КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы ораторского искусства
План Основы ораторского искусства Речевой этикет План Речевой этикет 1. Понятие речевого этикета. 2. Функции речевого этикета. 3. Ситуации речевого этикета. 4. Формулы речевого этикета и факторы, влияющие на их выбор. 5. Национальная специфика речевого этикета. Литература: 1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1975. 2. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992. – С. 230-234. 3. Львов Н.И. Риторика. – М., 1995. – С. 152-160. 4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. 5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов-на-Дону, 1995.
Практическое занятие № 2 (2 часа) I. Теоретическая часть. 1. Что такое речевой этикет? 2. Перечислите функции речевого этикета. 3. Охарактеризуйте основные ситуации речевого этикета. 4. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику. Литература: 1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2001. – С. 144 – 161. 2. Культура русской речи: Учебник… / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 90 - 93. 3. Ф. Папп. Паралингвистические факты. Этикет и язык // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XV. М., 1985. – С. 546 – 553. 4. Львов Н.И. Риторика. – М., 1995. – С. 152 – 160. 5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д., 1995. – С. 312 – 336. II. Практическая часть. 1. Выпишите из источника в списке литературы №1 формулы речевого этикета. 2. Какие невербальные средства могут быть эквивалентом речевых формул? В каких ситуациях общения удобнее поздороваться жестом, улыбкой? Когда жест возникает как необходимое дополнение к речевому приветствию? (см. источники в списке литературы под №3 и №5). 3. Из поэтических текстов выпишите примеры использования обращений. 4. Напишите письмо, используя различные формулы речевого этикета, стилизованное под: - эпистолярную форму XIX века; - современный молодежный жаргон.
Лекция №3 (4 часа) 1. Понятие ораторского искусства. 2. Образ оратора (голос, внешний вид). 3. Роды и виды ораторской речи. 4. Подготовка к выступлению (тема, цель). 5. Композиция публичного выступления. 6. Приемы захвата и поддержания внимания аудитории. 7. Этикет ораторской речи как важный функциональный компонент выступления. Литература: 1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2001. – С. 211 - 302. 2. Культура русской речи: Учебник… / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 129 - 147. 3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 348 – 361. 4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000. – С. 95 – 115Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996.- С. 7-45. 5. Основы ораторской речи. – М., 1992. 6. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М., 1996. – С. 101-135.
Лабораторная работа №1 (2 часа) I. Цель: отработать умение анализировать выступления ораторов. II. Задания: 1. Выполните задания 115, 116, 117, 118, 120, 122 [Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2001. – С. 149]. 2. Прочитайте рассказ В.М. Шукшина «Срезал» и проанализируйте описанный там спор. Какие аргументы приводят спорящие, какие приемы и уловки используют? Сделайте вывод о том, к какому виду относится данный спор. Что можно сказать о культуре поведения «полемистов»? 3. Познакомиться со схемой анализа выступления Схема анализа выступления 1. Содержание и построение речи: - жанр выступления; - соответствие названия (например, доклада, лекции) и содержания; - отбор материала; - пропорциональная композиция. 2. Контакт с аудиторией: - наблюдается в течение всего выступления? - тактичное обращение к публике? - речь обращена ко всем? - смотрит на слушателей? - есть непосредственное общение? 3. Культура речи и поведение оратора: - владение речевыми нормами; - характеристика голоса: - достаточна звучность? - чрезмерна звучность? - дыхание? - надлежащая выразительность? - темп слишком быстрый? - слишком медленный? - достаточна длительность звучания? - достаточно пауз? - отрывистая, замедленная речь? - подходящий темп? - высота голоса слишком большая? - слишком малая? - монотонность? - подчеркнуты главные слова? - повторяющийся мелодичный рисунок? - разнообразие выразительности? - приятный тембр? - шумное дыхание? Хриплость? Сипота? Пронзительность? Гнусавость? Сдавленный звук? - малоподвижная челюсть? - неправильное произношение? - нечеткая артикуляция? Затрудненная артикуляция? - характеристика внешнего облика: - правильно избрано место (относительно кафедры и аудитории)? - непринужденно держится? Уверенно ли? - дружеский тон? - воодушевление? - выражение лица (приятное, застывшее, хмурится)? - поза прямая, энергичная? Скованная? Неудобная? Правильно поставлены ноги? Откидывается назад? Сутулится? Неправильное положение рук? Головы? Целесообразны движения рук? Кистей? - слишком много жестов? Мало жестов? - жесты естественны? Осмысленны? Разнообразны? Уместны?
Лекция №4 (2 часа)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |