КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция цивилизации Арнольда Тойнби
Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг.): английский историк и социолог, его работа - 12 томный труд «Постижение истории». Основные идеи концепции: 1. Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации – это различные типы общества, выступающиекак относительно самостоятельные культурные миры. 2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций. Локальная цивилизация - это устойчивое единство людей, возникающее в отдельных регионах и базирующееся на определенных архетипах, общих духовных ценностях и традициях. Всемирная история - это мозаичное панно, сотканное из различных суверенных культур, расположенных параллельно во времени и существующих рядом. Анализируя сначала 21 цивилизацию, далее Тойнби сократил их до 13, а чуть позже до пяти. До нашего времени дожили пять цивилизаций: - западнохристианская цивилизация; - восточнохристианские цивилизации – две православные (византийская и русская); - исламская (арабская) цивилизация; - индийская цивилизация; - китайская цивилизация. Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам. 3. В развитии каждой цивилизации Тойнби выделил 4 основных цикла развития: - возникновение - общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации (окружающая среда бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство отвечает); - рост - это процесс ее внутреннего самоопределения, самовыражения и определения ее ценностей. (Например, Индийская цивилизация делает акцент на религиозные ценности, Западная цивилизация делает акцент на научно-механические ценности, античная цивилизация акцентирует внимание на эстетические ценности); - надлом и разложение цивилизации. Из 30 цивилизаций – 4 (5) мертворожденные, 16 цивилизаций - прекратили свое существование, 7 остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется тремя моментами: · недостатком созидательной силы у творческого меньшинства; · отказ большинства от подражания меньшинству; · утрата обществом социального единства. Пример. Римская империя в I в н.э.- кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень - христианство – основа для новой цивилизации; - гибель и упадок, старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н.э. (21 столетие)). Таким о., по А. Тойнби, все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, движущей силой которых являлась творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства. Консолидация всех элементов общественной жизни в цивилизованное объединение происходит на основе религии. В этом смысле появление мировых религий является лучшим условием консолидации человечества. Прогресс человечества заключается в духовном самосовершенствовании и создании единой мировой религии, на статус которой сегодня претендует Вера Бахаи. Сторонником Арнольда Тойнби был Самюэль Хантингтон, который рассматривал цивилизацию как культурную целостность, высокий уровень культурной идентичности людей, явно выраженную культуру. Все рассмотренные научные концепции о происхождении и сущности цивилизации, разработанные в философии в конце ХVШ - ХХ ст., позволяют нам в зависимости от содержательной сущности цивилизации и критериев ее оценки определить тип цивилизации (тип – объединение в единое целое по общности признаков). Тип цивилизации – это утверждение сходства, общности, которая обнаруживается в некотором ряде социокультурных образований. Сходство облика цивилизаций объединяет их в некоторую смысловую целостность, но это же качество отделяет эту целостность от других цивилизаций, имеющих иные опорные принципы существования. Существует несколько вариантов типологии цивилизации: - по масштабам рассмотрения (цивилизацию связывают с конкретным географическим местом): мировая или глобальная цивилизация, континентальная (европейская, африканская), региональная (славянская, североафриканская), национальная (французская, английская). По масштабам рассмотрения мировую цивилизацию делят на два типа: цивилизация Запада и цивилизация Востока или цивилизация Севера и цивилизация Юга. Они рассматриваются и как два типа культуры, и как два типа цивилизации; - по типу хозяйственной деятельности: приморские и континентальные цивилизации; - по типу природно-географической среды: закрытые и открытые цивилизации и т.д. Вывод. Цивилизация, с одной стороны, выступает как социокультурное образование, своего рода пересечение культуры и общества, основу которого составляет уникальная однородная культура. С другой стороны, цивилизация отражает степень прогрессивного развития общества и его культуры на определенном историческом этапе развития. Прогресс культуры идет от варварства к цивилизации, которая отражает степень очеловечивания народов.
3.3. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"
Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям: 1. Англо-американская традиция: понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы, и между ними отсутствуютсколько-нибудь существенные различия.Ее сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби(1889 - 1975)и Самюэль Хантингтон. В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют: - явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни; - в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный); - эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные; - уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества. 2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются как две противоположности. Первым разграничил эти два понятия немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804), позже, в начале XX в., его поддержали немецкие философы Освальд Шпенглер (1889 - 1936), Гюстав Зиммель, Герберт Маркузе (1898 - 1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Николай Данилевский, Николай Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании. Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
Вывод. Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества.
