, регулиро­вание государством процессов перераспределения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инвестиционное проектирование | Доходы населения и их распределение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.