КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формулы теории очередей с одним прибором обслуживания
Назначение излагаемой теории очередей [10] состоит в приближенном определении среднего размера очереди, а также среднего времени, затрачиваемого сообщениями на ожидание в очередях при передаче сообщений в канал связи или их записи в накопительные устройства. Желательно также оценить, насколько часто очередь превышает определенную длину. Эти сведения позволят нам вычислить, например, необходимый объем памяти для хранения очередей сообщений, необходимое количество линий связи и т.д. Приводимые формулы служат основным инструментом для первой приблизительной оценки размеров очереди в системах, работающих в реальном масштабе времени. Рассмотрим очередь в системе передачи документальных сообщений с одним прибором обслуживания (см. рис. П.4.1).
Рис. П.4.1. Очередь с одним прибором обслуживания
Этим прибором может быть телеграфный аппарат, персональный компьютер, факсимильный аппарат и т.п. При построении систем документальной электросвязи большинство очередей подобного типа рассчитывается по приводимым формулам. Пусть ts – время обслуживания сообщения, а - стандартное отклонение времени обслуживания. Пусть w- число сообщений, ожидающих обслуживания в данный момент времени, т.е. длина очереди, а q - число сообщений в системе, ожидающих обслуживания и обслуживаемых в данный момент времени. Пусть далее tw- время ожидания сообщением обслуживания, т.е. время пребывания сообщения в очереди, а tq- время пребывания сообщения в системе, т.е. время, затрачиваемое им и на ожидание, и на обслуживание. Средние значения величин w, q, tw и tq обозначим соответственно через Е(w), Е (q), Е(tw) и Е(tq). Всегда справедливо равенство
tq = tw + ts. Следовательно, Е(tq) = Е(tw) + Е(ts).
Длины ожидающих сообщений не зависят от длин обслуживаемых сообщений, поэтому дисперсия tq равна D(tq) = D(tw) + D(ts).
В устойчивом состоянии среднее число обслуживаемых сообщений Е(n) должно удовлетворять соотношению Е(n) ≤ 1/ Е(ts),
откуда Е(n) Е(ts) ≤ 1.
Выражение Е(n) Е(ts) = ρ
называют коэффициентом использования оборудования. В устойчивом состоянии справедливы формулы Литтла: Е(w) = Е(n) Е(tw) и Е (q) = Е(n) Е(tq).
Подставив в последнее выражение ранее полученное значение Е(tq), получаем
Е (q) = Е(n) Е(tq) = Е(n) Е(tw) + Е(n) Е(ts).
Используя значение Е(w) из формул Литтла и выражение для ρ имеем
Е (q) = Е(w) + ρ.
Основная формула теории очередей с одним прибором обслуживания была получена Хинчиным и Поллачеком для значения Е(w). При экспоненциальном распределении времени обслуживания эта формула имеет вид Е(w) = . Напомним, что случайная величина τ распределена по экспоненциальному закону, если справедливо Р(τ ≤ Т) = 1 - ℮. Все формулы в этом разделе относятся к случаю экспоненциального распределения времени обслуживания Е(ts).
Из формулы Литтла для Е(w) находим выражение для Е(tw):
Е(tw) = = = .
При экспоненциальном распределении времени обслуживания = Е(ts). Этот случай иногда считают наихудшим. Расчеты по формулам, относящимся к экспоненциальному распределению времени обслуживания, могут дать несколько завышенные размеры очередей и времен ожидания в них, но такая ошибка не опасна. При этом формулы достаточно просты для запоминания: Е(q) = и Е(tq) = . Экспоненциальное распределение времени обслуживания, конечно, не наихудший случай, с которым приходится иметь дело на практике. Если стандартное отклонение больше среднего значения, то необходима коррекция расчетов. В таком случае при проектировании целесообразно уменьшение длины очереди, что может быть достигнуто разделением длинных сообщений на части.
Представляет интерес определить время пребывания в очереди тех сообщений, которые действительно попали в очередь. При оговоренных условиях коэффициент использования оборудования представляет собою вероятность того, что в момент поступления сообщения в систему обслуживания прибор обслуживания занят. Поэтому справедливо следующее равенство: Е(tw) = ρ Е(td) + (1- ρ) 0, где Е(td) – среднее время нахождения в очереди тех сообщений, которые действительно попали в очередь в силу занятости прибора обслуживания в момент их поступления. Второе слагаемое в представленном равенстве отражает факт немедленного обслуживания сообщений, если прибор обслуживания свободен. Из представленного равенства находим Е(td) = Е(tw)/ ρ = . Полезно уметь оценивать вероятность того, что число сообщений в системе обслуживания или время пребывания сообщений в системе обслуживания как следствие наличия очереди превысит определенную величину. Можно показать, что вероятность того, что q = N равна Р (q = N) = (1- ρ) ρN. Следовательно, вероятность того, что q больше или равно N, выражается следующей формулой Р (q ≥ N) = (1- ρ) ρq. Вероятность того, что время tq пребывания сообщения в системе обслуживания больше Т имеет вид Р (tq ˃ Т) = ℮- (1- ρ)Т/ Е(ts).
Полезны выражения для стандартных отклонений
= , = , = . Определенная выше величина Е(tq) = дает возможность охарактеризовать интенсивность потока сообщений через систему обслуживания как 1/ Е(tq). Доля обслуженных сообщений в этом потоке определяется величиной коэффициента использования оборудования ρ, а интенсивность потока обслуженных сообщений или, что то же самое, скорость передачи сообщений в системе равна R = ρ/ Е(tq) = . Можно определить максимальное значение R, т.е. пропускную способность системы обслуживания. Для этого найдем частную производную и приравняем ее нулю. Это позволит найти оптимальное значение ρопт = 0,5. Подставим это значение в выражение для R и получим: Rмакс = С = . Представленные формулы могут использоваться для оценки эффективности систем с одним прибором обслуживания, работающих в реальном масштабе времени.
Ниже приводится таблица, содержащая характеристики телеуслуг, поставляемых цифровыми сетями интегрального обслуживания и источник, из которого она заимствована. Данные таблицы могут быть использованы для расчетов по приведенным формулам.
Характеристики телеуслуг
Таблица П.4.1
Характеристики быстрого и медленного диалога Таблица П.4.2
Литература: В.В. Геков, Ю.Г.Данилевский, Г.П. Захаров, В.С. Шибанов – Перспективы развития Ш-ЦСИО в России, Техника средств связи №1, 1992 г.
Приложение 5.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |