КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Понятие таможенного права России
Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации
Подписание Россией Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 06.10.2007) и его ратификация (см. Федеральный закон от 27.10.2008 № 187-ФЗ) заложили основу нового механизма таможенно-правового регулирования. Таможенные правила стали носить наднациональный характер, т.е. распространять свое действие на территории государств — членов таможенного союза, а именно Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Конституирующей конструкцией таможенных правил таможенного союза служит международный Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (Минск, 27.11.2009) (см. Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ). В соответствии со ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование по-прежнему представляет собой деятельность уполномоченных органов по созданию таможенных правил, но уже с тремя важными особенностями. 1. Органы, осуществляющие таможенное регулирование. На основании п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии: — с таможенным законодательством таможенного союза; — с законодательством государств — членов таможенного союза; Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из: — ТК ТС; — международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; — решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов таможенного союза. Как видно, появилось два уровня таможенного регулирования — наднациональный и национальный. Наднациональный уровень таможенного регулирования представлен: — главами государств и главами правительств государств — членов таможенного союза, уполномоченными на подписание международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; — КТС как единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза. Национальный уровень таможенного регулирования по-прежнему соответствует положениям Конституции и ТК РФ. 2. Пространственная сфера таможенного регулирования распространяется на таможенную территорию таможенного союза трех государств. То есть устанавливаются единые правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу таможенного союза и последующего их оборота на единой таможенной территории таможенного союза. 3. Ограничение предметов национального таможенного регулирования. Таможенное регулирование в государствах — членах таможенного союза допускается только в части, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза и до установления соответствующих правоотношений союзными таможенно-правовыми нормами (п. 2 ст. 1 ТК ТС). Последняя особенность таможенного регулирования не такая уж и ограничительная для национального таможенного регулирования, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, из п. 2 ст. 1 ТК ТС следует, что национальное таможенное нормотворчество возможно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза в части реализации отсылочных норм ТК ТС, международных договоров государств — членов таможенного союза и Решений КТС1. Во-вторых, ориентир типа «в части, не урегулированной» предоставляет уполномоченным органам государства — члена таможенного союза возможности принимать нормативные правовые акты в сфере таможенного дела при отсутствии соответствующих отсылочных норм правовых актов, имеющих высшую юридическую силу. Таким образом, основываясь на положениях ТК ТС и ТК можно предложить несколько определений таможенного регулирования. Таможенное регулирование в таможенном союзе ЕврАзЭС — это деятельность уполномоченных органов (глав государств и правительств государств — членов таможенного союза, КТС) по правовому регулированию отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в России — это деятельность уполномоченных федеральных органов государственной власти РФ (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти), осуществляемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и национальным таможенным законодательством (в части, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза и не противоречащей ему) по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на ввоз товаров (транспортных средств) в Россию и их вывоз за ее пределы. О таможенном деле в таможенном законодательстве таможенного союза ничего не говорится (за исключением обозначения отдельной группы участников таможенных правоотношений — лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (гл. 3 ТК ТС)). Однако это не означает, что таможенное законодательство таможенного союза не регулирует таможенное дело. В соответствии с таможенным законодательством РФ таможенное дело — это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 2 ст. 1 ТК). В условиях функционирования таможенного союза меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения устанавливаются уже не законодательством РФ, а международными договорами государств — членов таможенного союза. При этом суть таможенного дела не меняется. Таможенные органы также обязаны обеспечивать соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 6 ТК ТС). Обеспечение таможенными органами требований таможенных правил таможенного союза осуществляется в процессе проведения таможенного контроля (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Соответственно ТК ТС, регулируя отношения в сфере таможенного контроля, одновременно затрагивает и вопросы осуществления таможенными органами таможенного дела. А вот организация таможенного дела и правоохранительная деятельность таможенных органов — это уже предметы регулирования национальных законодательств государств — членов таможенного союза. Однако и тут ТК ТС обозначены основные направления правоохранительной деятельности таможенных органов (ст. 7 ТК ТС): - уголовно-процессуальная деятельность; —оперативно-розыскная деятельность; — административно-процессуальная деятельность (о функциях таможенных органов см. ниже). Итак, таможенное дело, как и таможенное регулирование, представляет собой деятельность уполномоченных органов. При этом в отличие от таможенного регулирования таможенное дело направлено не на установление таможенных правил, а на обеспечение их соблюдения. Такое обеспечение осуществляется: —таможенными органами государств — членов таможенного союза; —в процессе проведения таможенного контроля и реализации правоохранительных полномочий. В России таможенное дело регулируется актами законодательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами (распоряжениями) ФТС России и Минфина России (в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости). Соответственно, компетенцией по регулированию отношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (абз. 1 п. 3 ст. 1 ТК). Непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дел, — ФТС России (абз. 2 п. 3 ст. 1 ТК) (см. также постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429). ФТС России решает возложенные на нее задачи как самостоятельно, так и с помощью подчиненных таможенных органов, составляющих единую федеральную централизованную систему (п. 1 ст. 401, ст. 402 ТК).
План: 2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России. 2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |