Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус, членство, органы




Проблемы реформирования ООН

 

Президент России Д. А. Медведев, выступая 24 сентября 2009 г. в Нью-Йорке на 64-й сессии Генеральной Ассмаблеи ООН, сказал, что считает потенциально очень важным всемерное укрепление потенциала самой Организации Объединённых Наций. ООН должна рационально адаптироваться к новым мировым реалиям, укрепить своё влияние, сохранив свою межгосударственную природу и незыблемость ключевых положений и принципов Устава.

Важнейший компонент обновления Организации – это реформа её Совета Безопасности. Пришло время ускорить поиск компромиссной формулы расширения состава Совета Безопасности и, конечно, повышения эффективности работы Совбеза ООН.

Необходимо крайне бережно относиться к ООН, продолжая настойчиво, терпеливо, без срывов процесс ее реформирования. Вполне понятно, что реформа не может быть одноразовым актом. Это постоянный процесс. Ни одна раз и навсегда созданная структура не может выжить, если не будет постоянно меняться, своевременно реагируя на вызовы современности.

Проблема реформирования ООН действительно обсуждается не один год. Еще в 2005 г. в Итоговом документе саммита - 2005 была намечена программа дальнейшего движения вперед. По многим направлениям работа продолжается. В частности, созданы и успешно работают Совет по правам человека и Совет по миростроительству. Последний призван через взаимодействие с Советом Безопасности ООН и ЭКОСОС помогать странам выходить из разрухи после того, как достигнуто урегулирование конфликтов и т.д.

 

ТЕМА 11. ПРАВО СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

1. СНГ: правовые основы образования, цели и принципы, правовой статус, органы.

2. Концепция дальнейшего развития СНГ.

3. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года

 

1. СНГ: правовые основы образования, цели и принципы,

8 декабря 1991 г. произошло событие исторической важности, одно из самых значительных в ХХ веке – распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ).

В преамбуле Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. записано: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, … констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

В этом документе были обозначены цели, задачи и принципы, положенные в основу создания СНГ. В частности, указывалось на историческую общность народов и сложившихся между ними связях; стремление построить демократические правовые государства; намерение развивать свои отношения на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Соглашение о создании СНГ сразу же было ратифицировано парламентами Белоруссии, России и Украины.

21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате главы Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации (РСФСР), Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины подписали Декларацию, в которой не только подтвердили приверженность основным целям и принципам Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., но и внесли ряд весьма важных уточнений.

В частности, впервые в документах о создании СНГ было сказано, что это образование не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Стороны заявили также, что СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Кроме того, было подтверждено, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование.

Помимо Декларации участники встречи тогда же 21 декабря 1991 г. подписалиПротокол к Соглашению о создании СНГ, принятому 8 декабря 1991 г. В нем они констатировали, что указанные государства образуют Содружество Независимых Государств.

Устав СНГбыл утвержден22 января 1993 г. в Минске на заседании Совета глав государств СНГ. Его подписали лидеры семи стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Российская Федерация ратифицировала Устав СНГ 15 апреля 1993 г. В течение года после подписания Устава его ратифицировали другие участники Содружества. Лишь Туркменистан и Украина не подписали и не ратифицировали Устав СНГ ни тогда, ни в последующие годы.

Устав Содружества является основным международно-правовым документом СНГ, положения которого направлены на усиление центростремительных тенденций в Содружестве, на его консолидацию. Устав способствует укреплению на постсоветском пространстве зоны стабильности и активного сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной и иных областях.

Итак, у СНГ есть четыре международных документа, на основе которых оно возникло и правомерно действует: 1) Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.; 2) Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г.; 3) Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 г.; 4) Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г.

Из анализа основных международных документов Содружества Независимых Государств следует, что СНГ при образовании и в дальнейшей своей деятельности поставило перед собой следующие цели:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств - членов в рамках общего экономического пространства;

межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

В документах СНГ изложены принципы, на основе которых осуществляют свои отношения государства - члены Содружества. Всего таких принципов насчитывается пятнадцать, в том числе десять взяты из общего международного права, а пять сформулированы вновь.

Первым из новых принциповназван принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях. Речь идет о примате международного права в отношениях между государствами. Термин «верховенство» может ввести в заблуждение. Так, в день подписания Устава СНГ, 22 января 1993 г., президент Туркменистана С. Ниязов заявил, что провозглашаемое в ст. 3 Устава «верховенство международного права в межгосударственных отношениях» дает возможность вмешиваться во внутренние дела суверенных стран, отменять принятые ими двух- или трехсторонние соглашения. Конечно же, это не так.

Второй новый принцип, зафиксированный в Уставе СНГ, гласит о том, что при осуществлении сотрудничества между государствами-участниками необходимо учитывать интересы друг друга и Содружества в целом. Представляется, что данный принцип является весьма важным, поскольку некоторые государства предпочитают на первый план ставить свои национальные интересы. Что касается интересов Содружества в целом, то забота о нем нередко уходит на задний план либо о ней вообще забывают.

Третий новый принцип, вытекающий из Устава СНГ, фиксирует необходимость оказания на основе взаимного согласия помощи во всех областях взаимоотношений государств-участников. Как известно, в общем международном праве нет такого принципа. Можно вспомнить о том, что еще в эпоху существования СССР в отношениях между странами социализма был подобный принцип, который именовался тогда принципом социалистической взаимопомощи. На его основе осуществлялось политическое, экономическое, военное и иное сотрудничество между социалистическими странами.

Разумеется, в настоящее время и речи не может быть о том, чтобы каким-то образом возродилось социалистическое содружество и принцип социалистической взаимопомощи. Вместе с тем следует приветствовать тот факт, что страны СНГ заложили в качестве основы развития своих отношений принцип взаимопомощи. Несомненно, его реализация помогает государствам-участникам СНГ быстрее преодолевать возникающие на их пути трудности, более эффективно взаимодействовать с целью формирования в каждом из них правового государства, создания рыночной экономики, всестороннего развития демократии, - всего того, о чем сказано в конституциях стран Содружества.

Четвертый новый принцип, обозначенный в Уставе СНГ, говорит об объединении усилий и оказании поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов Содружества, обеспечении их политического, экономического и социального прогресса. По существу данный принцип является продолжением предыдущего. Однако в этом принципе более конкретно выражены цели, ради которых объединяют свои усилия страны СНГ.

Последний, пятый, новый принцип, сформулированный в Уставе СНГ, говорит о духовном единении народов стран СНГ, которое основывается на уважении их самобытности, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей и культурного обмена. Действительно, духовное единение - это капитал, накопленный столетиями, в течение которых сообща жили народы когда-то единого государства. В то же время каждый народ Содружества имеет свою самобытность, свои культурные ценности и традиции, которые государства СНГ обязались уважать, сохранять и приумножать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.