Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как предмет философского анализа

 

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания. Этот способ духовно-теоретического освоения мира всегда был одним из основных предметов изучения в философии. Гносеология – раздел философии, изучающий процесс познания во всех его аспектах.

Вспомним основные гносеологические позиции:

Агностицизм – отрицание познаваемости мира. Например, И. Кант утверждал, что материальный мир существует, но в процессе его познания происходит такое сильное искажение при прохождении через наши органы восприятия, что полученные знания не соответствуют тому, что они отражают. Ф. Ницше, будучи иррационалистом, понимал мир как хаос, лишенный каких-либо закономерностей. Познание в этом случае невозможно, а все наши знания – не более чем иллюзия.

Скептицизм – сомнение в познаваемости мира. Английский философ 18 века Д. Юм рассуждал следующим образом: непосредственно нам даны только данные органов чувств, что стоит за ними, мы не знаем: может быть, материальный мир, может его нет и на наше сознание действует мировой разум, может быть, вообще ничего нет и наши органы чувств действуют сами по себе, порождая иллюзии. При таком подходе знания понимаются как привычки действовать определенным образом.

Но большая часть философов стоит на позиции гносеологического оптимизма, считая, что мир познаваем, и задача философии способствовать познанию, изучая его закономерности.

Долгое время в философии господствовало понимание познания как пассивного отражения окружающего мира. Л. Фейербах говорил, что человек – это зеркало, которое стоит у дороги и отражает все происходящее на ней. Задача философии состоит в борьбе с помехами, т.е. иллюзиями, заблуждениями. Ф. Бэкон называл их «идолами сознания», созданная им классификация этих «идолов» полезна до сих пор: например, «идолы театра» – это некритически усвоенные ложные мнения каких-либо авторитетов. И Кант совершил переворот в теории познания, доказав, что познание – не просто отражение окружающей действительности, но результат сложного взаимодействия объекта и субъекта, в процессе которого мы строим модель мира в нашей голове. Познание – особый вид деятельности, освоения мира. Большое внимание при таком подходе обращалось на активность и самостоятельность разума.

К. Маркс исследовал общественно-исторический характер познания: его субъектом является не отдельный изолированный человек («гносеологический робинзон»), а общество. Современная философия науки представлена большим количеством школ и направлений. Б. Рассел и Л. Витгенштейн выдвигали идею логического и лингвистического анализа языка науки, К. Поппер предлагал критерии отличия научного и ненаучного знания, Т.Кун исследовал структуру научных революций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Познание | Многообразие форм знания и познавательной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.