Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение предпочтений решений

Для осуществления выбора единственного решения необходимо дать оценку предпочтений на множестве решений. Измерение предпочтений есть отображение с помощью функции предпочтения решений на числовую ось. При использовании качественных шкал значения функции предпочтения f(Y) есть числа, показывающие эквивалентность решений (номинальная шкала) или порядок превосходства (порядковая шкала). При использовании количественных шкал значения функции предпочтения показывают, насколько или во сколько раз решения превосходят друг друга.

Для проведения измерения необходимо сформулировать совокупность показателей, по которым будут оцениваться предпочтения решений. Эти показатели обычно, разделяют на две группы: в одной объединяют показатели, характеризующие положительные стороны решений – эффект от решений; в другой группе объединяют показатели, характеризующие отрицательные стороны решений. Множество показателей составляет вектор характеристик решений, поэтому каждое решение оценивается по вектору характеристик Y1 = (yi1,..., ym). Часть компонентов этого вектора измеряется объективно, а часть – субъективно. Например, если множество решений представляет собой варианты проектов строительства некоторого объекта, то объективно измеряемыми характеристиками является совокупность расчетных параметров объекта, связанных с его созданием и функционированием. Субъективно измеряемыми характеристиками в этом случае могут быть, например, архитектурно-планировочные параметры, эстетичный вид внешней и внутренней отделки помещений и т.п.

Обобщенным показателем качества решения является эффективность решения, характеризующая степень достижения целей и затраты на их достижение. Эффективность решения объединяет положительные и отрицательные стороны решения. Это объединение в большинстве случаев может неформально осуществить только ЛПР, поскольку многие характеристики решения формально несоизмеримы, точнее неизвестно как можно объективно их соизмерить. По существу конечная оценка предпочтения решений производится ЛПР именно по показателю эффективности решения. Выделение множества характеристик решения и их объективное или субъективное измерение позволяет ЛПР более тщательно проанализировать различные аспекты качества решений и правильно их соотнести при интегральной оценке предпочтения в виде эффективности решения частных показателей возможно только в простейших случаях редко встречающихся в реальных задачах решений. Поэтому логическое мышление и интуиция ЛПР играют главную роль в рациональном сочетании всех показателей решения в обобщенном показателе качества – эффективности решения.

Субъективное измерение предпочтений решений по частным или обобщенному показателям в качественных шкалах не представляет каких-либо технических трудностей и выполняется ЛПР методами ранжирования или парных сравнений. Субъективное измерение предпочтений решений в количественных шкалах может выполняться ЛПР и экспертами с использованием методов экспертной оценки или последовательного сравнения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ проблемной ситуации | Последовательность выбора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.