КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория организации. Конспект лекций для студентов специальности
Конспект лекций для студентов специальности «Менеджмент организации»
Пермь 2012
Данное методическое пособие представляет собой разработку теоретического и практического курса по теории организации для студентов специальности "Менеджмент организации". Пособие знакомит с основными понятиями сферы управления, законами функционирования и развития организаций, основными процессами, происходящими в организациях.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Понятие организации, её сущность и признаки.
Тема 2. Типология организаций и ее классификация.
Тема 3. Организационные структуры.
Тема 4. Формальные и неформальные организации.
Тема 5. Внешняя и внутренняя среда организации.
Тема 6. Миссия и цели организации. Ранжирование целей.
Тема 7. Стадии существования организации.
Тема 8. Законы функционирования и развития организации.
Алгоритм организационного моделирования.
Примерные темы рефератов и творческие задания по курсу.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Данный курс предназначен для студентов специальности " Менеджмент организации". Почему теория организации изучается на этой специальности и зачем вообще нужны знания о строении, сущности, законах существования организаций? Организация представляет собой одновременно и функцию, и способ управления. Организационные механизмы лежат в основе человеческой деятельности. Именно в рамках организаций повсеместно осуществляется жизнь людей. В организациях переплетаются и уживаются интересы отдельных личностей и групп, дисциплина и свободное творчество, жесткие нормативные требования и реализация неформальных инициатив. У каждой организации - от детского сада до коммерческого банка - свое лицо, своя культура, свои традиции и своя репутация. Однако, несмотря на огромное различие форм и способов их существования, у всех них есть множество общих черт, которые позволяют их объединить в единый социальный феномен - организации как способ человеческой деятельности. Не познав их сущности, не поняв закономерности их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо каждой личности и общества в целом. А ведь именно такая задача ставится перед менеджерами. Со временем условия функционирования организаций изменились. Образование и раздел мирового рынка, компъютеризация экономики, растущая взаимозависимость производителей, насыщение общества материальными благами в экономически ведущих странах приводит к постепенному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг. С развитием технологий исчезает экономическая стабильность, а с ростом конкуренции изменилась роль потребителя. В подобной, ориентированной на клиента экономической ситуации организации действуют на стремительно изменяющемся рынке. Меняются и сами организации, их структуры, функции, задачи. Построение курса отражает организационную концепцию и логику существования самой организации. В первой теме рассматриваются вопросы понятия и сущности организации, её отличия от других форм объединения людей. Особо рассматривается сущность организации в социальной сфере, ее существенные признаки и отличия. Во второй теме описываются различные типы организаций и их классификация по различным основаниям, чем они отличаются между собой. В третьей теме мы рассмотрим различные структуры организаций и определим их максимально рациональное использование. В теме четвертой рассмотрим разницу между формальными и неформальными организациями, а также причину появления внеформальных организаций. В пятой теме мы знакомимся с внешней и внутренней средой организации, их взаимным влиянием и взаимодействием. В шестой теме переходим к изучению понятий миссия и цели организации, способам их формирования и определения. Также в этой теме мы познакомимся с процедурой ранжирования целей как необходимым условием целеполагающей деятельности менеджера. В седьмой теме основное внимание будет уделено стадиям существования организации. Как любой культурный феномен, организация имеет свой жизненный цикл. Его содержание и будет предметом изучения. В теме восьмой будут рассмотрены законы функционирования и развития организаций, поскольку именно их знание в полной мере позволяет управлять организацией согласно познанной необходимости.
В конце каждой темы предусмотрены практические задания для проверки и самопроверки понимания изученной темы. В конце пособия даны темы рефератов и творческих работ для углубления знаний по предложенному курсу. Алгоритм организационного моделирования предполагает самостоятельную групповую работу студентов по овладению теоретическим материалом в практическом применении. Этот вид работы позволяет формировать организационную, креативную и коммуникативную компетенции студентов. Вся литература, указанная в списке, использовалась в той или иной мере при написании курса лекций.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ.
1. Понятие организации, его смыслы. 2. Эволюция взглядов на сущность организации. 3. Признаки организации. 4. Отличительные особенности социальных организаций.
1. Сказать, что существует всеобъемлющая теория организации, в полной мере описывающая и объясняющая все виды, типы, формы организационных структур и процессы, в них происходящие, было бы сильным преувеличением. И проблема заключается, прежде всего, в значительном многообразии и неопределенности предмета изучения. Практически все формы человеческой деятельности, нас окружающие, организованы. И это факт, не требующий доказательств. Однако эти организованные формы настолько не похожи друг на друга, что возникает вопрос - что может быть общего: у школы, в которой мы учились; у предприятия, на котором работают наши родители; у партийного объединения, за которое мы голосовали на прошедших выборах; у армейского подразделения и т.д.? Очевидно, некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. 1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы. 2. Наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы. 3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Таким образом, организацию можно определить как группу людей, деятельность которых специально координируется для достижения сознательно поставленной общей цели или целей. Она может возникнуть также тогда, когда достижение индивидуальных целей невозможно без постановки и достижения общих целей.
