Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персоналии

СЛОВАРИ

ХРЕСТОМАТИИ

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М.: Гардарика,1997.

2. Антология русской философии. В 3-х томах. СПб,: «Сенсор», 2000.

3. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.

 

 

1. Современный философский словарь. / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е.Кемерова – 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкфурт –на – Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ»,1998.

2. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.


 

Аристотель – древнегреческий философ, энциклопедист и систематизатор античной науки и философии.

Бакунин М.А. – русский революционер, народник, мыслитель- утопист, основатель одного из направлений анархизма. Жил в 19 веке.

Бахтин М.М. – русский филолог и культуролог 20 века, развивал теорию диалога, смеха и смеховой культуры.

Бердяев Н.А. – русский неортодоксальный религиозный философ 20 века. Главными в его творчестве были проблемы свободы, творчества, человеческой личности. Много размышлял о судьбе России.

Беркли Д. – английский философ Нового времени, субъективный идеалист.

Бруно Д. – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, выдвинувший идею о множественности обитаемых миров. Был сожжен инквизицией.

Бэкон Ф. – английский философ Нового времени, метафизический материалист и эмпирик.

Вернадский В.И. – русский ученый 20 века, мыслитель-космист. Развивал учение о ноосфере.

Витгенштейн Л. – австрийский философ 20 века, неопозитивист.

Гегель Г. – немецкий философ, чье творчество является вершиной немецкой классической философии, объективный идеалист и диалектик.

Гераклит – древнегреческий философ, родоначальник диалектики.

Декарт Р. – французский философ Нового времени, дуалист и рационалист.

Демокрит – древнегреческий философ, родоначальник атомистического материализма.

Достоевский Ф.М. – русский писатель и мыслитель 19 века, развивал идеи почвенничества.

Зенон – древнегреческий философ, метафизик, автор апорий.

Ильенков Э.В. – русский философ 20 века, развивал теорию идеального и исследовал проблемы сознания.

Кант И. – немецкий мыслитель, родоначальник немецкой классической философии, знаменит работами по гносеологии и этике. Агностик.

Коперник Н. – польский мыслитель эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической теории.

Кропоткин П.А. – русский ученый-географ и путешественник 19 –20 вв., один из теоретиков анархизма.

Лавров П.Л. – русский народник 19 века, сторонник умеренного направления.

Лейбниц Г. – немецкий философ Нового времени, плюралист.

Леонтьев К.Н. – русский религиозный мыслитель 19 века, отвергал капиталистическое развитие России с консервативных позиций.

Ломоносов М.В. – русский ученый 18 века, был близок к материализму (корпускулярная теория, закон сохранения вещества и т.д.).

Лосев А.Ф. – русский философ советского периода, автор «Истории античной эстетики» в 8-ми томах.

Маркс К. – немецкий философ 19 века, родоначальник диалектического материализма.

Мах Э. – австрийский физик 19-20 вв., субъективный идеалист.

Монтескье Ш.Л. – французский мыслитель 18 века, предлагал разделение власти на три ветви для предотвращения тирании.

Мор Т. – английский мыслитель и гуманист 16 века, автор термина «утопия».

Ницше Ф. – немецкий философ 19 века, иррационалист.

Парменид – древнегреческий философ, родоначальник метафизики.

Пифагор – древнегреческий философ, первоначалом всего сущего считал число.

Платон – древнегреческий философ, родоначальник объективного идеализма.

Плеханов Г.В. – русский мыслитель и общественно-политический деятель 19 – начала 20 века. Один из первых марксистов в России.

Радищев А.Н. – русский философ 18 века, развивал демократические идеи. Написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии».

Рассел Б. – английский математик, логик и философ 20 века, неопозитивист.

Руссо Ж.Ж. – французский мыслитель 18 века, развивал демократические идеи.

Сартр Ж.П. – французский философ 20 века, экзистенциалист.

Сковорода Г. – украинский религиозный философ 18 века, изучал проблемы человека, его жизни и воспитания.

Сократ – древнегреческий философ, призывавший изучать человека.

Соловьев В.С. – русский религиозный философ 19 века, создал учение о всеединстве. Первый крупный оригинальный русский философ.

Спиноза Б. – нидерландский философ Нового времени, материалист, пантеист и гилозоист.

Ткачев П.Н. – русский народник 19 века, сторонник радикального направления, идеолог политического терроризма.

Толстой Л.Н. – русский религиозный и общественно-политический мыслитель демократического направления. Писатель и публицист 19 – начала 20 века.

Фалес – древнегреческий философ, утверждал, что первоосновой мира является вода.

Федоров Н.Ф.- русский философ - космист 19 века. Развивал идею достижения бессмертия и оживления всех предков средствами науки и техники.

Фейербах Л. – немецкий философ 19 века, материалист и атеист. Материализм Фейербаха был метафизический, антропологический и не доходил до материалистического понимания общества.

Фома Аквинский – средневековый религиозный философ, стремившийся рациональными средствами обосновать бытие божье.

Фрейд З. – австрийский ученый-психолог 20 века, автор психоанализа, изучал бессознательное и его роль в жизни человека.

Циолковский К.Э. – русский философ – космист 20 века. Развивал идеи «космической этики». В связи с необходимостью освоения космоса предлагал развивать космонавтику и ракетостроение.

Чаадаев П.Я. – русский философ-идеалист 19 века, главной темой творчества которого была судьба России. Автор «Философических писем».

Шопенгауэр А. - немецкий философ 19 века, иррационалист.

Энгельс Ф. – немецкий философ 19 века, друг и соратник К.Маркса, развивал диалектический материализм.

 

 

СЛОВАРЬ

 

Абсолютная идея – термин философии Гегеля, обозначающий надличностное, надмировое первоначало мира.

Абстракция (с лат. – отвлечение) или абстрактное мышление – способ мышления, при котором отбрасывается ненужное, второстепенное и выделяется главное, существенное.

Агностицизм – гносеологическое направление, отрицающее познаваемость мира.

Аксиология – раздел философии, учение о ценностях, т.е. нормах, принципах, идеалах, по которым мы строим свою жизнь.

Анархизм – общественно-политическое направление, отрицающее все виды власти над человеком.

Антисциентизм – мировоззренческое направление 20 века, считающее науку вредной и опасной для человека и общества.

Антропология – раздел философии, учение о человеке, его природе и сущности.

Антропоцентризм – основная черта мировоззрения эпохи Возрождения, где человек стоял в центре мира и считался подобным богу своей способностью творить.

Апория - (др. греч. «неразрешимая задача, парадокс») трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречия между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории Зенона, в которых он доказывал невозможность движения.

Артефакт – искусственно изготовленный предмет, в отличие от природных предметов.

Атом – (др. греч. «неделимый») первокирпичик материи, мельчайшая, неделимая частица бытия. Понятие из учения Демокрита.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бытие – философский термин, означающий то, что гарантирует существование, совокупность всех состояний мира в прошлом, настоящем и будущем.

«Вещь в себе» – термин философии И.Канта, означающий объективно существующий, но не доступный для познания предмет. Несовпадение «вещи в себе» и «вещи для нас» ­ - основа агностицизма этого философа.

Возрождение – эпоха европейской истории, 15-16 вв., в это время происходило зарождение капитализма, развитие культуры. Основная черта мировоззрения – антропоцентризм.

Время – форма бытия явлений, характеризующая их длительность и порядок смены.

Вульгарный материализм – направление материализма, которое утверждает, что идеального вообще нет, все материально, даже наши мысли.

Гилозоизм – направление материализма, учение о всеобщей одушевленности материи.

Гносеология – раздел философии, учение о познании.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого стоит человек, его интересы и потребности. Это понятие появилось в эпоху Возрождения.

Движение – способ существования материи, изменение вообще.

Деидеологизация – разрушение тотальной идеологии и появление плюрализма.

Деизм – учение о том, что бог сотворил мир, а далее в его дела не вмешивается.

Детерминизм – философское учение об объективной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика – философское учение о всеобщности связей и развития в мире.

Догматизм – слепое, некритическое следование какому-либо учению

Дуализм – философское направление, признающее два первоначала мира, одновременно и материю, и сознание.

Западничество – русское общественно-политическое направление 30-40 гг. 19 века, считающее, что при всех своих недостатках капитализм – более передовой строй и Россия должна идти по нему как и все европейские страны.

Идеализм объективный – философское направление, признающее в качестве первоосновы надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея, мировая воля и т.д.).

Идеализм субъективный – философское направление, признающее в качестве первоосновы мира человеческое, личностное сознание.

Идеология – система взглядов на мир через призму классовых, государственных, религиозных и т.п. интересов.

Иррационализм – философское направление, утверждающее, что мир неразумен, хаотичен и его невозможно познать.

Истина – содержание человеческих представлений, которое соответствует объективной действительности.

Космоцентризм – основная черта античного мировоззрения: древние греки считали мир живым, одушевленным космосом, а человека – его частью.

Либидо – термин учения З.Фрейда: энергия бессознательного, источник и причина деятельности человека.

Материализм – философское направление, утверждающее, что материя первична, а сознание вторично, т.е. материя существует вечно и бесконечно и либо порождает сознание на каком-то этапе своего развития, либо всегда обладает им в качестве свойства.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Махизм – см. Эмпириокритицизм.

Менталитет – склад ума, строй, характер мышления человека, группы людей или общества в целом.

Метафизика – учение, отрицающее всеобщность связей и развития в мире.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого и свое место в мире.

Мифология – исторически первый тип специализированного мировоззрения, освоение мира в воображении и при помощи воображения.

Монизм – философское направление, признающее одно первоначало мира.

Монотеизм – единобожие.

Народничество – общественно- политическое течение русской мысли конца 19 века. Народники хотели, чтобы Россия миновала капитализм и сразу перешла к социализму. При этом они ссылались на общину, как свидетельство того, что русский народ – «социалист по природе».

Неопозитивизм – направление западноевропейской философии 20 века, считающее главной задачей философии логический и лингвистический анализ языка науки.

Ноосфера – (др. греч. «сфера разума») термин из учения В.И.Вернадского. Означает ступень развития человеческого общества, когда люди возьмут под свой контроль развитие Земли и космоса.

Общественно-экономическая формация – термин философии К.Маркса. Означает общество во всей совокупности его сфер и, одновременно, ступень в развитии общества.

Объект – философский термин, означающий то, на что направлены сознание идеятельность субъекта.

Онтология – раздел философии, учение о сущем, о первоосновах бытия.

Отражение – атрибут материи, способность тел в результате их взаимодействия с другими телами запечатлевать особенности последних в своей структуре.

Отчуждение – социальный процесс превращения деятельности человека и ее результатов в силу, господствующую над человеком и враждебную ему.

Пантеизм – учение, отождествляющее бога с природой.

Пантеизм – учение, отождествляющее бога с природой.

Плюрализм – философское направление, признающее множество первоначал мира.

Позитивизм – философское направление 19 века, родоначальником был фр. философ О.Конт. Представители этого направления считали, что философия, подобно науке, должна заниматься анализом и систематизацией фактов и отбросить абстрактные, неразрешимые проблемы.

Политеизм – многобожие.

Постулат – положение, недоказуемое в рамках данной теории. Берется в качестве самоочевидного, как основа для дальнейших рассуждений.

Просвещение – эпоха европейской истории, 17-18 вв., период буржуазных революций, развитие капиталистического производства и науки. Основной чертой мировоззрения был рационализм.

Пространство – форма бытия вещей, характеризующая их протяженность и порядок сосуществования.

Психоанализ – термин философии З.Фрейда: способ решения психологических проблем путем частичного осознания бессознательного.

Рационализм – направление в гносеологии, которое основным способом познания мира считает деятельность разума.

Рационализм – онтологическое направление, которое утверждает, что мир устроен разумно, законосообразно и его можно познать.

Религия – тип специализированного мировоззрения, связанный с удвоением мира на земной и потусторонний, причем потусторонний мир считается источником, причиной и основой существования нашего, земного мира.

Рефлексия – самонаблюдение, размышление над самим собой.

Сенсуализм – направление в гносеологии, которое основным способом познания мира считает деятельность органов чувств.

Скептицизм – гносеологическое направление, сомневающееся в познаваемости мира или отказывающееся отвечать на этот вопрос.

Славянофильство – русское общественно-политическое направление 30-40 гг. 19 века, полагавшее, что у России свой, особый путь развития, не совпадающий с европейским капитализмом. Соборность и православие, полагали славянофилы, свидетельствуют о возможности такого пути.

Солипсизм – крайняя степень субъективного идеализма, учение, признающее, что существует только Я, мое сознание, а все остальное – его порождение.

София – божественная премудрость, символ философии в древнерусском любомудрии.

Сублимация – термин учения З.Фрейда: переведение энергии бессознательного в социально приемлемую форму.

Субстанция – первооснова, то, что существует само по себе и ни от чего не зависит.

Субъект – философский термин, означающий носителя сознания и деятельности.

Сциентизм – мировоззренческое направление 20 века, считающее науку способом решения всех проблем.

Теизм – религиозное учение, признающее бога причиной и основой существования мира.

Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения: источником и первоосновой мира считается бог.

Томизм – средневековая религиозная философия Фомы Аквинского, считающая главной задачей философии обоснования бытия божьего. В настоящее время существует в виде неотомизма.

Утопия - принципиально нереализуемый проект идеального общественного устройства.

Философия – тип мировоззрения, связанный с рефлексией над всем миром человеческой культуры и деятельности.

Фрейдизм – философское направление 20 века, родоначальником которого был австрийский психолог З.Фрейд. Первоосновой человеческой деятельности и культуры он считал бессознательное начало психики.

Экзистенциализм – западноевропейское философское направление, особенно популярное в середине 20 века. Главной задачей философии считает анализ повседневного существования человека и эмоциональной структуры его бытия.

Эклектика – некритическое соединение разнородных элементов, не образующих целостности.

Эмпиризм – направление в гносеологии, утверждающее, что главным средством познания мира является опыт.

Эмпириокритицизм – направление физического идеализма, существовавшее в начале 20 века, одним из родоначальников которого был австрийский физик Э.Мах. Это субъективно-идеалистическое учение отрицало существование материи, предельной реальностью считая наши ощущения.

Эсхатология – религиозное учение о конце света.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примерный список вопросов для экзамена | Изменение режима просмотра документа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.