Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Понятие таможенного права России




Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела и таможенного регулирования Российской Федерации

 

Подписание Россией Договора о создании единой тамо­женной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 06.10.2007) и его ратификация (см. Федеральный закон от 27.10.2008 № 187-ФЗ) заложили основу нового механизма таможенно-правового регулирования. Таможен­ные правила стали носить наднациональный характер, т.е. распространять свое действие на территории государств — членов таможенного союза, а именно Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Конституирующей конструкцией таможенных правил таможенного союза служит международный Договор о Та­моженном кодексе таможенного союза (Минск, 27.11.2009) (см. Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 ТК ТС таможенное регулирова­ние по-прежнему представляет собой деятельность уполно­моченных органов по созданию таможенных правил, но уже с тремя важными особенностями.

1. Органы, осуществляющие таможенное регулирование. На основании п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии:

— с таможенным законодательством таможенного союза;

— с законодательством государств — членов таможен­ного союза;

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

— ТК ТС;

— международных договоров государств — членов та­моженного союза, регулирующих таможенные правоотно­шения в таможенном союзе;

— решений Комиссии таможенного союза, регулирую­щих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов таможенного союза.

Как видно, появилось два уровня таможенного регули­рования — наднациональный и национальный.

Наднациональный уровень таможенного регулирования представлен:

— главами государств и главами правительств госу­дарств — членов таможенного союза, уполномоченными на подписание международных договоров государств — членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

— КТС как единым постоянно действующим регули­рующим органом таможенного союза.

Национальный уровень таможенного регулирования по-прежнему соответствует положениям Конституции и ТК РФ.

2. Пространственная сфера таможенного регулирования распространяется на таможенную территорию таможен­ного союза трех государств. То есть устанавливаются еди­ные правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу таможенного союза и последу­ющего их оборота на единой таможенной территории тамо­женного союза.

3. Ограничение предметов национального таможенно­го регулирования. Таможенное регулирование в государ­ствах — членах таможенного союза допускается только в ча­сти, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза и до установления соответствующих правоотношений союзными таможенно-правовыми норма­ми (п. 2 ст. 1 ТК ТС).

Последняя особенность таможенного регулирования не такая уж и ограничительная для национального тамо­женного регулирования, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, из п. 2 ст. 1 ТК ТС следует, что нацио­нальное таможенное нормотворчество возможно в соот­ветствии с таможенным законодательством таможенного союза в части реализации отсылочных норм ТК ТС, между­народных договоров государств — членов таможенного со­юза и Решений КТС1. Во-вторых, ориентир типа «в части, не урегулированной» предоставляет уполномоченным орга­нам государства — члена таможенного союза возможности принимать нормативные правовые акты в сфере таможенно­го дела при отсутствии соответствующих отсылочных норм правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

Таким образом, основываясь на положениях ТК ТС и ТК можно предложить несколько определений таможен­ного регулирования.

Таможенное регулирование в таможенном союзе ЕврАзЭС

это деятельность уполномоченных органов (глав государств и правительств государств — членов таможенного союза, КТС) по правовому регулированию отношений, связанных с перемеще­нием товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в Россииэто деятельность уполномоченных федеральных органов государственной власти РФ (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти), осуществляемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и национальным таможенным законодательством (в части, не урегулированной таможенным законодательством тамо­женного союза и не противоречащей ему) по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на ввоз то­варов (транспортных средств) в Россию и их вывоз за ее пределы.

О таможенном деле в таможенном законодательстве таможенного союза ничего не говорится (за исключением обозначения отдельной группы участников таможенных правоотношений — лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (гл. 3 ТК ТС)).

Однако это не означает, что таможенное законодатель­ство таможенного союза не регулирует таможенное дело.

В соответствии с таможенным законодательством РФ тамо­женное делоэто совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 2 ст. 1 ТК).

В условиях функционирования таможенного союза меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения устанавливаются уже не законодательством РФ, а международными договорами государств — членов таможенного союза. При этом суть таможенного дела не ме­няется. Таможенные органы также обязаны обеспечивать соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений в отношении товаров, пере­мещаемых через таможенную границу (ст. 6 ТК ТС).

Обеспечение таможенными органами требований тамо­женных правил таможенного союза осуществляется в про­цессе проведения таможенного контроля (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Соответственно ТК ТС, регулируя отношения в сфере таможенного контроля, одновременно затрагивает и вопросы осуществления таможенными органами тамо­женного дела.

А вот организация таможенного дела и правоохрани­тельная деятельность таможенных органов — это уже пред­меты регулирования национальных законодательств госу­дарств — членов таможенного союза. Однако и тут ТК ТС обозначены основные направления правоохранительной деятельности таможенных органов (ст. 7 ТК ТС): - уголовно-процессуальная деятельность;

—оперативно-розыскная деятельность;

— административно-процессуальная деятельность (о функциях таможенных органов см. ниже).

Итак, таможенное дело, как и таможенное регулирова­ние, представляет собой деятельность уполномоченных ор­ганов. При этом в отличие от таможенного регулирования таможенное дело направлено не на установление таможен­ных правил, а на обеспечение их соблюдения.

Такое обеспечение осуществляется:

—таможенными органами государств — членов тамо­женного союза;

—в процессе проведения таможенного контроля и реа­лизации правоохранительных полномочий.

В России таможенное дело регулируется актами законо­дательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами (распоря­жениями) ФТС России и Минфина России (в сфере тамо­женных платежей и определения таможенной стоимости).

Соответственно, компетенцией по регулированию от­ношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (абз. 1 п. 3 ст. 1 ТК).

Непосредственную реализацию в таможенных целях за­дач в области таможенного дела осуществляет федераль­ный орган исполнительной власти, уполномоченный в об­ласти таможенного дел, — ФТС России (абз. 2 п. 3 ст. 1 ТК) (см. также постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429).

ФТС России решает возложенные на нее задачи как са­мостоятельно, так и с помощью подчиненных таможенных органов, составляющих единую федеральную централизо­ванную систему (п. 1 ст. 401, ст. 402 ТК).

 

 


План:

2.1. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России.

2.2. Соотношение таможенного права с другими отраслями российского права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.