Применительно к социальным объектам, которыми являются любые объединения людей, предлагаются, по меньшей мере, три смысла понятия " организация". Во-первых, искусственное объединение институционального (установленного) характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения какой-либо функции. Это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения. Во-вторых, данным термином можно обозначить определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, обязанностей и прав, налаживание связей, координацию и т.д. В данном случае, организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на предмет организации. Здесь мы наблюдаем некоторое совпадение с понятием управления. В-третьих, можно понимать как упорядоченность какого-либо объекта. Тогда под организацией понимают определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом значении организация рассматривается как система со своей структурой. Это понимание организации - политическая организация общества, эффективная организация; сюда же относятся формальные и неформальные организации. Предметом нашего изучения будут организации в первом смысле, как определенные социальные институты. Зачем нужны организации? Потому что с помощью организации можно сделать то, с чем в одиночку не справится ни один человек, каким бы умным и сильным он не был. Очень важное свойство организации носит название синергии и означает прирост дополнительной энергии, превосходящий сумму индивидуальных усилий их участников, которые они обеспечивают. В организации, кроме того, это явление управляемо. Ощутимый эффект дает одновременность и однонаправленность многих усилий. Сказывается также психологический эффект - соревновательность и одновременно взаимопомощь в совместном труде. Даже простое распределение труда уже усиливает эффективность работы (так называемое комбинирование труда). Еще больший эффект дает специализация. Можно сказать, что тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство целей, разделение труда, согласованность и пр. В последние десятилетия изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых представителей различных научных дисциплин, в частности, социологии, социальной психологии, менеджмента, кибернетики и т.д. Теория организации – система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Объектом теории организации является вся совокупность организационных отношений в обществе, или организационный опыт окружающей нас действительности, т.к. организационные механизмы лежат не только в основе человеческой деятельности, но и самой природы. Предмет теории организации – как общие, так частные закономерности, действующие в сложных организационных образованиях, организационные связи и отношения.
Резюме. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование для достижения общей цели или целей. Она состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Преимущество организаций заключается в том, что человек, становясь членом организации, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально.
2. Эволюция взглядов на сущность организации. Идеи и концепции, охватываемые классической теорией организации, представляют собой результат многих ученых и практиков. Первоначально теория организации не была выделена как специальный предмет рассмотрения и изучалась в рамках теории научного управления. Ф. Тейлор и его последователи (19 век) видели в организации наилучший способ добиться высокой эффективности труда. Этой задачи можно добиться с помощью разделения планирования работ и их выполнения. При таком подходе происходит разделение труда руководителя и исполнителя, и на каждом уровне организации происходит специализация функций. Каждый уровень занят своим делом и не вмешивается без необходимости в функции других. Кроме того, Ф. Тейлор предложил дифференцированную сдельную оплату труда, при которой рабочие получают заработную плату пропорционально своему вкладу в производство. Предлагая такой вариант оплаты, автор считал, что основным фактором мотивации является возможность на рабочем месте зарабатывать деньги. Ставя главной целью максимальное увеличение производительности труда, он предусматривал конкретные мероприятия, направленные не рациональное использование труда рабочих и средств производства, введение строго регламента на применение материалов и инструментов, точный учет рабочего времени, установление контроля над каждой операцией. Ф. Тейлор трактовал организацию как сугубо формальную, принципиально отвергал отношения, не предписанные служебным, функциональным содержанием. В начале ХХ века промышленное производство сталкивается с усложнением организационных структур и их разнообразием. Появляются картели, синдикаты, тресты и другие сложные формы производства и сбыта. Усложняется также и структура самого производства; в него включаются не свойственные ему прежде функции - сбыт, реклама, производственный быт и т.п. Появляется потребность в описании и изучении этих новых форм. Ответом на такой практический запрос стали работы Г. Файоля. Для Г. Файоля организация – это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что порождает необходимость придать форму всей структуре и обосновано определить место и функции каждого из ее компонентов. Он предложил три группы принципов организации - структурные принципы, принципы процесса и принципы конечного результата. Структурные принципы обеспечивают основные направления для создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности, к ним он отнес разделение труда, как между исполнителями, так и между руководителями и исполнителями; единство цели и руководства, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем; соотношение централизации и децентрализации; соотношение власти и ответственности. Принципы процесса объясняют действия руководителя при общении с подчиненными, соотношение таких ценностей как справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство команд и подчинение главному интересу. Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации. Это порядок, стабильность, инициатива. Кроме того, Г. Файоль выделил пять основных элементов, составляющих функции администрации: предвидение, планирование. Организацию, координирование и контроль. Он доказывал, что административные функции не исключительная привилегия высшего руководства, а существуют на любом уровне организации и их выполняют в известной степени даже рабочие. Эти принципы до последнего времени использовались при анализе эффективности организации и ее жизнестойкости. На основании этих принципов базируются многие современные теории организации. Основы бюрократической теории организации содержатся в работах М. Вебера. В его понимании бюрократия - это форма правления с жестко отработанными процедурами. В таком качестве организация обладает рядом присущих ей свойств, независимо от характера и статуса социально-экономической системы, в которой она существует. Такая схема организации гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Внутренняя логика бюрократической структуры привела М. Вебера к выводу, что она является лучшей по сравнению с другими формами по точности, стабильности, скорости, дисциплине и надежности. Она делает возможным высокий уровень учета результатов для руководства организации. М. Вебер определяет основные принципы построения и существования бюрократической организации. 1. Высокий уровень квалификации исполнителей и жесткое формальное разделение труда. Исполнители несут полную ответственность за эффективность своих действий. 2. Каждое задание выполняется в соответствии с общими требованиями организации с целью наилучшей координации, задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов. 3. Каждый сотрудник или руководство подразделений отвечает перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителя обеспечивается иерархическим принципом, нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. 4. Полное соблюдение дистанции между руководителем и подчиненными и между сотрудниками в целом. Выполнение работы не зависит от личных качеств работника и предполагает формальную обезличенность должностных обязанностей. 5. Найм на работу должен основываться на уровне квалификации и быть защищенным от произвольного увольнения. Соответственно продвижение по службе основано на старшинстве и достижениях. Эффективность бюрократических организаций основана на высшей степени организованности системы, ее управляемости. Чаще всего определенные организации используют только некоторые черты бюрократической организации. Однако в условиях изменяющейся внешней среда такая организация становится неадаптивной, что может привести к саморазрушению. Кроме того, бюрократическое управление не способствует росту потенциала работников, развитию их инициативы.
Универсальная теория формирования организаций, которая получила название "теория Гласиер" по месту своего создания (Гласиеровская металлическая компания, Лондон) была создана в 50 - е годы ХХ века как ответ на возросший уровень социальных требований к работе после Второй мировой войны. Эта теория выделяет существование, по меньшей мере, четырех подсистем в каждой организации: исполнительной, апелляционной, представительской и законодательной. Исполнительская подсистема - это структура, в которой исполнители должны выполнять определенные требования и нести определенную нагрузку в соответствии со своим местом в иерархии ответственности. Аппеляционная система предполагает право каждого члена организации обжаловать решение своего руководителя на более высоких уровнях, вплоть до головного руководства и обращения в судебные органы. Представительская - формируется путем избрания представителей, входящих в совет вместе с руководителями. Они доводят до сведения руководителей жалобы и требования своих избирателей. Представительская система работает на основе принятых законов. Функции законодательной подсистемы - выработка политики для всей организации с участием избранных представителей. Эта теория вводит в структуру организации социальный фактор и предполагает учет интересов, как производства, так и работников.
Истоки современных представлений об организации были заложены российским ученым А. Богдановым. Свою науку он назвал «тектология» или всеобщая организационная наука. Основная идея тектологии состоит в том, что природные и общественные явления тождественны с точки зрения организации. Каждый элемент природы или общества необходимо рассматривать как систему, а законы, закономерности и принципы едины для любых объектов. Главным А. Богданов считал установление объективных закономерностей возникновения, функционирования и разрушения систем или организационных комплексов. Он полагал, что от способа сочетания любых элементов системы зависит положительное или отрицательное их функционирование. В работах А. Богданова прослеживается наблюдение очень важного для понимания организации принципа синергии, о котором пойдет речь далее – все члены организации с большим успехом противостоят сопротивлению внешней среды, чем каждый в отдельности, хотя бы благодаря взаимоподдержке. Организация, по А. Богданову, - сеть процессов производства ее составляющих, а структура – особый пространственно-временной образ произведенных составляющих. Организация не просто взаимодействует с внешней средой, но адаптируется к изменениям и эволюционирует вместе с ней. Современные организационные концепции во многом конкретизируют давние идеи А. Богданова. Современные направления теоретических разработок отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано ориентацией на новейшие технологии, расширением информационного поля, проблемой рисковых инвестиций, преобладанием стратегического подхода в управлении. Можно выделить несколько наиболее актуальных направлений. 1. Реинжениринг, т.е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Как пример такого подхода может служить возможность деятельности комплексных целевых команд, сочетание линейного и программного руководства и многое другое. Управленческий механизм настраивается на овладение рынком. 2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). В данном случае речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю среду корпораций. Все подразделения становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги внутри и вовне и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Согласно этой концепции подразделения, имеющие экономическую свободу внутри предприятий, будут быстрее развиваться на основе внутренней конкуренции, изменять спектр услуг и товаров в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего рынка. Эти процессы найдут отражение и в демократизации внутренней среды организации. 3. Теория альянсов - ассоциативных форм организации и управления. Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей. Компании соединяются для того, чтобы использовать те рыночные возможности, которые для отдельных членов альянса реализовать невозможно.
Все рассмотренные выше концепции и подходы дают нам возможность представить направление развития организационной мысли - от жестко структурированных схем и форм к осознанию социального фактора и необходимости более гибко реагировать на изменяющиеся требования внешней среды.
Резюме. В развитии взглядов на организацию в историческом аспекте можно проследить тенденцию перехода от жестко структурированных экономических систем, подчиняющих поведение работника сугубо технологическим целям и задачам, к системам, учитывающим интересы работника и оставляющим для него определенную свободу воли и реализации собственных потребностей.
3. Признаки организации. Чтобы определить, что является организацией, надо выделить те признаки, по которым она отличается от других объединений людей. Таких признаков немного, но они очень важны для понимания организационных отличий. Первое, что отличает организацию - это наличие целей. Наличие целей позволяет выполнить основное предназначение организации - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников, которые ее обеспечивают. То есть постановка и совместная реализация каких-либо целей, поставленных участниками организации или для участников, организует их усилия таким образом, что происходит усиление их энергии для совместной деятельности. Простой пример: если пять человек без предварительного договора и последующей организации будут пытаться перенести бревно, они могут даже не начать работу, выясняя - зачем нести, куда нести и нужно ли это делать вообще. Бригада же из пяти рабочих во главе с бригадиром сделают эту работу за достаточно короткое время. Поэтому следующим признаком будет наличие координирующего центра, в роли которого и выступают управленческие структуры. В организации, в отличие от свободных объединений, всегда присутствует внутреннее управление, которое определяет цели и задачи организации, планирует и организует деятельность по выполнению этих задач, контролирует соответствие результатов работы поставленным целям. Благодаря такому центру возможно саморегулирование деятельности организации, т.е. выбор наиболее оптимального способа действий без внешнего вмешательства. Для того чтобы организация состоялась, необходим определенный минимум участников. Организации могут состоять от нескольких человек до нескольких тысяч. Чем больше участников организации, тем сложнее ее структура, так как соединить усилия нескольких человек и управлять ими, конечно же, проще, чем тысячами. Важную роль в этом моменте играет субъективный фактор - желание самих членов организации принимать участие в ее работе. И, наконец, немаловажным признаком организации будет обособленность ее границ, отделяющих ее от других структур. Сюда входит расположенность организации, внутренняя упорядоченность, включая наличие определенных рабочих мест, оборудование для реализации ее деятельности. Как правило, организация представляет собой систему со своей совокупностью элементов, внутренними связями между ними и четко очерченными границами. Конечно, любая организация является открытой системой, испытывающей влияние внешней среды и оказывающей влияние на окружающую среду, но она обязательно имеет внутреннюю определенность и границы. Эти перечисленные признаки и есть определяющие для организации.
Резюме. Таким образом, признаками, отличающими организацию от других социальных объектов, будут те, которые выделяют ее из окружающей среды и структурируют в законченную систему.
4.Отличительные особенности социальных организаций. В принципе, любая организация, в которой люди ставят совместные цели и совместно добиваются их достижения, будет являться социальной. Однако условно социальной можно назвать организацию в социальной сфере. Чем она отличается от других? Прежде всего, тем, что такие организации направлены на реализацию социальных потребностей людей - образование, социальную защиту, здравоохранение и т.д. Причем такие потребности носят как коллективный, так и индивидуальный характер. В связи с этим социальные организации чаще всего обладают индивидуальностью, особым характером, стереотипами поведения. Социальные организации более, чем промышленные являются открытыми системами, активно взаимодействующими с внешней социальной средой. Для них более чем актуально понятие социального заказа. Исходя из последнего положения, социальная организация имеет более широкую и глубокую обратную связь с окружающей социальной средой. Люди, на которых она работает, активно вмешиваются в работу социальной организации, выставляют свои требования по характеру и качеству ее работы, оценивают достигнутые ею результаты. Поэтому социальная организация более подвержена корреляции внешней средой и должна быть более мобильной, инновационной и ориентированной на развитие.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Определите организацию с точки зрения ее основных критериев. 2. Назовите два пути создания организации. Какой путь характерен для создания Вашей учебной группы? 3. В басне И. Крылова "Лебедь, Рак и Щука" все усилия героев оказались напрасными. Почему - с точки зрения теории организации? 4. ХХ век характерен появлением множества теоретических разработок организационных структур. Чем, в первую очередь, это вызвано: · Усложнением структуры самого производства · Изменением организационных форм · Личными интересами самих разработчиков · Социальным запросом современности 5. Каковы плюсы и минусы бюрократической организации по М. Веберу? 6. Координационный центр в организации - это: · Метод управления · Способ организации · Орган управления 7. Какое основное отличие социальной организации от промышленной? · Сложность организационной структуры · Неопределенность границ · Большее значение субъективного фактора
ТЕМА 2. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ.
1. Деловые организации, их различия по: · общественной функции · типу отношений с партнерами · принципам управления · признакам целеполагания 2. Союзные организации, их внутренняя типология. 3. Организационные образования
Типология – классификация объектов по общности признаков. Типология организации позволяет систематизировать объект, сосредоточиться на особенностях, сходстве и различиях организаций по разным параметрам. Кроме того, можно установить общность проблем и типизировать их для разных организаций, чтобы использовать организационный опыт. В основу социологической типологии положены характеристики организаций с точки зрения их места в общественных отношениях и социальных функций. 1. Деловые организации. Деловые организации (предприятия, учреждения) создаются широкими социальными системами - государством, местной властью, партиями, акционерными обществами, либо отдельными коллективными предпринимателями. Они могут быть муниципальными, государственными, частными, акционерными. Участие в них дает доход, заработную плату. Основой их внутреннего регулирования будут административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности. Деловые организации можно разделить эмпирически на два вида. Одним будут предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг (производственные, обслуживающие, торговые), другие - учреждения, занятые в сфере умственного труда (образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные). Однако такое выделение "вообще" несколько непонятно и запутанно. Разумнее представить внутреннюю типологию деловых организаций по их назначению с точки зрения актуальной проблемы "личность - общество". В этом смысле все деловые организации можно разбить на две основные группы по их общественной функции: как занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого члена общества) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое, на общество). Действия деловой организации всегда имеют социальные последствия. В первую группу попадают организации, производящие предметы материального потребления - одежду, продукты питания, жилища, весь предметный мир человека. Во вторую - организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление. Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения) и рекреацией (досуг, лечение), которая в той или иной степени выполняет обе функции.
Также встает вопрос места и участия деловых организаций в общественных отношениях. Его можно рассмотреть по типу контактов организаций со своим адресатом - потребителем. Такие контакты являются способом связи организации со своей внешней средой. Партнерами организаций могут быть или другие организации, или массовый потребитель, какие-то категории населения. Эта разница существенна, так как очевидны принципиальные различия между такими парами организаций, как строительная фирма и ЖЭУ, оптовая база и магазин, хотя занимаются они общим предметом. Контакт может возникать между однородными организациями (двумя школами по поводу проведения профориентации выпускников) или с выходом на более широкие сферы участия (отдельная школа принимает участие в федеральном конкурсе "Школа года") - плотность, иерархия и частота связей будут иными. Соответственно типу отношений выделяется и характер связей, по которым можно различить организации. Партнерскими такие отношения называютя потому, что оба участника отношений заинтересованы во взаимодействии. Межорганизационные отношения делятся на отношения кооперации и соподчинения. К отношениям кооперации относятся односторонние (поставка - получение) и объединительные (совместные решения общих задач). Что касается отношений соподчинения, то они задаются по принадлежности функционального подчинения и по специализированному надзору (школа – департамент образования; школа - санэпидемстанция). С такими партнерами организации связаны в процессе всей своей деятельности - от них поступают различного рода предписания и ограничения. Организационно-массовый вид отношений распадается на аудиторную (вовне организации) и клиентурную (внутри нее) разновидности. Различаются отношения интенсивностью и индивидуальным неодинаковым воздействием на адресата. Выделяются также индивидуализированное и совокупное взаимодействие внутри данного типа отношений в зависимости от того, на кого конкретно направлена деятельность определенной организации. Например, газета будет организацией аудиторно-совокупных отношений, так как ее деятельность направлена вовне самой организации и имеет дело не с конкретными людьми, а с достаточно широкой и во многом безликой аудиторией.
Организации разделяются по принципам управления. Можно выделить четыре типа организаций по этому признаку. · Унинодальные («уни» – единица). Такая организация имеет иерархическую структуру, в ней на вершине управленческой пирамиды находится индивид, имеющий решающий голос и принимающий практически все решения единолично. · Мультинодальные («мульти» - много). Характеризуется отсутствием персонифицированной власти, решения принимаются двумя или несколькими автономными ответственными лицами. · Гомогенные (однородные). Организация такого типа управляет своими членами больше, чем они управляют этой организацией. · Гетерогенные (разнородные). Управляется своими членами больше, чем она управляет ими. Почти все организации обладают этими признаками, но зачастую один из них преобладает.
Одним из основных признаков организации, как мы выяснили, является наличие общей цели у ее участников. Однако целеполагание бывает разным и это различие легло в основу типологии по целеполаганию. Ценностно-ориентированные организации – организации, поведение которых определяется заданной системой ценностей. Конкретные цели могут видоизменяться. Целеполагающие организации – те, которые обладают свойством формировать для себя цели деятельности и изменять их на основании достигнутых результатов, собственной эволюции и изменения внешней среды. Целеустремленные организации – имеющие единую и неизменную главную цель. Поскольку цель должна быть хотя бы в принципе достижимой, такие организации носят временный характер. Целенаправленные организации – действующие в соответствии с четко сформулированными и заданными системой более высокого уровня целями, которые способны изменяться. Целеориентированные организации – имеющие нечетко сформулированные и заданные системой более высокого уровня цели, которые в определенных пределах могут ими уточняться. Целепригодные – действующие для выполнения одной из второстепенных целей, заданных надсистемой, поэтому их деятельность может носить разовый, перманентный или временный характер Паразитические организации – цель этих организаций бесполезна или вредна для системы, так как они потребляют ее ресурсы, не принося пользы.
Резюме. Деловые организации создаются преимущественно для выполнения конкретной общесоциальной задачи. Различаясь по общественным функциям, по сферам деятельности, по межорганизационным отношениям, по принципам целеполагания они имеют много общего в структурной организации.
2. Союзные организации, их внутренняя типология. Союзные организации иногда называют общественными, они являются важной формой общественной самодеятельности и массового самоуправления. Чаще всего они представляют собой обобщение целей участников. Участие в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации. Их цели вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей. Регулирование деятельности такой организации обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководителей от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих и других индивидуальных потребностей участников. Союзные организации могут подразделяться на категории по членству: только индивидуальное, только коллективное, смешанное, без членства, по специализации. Однако типология содержательная, в частности, по выдвигаемым целям, лучше помогает разобраться в сущности союзных организаций. В этой типологии все союзные организации можно разделить по ориентации вовне себя, на дела общества и ориентацию на потребности, интересы своих членов. Организации первой группы выражают особые гражданские побуждения, распространенные в определенных слоях массового сознания. Количество таких организаций, количество членов в них, а также цели и задачи таких организаций свидетельствуют о структуре нравственных ценностей общества, его моральных ориентирах. Это организации политической ориентации (Международная амнистия, союз борьбы за права человека и др.), проблемные (Красный Крест, общество спасения на водах и др .), творческие (Союзы художников, кинематографистов; научные объединения). Союзные организации второго типа можно разделить на корпоративные (профсоюзы, Союз промышленников), организации взаимопомощи (Общество слепых, потребсоюзы, кооперативы и др.) и любительские организации клубного характера, удовлетворяющие непрофессиональные интересы и увлечения своих участников (общества коллекционеров, спортсменов и т.д.). Необходимо отметить, что разделение организаций по типам и группам не имеет резких граней и отличается постепенностью перехода признаков.
Резюме. Союзные организации создаются, как правило, исходя из личных потребностей их участников и в силу этого не имеют жестко организованных структур и отличаются большим разнообразием по сравнению с деловыми.
3. Организационные образования. В обществе могут возникать и организационные образования другого рода, только имеющие внешние признаки организаций. Ассоциативные организации - семья, неформальная группа, научная школа. В них наблюдается некоторая автономия от внешней окружающей среды, относительная стабильность состава, сравнительная устойчивость распределения участников (по ролям, статусу, престижу), причем роли, как правило, распределяются самими участниками; принимаются общие решения. Коллективные нормы и ценности складываются в ассоциациях спонтанно. Эти нормы регулируют поведение членов ассоциации, однако, степень их формализации незначительна. Более важное отличие ассоциаций от организаций первых двух типов содержится в особенностях целевого назначения: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, т.е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Общие цели совпадают с индивидуальными. Как правило, ассоциация распадается, когда цели меняются или же перестают удовлетворять потребности членов. Другим типом организационного образования является поселение - объединение людей по признаку местожительства (город, деревня, поселок). В данном случае также имеется своя структура в виде районов расселения, своя иерархия управления, однако в организационном плане структуры относительно рыхлые, на них влияют множество факторов внешней среды (наличие градообразующих предприятий, их эффективность, демографические процессы, миграционные, экологические факторы и многое другое). Поэтому в строгом смысле поселения организациями не являются, хотя отдельные признаки и присутствуют. Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой. На территории большинства поселений находятся деловые организации, в последних немало различных союзных и ассоциативных организаций, многие союзные организации имеют административный аппарат, предприятия и т.д. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда научно-исследовательский институт создается в рамках одной научной школы или отдельная семья образует семейное предприятие. В других же случаях подобные сочетания считаются нерациональными. Резюме. Организационные образования имеют либо внешние формы организации, либо их отдельные признаки. В силу этого их нельзя рассматривать в строгом смысле как организации, но уметь различать.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Разберите, к какому типу деловой организации по общественной функции будет принадлежать детский сад? Столовая? 2. Определите тип межорганизационных отношений в ВУЗе между несколькими факультетами: · Кооперация · Соподчинение · Односторонние · Объединительные 3. Каковы отношения ректората и деканатов в ВУЗе в системе иерархических связей? 4. Определите библиотеку по организационно - массовому виду отношений: · Аудиторная · Клиентурная · Индивидуализированное воздействие · Совокупное взаимодействие 5. Что является основанием для участия людей в союзных организациях? 6. Какое главное отличие союзных организаций от деловых: · Широта членства · Безвозмездность участия · Неопределенность целей · Необязательность присутствия 7. На какую сферу потребностей ориентированно Общество охраны памятников архитектуры как организация союзного типа - гражданскую или индивидуальную? 8. Проанализируйте свою семью по признакам организационных образований.
ТЕМА 3. СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1. Понятие структуры организации и управления. 2.Основные структуры организаций. 3.Бюрократический тип организационных структур. 4.Органический тип организационных структур.
1. Понятие структуры организации и управления. Структура организации - это порядок ее построения и принципы организации ее деятельности. Сюда включаются организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненость и пропорциональность составляющих ее элементов. Кроме того, в организации выделяется организационная структура управления. Она представляет собой взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Звенья управления – это обособленные подразделения со строго определенными функциями. Структура управления необходима прежде всего для выявления связей и отношений между отдельными элементами системы. Можно выделить связи вертикальные – это связи руководства и подчинения, субординационные, иерархические; и связи горизонтальные – связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, назначение которых способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений. Необходимость в вертикальных связях возникает при наличии нескольких уровней управления. Такие связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Они могут носить линейный или функциональный характер. Линейные связи – это связи подчинения по всему кругу вопросов; руководитель принимает преимущественно единоличные решения во всех вопросах управления. Функциональные связи – это связи подчинения в пределах одной из функций управления. Они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер. Нас будут интересовать прежде всего организационные структуры.
2. Основные структуры организаций Г. Минцберг выделяет структуры в организации по процессам, в них протекающих, и по иерархии этих процессов. Причем иерархию он выстраивает по степени влияния каждого элемента структуры на деятельность организации. Во главе организации определяющим элементом является стратегическая вершина: высшее руководство (совет директоров, правление и т.д.). Средняя линия: управляющие на уровне регионов и подразделений. Затем в равнозначном положении находятся технические структуры и рабочее ядро. И завершает иерархическую структуру вспомогательный персонал.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО Г.МИНЦБЕРГУ.
Кроме того, выделяются характерные особенности основных структур организаций. Простая структура - достаточно развиты вершина и рабочее ядро. Такая структура характерна для начинающих организаций, прежде всего, производственного типа. Она способна к быстрому реагированию на изменение внешней среды и условий работы, чаще всего неформальна, централизована. Развитое планирование и стандартизация отсутствуют. Чаще всего, немногочисленна, и функциональные обязанности работников четко не распределяются. Ее недостаток - большая зависимость рабочего ядра от стратегической вершины. Машинная бюрократия - организация включает в себя значительный вспомогательный персонал. Отличается раздутой средней линией. Стратегическая вершина отсутствует, координация и контроль деятельности организации осуществляется средствами стандартизации (типовыми правилами, уставом и пр.). Организационная деятельность менее гибка, поэтому порождает конфликты между подразделениями, зато более стабильна, в ней присутствует высокая степень безопасности, больше возможностей для экономии на издержках массового производства. Дробная структура - организация включает в себя ряд связанных между собой небольших предприятий, подразделений, филиалов. Такая структура лучше всего приспосабливается к деятельности в местных условиях. Она достаточно автономна, гибкая, отдельные филиалы имеют возможность ориентироваться на месте в складывающейся ситуации и принимать соответствующие решения. Главным недостатком является ее же основное достоинство - в силу складывающейся естественной автономии затруднен контроль из центра и организация тяготеет к распаду. Профессиональная бюрократия - организация, работающая по строгим и четким правилам. Чаще всего распространена там, где высока ответственность за жизнь и здоровье людей (больницы, образовательные учреждения). Такая организация обеспечивает координацию независимых специалистов, каждый из которых несет высокую степень ответственности за свою деятельность (врачи, учителя). Сильно развит вспомогательный персонал и слабо - среднее звено. Специалисты составляют рабочее ядро. Адхократия - организация для выполнения разового задания. Нет постоянного рабочего ядра. Гибка, чувствительна к изменениям, адаптивна, неустойчива.
3.Бюрократические структуры организаций. Современный менеджмент рассматривает в первую очередь организации двух типов – бюрократическую и органическую. Для бюрократической организации характерны иерархические структуры. Они подразделяются на линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные. Основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия, то есть соподчиненность звеньев управления снизу доверху. Линейная структура подразумевает принцип единоначалия, когда во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. К достоинствам линейной структуры можно отнести: · Простоту и четкость подчинения · Полную ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненного ему подразделения · Оперативность в принятии решения · Получение нижестоящими подразделениями согласованных распоряжений и заданий. Однако у линейной структуры есть свои недостатки. Это большая информационная нагрузка руководителя, так как именно к нему стянуты все информационные потоки с подчиненными, вышестоящими руководителями и смежными звеньями; это требует высокой квалификации руководителя с обширными знаниями и большим опытом работы во всех сферах деятельности организации. Кроме того, данная структура не позволяет решать задачи, вызванные изменениями внешней среды, она громоздка и негибка, пригодна к решению лишь оперативных текущих задач. Как правило, в чистом виде линейные структуры применяются только в низовом управлении, либо в малых организациях.