Литература Основная литература
1. Культурологія: теорія та історія культури / За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. – К.: Центр навч. літ-ри, 2004. - 368 с. 2. Петрушенко В.Л. Культурологія. – 2-е вид. / В.Л. Петрушенко, Є.А. Подольска, С.М. Повторева та ін. За заг. ред. В.М. Пічі. – Львів: Магнолія плюс, 2005. – 360 с. 3. Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс культурології / Є.А. Подольска, В.Д. Лихвар, Д.Є. Погорілий. – К.: Центр навч. літ-ри, 2006. - 368 с. 4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры / А.С. Кармин. – СПБ.: Лань, 1997. – 512 с. 5. Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во „Проспект”, 2004. – 268 с. Дополнительная литература
1. Бобахо В.А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с. 2. Бокань В. Культурологія / В. Бокань. – К.: МАУП, 2000. – 136 с. 3. Викторов В.В. Культурология. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Викторов. – М.: Экзамен, 2004. - 560 с. 4. Греченко В. История Культуры: очерки по истории украинской и зарубежной культуры / В. Греченко. - 120 с. 5. Гуревич П.С. Культурология. – 3-е изд. / П.С. Гуревич. – М.: Гардарика, 2001. – 280 с. 6. Золкин А.Л. Культурология / А.Л. Золкин. Под ред. Н. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 335 с. 7. История и философия культуры. / Под ред. Г. Пондопуло. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с. 8. Історія української та зарубіжної культури / За ред. С. Клапчука. – К.: Вища школа, Знання, 1999. 9. Касьянов В.В. Культурология: экзаменационные ответы. Сер. «Сдаем экзамен» / В.В. Касьянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с. 10. Культурология / Под ред. В. Багдасарьяна. - М.: Знание, 1999. 11. Культурология / Под ред. Г. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 572 с. 12. Культурология / Под ред. А. Радугина. – М.: Центр, 1998. – 304 с. 13. Культурология / Под ред. А.С. Неверова. – 3-е изд., испр. - Минск: Высш. шк., 2007. – 368 с. 14. Полищук В.И. Культурология / В.И. Полищук. – М.: Гардарика, 1998. – 446 с. 15. Українська культура: історія і сучасність / За ред. С. Черепанової. – Л.: Світ, 1994. 16. Українська та зарубіжна культура / За ред. М. Заковича. – К.: Знання, 2002. 17. Шевнюк О.Л. Українська та зарубіжна культура / О.Л. Шевнюк. – К.: Знання-Пресс, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ Культурологический словарь
Адаптация культурная (от лат. adaptation – приспосабливать) – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания поведения, норм и ценностей, образа жизни, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности. Аллегория (от греч. allehoria - иносказание) – 1) принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных художественных образах и формах; 2) скрытый смысл, намек на что-либо, иносказание.
Антропоцентризм ( от греч. anthropos – человек, centrum - центр, середина) - представление о мироустройстве, которое организуется вокруг человека как центра Вселенной.
Артефакт (от лат. artifactum – искусственно сделанный) - любой искусственно созданный человеком, обществом продукт культуры, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда; любые феномены духовной жизни общества - научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклора.
Архетипы культурные (от греч. arthe - начало и tupos – образ) - архаические культурные первообразы, идеи; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, прошедшие через многовековые пласты истории, культурно трансформировавшиеся и сохранившие свое значение и смысл в современной культуре.
Ассимиляция культурная (от лат. assimilation – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного народа, другой культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителе.
Вандализм (от лат. vandali – название древнегерманских племен, завоевавших часть Римской империи и подвергших Рим разгрому и разграблению) – дикое, беспощадное разрушение культурных и материальных ценностей. Варварство (от греч. barbaroi – иностранцы, которые говорили на непонятном языке) – 1) невежественное отношение к культурным ценностям; 2) в периодизации истории человеческого общества (по А. Фергюсону) – второй период после дикости, перед цивилизацией.
Глобализация (от лат. globus – шар) - процесс усиления взаимосвязанности мира, характеризующийся расширением взаимовлияния различных стран и народов на основе современных информационных технологий; процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, культурных связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформации мира во всех областях и отражается в появлении идентичности в наднациональном масштабе.
Глобальные проблемы — современные проблемы цивилизации, от решения которых зависит выживание человечества в целом (например, предотвращение мировой термоядерной войны, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах, прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.). Впервые сформулированы и проанализированы в рамках деятельности Римского клуба.
Дегуманизация (от лат. de — приставка, обозначающая отделение, удаление и humanus — человечный) — утрата обществом духовных и нравственных ценностей; отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании, уважении к личности, индивидуальным качествам человека.
Диалог культур (от греч. dialogos – диалог между двумя или несколькими лицами) – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура обретает свою индивидуальную самобытность.
Динамика культуры (от греч. dinamikos — относящийся к силе, сильный) — изменение культуры, описание культуры в движении; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Дифференциация культурная (от лат. differentia – различие) – качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением отделением частей от целого.
Доминанта культурная (от лат. dominans – господствующий) – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть культуры. Духовная культура -сфера человеческой деятельности, охватывающая духовную жизнь человека и общества; совокупность духовных ценностей.
Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний); овеществленный носитель образа предмета. Изобразительные искусства – искусства, связанные со зрительным восприятием, создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура).
Интеграция культурная (от лат. integratio – восстановление, восполнение) - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами, историко-культурными областями. Искусство — совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном эстетическом освоении мира в процессе художественного творчества; отображение действительности в художественных конкретно-чувствительных образах, творчество по законам красоты. Различными формами искусства являются литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В основе искусства лежит способность человека к формированию образов.
Канон (от греч. капоп — правило, предписание, мерило) — нормативный образец; в изобразительном искусстве совокупность художественных приемов и правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху (нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения).
Катарсис (от греч. catharsis — очищение) — духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии; внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удовлетворения и просветления, которые испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него.
Код культуры (от франц. code) — совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.
Конвергенция культуры (от лат. convergere – приближаться, сходиться) – процесс сближения, схождения культур.
Консерватизм культурный (от лат. conservo – сохраняю, предохраняю) - приверженность к сформулированным духовным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в науке, литературе, искусстве и т.д.
Контекст (от лат. contextus — соединение, согласование, связь) — общий смысл, социально-исторические и культурные условия, дающие возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека.
Контркультура (от греч. contra — против) — направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение среди части американской молодежи в 60-х — начале 70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образ жизни, в основе которого лежат установки на респектабельное поведение, социальный престиж, материальное благополучие.
Культ (от лат. cultus — уход, почитание) — совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Культ возникает в традиционной культуре; один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа— храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). Кроме того, культ — это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо.
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание; первоначально – обработка земли) — открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, «представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения». Культура организации — специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования. Культура личности -уровень (степень) осознания культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической (чувства, общение) и практической (поведение) деятельности человека; синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой.
Культурно-историческая эпоха - исторический отрезок времени, в течение которого людей объединяет определенная культурная общность, например, античность, средневековье, Возрождение и т.п.
Культурно-исторические типы — целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях. Концепцию культурно-исторических типов впервые сформулировал Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа». Согласно его концепции, результатом положительной деятельности того или иного народа выступает создание своеобразного, обособленного, локального культурно-исторического типа. Данилевский выделяет в хронологическом порядке десять культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.
Культурные универсалии (от лат. universalis — общий, всеобщий) — нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода. Культурные универсалии не зависят от географического места, исторического устройства общества.
Культурный образец – устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, которая обуславливается определенными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека и его связи с окружающим миром.
Культурный организм -восприятие культуры как живого биологического организма, который в своем развитии проходит стадии зарождения, роста, расцвета, старения и умирания. Данной точки зрения придерживались многие авторы, в том числе Г. Спенсер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, большинство эволюционистов. Культурные ценности - система жизненно важных (положительных) для человека и общества объектов, потребностей, целей, на основании которых осуществляется регуляция человеческой деятельности; положительно-значимые для человека вещи и идеи.
Культурный слой – слой земли, содержащий остатки деятельности человека, древних сооружений, строительный и хозяйственный мусор.
Культурологический подход к понятию «цивилизация» - подход, в рамках которого цивилизация рассматривается как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. В большинстве случаев основу этого феномена составляет религия (М. Вебер, А. Тойнби). Некоторые ученые указывают на четко выраженные параметры технологического развития (А. Тойнби).
Культурология - (от лат. cultura и греч. logos — знание, учение, слово) — научная дисциплина, изучающая культуру как естественную целостность через призму культурного становления общества и человека; «объяснение культуры». Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.
Локальные типы культур - замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими типы культур.
