Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 23. Международное экологическое право




Российская Федерация и международное космическое право

Начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 г. запуском первого искусственного спутника Земли в Советском Союзе. Грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики стал полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. Другое выдающееся событие в области космонавтики — высадка человека на Луну состоялось 21 июля 1969 г. Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».

Однако первые годы развития космонавтики характеризовались не столько сотрудничеством ведущих космических держав, прежде всего СССР и США, сколько их острой конкуренцией. Международное сотрудничество стало интенсивно развиваться только с 1998 г., в первую очередь, благодаря совместному строительству Международной космической станции (МКС) и исследованиям, проводимым на её борту.

В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов. В 1993 г. был принят Закон о космической деятельности, направленный на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности страны и дальнейшего расширения международного сотрудничества.

В Законе дано понятие космической деятельности, составной частью которой является международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства. Одной из важнейших целей космической деятельности в Законе определено развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей ее интеграции в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.

Среди принципов, в соответствии с которыми Россия осуществляет свою космическую деятельность, в Законе названы: содействие поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники; обеспечение безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничества Российской Федерации в области космоса; международная ответственность России за осуществляемую космическую деятельность. Не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации.

Закон определяет полномочия президента и правительства страны в сфере космической деятельности. Общее руководство космической деятельностью России осуществляет ее президент. Он рассматривает и утверждает основные положения государственной политики в области космической деятельности. Правительство страны реализует государственную политику в области космической деятельности в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества. Оно же координирует вопросы международного сотрудничества в области космической деятельности и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности является Федеральное космическое агентство (Роскосмос), одной из задач которого является взаимодействие с организациями других государств, с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключение в установленном порядке соответствующих международных договоров, а также совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участие в реализации международных космических проектов и программ Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Роскосмос может создавать в установленном порядке свои представительства за рубежом.

В настоящее время Роскосмос заключил межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с более чем 20 государствами, в том числе с США, Японией, Индией, Бразилией, Швецией, Аргентиной и странами, входящими в Европейское космическое агентство (ЕКА). Подписаны также соглашения с космическими агентствами[42] и ЕКА.

РОСКОСМОС принимает активное участие в работе Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (UNCOPUOUS), Международного комитета по исследованию космического пространства (COSPAR), Международного координационного комитета по проблеме техногенного засорения космического пространства (IADS), Форума космических агентств, Комитета по спутникам наблюдения Земли (CEOS), Международной астронавтческой организации (IAC) и других международных органов и организаций.

Одно из наиболее конкурентоспособных направлений деятельности России на мировом космическом рынке - коммерческое использование средств выведения космических объектов. Основную часть коммерческих запусков с использованием российских ракетоносителей осуществляют совместные предприятия с участием иностранных партнеров: "ILS" (Россия - США), "STARSEM и "EUROCKOT" (Россия - ЕС).

В Законе о космической деятельности говорится о Федеральной космической программе как о долгосрочном плановом документе, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Такая Федеральная космическая программа разработана и принята на 2006 - 2015 гг., она утверждена постановлением Правительства России от 22 октября 2005 года, № 635.

За 40 лет космической деятельности Россия имеет уникальные результаты пилотируемых полетов, в том числе результаты эксплуатации в течение 15 лет орбитальной станции «Мир». Однако в последние годы в России решаются только задачи транспортного обеспечения международной космической станции. Работы по созданию российских модулей международной космической станции и научной аппаратуры для них практически не развернуты. В то же время реальный срок эксплуатации МКС ограничен 2018 – 2020 годами. США совместно с партнерами по МКС планируют завершить сборку американского сегмента станции в 2010 году и приступить к эффективной эксплуатации оборудования, что позволит оправдать полученной информацией вложенные ими средства в ее создание. США, страны Европы и Китай существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полетов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел. Созданные при решении этих проблем технологии будут носить прорывной характер. Складывающаяся ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в смежных областях науки и техники.

Россия уделяет постоянное внимание еще одной важной международной проблеме - предотвращению использования космоса в военных целях. Много лет подряд она ставит вопрос о разработке соответствующего международного договора, инициирует и поддерживает любые шаги в этом направлении.

30 октября 2007 г. в Первом комитете 62-й сессии Генассамблеи ООН подавляющим большинством голосов был принят внесенный Египтом проект резолюции «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве». В его поддержку высказались 170 государств. «Против» голосовали только США, Израиль воздержался. Россия выступила соавтором данного проекта резолюции. Аналогичным образом поступили еще более 30 государств.

Принятый проект резолюции является важным шагом, призванным способствовать недопущению появления новой - космической - сферы противостояния и выхода гонки вооружений на новый технологический уровень.

 

1. Международное экологическое право: понятие, принципы и источники.

2. Роль международных организаций в охране окружающей среды.

3. Международно-правовая охрана Мирового океана.

4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира, а также атмосферного воздуха планеты.

1. Международное экологическое право: понятие, принципы и источники

Международное экологическое право – это совокупность принципов и норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту окружающей природной среды от загрязнения[43].

Участники Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. с тревогой отмечали, что глобальной окружающей среде до сих пор наносится значительный ущерб. Сокращается число биологических особей на земле, истощаются рыбные запасы, опустынивание поглощает все больше плодородных земель, изменение климата ведет к пагубным последствиям, стихийные бедствия становятся все более частыми и разрушительными, загрязнение земли, воздуха и воды лишает миллионы людей достойной жизни.

Международное экологическое право имеет свои специальные принципы:

1) окружающая среда – общая забота человечества;

2) окружающая среда, которая находится вне государственных границ, является общим достоянием человечества;

3) свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

4) рациональное использование окружающей среды;

5) содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

6) взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав и свобод человека;

7) предосторожный подход к окружающей среде;

8) право на развитие;

9) предотвращение вреда;

10) предотвращение загрязнения окружающей среды;

11) ответственность государств;

12) отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов;

13) платит тот, кто загрязняет;

14) принцип всеобщей, но дифференцированной ответственности;

15) принцип доступа к информации об окружающей среде[44].

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние, универсально-глобальные и региональные, двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и др.

Регулирование сотрудничества государств в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стогкольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларация РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права. Так, Генеральная Ассамблея приняла в 1959 г. резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими соблюдаться.

В Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию 2002 г. отмечается, что основами устойчивого развития являются экономическое и социальное развитие, а также охрана окружающей среды на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Устойчивое развитие возможно только при условии обеспечения международного правопорядка. Одним из основных факторов устойчивого развития является благоприятная для жизни настоящего и будущих поколений окружающая среда.

Основные направления концепции устойчивого развития одобрены в повестке дня на XXI век, принятой Конференцией РИО-92. Конференция учредила Комиссию по устойчивому развитию, которая функционирует при ЭКОСОС и состоит из 53 человек, избираемых на трехлетний срок. Комиссия готовит обзоры; работает над осуществлением Принципов РИО-92 и Повестки дня на XXI век и др.

Российская Федерация в 1994 г. одобрила Основные положения государственной стратегии действий по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. В 1998 г. утверждена Концепция перехода России к устойчивому развитию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.