Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Методика преподавания истории как отрасль педагогической науки. Ее предмет и задачи




Конспект лекций по курсу

“Методика преподавания истории в школе”

1. Предмет и задачи методики преподавания истории.

2. Связь методики преподавания истории с другими науками.

3. Принципы построения новых программ по истории. Характеристика действующей программы по истории.

4. Характеристика школьного учебника, его функции.

 

1. “Metadas” — путь исследования, или способ познания. Таким образом, метод можно охарактеризовать как способ достижения какой-либо цели либо решения конкретной задачи.

Методика преподавания истории — это отрасль педагогической науки, которая изучает процесс изучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности.

Предметом методики преподавания истории является процесс изучения истории. Он состоит из ряда составляющих, между которыми существует определенная взаимосвязь и взаимообусловленность. Итак процесс обучения включает в себя: цели обучения, содержание, деятельность учителя, деятельность учеников и результат.

Цели обучения определяются государством. Обычно это воспитание патриотического человека с гуманистическими взглядами. Методика конкретизирует общие цели и определяет задачи изучения каждого курса, раздела и тем, и отмечает, что основной целью изучения истории в школе является формирование на основе возрастных и индивидуальных особенностей учеников социально активной, разносторонне творческой личности с научным гуманистическим мировоззрением. Традиционно цели обучения фиксируются в государственной концепции исторического образования, которая в Беларуси была принята в начале 1990-х годов. Программа 2006 г. по истории так определяет цель исторического образования на базовом уровне: «1) овладение учащимися основами систематических знаний о всемирном историческом процессе, 2) приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры, 3) воспитание гражданственности, патриотизма, национальной самоидентификации».

Содержание обучения определяется целями обучения, которые разработало государство, а также возрастными, психологическими и физиологическими особенностями учащихся. Содержание оформляется в виде государственных стандартов, программ и учебников. Исходя из этого, методика должна разработать содержание обучения в каждом классе.

Преподавательская деятельность учителя: Методика определяет наиболее оптимальные способы организации процесса обучения (т. е. методы), определяет эффективные приемы и средства обучения и разрабатывает методические условия, которые позволяют повысить эффективность обучения.

С учетом изменений в процессе обучения были разработаны требования к профессионально-педагогическим умениям учителя истории:

- определять уровень личностного развития учеников (сформированность их личностных функций),

- ставить педагогические цели различной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы,

- использовать различные гуманитарные факторы в изучении истории: побуждать школьников к осознанию философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать ситуации с морально-эстетическим содержанием, проявлять высокую культуру, эрудицию при изложении материала.

Обучающая деятельность учащегося: обучение — это двухсторонний процесс, он возможен в том случае, когда совпадает деятельность учителя и учащегося. Когда одна из сторон не работает, то обучение не происходит. Методика определяет наиболее эффективные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимо помнить, что познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний. Только посильное познание способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Педагоги выделяют три фактора, влияющие на развитие у учащихся познавательного интереса к истории. Во-первых, содержание учебного материала (его характер и организация). Во-вторых, организация учебного процесса. Здесь подразумевается использование различных методов, приемов и средств обучения на уроках. Предполагается, что учитель будет оказывать эмоциональное воздействие на учеников, использовать наглядные и технические средства обучения, средства привлечения интереса, организовывать различные формы познавательной деятельности учащихся и таким образом влиять на характер усвоения знаний. И последний, третий фактор – это отношения учитель-ученики и ученик–ученик в учебном процессе. Педагоги и психологи доказывают, что только комфортное (приятное, приносящее положительные эмоции) общение способствует развитию у учеников интереса к предмету.

Результаты обучения: Методика анализирует и исследует результаты обучения с тем, чтобы проследить или выявить факторы, которые влияют на тот или другой результат обучения. В целом результаты обучения измеряются уровнем

- исторического образования, достигнутого на одном уроке, при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 4—12 классах,

- сформированности научного мировоззрения,

- воспитания учащихся,

- развития познавательных возможностей учащихся.

Исходя их вышеуказанного, задачи методики преподавания истории можно определить как ответы на следующие вопросы:

- какие цели можно ставить перед изучением истории;

- чему учить (содержание обучения);

- как учить детей, как преподавать учителю;

- какая познавательная деятельность школьников необходима для усвоения содержания обучения;

- как учитывать результаты обучения для дальнейшего его усовершенствования.

 

2. Методика преподавания истории в школе тесно связана с педагогикой, т. к. эта отраслью педагогической науки, дидактикой, теорией воспитания.

Учитывая тот факт, что методика постоянно исследует процесс изучения истории в школе и пытается конкретизировать методы обучения, она тесно связана с самой историей как наукой. Из нее она черпает свое содержание и на основе этого адаптирует достижения исторической науки в процесс преподавания в школе. Именно методика перерабатывает и приспосабливает научные достижения к требованиям учащихся.

Кроме указанного методика связана с философией (особый интерес представляет теория познания), психологией (знание психических особенностей детей разного возраста), возрастной физиологией и школьной гигиеной.

 

3. Как уже отмечалось, основные требования и подходы к преподаванию истории в школе заложены в Концепции исторического образования Республики Беларусь. Исходя из нее в республике была составлена школьная программа, на основании которой написаны учебники. Необходимо помнить, что школьная программа — это государственный документ, который определяет цели, содержание и структуру школьной дисциплины, а также определяет тот минимум знаний, который должен быть усвоен в каждом классе и в школе в целом.

Программы являются обязательными для всех государственных школ. В частных школах программа может быть другой, однако с содержанием стандартов образования, определенного в типовой программе. Программа утверждается министерством образования и является основным документом для организации обучения. Существуют 3 вида программ: 1) типовая, 2) рабочая, 3) авторская. Считается, что две последние в своей основе учитывают типовую программу. Вместе с тем, во всех программах должны присутствовать основные структурные компоненты такого рода документов.

Структура школьной программы:

1. Объяснительная записка (в ней определяются цели предмета, структура, методические рекомендации, предлагаются средства обучения),

2. Определяется объем знаний, который должен усвоить ученик в каждом классе,

3. Перечислены основные понятия, умения и навыки, которые должны быть усвоены в каждом классе,

4. Критерии оценок, литература для учителя и учащихся, названы новые учебные пособия.

Авторы программ должны руководствоваться едиными дидактическими принципами (научность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей). Существует несколько принципов построения курса истории:

ЛИНЕЙНЫЙ принциппредусматривает изучение истории в хронологической последовательности с древнейших времен до наших дней.

ЛИНЕЙНО-СТУПЕНЧАТЫЙ принцип требует от авторов программ такого расположения исторического материала, которое предусматривает постепенное возрастание количества исторических фактов и теоретических понятий в зависимости от уровня обучения, на котором находится ученик.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ принцип предусматривает неоднократное изучение одного и того же материала, но на разных уровнях. В старших классах – это преподавание на проблемно-теоретическом уровне. Обучение на этом уровне призвано дат возможность учащимся самостоятельно изучать социально-историческую действительность. Концентричность может предусматриваться и в каком-то конкретном материале. При использовании этого принципа важно избегать повторения.

СВЯЗЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ: при разработке курса шаблонно учитываются опоры на понятия, сформулированные в курсе отечественной и всемирной истории.

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ принцип применяется при теоретическом изучении истории.

СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ принцип предполагает изучение истории одной страны, а затем – другой, а в конце курса идет объединение.

Действующая в нашей стране программа по истории построена по линейно-концентрическому принципу и предусматривается изучение истории в 4-12 классах. В настоящее время школы переходят на 12-летнее обучение, где изучение истории может проводиться на базовом и повышенном уровнях. Базовый уровень – это минимально необходимый объем содержания учебного материала, обязательное усвоение которого выполняет общекультурную функцию в развитии личности, формировании у учащихся социальной и функционально грамотности. Повышенный уровень изучения истории предусматривает минимальное расширение и углубление содержания образования базового уровня изучения предмета. В значительной степени изучение содержания образования на повышенном уровне ориентирован на отработку способов деятельности и формирование опыта творческой деятельности.

В 4 классе начальной школы преподается синтетический курс «Наша Радзіма — Беларусь”. Этот курс ориентирован на формирование у учащихся представлений и элементарных первоначальных знаний о наиболее значимых событиях и личностях отечественной истории. Фактически этот предмет выполняет функцию подготовки младших школьников к системному изучению истории.

В 12-летней школе преподавание истории начинается с 4 класса, когда ученики изучают историю Древнего мира (да 5 в. н.э.).

В 5 классе изучается история средних веков (конец 5 – 15 вв.) (34 ч.) и история Беларуси с древнейших времен до конца 15 в. (34 ч.).

В 6 классе изучается всемирная история нового времени (16—18 вв.) (34 ч.) и история Беларуси (16—18 вв.) (34 ч.).

В 7 классе - всемирная история нового времени (16–18 вв.) (34 ч.) и история Беларуси (16– конец 18 вв.) (34 ч.).

В 8 кл. продолжается изучение нового времени в 19 в. и до начала 20 в. (34 ч.) Соответственно и история Беларуси с конца 18 в. до 1917 г. (34 ч.)

В 9 классе изучается новейшая история и история Беларуси с 1918 г. до 1945 г. (соответственно 34 ч. – базовый уровень, 51 ч. – повышенный уровень),

в 10 – с 1945 г. до наших дней (34 ч. – базовый уровень, 51 ч. – повышенный уровень).

В 11–12 классах идет фактическое повторение и углубление знаний по истории. В 11 классе охватывается период от древнего мира до конца 18 в. (34 ч. на историю Беларуси и 34 ч. на всемирную историю), а в 12 классе – 19– начало 21 вв. (34 ч. на историю Беларуси и 34 ч. на всемирную историю). Программа предусматривает изучение истории Беларуси в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории.

 

4. Важную роль в обучении истории в школе играет учебник. Не вызывает сомнений, что учебники могут быть разными по способу подачи материала, иллюстративности, методическим составляющим. Но, не смотря на это, в них все же можно выделить основные структурные компоненты.

Условно в любом учебнике можно выделить две составляющие. Это текст и внетекстовые компоненты. Главной составляющей учебника является текст. Его подразделяют на

а) основной (повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный, обобщающий),

б) дополнительный (документы, отрывки из художественной литературы, биографические справки),

в) пояснительный (определение терминов, подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках).

К внетекстовым компонентам относят

а) иллюстрации (фотографии и репродукции картин, достоверные изображения эпохи, картосхемы, схемы, карты),

б) т.н. аппарат ориентировки (оглавления, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература),

в) методический аппарат (вопросы и задания, выделения в тексте, пункты параграфов, даты, термины, таблицы, инструктивно-методические материалы).

Из своего опыта Вы знаете, что учебник присутствует на каждом уроке в школе. В значительной степени это обусловлено его функциями. А именно:

- информационная (выступает источником знаний, раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учеников),

- систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания и его систематизацию),

- координирующая (выступает как основное (в некоторой степени, главное) средство обучения),

- интегрирующая (интеграция (соединение) знаний и умений школьников),

- трансформирующая (является носителем программного материала),

- контролирующая (носитель обязательного учебного материала),

- функция самообразования (т.е. выступает в качестве средства самостоятельного изучения истории),

- воспитательная (помогает реализовать воспитательные задачи обучения истории).

Исходя из указанных функций, можно говорить и о способах использования материала учебника на уроках. Однако это будет отдельный вопрос.

Тема 2: Процесс формирования исторических знаний.

1. Структура исторических знаний учащихся и характеристика ее основных компонентов.

2. Методика формирования представлений об исторических фактах.

3. Локализация исторических фактов во времени. Методика формирования временных представлений.

4. Локализация исторических фактов в пространстве. Методика работы с картой.

5. Методика формирования исторических понятий на уроках истории.

6. Общая классификация умений. Методика формирования умений.

 

1. Исторические знания в системе формирования мировоззрения учащихся играют исключительно важную роль. Они концентрируют в себе социальный опыт человечества и необходимы для правильного понимания сложных и противоречивых событий современности. В процессе обучения исторические знания помогают создать 1) представления об исторической реальности; 2) научную картину развития человеческого общества; 3) служат ориентировочной основой в процессе овладения историческими знаниями и познания современного общества; 4) позволяют эффективно воздействовать на формирование личности человека, его ощущений и сознания.

Структура исторических знаний:

1. исторические представления,

2. исторические понятия,

3. знания о методологии исторического познания.

Дадим краткую характеристику каждой составляющей исторических знаний.

