Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и ответственность за эти нарушения





 

Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ «Админист­ративные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» и опираясь на струк­туру таможенного законодательства Российской Феде­рации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформу­лировано понятие административного правонарушения, административное правонарушение в области тамо­женного дела (нарушение таможенных правил) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, пося­гающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Рос­сийской Федерации, порядок их таможенного оформле­ния и применения иных таможенных процедур, поря­док таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставле­ния таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Кодекс РФ об административных правонарушени­ях (глава 16) в редакции Федерального закона от 20 ав­густа 2004г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Ко­декс Российской Федерации об административных пра­вонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации», «адоптировавшего» главу 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. В пер­воначальной редакции КоАП РФ их было 22, тогда как ранее (в главе 39 ТК РФ 1993 г.) их было 40. Причин уменьшения количества составов таможенных право­нарушений в КоАП РФ по сравнению с ТК РФ 1993 г. несколько — это и объединение нескольких составов в один, и декриминализация отдельных деяний как са­мостоятельных видов таможенных правонарушений, и выделение отдельных составов из разряда нарушений таможенных правил с последующим объединением их по признаку родового объекта в единый состав другой группы административных правонарушении, и др. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ были не только изменены диспозиции и санкции боль­шинства статей главы 16 КоАП РФ, но и добавлена ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела».



Общим для всех видов нарушений таможенных пра­вил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможен­ного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной сторо­ны), в ряде случаев — по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важ­ное значение для совершенствования правопримени­тельной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качествен­ные особенности каждого конкретного состава таможен­ного правонарушения и в то же время, с другой сторо­ны, избежать односторонности его интерпретации.

Наиболее общей классификацией нарушений та­моженных правил является их классификация по сте­пени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой обществен­ной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопас­ности нашей страны.

К первой группе относятся такие нарушения тамо­женных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), не­соблюдение порядка внутреннего таможенного транзи­та или таможенного режима международного таможен­ного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ); непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) и другие незначительные наруше­ния, совершение которых происходит, в основном, как следствие халатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере та­моженного дела.

Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб эконо­мическим интересам России, нравственности и здо­ровью ее населения и которые, как правило, направ­лены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся, прежде всего, нару­шения таможенных правил так называемой «контра­бандной группы» — незаконное перемещение това­ров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транс­портных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.

Можно проводить классификацию нарушений та­моженных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделять четыре группы на­рушений таможенных правил, исходя из сформулированного нами выше определения понятия «наруше­ния таможенных правил»:

1) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ);

2)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок таможенного оформления, порядок при­менения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через тамо­женную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4-16.17, 16.19, ч. 2 ст. 16.20 и ст. 16.23 КоАП РФ);

3)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможен­ную границу России товаров таможенными плате­жами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ);



4)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможен­ных льгот и порядок пользования ими (ч. 1 ст. 16.20 и ст. 16.21 КоАП РФ).

Следует отметить, что такая классификация, хотя и опирается на определение самого понятия «наруше­ние таможенных правил», однако, также как и любая другая, весьма условна. И вот почему. Во-первых, от­дельные противоправные деяния могут одновремен­но посягать и на несколько объектов. Так, напри­мер, деяние, предусмотренное ст. 16.1 ТК РФ («Не­законное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу») одновременно посягает и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и на порядок их таможенного контроля, по­скольку в качестве одного из способов незаконного пе­ремещения товаров и (или) транспортных средств в диспозиции данной статьи указано перемещение по­мимо таможенного контроля либо сокрытие от него. И таких примеров можно привести несколько. Поэто­му автор в данном вопросе не претендует на * истину в последней инстанции», это лишь его субъективное видение проблемы.

Следующий способ возможной классификации ви­дов нарушений таможенных правил — это классифи­кация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т, е. по признакам объективной стороны правонарушения.

Юридический анализ действующих таможенпо-пра-вовых норм позволяет выделить в объективной сторо­не составов административных проступков, именуе­мых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:

1) форму совершения противоправного деяния (дей­ствие или бездействие);

2) противоправный результат (материальный или не­материальный вред, ущерб);

3) место, время и средства совершения правонару­шения.

Причем последняя группа признаков объективной стороны составов нарушений таможенных правил яв­ляется факультативной для их классификации, по­скольку находит отражение далеко не в каждом со­ставе исследуемых проступков, и поэтому рассматри­ваться автором не будет.

Нарушения таможенных правил могут совершать­ся как в форме противоправного действия, так и в форме противоправного бездействия. В этой связи по

признаку вида (формы совершения) противоправного деяния их можно подразделить:

а) на правонарушения, содержащие в объективной стороне состава признаки бездействия (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.3, 16.4, 16.6, 16.9 КоАП РФ и др.) и

б) на правонарушения, совершаемые посредством осу­ществления того или иного действия (ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.5, 16.7 КоАП РФ и др.). Особенность классификации нарушений таможен­ных правил по признаку формы совершения противо­правного деяния заключается в том, что в ряде случа­ев законодатель объединил в диспозиции конкретной таможенно-правовой нормы деяния, выражающиеся по своей объективной стороне состава и в действии, и в бездействии. Например, ответственность по ст. 16.4 КоАП РФ наступает как бездействие, выражающееся в недекларировании физическими лицами иностран­ной валюты или валюты Российской Федерации, пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменно­му декларированию, так и за действия, выражающи­еся в недостоверном декларировании физическими лицами такой валюты. Б целом же, составов наруше­ний таможенных правил, объективная сторона кото­рых характеризуется совершением того или иного противоправного действия, почти в три раза больше, чем составов, объективная сторона которых предпо­лагает противоправное бездействие.

Общественная опасность (или общественная вред­ность) нарушений таможенных правил определяется также наличием или отсутствием тех или иных мате­риальных последствий противоправного посягатель­ства, поэтому классифицировать их можно и по харак­теру последствий, т. е. по противоправному результату. По этому критерию следует выделять нарушения та­моженных правил, общественно вредные последствия которых носят материальный характер (например, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о то­варах и (или) транспортных средствах, если такие све­дения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для зани­жения их размера, — ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и др.)> и нарушения таможенных правил, совершение которых несет вред нематериального характера (например, на­рушение режима зоны таможенного контроля —-ст. 16.5 КоАП РФ или причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плаву­чим средствам — ст. 16.8 КоАП РФ).

Важное классификационное значение по признаку объективной стороны имеют также размер и характер наступивших общественно вредных последствий со­вершенного правонарушения. Во-первых, размер при­чиненного правонарушением вреда (ущерба) нередко учитывается при назначении вида и размера назнача­емого административного наказания (в частности, штрафные санкции, предусмотренные нормами гла­вы 16 КоАП РФ не имеют фиксированного размера), а во-вторых — он является условием разграничения некоторых видов нарушений таможенных правил со смежными с ними видами преступлений в сфере та­моженного дела (например, нарушений таможенных правил, предусмотренных статьями 16.1 и 16.2 КоАП РФ и преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ).

Что касается характера общественно вредных по­следствий правонарушения (целей и мотивов, на дое-тижонир которых imiipiin.neno противоправное деяние),то он позволяет разграничить те или иные деяния при так называемой «конкуренции правовых норм», когда одно и то лее по существу деяние предусмотрено двумя и более статьями КоАП РФ. Так, например, состав пра­вонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ (недекларирование по установленной форме (устной, письменной или конклюдентной) товаров и (или) транс­портных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ) является формальным составом, ограниченным са­мим противоправным бездействием (недекларировани­ем) и не требующим наступления конкретных вредных материальных последствий. В то же время недеклари­рование может быть и противоправным способом со­вершения других противоправных действий — непра­вомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (с несоблюдением мер по защите экономических интересов России и дру­гих запретов и ограничений), а также освобождения от уплаты, занижения размера или уплаты таможенных платежей с нарушением требований, действующих в таможенном деле, получения неправомерных льгот по таможенным платежам и пр.

Кроме того, недекларирование товаров в определен­ном смысле является специфической пассивной фор­мой (способом) сокрытия товаров от таможенного кон­троля. Иными словами, недекларирование может быть способом совершения деяний, подпадающих под при­знаки других составов нарушений таможенных правил, предусмотренных нормами главы 16 КоАП РФ, в част­ности, ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) огра­ничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с тамо­женной территории Российской Федерации» и др.

В зависимости от субъектов, их совершающих, на­рушения таможенных правил можно подразделить на:

а)нарушения таможенных правил, субъектами ко­торых могут быть любые физические или юриди­ческие лица, отвечающие общим признакам субъек­та административного правонарушения (таковых большинство);

б)нарушения таможенных правил, субъектами кото­рых могут быть только специальные субъекты, т. е. физические или юридические лица, обладающие по­мимо общих признаков субъекта административно­го правонарушения еще и некоторыми характерны­ми признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, ст. 16.18 КоАП РФ «Невывоз либо не­осуществление обратного ввоза товаров и (или) транс­портных средств физическими лицами»), где субъек­том правонарушения может выступать только фи­зическое лицо, временно ввезшие в Российскую Федерацию или вывезшие из нее товары и транс­портные средства для личного пользования.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. III. Социальное партнерство в сфере труда.
  2. Административная и дисциплинарная преюдиция. Деяния влекущие уголовную ответственность по требованию потерпевшего
  3. Административная ответственность
  4. Административная ответственность за земельные правонарушения
  5. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
  6. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
  7. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
  8. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
  9. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
  10. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
  11. Административная ответственность различных субъектов права
  12. Административная ответственность.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.