Для функциональных структур характерно создание таких подразделений, каждое из которых имеет определенную задачу и обязанности. Каждый орган управления ориентирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности; в каждом из них создается аппарат специалистов, отвечающих за определенный участок работы. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для всех исполнителей. Достоинства функциональный структуры: · Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций · Специализация подразделений на выполнении определенного вида деятельности · Ликвидация дублирования в выполнении задач. К недостаткам функциональных структур можно отнести нарушение принципа единоначалия, длительность процедур принятия решений, а также трудности поддержания контактов между различными функциональными службами. Кроме того, присутствует снижение ответственности исполнителей за работу (указания идут от нескольких функциональных руководителей и непонятно, чьи распоряжения выполнять в первую очередь) и ответственности самих функциональных руководителей.
В некоторой степени недостатки линейной и функциональной структур уменьшаются в смешанных структурах. Один из таких видов получил название линейно-штабная структура. В ее основе лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются специальные подразделения с функциональной направленностью. Эти службы не обладают правом решения, а помогают силами своих специалистов более качественно и оперативно выполнять задачи. Деятельность функциональных специалистов в этих условиях сводится к поискам наиболее рациональных вариантов решения задач. После консультаций линейный руководитель принимает решение и передает распоряжение в нижестоящие звенья. Здесь сохраняется принцип единоначалия. Важнейшей задачей линейных руководителей становится координация функциональных служб. Линейно-функциональная структура обладает рядом преимуществ: улучшение координации деятельности в функциональных подразделениях, уменьшение дублирования в линейных подразделениях. Однако основной недостаток таких структур заключается в отсутствии тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне.
Дивизиональные структуры служат на сегодняшний день самой совершенной разновидностью структур иерархического типа. Дивизиональные структуры возникают как реакция на недостатки линейных и функциональных структур. Дивизиональные структуры основаны на выделении крупных производственно-хозяйственных подразделений, имеющих большую самостоятельность, но несущие ответственность за получение прибыли. Топ-менеджмент занимается определением стратегии организации, контролирует финансы, инвестиции, научно-технические разработки. Таким образом, для дивизиональных структур характерны централизованное стратегическое управление и децентрализованная деятельность подразделений. Выделяются разновидности дивизиональных структур: · Продуктовая – с учетом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг · Региональная – в зависимости от обслуживаемых территорий; каждое отделение отвечает за разработку, производство и сбыт однородной продукции на данной территории · Холдинг – особо крупные и диверсифицированные формы, где отделения имеют практически полную свободу действий. С центром такие отделения связывают финансовая зависимость от головной компании, которой принадлежит контрольный пакет акций, а также единая внешняя и внутренняя политика. Достоинства дивизиональной структуры в том, что компании способны быстро реагировать на изменения внешней среды (условия конкуренции, изменение потребительского спроса, ценовая политика, изменение технологии и т.д.). Недостатки связаны с увеличением затрат на дублирование одних и тех же видов работ, а также из-за возможной тенденции к выходу из под контроля и отделения подразделений.
4. Органический тип организационных структур. В современной экономической жизни все более распространяются так называемые органические организационные структуры. Этот феномен вызван прежде всего потребностями внешней среды, частью которой является организация. Такими потребностями будут являться быстрый рост изменений запросов потребителей, усложнение и расширение этих запросов, повышение требований качества и разнообразия к товарам и услугам со стороны потребителей и т.п. Все это вызывает усиление конкуренции и борьбу за рынки сбыта среди организаций различной сферы деятельности. Кроме того, развитие научно-технического прогресса и появление в связи с этим новых технологий отнюдь не облегчают жизнь организаций. Прежние отработанные формы и типы организационных структур перестают удовлетворять всем этим требованиям. Одной из разновидностей таких новых структур является инновационная структура. В организации, как правило, выделяются два сектора подразделений – стабильный и инновационный. Стабильный занимается производством традиционных высокоприбыльных товаров или услуг, принося прибыль организации, а инновационный – разработкой и выпуском новейшей продукции или рискованных нетрадиционных услуг, т.е. ведутся работы на будущую прибыль. Такая структура позволяет гибко реагировать на изменение спроса на рынке и моделировать предполагаемый спрос с опережением, тем самым усиливая свои конкурентные преимущества. Проектные структуры внедряются в уже существующие в организации структуры. Смысл проектной структуры состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников компании для выполнения конкретного задания. Руководитель проекта наделяется всеми полномочиями в рамках данного проекта. По завершению работы структура ликвидируется, а персонал возвращается на свои постоянные рабочие места. Преимуществами проектных структур являются концентрация усилий организации на решении конкретной важной задачи, гибкость, усиление личной ответственности руководителя группы за конкретный проект. Недостатками такой структуры можно назвать определенное дробление ресурсов, не всегда вписываемость в режим работы организации.
Матричная структура, получившая свое развитие в инновационном секторе экономики, является образованием адаптивного типа. Она отражает закрепление в организационном построении двух направлений руководства. Вертикальное направление – это управление линейными и функциональными подразделениями, а горизонтальное – руководство отдельными проектами. Важной задачей топ-менеджмента в такой структуре является поддержание баланса между двумя организационными альтернативами. Отличительной чертой матричной структуры является наличие у конкретного исполнителя двух руководителей одновременно – линейного и проектного. Достоинством матричной структуры можно считать интеграцию различных видов деятельности организации, высокое качество результатов по проектов, так как работают высококлассные специалисты, вовлечение руководителей всех уровней в инновационные процессы. Однако такие структуры сложно реализовывать, если они не являются постоянными; может происходить дублирование деятельности в разных уровнях организации.
Резюме. Структура организации является логическим завершением между уровнями управления и функциональными областями деятельности самой организации. Организационная структура основана на разделении труда внутри организации. Выбор и формировании структуры организации определяются многими факторами, среди которых можно назвать - исторические условия, национальные традиции, экономическую обстановку в регионе, степень развития научно-технического прогресса, экологию, вид продукции или услуги, потребности рынка, экономические возможности. Не исключен и субъективный фактор управленческих структур.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Составьте схему структуры факультета по Г. Минцбергу. 2. По структуре ВУЗ является: · Простой структурой · Машинной бюрократией · Дробной структурой · Профессиональной бюрократией · Адхократией 3. Опишите структуру школы по соотношению элементов между собой. 4. Дайте определение структуры организации. Чем структура организации отличается от структуры управления? 5. В чем отличие линейных и функциональных связей? 6. В каких типах организации по роду деятельность необходима профессиональная бюрократия? 7. Назовите общие отличительные признаки бюрократических структур. 8. Чем вызвано появление новых типов организационных адаптивных структур?
ТЕМА 4. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
1. Особенности формальных организаций. 2. Формализующие факторы. 3. Неформальные организации и условия их возникновения. 4. Внеформальные организации.
Существенные отличия организации от социальной группы состоит в том, что ее важнейшим компонентом является система безличных связей и норм, целенаправленно вводимых в отношения между людьми. В организации совершенно не важно, какие личностные особенности или индивидуальные характеристики имеет тот или иной член организации - каждый должен подчиняться правилам и требованиям данной организации.
1. Особенности формальных организаций. Формальная организация может быть описана в виде системы узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний (начальник - подчиненный, технический работник - инженер, преподаватель - студент). Ее горизонтальная организационная структура характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальная - отношения власти и субординации. Особенности формальных организаций состоят в следующем: · Рациональность, так как в их основе лежит принцип целесообразности; · Безличность, рассчитанная не на конкретные личности, а на абстрактных индивидов (членов организации); · Отношения людей в них преимущественно служебного характера; · Цели организации функциональные, намеренно однозначные.
Главной функцией формальной организации является соединение людей со средствами и целями коллективного труда. Преимущества формальных организаций - то, что они обеспечивают максимальную эффективность деятельности за счет определенного ограничения разнообразия, т.е. они направляют усилия людей в узкое русло выполнения целей и задач организации. Также они создают целостность коллектива как единого организма со своими законами и правилами жизни. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника в горизонтальной функциональной структуре называется функцией, в вертикальной властной структуре - статусом.
Резюме. Формальная организация стремится к стиранию личностных характеристик людей и использования их в сугубо функциональных целях.
2. Формализующие факторы. Можно выделить целую систему формализующих факторов для организации. Благодаря этим факторам, организация приобретает внутреннюю определенность. · Административно - правовой: определяет статус и компетенцию как всей организации, так и отдельных ее элементов - соподчинение, юридическую ответственность, полномочия и т.д., определяется правовое положение работника, общие принципы подбора и расстановки кадров, способы контроля и отчетность; включает в себя описание и характеристику рабочего места. · Экономический - определяет финансовые средства, коммерческие связи, средства стимулирования, плановые и стоимостные показатели; · Технологический - определяет последовательность и режим трудового процесса, размещение работников и их связи, содержание и интенсивность труда, вооруженность средствами труда, материальную среду; · Логико-системный - определяет рациональность и эффективность построения организации как системы, ее коммуникационные и операционные возможность, информационные потоки и процесс принятия решения; · Оперативно - управленческий определяет методы воздействия на поведение организации и ее членов посредством текущих распоряжений о поощрениях, наказаниях, расстановке работников; · Социокультурный включает принятые в данной организации нормы поведения и взаимоотношений; · Психологический отражает в структуре организации особенности мышления создателей и управляющих - ориентации, ценности, представления, стереотипы и т.д.
Важнейшим признаком организованности служит договорное, документированное закрепление этих факторов. Формальная организация присуща всякому социальному институту, независимо от его назначения. Одним из основных элементов организации является разделение труда как результат необходимой в современном обществе глубокой специализации. Разделение труда в организации выступает в виде должностей с закрепленными функциональными обязанностями. Должности образуют иерархическую структуру: по горизонтали и вертикали. Кроме этого, организация включает в себя систему коммуникаций, образующих каналы организационных связей.
Резюме. Формализующие факторы придают организации стройность и завершенность, способность к функциональному действию.
3. Неформальные организации и условия их возникновения. Неформальные организации обычно возникают как социально-психологические объединения, спонтанно складывающиеся в результате длительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные организации складываются как добровольные ассоциации. В них вступают люди, оказавшиеся в одинаковой ситуации, разделяющие одни и те же интересы, сталкивающиеся с одними и теми же проблемами. Членство в них подвижно, существуют они на членские взносы. Однако, развиваясь и разрастаясь, такие организации имеют тенденцию превращаться в формальные. По отношению к индивиду неформальные организации выступают как механизм защиты его от ограничивающего воздействия формальных организаций, как сфера удовлетворения его психологических потребностей и социальных, а также личных, интересов. Если неформальная организация возникает внутри формальной, она может играть двоякую роль. Может самостоятельно поддерживать и расширять деятельность организации (домовой комитет при ЖЭУ, совет ветеранов на производстве), а может и играть дисфункциональную роль, противодействуя общим целям, низвергая авторитеты и т.д. Часто такое случается при внутриорганизационных конфликтах. Количественно
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |