Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод бухгалтерского учета




Понятие предмета бухгалтерского учета.

2.1. Понятие предмета бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Бухгалтерский учет отражает лишь те средства и процессы, которые имеют стоимостную оценку, кроме того, бухгалтерский учет отражает уже свершившееся движение средств (расчеты, поставка).

Операции, не содержащие движение денежных средств, в бухгалтерском учете не отражаются (заключение договоров на поставку).

Предмет представлен множеством отдельных разнообразных объектов.

Объекты учёта – это средства предприятия, источники их образования и хозяйственные процессы (снабжение, производство и реализация)

2.1.1. Хозяйственные средства предприятия

 

Средства предприятия по видам и размещению подразделяются на:

- долгосрочные активы;

- краткосрочные активы.

Долгосрочные активы – средства предприятия, используемые в хозяйственной деятельности организации более 12 месяцев.

Краткосрочные активы – средства предприятия, используемые в хозяйственной деятельности организации менее 12 месяцев.

Приведем краткую характеристику хозяйственных средств предприятия. К долгосрочным активам относятся:

Основные средства – это активы,

1) имеющие материально-вещественную форму,

2) предназначенные для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для использования во вспомогательных, обслуживающих производствах и хозяйствах, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

3) предназначенные для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев;

4) способные приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

5) не предполагаются на момент приобретения для последующей перепродажи.

Например, здания, сооружения, машины или оборудование, насаждения и т.д.

Активы, в отношении которых выполняются условия, но стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не выше 30 базовых величин за единицу МОГУТ НЕ ОТНОСИТЬСЯ организацией к основным средствам и учитываться в бухгалтерском учете в составе средств в обороте.

В текущем учете основные средства учитываются по первоначальной стоимости, а в бухгалтерской отчетности – по остаточной.

В состав основных средств входят арендуемые основные средства.

Доходные вложения в материальные ценности – имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемое организацией во временное пользование (временное владение и пользование) в качестве инвестиционной недвижимости или по договорам финансовой аренды (лизинга).

Нематериальные активы – это активы:

· идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы;

· используемые в деятельности организации;

· способные приносить организации будущие экономические выгоды;

· срок полезного использования которых превышает 12 месяцев;

· стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием);

· при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.

К нематериальным активам для целей бухгалтерского учета относятся принадлежащие обладателю имущественные права:

· на объекты промышленной собственности;

· на произведения науки, литературы и искусства;

· на объекты смежных прав;

· на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;

· на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающих из лицензионных и авторских договоров;

· на пользование природными ресурсами, землей;

· прочие: лицензии на осуществление вида деятельности, лицензии на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, лицензии на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

 

Нематериальные активы учитываются в бухгалтерской отчетности по остаточной стоимости.

Долгосрочные финансовые вложения – вложения в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов (если установленный срок их погашения превышает 12 месяцев), уставные фонды других организаций и т.п., а также предоставленных другим организациям займов (на срок более 12 месяцев), вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества.

Оборудование к установке и строительные материалы – оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в возводимых или реконструируемых объектах (далее – оборудование к установке) у заказчика, застройщика и подрядчика, а также строительные материалы, находящиеся у заказчика, застройщика.

Вложения в долгосрочные активы – вложения организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов

Отложенный налоговый актив – это актив, равный сумме налога на прибыль, уплаченного в текущем отчетном периоде, но относящегося к учетной прибыли будущих отчетных периодов в связи с образованием в текущем отчетном периоде вычитаемых временных разниц.

Долгосрочная дебиторская задолженность – это средства данного предприятия, временно находящиеся у других хозяйствующих субъектов и физических лиц и подлежащие возврату по истечении периода более 12 месяцев.

Дебиторы – должники предприятия. Ими могут быть покупатели, не оплатившие вовремя отгруженную им продукцию (товары, работы, услуги), а также подотчетные лица – работники предприятия, получившие под отчет наличные деньги из кассы на хозяйственные расходы и служебные командировки. Дебиторами могут быть и другие организации и лица, обязанные возвратить предприятию средства (излишне уплаченные суммы в бюджет и целевые бюджетные фонды, выданные авансы другим предприятиям, излишне выплаченные суммы по заработной плате и др.)

К краткосрочным активам относятся:

Запасы – часть краткосрочных активов, которая переносит свою стоимость в полном объеме на изготавливаемый продукт. Запасы включают:

· Материалы

· Животные на выращивании и откорме включают молодняк животных, взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле, птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, взрослого скота, выбракованного из основного стада для реализации (без постановки на откорм), скота, полученного от других лиц для реализации

· Незавершенное производство включает предметы труда, находящиеся в обработке, т.е. незавершенная готовая продукция. Все расходы предприятие учитывает на счетах затрат. Таким образом, затратные счета предназначены для формирования величины себестоимости изготавливаемого продукта.

· Издержки обращения представляют собой затраты торгового предприятия. Издержки обращения – расходы, связанные с приобретением и реализацией товара.

· Готовая продукция – изделия полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам, принятые на склад и снабженные документом, удостоверяющим их качество.

· Товары – материальные ценности, которые приобретаются с целью дальнейшей реализации без какой-либо обработки.

· Товары отгруженные – это товары, отгруженные покупателю, но еще не оплаченные им. Этот счет применяется при учете выручки по методу «По оплате». Сущность данного метода заключается в следующем: выручка считается сформированной, когда продукция (товар) и отгружена, и оплачена.

Метод учета выручки «По отгрузке» заключается в следующем: как только товар отгружен покупателю, он считается реализованным.

Долгосрочные активы, предназначенные для реализации – долгосрочные активы, признанные предназначенными для реализации.

Денежные средства предприятия состоят из наличных средств, хранящихся в кассе предприятия, и безналичных средств, накапливаемых на счетах в банках.

Касса – движение наличных денежных средств в кассе предприятия, в том числе денежные документы – марки, путевки, билеты, хранящиеся в кассе предприятия.

Расчетный счет – движение денежных средств в национальной валюте по счету в банке.

Валютный счет – движение денежных средств в иностранной валюте по счету в банке.

Денежные средства в пути – денежные средства в белорусских рублях и иностранных валютах, внесенных в кассы банков, в том числе через инкассацию, или почтовых отделений для зачисления на расчетные или иные счета организации, но еще не зачисленных по назначению, а также о движении денежных средств в белорусских рублях для приобретения иностранной валюты и денежных средств в иностранных валютах для реализации.

Расходы будущих периодов – расходы, осуществленные в данном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Краткосрочные финансовые вложения – приобретенные ценные бумаги других предприятий (сроком погашения менее 12 месяцев), предоставленные другим предприятиям займы (на срок менее 12 месяцев) и другие виды вложений средств

Краткосрочная дебиторская задолженность – это средства данного предприятия, временно находящиеся у других хозяйствующих субъектов и физических лиц и подлежащие возврату в течение 12 месяцев

2.1.2. Источники хозяйственных средств предприятия

Источники хозяйственных средств предприятия подразделяются на:

- собственный капитал;

- долгосрочные обязательства;

- краткосрочные обязательства.

Приведем краткую характеристику источников хозяйственных средств предприятия.

Собственный капитал включает в себя:

Уставный капитал – это капитал, образованный за счет вкладов учредителей в соответствии с учредительными документами.

Собственные акции (доли в уставном капитале) – собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для их последующей реализации, пропорционального распределения среди акционеров, безвозмездной передачи государству, аннулирования

Добавочный капитал – отражает прирост (снижение) стоимости внеоборотных и оборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь; сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного фонда акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного фонда за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость).

Резервный капитал – образуется за счет нераспределенной прибыли организации для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы предприятия.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) обобщает информацию о наличии и движении сумм прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательных платежей.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – содержит информацию по накопленной прибыли (убыткам) отчетного периода за минусом налогов, исчисляемых из прибыли и изменения отложенных налоговых активов и обязательств

Долгосрочные обязательства включает в себя:

Долгосрочные кредиты и займы – средства, занятые предприятием у банков и других субъектов хозяйствования на срок более 12 месяцев

Отложенные налоговые обязательства – это обязательства, равные сумме налога на прибыль, относящегося к учетной прибыли текущего отчетного периода, но подлежащего уплате в будущих отчетных периодах в связи с образованием в текущем отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц;

Доходы будущих периодов – доходы, которые были получены в данном отчетном периоде, но будут считаться прибылью следующего отчетного периода.

Резервы предстоящих платежей – суммы, резервируемые предприятием в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и расходы на реализацию.

В резервах предстоящих расходов могут учитываться суммы:

- предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование);

- на выплату один раз в год вознаграждения за выслугу лет;

- предстоящих затрат на ремонт основных средств, когда ремонт производится неравномерно на протяжении года;

- производственных затрат на подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности;

- предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- и прочих резервов.

Краткосрочные обязательства включает в себя:

Краткосрочные кредиты и займы – средства, занятые предприятием у банков и других субъектов хозяйствования на срок менее 12 месяцев

Кредиторская задолженность – задолженность предприятия перед другими организациями, ведомствами, субъектами хозяйствования. Кредиторская задолженность в качестве источника хозяйственных средств (активов) выступает ограниченный срок, действие которого наступает с момента получения материальных ценностей (услуг) до момента их оплаты

2.1.3. Хозяйственные процессы

 

Основными стадиями кругооборота средств являются следующие хозяйственные процессы:

- снабжение;

- производство;

- реализация.

Снабжение является первой стадией кругооборота средств, в которой деньги переходят в товарную форму (приобретаются средства и предметы труда).

Производство является основной стадией кругооборота средств, в которой с помощью средств, предметов труда и рабочей силы создаются новые блага.

Реализация – заключительная стадия кругооборота средств, в которой готовая продукция, работы, услуги реализуются и принимают денежную форму. Таким образом, создается возможность для возобновления кругооборота.

1.2.2. Метод бухгалтерского учёта

Методом называется способ познания явлений, составляющих предмет данной науки.

Чтобы отразить предмет бухгалтерского учета как единое целое, следует всему многообразию хозяйственных средств и процессов дать стоимостную оценку, обоснованно сгруппировать однородные хозяйственные средства и процессы.

Совокупность способов и приёмов, применяемых в бухгалтерском учете, называют методом бухгалтерского учёта. Упорядоченная система способов и приёмов обеспечивает сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов.

Бухгалтерский учет применяет те же основные приёмы, что и хозяйственный учёт (наблюдение, измерение, регистрация, обобщение), но в более сложном специфическом виде.

Единый метод бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 2.1).

       
 
 
   
Рис. 2.1. Единый метод бухгалтерского учета [10, с. 14]

 


Отношение элементов метода бухгалтерского учета к конкретному способу представлено в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Элементы (слагаемые) метода бухгалтерского учета Способы
Документация и инвентаризация Учёт и контроль за хозяйственными средствами, источниками и процессами
Оценка и калькуляция Стоимостное измерение объектов учёта
Система счетов и двойная запись Регистрация и текущая группировка хозяйственных операций
Балансовое обобщение и отчётность Обобщение учётных данных
Анализ хозяйственной деятельности и контроль (аудит) Выявление и предотвращение незаконных хозяйственных операций и определение неиспользованных ресурсов
Итог – метод бухгалтерского учета Совокупность способов и приёмов (взаимосвязанных между собой)

 

Определение элементов метода бухгалтерского учета представлено
в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Элементы метода бухгалтерского учета Определение элементов метода бухгалтерского учета
Документация Начало и основа учётного процесса, его первый приём и обязательное основание для бухгалтерских записей
Инвентаризация Способ проверки реального наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов с фактическими данными бухгалтерского учета. Этот приём от латинского "инвентарь" – список или опись ценностей
Оценка Способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников
Калькуляция Способ определения себестоимости единицы продукции, работ и услуг
Система счетов Способ текущей группировки бухгалтерской информации
Двойная запись Способ отражения хозяйственных операций на счетах. Основанием служат бухгалтерские документы
Баланс Группировка хозяйственных средств и их источников в денежной оценке на первое число отчётного периода
Отчётность Система показателей, комплексно характеризующих производственную деятельность предприятия
АХД Метод изучения финансово-хозяйственной деятельности с целью установления факторов, влияющих на результаты работы предприятия
Контроль Способ предотвращения незаконных хозяйственных операций; способ сохранности имущества

3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.