Исторические представления — это отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей и локализация их во времени и пространстве. Исторические представления всегда субъективны. Это объясняется особенностями восприятия исторической реальности. Большинство исторических знаний находится на уровне представлений. Эти знания являются наиболее распространенными, так как они базируются на образе. В системе формирования исторических знаний представления выполняют очень важную роль, так как они являются как бы опорными сигналами, которые позволяют восстановить исторический факт, дать его характеристику.

Историческое понятие — это отражение в сознании наиболее значимых, обобщенных систематизированных черт исторических фактов, раскрывающих их внутреннюю сущность, как правило, невидимую при первоначальном восприятии. Исторические понятия о бъективны. Это значит, что они должны быть приблизительно одинаковыми у каждого ученика. Именно понятия лежат в основе исторических знаний.

Знание по методологии исторического познания включает в себя знание причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития и знания об исторической науке. Сюда мы можем также отнести знание учениками способов работы с историческим материалом и умение использовать их в работе. Другими словами, речь идет об умениях и навыках.

Владение умениями и навыками является важным средством повышения уровня познавательной деятельности учащихся. Они дают возможность более эффективно и правильно ориентироваться в современной жизни.

Таким образом, исторические знания представляют собой сложную взаимосвязь исторических представлений, понятий, закономерностей исторического развития и способов работы с историческим материалом.

 

2. Познание истории начинается с создания определенных образов об исторических фактах, событиях, явлениях. Это закономерно. Поэтому формирование у школьников исторических знаний в образной и образно-эмоциональной форме должно занимать важное место на уроках истории. Что же такое образ?

Образ — это представление об историческом факте, либо мысленная картина исторических событий.

Поскольку непосредственно наблюдать за историческим процессом невозможно, учитель должен создать в сознании детей мысленную картину, которая бы максимально приближалась к тому историческому факту, который изучается. В значительной степени помогают решать эту задачу дополнительные сведения из научной, научно-популярной, художественной литературы, которые делают содержание исторического материала более ярким и запоминающимся.

Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и т. д.); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).

Остановимся на методике формирования представлений о фактах прошлого. Для этого необходимо выявить отличие факта от события и явления. Факт в переводе с латинского языка означает сделанное, свершившееся. Таким образом, факт нельзя наблюдать или воспроизвести и в этом его специфика. В процессе изучения истории факты необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе (т.е. происходит обобщение и систематизация фактов). События – это значительные единичные факты (например, Ледовое побоище, Отечественная война 1812 г., гражданская война в России и т.д.). Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления. Явлениями называются общие понятия (революция, восстание), безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников, либо многократно повторяющиеся факты (например, княжеский суд, междоусобные войны, средневековая ярмарка и т.п.). При изучении истории необходимо также понимание процессов (это последовательная смена состояний в развитии). То есть это цепь взаимосвязанных во времени фактов, когда связующим звеном бывают причины и следствия. Например, появление мануфактур, возникновение средневековых городов и т.п.

По содержательному признаку исторические факты подразделяют на главные и неглавные. Главными считаются те факты, которые передают основное содержание темы урока, т. е. воссоздают картину изучаемых событий и явлений и раскрывают его существенные, наиболее важные стороны. Отличительной чертой многих главных фактов является то, что в их содержании и связях заключены важные теоретические сведения, необходимые для формирования у школьников исторических понятий, мировоззренческих идей, знаний о закономерностях развития. К главным фактам относятся: 1) окружающая среда, 2) материальные предметы, 3) люди-участники исторических событий, 4) локализованные во времени и пространстве динамичные факты, 5) локализованные во времени и пространстве статичные факты.

В свою очередь неглавные факты менее информативны и идут в сочетании с главными, дополняя их, конкретизируя и связывая между собой. К этой группе фактов относят неглавные динамичные факты, их локальные и временные отношения, 2) неглавные относительно статичные факты, их локальные и временные отношения, 3) историко-статистический, хронологический и картографический материал. Учителю важно понимать, что анализ фактов, умение выделить главные и определить их взаимосвязь позволит ему сформировать у учащихся умение делать выводы, анализировать, сравнивать, находить закономерности развития.

Наиболее быстрым способом формирования исторических образов/представлений является наглядность, особенно предметная наглядность. Чаще всего большинство исторических образов формируется на основе изобразительной наглядности (картины, фильмы). При этом необходимо помнить, что важно непросто показать, но и пояснить новый материал, подчеркнуть наиболее важные черты, моменты, составляющие. При отсутствии изобразительной наглядности некоторые учителя прибегают к помощи словесного рисунка. В данном случае можно использовать приемы картинного и аналитического описания[1], чтение описательных исторических текстов из научной, научно-популярной и художественной литературы. Используется также условно-графическая наглядность, которая локализирует исторические понятия в пространстве и времени. Здесь в первую очередь речь идет об использовании карт, рисунков (например, меловых либо заранее заготовленных аппликаций). Например, при необходимости словесно описать природу, географическую среду, в которой происходили изучаемые события, кроме картинного описания важно использовать историческую карту. Иногда, создавая типичные образы, например, каких-либо предметов быта, социальных слоев, учитель может использовать творческую фантазию детей. Но с одним условием, что она не должна выходить за рамки реального.

Таким образом, исторические представления являются «низшей ступенью» исторического знания, однако их отсутствие не позволит учащимся понять сути исторического процесса. Наиболее быстрым способом формирования представлений является использование на уроках наглядности.

 

3. Невозможно изучать исторические события вне времени и пространства. Локализация во времени выполняет важную роль в изучении истории. Временная локализация исторических фактов и изучение хронологии в школе позволяет привести в систему все изучаемые исторические факты, систематизировать их, связать между собой и дать характеристику отдельных периодов в процессе исторического развития. Каждая историческая эпоха и период имеют некоторые общие черты и даже не зная подробностей сущности факта, но, зная события того времени, можно восстановить исторический факт. Обязательная локализация во времени не означает обязательного заучивания всех исторических фактов и дат, включенных в курс истории. В зависимости от значения все исторические даты можно поделить на 4 большие группы:

1) событий всемирного значения или глобальных исторических событий (например, 30—40 тысяч лет назад появился «человек разумный», конец XV — середина XVI в. — начало Великих географических открытий, вторая половина XVIII в. – промышленная революция в Англии, 1939—1945 — вторая мировая война и т.д.),

2) периодизации истории (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшее время),

3) ориентировки в исторических событиях (например, датировка путешествий Колумба помогает понять суть Великих географических открытий),

4) даты частноисторического характера (например, годы жизни исторических деятелей).

Исходя из этого, обязательными для запоминания являются даты первых двух групп. Даты третьей и четвертой групп имеют фактически второстепенное значение и выполняют дополнительную роль.

Измерение времени для младших школьников представляет определенные трудности. Обычно учитель пытается соотнести уже известные учащимся даты с их жизнью. Однако таким образом изучение хронологии охватывает лишь небольшой период времени. Поэтому здесь учителю поможет лента времени. Лента времени – это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. Усвоение можно начать с десятилетия (т. к. это возраст детей). Затем переходим к объяснению столетия (века). Рассказываем, как определить век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: например, 1300 год – XIII век, но если на месте нулей будет любая другая цифра, это означает, что идет следующий век. Например, 1301 год – XIV век. Также определятся век в трехзначных датах. Для большего понимания можно составить таблицу, в которой будут указаны года определенных веков. Например: IX век – 801–900 гг., X век – 901 –1000 г. и т. д.

В рамках формирования представления о времени объясняем деление века на первую и вторую половину, на трети и четверти века, а также объясняем такие понятия как начало и конец века, 10-е, 20-е и т.д. годы.

Начальный момент системы летоисчисления, а также сама система летоисчисления называется эрой, например, христианская или новая (наша) эра. Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет – летоисчислением.

Изучая Древний Египет, ученикам необходимо объяснить обратный счет лет в истории. Обратный счет – это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени года, то получается неудобная цифра. Следовательно, счет надо вести не от наших дней, а от какого-то постоянного года. Необходимо отметить, что в разное время люди вели летоисчисление от разных исторических событий. Например, от сотворения мира, олимпийских игр, основания Рима и т.д.

Кроме линии времени есть еще ретрограмма. Вместо того, чтобы начинать с прошлого и двигаться вперед, мы выбираем какую-либо точку и идем назад, т.е. это линия времени наоборот. Чтобы сделать изложение более интересным, можно показывать изменения времени на примере машин, домов и т. д. (т. е. использовать прием сравнения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.