Маргинальность культурная (от позднелат. marginalis — находящийся на краю; прилагательное, берущее начало от margo — край, граница) — понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры. Культурная маргинальность возникает в результате изменения нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных сдвигов и технологических факторов, когда человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему социальные роли, образ жизни, культурные ценности.
Массовая культура (от лат. massa — ком, кусок) - совокупность явлений культуры XX - XXI вв., характерных для современного общества, порожденных научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и социальных границ. Массовое распространение культурных явлений связано с развитием систем информации, коммуникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовую культуру характеризуют особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление (массовое производство при этом понимается по аналогии с конвейерной технологией в промышленном производстве). Первоначально массовая культура возникла как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура, неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и доступности (в смысле понятности всем и каждому) культурных ценностей, приоритетах мегаполисных форм существования. Она рассчитана на «среднего» человека, формируется под воздействием восприятия массовым сознанием социокультурных стереотипов, генерируемых средствами массовой информации. Авторство термина принадлежит М. Хоркхаймеру (впервые применил в работе «Искусство и массовая культура», 1941).
Материальная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая материальную жизнь человека и общества; физические объекты, созданные руками человека; совокупность материальных ценностей. В материальную культуру включаются: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3) культура топоса, т.е. места жительства (жилища, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.п.
Менталитет (ментальность) (от лат. mentalis — умственный, духовный) — мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталитетом, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессознательных психических состояний.
Миф (от греч. Mythos — предание, сказание) — архаическое повествование о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах. Миф — это попытка человека объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, космоса, частью которого он является, в котором живет. Миф — это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе, поэтому в мифе всегда присутствует обобщающее начало. Мифологическое сознание свойственно человеку на протяжении всей истории, а не только на ранних ее стадиях. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни. Модернизация (от франц. modernizahion, от moderne – современный) — концепция перехода от доиндустриального к индустриальному обществу путем комплексных реформ, занимающих большой промежуток времени, в результате чего кардинально меняются социальные институты общества и образ жизни людей; совокупность технологических, экономических, культурных, политических изменений, которые направлены на усовершенствование общественной системы в целом.
Модернизм (от франц. modernizahion, от moderne – современный) - направление в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX - начала XX в., противопоставляющее себя искусству прошлого.
Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. В этом случае от удовлетворенности досугом зависит удовлетворение жизнью в целом. Молодежная субкультура выступает как альтернативная существующему образу жизни и культуре. Она характеризуется попытками сформировать собственное мировоззрение, собственные манеры поведения, стиль одежды и причесок, формы проведения, досуга и т.д.
Моральная культура - исторически сложившаяся устоявшаяся система нормативных отношений между людьми, образующая область культурной практики. В основе моральной культуры лежат освященные традицией фиксированные нормы отношений.
Народная культура - непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, которая включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.
Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построение рациональных прогнозов; управление исследуемыми процессами на основе эксперимента. Нравственная культура - характеристика состояния общества с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил. Составными элементами нравственной культуры являются обычаи, моральные нормы поведения, нравы данной культуры, нравственные отношения.
Онтология культуры (от греч. ontos - сущее и ...lогия - учение ) — концепция бытия культуры; учение о ее сущности, фундаментальных принципах. «Осевое время» или «ось мировой истории» — термин, введенный в научный оборот Карлом Ясперсом («Истоки истории и ее цель»). Под «осевым временем» понимается эпоха духовного основоположения всех тех культур, которые ныне составляют дихотомию Восток - Запад. Ось мировой истории относится ко времени 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это духовное основоположение человечества проходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Согласно Ясперсу, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур.
Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Политическая культура - часть культуры в целом, совокупность характера и уровня политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержания и качества социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих как внешние, так и внутренние политические отношения в обществе.
Постмодернизм (буквально - то, что следует после модернизма, за модернизмом) - обобщенное обозначение тенденций в культуре и общественной жизни постиндустриального, информационного общества, сформировавшихся в 60 — 80-е гг. XX в. Именно в это время была осознана ограниченность рационализма и того, что результаты культурного прогресса поставили под угрозу уничтожение времени и пространства самой культуры. Э. Гидденс обосновал появление постмодернизма «усталостью от прогресса». В результате постмодернизм выражает попытки установления пределов вмешательства человека в естественные изменения природы, общества и культуры. Постмодернизм базируется на осознании разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры, а также признании этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. Правовая культура - совокупность различных видов правовой деятельности человека (права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, законотворческой, правоприменительной и др.) в сфере функционирования права в обществе; система формализованных нормативных взаимоотношений, регулируемых обязательными для исполнения и охраняемыми государством законами, нормами. Прогресс культурный (от лат. progressus — движение вперед) — поступательное движение социокультурной системы вперед от менее к более сложному строению, от менее к более адаптированному состоянию, от менее к более совершенной форме.
