КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Персоналии
СЛОВАРИ ХРЕСТОМАТИИ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М.: Гардарика,1997. 2. Антология русской философии. В 3-х томах. СПб,: «Сенсор», 2000. 3. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.
1. Современный философский словарь. / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е.Кемерова – 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкфурт –на – Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ»,1998. 2. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.
Аристотель – древнегреческий философ, энциклопедист и систематизатор античной науки и философии. Бакунин М.А. – русский революционер, народник, мыслитель- утопист, основатель одного из направлений анархизма. Жил в 19 веке. Бахтин М.М. – русский филолог и культуролог 20 века, развивал теорию диалога, смеха и смеховой культуры. Бердяев Н.А. – русский неортодоксальный религиозный философ 20 века. Главными в его творчестве были проблемы свободы, творчества, человеческой личности. Много размышлял о судьбе России. Беркли Д. – английский философ Нового времени, субъективный идеалист. Бруно Д. – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, выдвинувший идею о множественности обитаемых миров. Был сожжен инквизицией. Бэкон Ф. – английский философ Нового времени, метафизический материалист и эмпирик. Вернадский В.И. – русский ученый 20 века, мыслитель-космист. Развивал учение о ноосфере. Витгенштейн Л. – австрийский философ 20 века, неопозитивист. Гегель Г. – немецкий философ, чье творчество является вершиной немецкой классической философии, объективный идеалист и диалектик. Гераклит – древнегреческий философ, родоначальник диалектики. Декарт Р. – французский философ Нового времени, дуалист и рационалист. Демокрит – древнегреческий философ, родоначальник атомистического материализма. Достоевский Ф.М. – русский писатель и мыслитель 19 века, развивал идеи почвенничества. Зенон – древнегреческий философ, метафизик, автор апорий. Ильенков Э.В. – русский философ 20 века, развивал теорию идеального и исследовал проблемы сознания. Кант И. – немецкий мыслитель, родоначальник немецкой классической философии, знаменит работами по гносеологии и этике. Агностик. Коперник Н. – польский мыслитель эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической теории. Кропоткин П.А. – русский ученый-географ и путешественник 19 –20 вв., один из теоретиков анархизма. Лавров П.Л. – русский народник 19 века, сторонник умеренного направления. Лейбниц Г. – немецкий философ Нового времени, плюралист. Леонтьев К.Н. – русский религиозный мыслитель 19 века, отвергал капиталистическое развитие России с консервативных позиций. Ломоносов М.В. – русский ученый 18 века, был близок к материализму (корпускулярная теория, закон сохранения вещества и т.д.). Лосев А.Ф. – русский философ советского периода, автор «Истории античной эстетики» в 8-ми томах. Маркс К. – немецкий философ 19 века, родоначальник диалектического материализма. Мах Э. – австрийский физик 19-20 вв., субъективный идеалист. Монтескье Ш.Л. – французский мыслитель 18 века, предлагал разделение власти на три ветви для предотвращения тирании. Мор Т. – английский мыслитель и гуманист 16 века, автор термина «утопия». Ницше Ф. – немецкий философ 19 века, иррационалист. Парменид – древнегреческий философ, родоначальник метафизики. Пифагор – древнегреческий философ, первоначалом всего сущего считал число. Платон – древнегреческий философ, родоначальник объективного идеализма. Плеханов Г.В. – русский мыслитель и общественно-политический деятель 19 – начала 20 века. Один из первых марксистов в России. Радищев А.Н. – русский философ 18 века, развивал демократические идеи. Написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Рассел Б. – английский математик, логик и философ 20 века, неопозитивист. Руссо Ж.Ж. – французский мыслитель 18 века, развивал демократические идеи. Сартр Ж.П. – французский философ 20 века, экзистенциалист. Сковорода Г. – украинский религиозный философ 18 века, изучал проблемы человека, его жизни и воспитания. Сократ – древнегреческий философ, призывавший изучать человека. Соловьев В.С. – русский религиозный философ 19 века, создал учение о всеединстве. Первый крупный оригинальный русский философ. Спиноза Б. – нидерландский философ Нового времени, материалист, пантеист и гилозоист. Ткачев П.Н. – русский народник 19 века, сторонник радикального направления, идеолог политического терроризма. Толстой Л.Н. – русский религиозный и общественно-политический мыслитель демократического направления. Писатель и публицист 19 – начала 20 века. Фалес – древнегреческий философ, утверждал, что первоосновой мира является вода. Федоров Н.Ф.- русский философ - космист 19 века. Развивал идею достижения бессмертия и оживления всех предков средствами науки и техники. Фейербах Л. – немецкий философ 19 века, материалист и атеист. Материализм Фейербаха был метафизический, антропологический и не доходил до материалистического понимания общества. Фома Аквинский – средневековый религиозный философ, стремившийся рациональными средствами обосновать бытие божье. Фрейд З. – австрийский ученый-психолог 20 века, автор психоанализа, изучал бессознательное и его роль в жизни человека. Циолковский К.Э. – русский философ – космист 20 века. Развивал идеи «космической этики». В связи с необходимостью освоения космоса предлагал развивать космонавтику и ракетостроение. Чаадаев П.Я. – русский философ-идеалист 19 века, главной темой творчества которого была судьба России. Автор «Философических писем». Шопенгауэр А. - немецкий философ 19 века, иррационалист. Энгельс Ф. – немецкий философ 19 века, друг и соратник К.Маркса, развивал диалектический материализм.
СЛОВАРЬ
Абсолютная идея – термин философии Гегеля, обозначающий надличностное, надмировое первоначало мира. Абстракция (с лат. – отвлечение) или абстрактное мышление – способ мышления, при котором отбрасывается ненужное, второстепенное и выделяется главное, существенное. Агностицизм – гносеологическое направление, отрицающее познаваемость мира. Аксиология – раздел философии, учение о ценностях, т.е. нормах, принципах, идеалах, по которым мы строим свою жизнь. Анархизм – общественно-политическое направление, отрицающее все виды власти над человеком. Антисциентизм – мировоззренческое направление 20 века, считающее науку вредной и опасной для человека и общества. Антропология – раздел философии, учение о человеке, его природе и сущности. Антропоцентризм – основная черта мировоззрения эпохи Возрождения, где человек стоял в центре мира и считался подобным богу своей способностью творить. Апория - (др. греч. «неразрешимая задача, парадокс») трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречия между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории Зенона, в которых он доказывал невозможность движения. Артефакт – искусственно изготовленный предмет, в отличие от природных предметов. Атом – (др. греч. «неделимый») первокирпичик материи, мельчайшая, неделимая частица бытия. Понятие из учения Демокрита. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Бытие – философский термин, означающий то, что гарантирует существование, совокупность всех состояний мира в прошлом, настоящем и будущем. «Вещь в себе» – термин философии И.Канта, означающий объективно существующий, но не доступный для познания предмет. Несовпадение «вещи в себе» и «вещи для нас» - основа агностицизма этого философа. Возрождение – эпоха европейской истории, 15-16 вв., в это время происходило зарождение капитализма, развитие культуры. Основная черта мировоззрения – антропоцентризм. Время – форма бытия явлений, характеризующая их длительность и порядок смены. Вульгарный материализм – направление материализма, которое утверждает, что идеального вообще нет, все материально, даже наши мысли. Гилозоизм – направление материализма, учение о всеобщей одушевленности материи. Гносеология – раздел философии, учение о познании. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого стоит человек, его интересы и потребности. Это понятие появилось в эпоху Возрождения. Движение – способ существования материи, изменение вообще. Деидеологизация – разрушение тотальной идеологии и появление плюрализма. Деизм – учение о том, что бог сотворил мир, а далее в его дела не вмешивается. Детерминизм – философское учение об объективной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Диалектика – философское учение о всеобщности связей и развития в мире. Догматизм – слепое, некритическое следование какому-либо учению Дуализм – философское направление, признающее два первоначала мира, одновременно и материю, и сознание. Западничество – русское общественно-политическое направление 30-40 гг. 19 века, считающее, что при всех своих недостатках капитализм – более передовой строй и Россия должна идти по нему как и все европейские страны. Идеализм объективный – философское направление, признающее в качестве первоосновы надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея, мировая воля и т.д.). Идеализм субъективный – философское направление, признающее в качестве первоосновы мира человеческое, личностное сознание. Идеология – система взглядов на мир через призму классовых, государственных, религиозных и т.п. интересов. Иррационализм – философское направление, утверждающее, что мир неразумен, хаотичен и его невозможно познать. Истина – содержание человеческих представлений, которое соответствует объективной действительности. Космоцентризм – основная черта античного мировоззрения: древние греки считали мир живым, одушевленным космосом, а человека – его частью. Либидо – термин учения З.Фрейда: энергия бессознательного, источник и причина деятельности человека. Материализм – философское направление, утверждающее, что материя первична, а сознание вторично, т.е. материя существует вечно и бесконечно и либо порождает сознание на каком-то этапе своего развития, либо всегда обладает им в качестве свойства. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. Махизм – см. Эмпириокритицизм. Менталитет – склад ума, строй, характер мышления человека, группы людей или общества в целом. Метафизика – учение, отрицающее всеобщность связей и развития в мире. Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого и свое место в мире. Мифология – исторически первый тип специализированного мировоззрения, освоение мира в воображении и при помощи воображения. Монизм – философское направление, признающее одно первоначало мира. Монотеизм – единобожие. Народничество – общественно- политическое течение русской мысли конца 19 века. Народники хотели, чтобы Россия миновала капитализм и сразу перешла к социализму. При этом они ссылались на общину, как свидетельство того, что русский народ – «социалист по природе». Неопозитивизм – направление западноевропейской философии 20 века, считающее главной задачей философии логический и лингвистический анализ языка науки. Ноосфера – (др. греч. «сфера разума») термин из учения В.И.Вернадского. Означает ступень развития человеческого общества, когда люди возьмут под свой контроль развитие Земли и космоса. Общественно-экономическая формация – термин философии К.Маркса. Означает общество во всей совокупности его сфер и, одновременно, ступень в развитии общества. Объект – философский термин, означающий то, на что направлены сознание идеятельность субъекта. Онтология – раздел философии, учение о сущем, о первоосновах бытия. Отражение – атрибут материи, способность тел в результате их взаимодействия с другими телами запечатлевать особенности последних в своей структуре. Отчуждение – социальный процесс превращения деятельности человека и ее результатов в силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Пантеизм – учение, отождествляющее бога с природой. Пантеизм – учение, отождествляющее бога с природой. Плюрализм – философское направление, признающее множество первоначал мира. Позитивизм – философское направление 19 века, родоначальником был фр. философ О.Конт. Представители этого направления считали, что философия, подобно науке, должна заниматься анализом и систематизацией фактов и отбросить абстрактные, неразрешимые проблемы. Политеизм – многобожие. Постулат – положение, недоказуемое в рамках данной теории. Берется в качестве самоочевидного, как основа для дальнейших рассуждений. Просвещение – эпоха европейской истории, 17-18 вв., период буржуазных революций, развитие капиталистического производства и науки. Основной чертой мировоззрения был рационализм. Пространство – форма бытия вещей, характеризующая их протяженность и порядок сосуществования. Психоанализ – термин философии З.Фрейда: способ решения психологических проблем путем частичного осознания бессознательного. Рационализм – направление в гносеологии, которое основным способом познания мира считает деятельность разума. Рационализм – онтологическое направление, которое утверждает, что мир устроен разумно, законосообразно и его можно познать. Религия – тип специализированного мировоззрения, связанный с удвоением мира на земной и потусторонний, причем потусторонний мир считается источником, причиной и основой существования нашего, земного мира. Рефлексия – самонаблюдение, размышление над самим собой. Сенсуализм – направление в гносеологии, которое основным способом познания мира считает деятельность органов чувств. Скептицизм – гносеологическое направление, сомневающееся в познаваемости мира или отказывающееся отвечать на этот вопрос. Славянофильство – русское общественно-политическое направление 30-40 гг. 19 века, полагавшее, что у России свой, особый путь развития, не совпадающий с европейским капитализмом. Соборность и православие, полагали славянофилы, свидетельствуют о возможности такого пути. Солипсизм – крайняя степень субъективного идеализма, учение, признающее, что существует только Я, мое сознание, а все остальное – его порождение. София – божественная премудрость, символ философии в древнерусском любомудрии. Сублимация – термин учения З.Фрейда: переведение энергии бессознательного в социально приемлемую форму. Субстанция – первооснова, то, что существует само по себе и ни от чего не зависит. Субъект – философский термин, означающий носителя сознания и деятельности. Сциентизм – мировоззренческое направление 20 века, считающее науку способом решения всех проблем. Теизм – религиозное учение, признающее бога причиной и основой существования мира. Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения: источником и первоосновой мира считается бог. Томизм – средневековая религиозная философия Фомы Аквинского, считающая главной задачей философии обоснования бытия божьего. В настоящее время существует в виде неотомизма. Утопия - принципиально нереализуемый проект идеального общественного устройства. Философия – тип мировоззрения, связанный с рефлексией над всем миром человеческой культуры и деятельности. Фрейдизм – философское направление 20 века, родоначальником которого был австрийский психолог З.Фрейд. Первоосновой человеческой деятельности и культуры он считал бессознательное начало психики. Экзистенциализм – западноевропейское философское направление, особенно популярное в середине 20 века. Главной задачей философии считает анализ повседневного существования человека и эмоциональной структуры его бытия. Эклектика – некритическое соединение разнородных элементов, не образующих целостности. Эмпиризм – направление в гносеологии, утверждающее, что главным средством познания мира является опыт. Эмпириокритицизм – направление физического идеализма, существовавшее в начале 20 века, одним из родоначальников которого был австрийский физик Э.Мах. Это субъективно-идеалистическое учение отрицало существование материи, предельной реальностью считая наши ощущения. Эсхатология – религиозное учение о конце света.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |