Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истина и заблуждение

 

Истина не является частью бытия, это феномен человеческого сознания, но, в то же время, истина не зависит от человека. Истинным будет только такое содержание человеческих представлений, которое соответствует объективной действительности.

Не всякое точное отражение действительности будет истинным (например, мы наблюдаем увеличение размеров солнца на закате, но это ведь не значит, что солнце действительно меняется). Достижение объективной истины связано с преодолением иллюзорности объективного мира, происходит отражение не просто мира, а его сущности. При этом необходим определенный уровень развития самого объекта, он должен «дозреть» до возможности его истинного понимания: при зарождении какого-то явления зачастую неясно, во что оно превратится, окончательно развившись.

Принято выделять абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание, как правило, это констатация твердо установленных фактов. Относительная истина – неполное, незаконченное знание. Большинство наших знаний представлены в форме относительных истин, они требуют развития, дополнения, уточнения. Субъект познания (человек или группа людей) всегда ограничен конкретными обстоятельствами своей жизни и его знания неполны. Практика никогда не завершена. Необходимо учитывать и изменчивость самого мира. Все эти обстоятельства объясняют преобладание относительных истин.

Целью познания является истина, но необходимо помнить, что неизбежным дополнением истины является ее противоположность – заблуждение. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие понятий или суждений объекту. Истина и заблуждение представляют собой диалектическое единство, а процесс познания – сложное взаимодействие этих сторон. Догматизм выдвигает тезис о случайности заблуждения и поэтому представляет собой слепое, некритическое следование каким-либо идеям, учениям. Абсолютизация этих идей, без учета конкретных обстоятельств ведет к негативным последствиям на практике. Релятивизм – абсолютизация относительности познания, отрицание истинности вообще.

Приведите примеры догматизма и релятивизма из различных областей деятельности.

 

От заблуждения необходимо отличать ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Диалектика истины и заблуждения приводит нас к выводу, что истина – это процесс, она никогда не завершена, процесс познания бесконечен.

Истина конкретна, она зависит от условий места и времени, других обстоятельств. Простейший пример: «Вода кипит при 100о», но будет ли данное утверждение верным в условиях высокогорья?

Многообразие видов знания выражается и в многообразии видов истин: научная, практическая, моральная, художественная правда и т.д. Об этом необходимо помнить, чтобы не отождествлять истинные знания только с научными, что очень часто происходит в наше время.

Подумайте, к каким последствиям в теории и на практике приведет отождествление объективной и научной истины.

 

Итак, рассматривая познание как особый вид деятельности человека, мы должны уяснить следующие важнейшие моменты:

В процессе познания проявляется активность человеческого сознания. В его основе – не пассивное отражение мира –объекта в голове человека- субъекта познания, а процесс взаимодействия человека с миром. Только преобразуя мир, мы познаем его (и себя тоже).

Познание имеет общественно-исторический характер. Его субъектом является не отдельный изолированный человек («гносеологический робинзон»), а общество на определенном этапе своего развития.

Познание имеет диалектический характер, представляет собой бесконечный процесс приближения к истине.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура познания | Ценности и их роль в жизни человека и общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.