религиозная культура (от лат. religio – благочестие, святыня) - составная часть общей культурной системы, порожденная религиозными запросами людей и призванная удовлетворять эти запросы. Элементами религиозной культуры являются мораль (религиозные нравственные поучения), религиозная философия, политика, культовое искусство (живопись, зодчество, ваяние, музыка, литература и проч.), научно-просветительская деятельность (религиозные учебные заведения — семинарии, воскресные школы и т.п.; библиотеки; издательства и проч.) и ряд других.
Ритуал (от лат. ritualis — обрядовый) — сложившиеся в процессе исторического развития формы символического поведения людей, строго установленного порядка обрядовых действий. В ходе длительного процесса ритуализации определенные модели поведения превращались в независимые символы, которые становились общепринятыми в культуре.
Сакральный (от лат. sacer (sacri) — священный) — относящийся к вере, религиозному культу; культурный процесс объединения верующих в системе церковь – государство; монополия религиозной идеологии церкви в государстве и ее влияние на социальные институты общества - экономику, политику, образование и др.
Секуляризация (от лат. saecularis — светский) — процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии; ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на другие социальные институты — экономику, политику, образование и др. Исторически процесс секуляризации науки, искусства, морали, образования и т.д. начался с эпохи Реформации.
Семиотика (от греч. semeiotike — учение о знаках) — наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений.
Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета; этимологически связан с греч. глаголом, означающим «соединяю, сравниваю, сталкиваю») — неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ — всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например, сова — символ мудрости, голубь — символ мира и т.п.). Язык символов свойствен как научному, так и художественному мышлению.
Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (так, к примеру, синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре); 2) сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и согласования.
Сленг (от англ. slang) — жаргон, жаргонная лексика. Слэнг подвержен частым изменениям. Широкое распространение получил в молодежных субкультурах.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением. Субкультура (от лат. sub — под и cultura - возделывание) - это целостная культура определенной социальной группы внутри доминирующей культуры, отличающаяся собственными обычаями и нормами. Так, говоря о субкультуре, мы имеем дело с подчиненной, не основной, не главной культурой. Это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Тип (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — своеобразная идеальная, теоретическая модель, шаблон, трафарет для группы предметов, явлений, объектов, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Выделение типов связано с системообразующими принципами, лежащими в основе процесса обобщения. Типология культур (от греч. typos - форма, образец и cultura - возделывание) — научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различение культур по определенным существенным основаниям.
Толерантность (от лат. tolerania – терпение) — терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям, обеспечивающее право и свободу каждого человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире. Традиционная культура (от лат. traditio — передача, повествование и cultura – возделывание) - нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что изменения, происходящие в ней, идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием носителей данной культуры. Традиционная культура передается из поколения в поколение посредством бесписьменной и невербальной коммуникации.
Традиция ( от лат. traditio — передача, повествование) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п., обнаруживаемые в элементах социально-культурного наследия. Культурные традиции осуществляют связь времен.
Утилитаристская культура - культура Нового времени, в которой доминировали и определяли логику осмысления любого культурного явления полезность, деловитость, применимость.
Элитарная культура (от фр. elihe — лучшее, отборное, избранное) - совокупность культурных ценностей, которые создаются и потребляются культурной элитой (критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, учеными, музыкантами). Формула элитарной культуры «искусство ради искусства». Элитарная культура, по мнению ее создателей, сориентирована на лучшую, высшую часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью. Элитарная культура включает в себя изящные искусства, интеллектуальную литературу, классическую музыку.
Феномен (от греч. phainomeпоп — являющееся) — 1) явление, в котором выражается, обнаруживается сущность чего-либо; 2) любое проявление чего-либо.
Феномены культуры - различные формы проявления сущности культуры, такие как мораль, право, религия, искусство, экономика, политика, наука, техника и др.
Этническая культура - культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, т.е. единством «крови и почвы».
Язык культуры - формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Языки культуры представляют собой пласт коммуникативной области культуры, формирование которого происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным, установленным, обязательным правилам.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 26823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |