Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региона

Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособность

О рганизационно экономические факторы

 

Социально-эконом. развитие региона в настоящее время испытывает возрастающее влияние 3-х главных факторов:

- рыночного, взаимопроникновение региональных, национальных и мировых рынков.

- конкурентного, усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно на ценовой конкуренции, т.е. конкуренции в области качества жизни и инноваций.

- производственного, постепенный переход от фордчизма к постфорчизму, как способу организации производства.

Фордчизм подразумевает замену массового производства мелкосредним, замену вертикальной организации труда на горизонтальный, низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных регионых рынков к диверсификации, а в целом – от национальной региональной политики к собственнорегиональной на уроне РФ.

Как всякий экономическая система регион имеет внешнею и внутреннею среду, которая взаимодействует. Эти связи могут быть, как прямо, так и косвенного воздействия. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды, достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих производственно-ресурсный потенциал региона, структуру регионального рынка, кадровый потенциал региона, региональный бюджет, стратегию развития региона. Внешняя среда региона прямого воздействия вкл-ет взаимосвязи с партнерами, внешними поставщиками товаров и услуг, внешними потребителями, региональными конкурентами, финансовыми организациями, транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регионы может включать следующие группы факторов влияния: - общеэкономические

-общеполитические

- научно-технические

- природно-экологические

- демографические

 

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов

Отечественные факторы Зарубежные факторы
1. сырьевой, наличие сырья и его экономическая оценка 2. топливно-энергетический, обеспеченность ресурсами ТЭК 3. земельный, обеспеченность земельными ресурсами 4. водный, обеспеченность водными ресурсами 5. трудовой, обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации 6. транспортный, наличие коммуникаций, стоимость перевозок 7. НТП, уровень НТП, обеспечить эффективное использование ресурсов. 8. потребительский, наличие основной массы потребительских товаров и услуг. 9. экономико-географическое положение. 10. агломерационные эффекты 1. Расходы на использованное сырье, расходы на комплектующие, п/ф, и услуги со стороны 2. расходы на энергию 3. цена земельного участка 4. 5. уровень з/п, включая отчисления на соц. нужды, наличие соответствующих трудовых ресурсов 6. транспортное положение и транспортные связи, транспортные издержки и наличие коммуникаций 7. наличие технологий и ноу-хау 8. покупательная способность населения 9. территориальная расположенность, близость рынка 10. нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение

 

В зарубежной теории и практики в настоящее время различают 2 большие группы факторов: жестокие, мягкие.

Под жестокими понимаются количественно измеряемые факторы, мягкие факторы касаются прежде всего количественно трудных измеряемых категорий: уровень развития соц. среды населенного пункта, его дружественности экономики и т.д. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают стабильность экономической ситуации, стабильность общественного климата, квалификацию занятых, качество системы образования и профессиональной подготовки кадров, оснащение региона ВУЗами, технологическими центрами, наличие факторов ориентированных на производство услуг, отношение к экономике основных действующих лиц региона, качество жизни в регионе.

Новые тенденции в соотношении отдельных факторов.

Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находится постоянно в движении. Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов снизилось в пользу мягких, именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха.

По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (с/х) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам, факторы земли, близость к источникам сырья, издержки на з/п и первоначальный капитал теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынка в оснащении инфраструктуры).

Среди мелких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов.

 

Важным фактором становится и самоналичие управленческих структур, стратегия согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона. В аспекте тех регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального соц.-экономического комплекса. В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильными.

Управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленности и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производственных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.

Примеры пространственной дифференциации факторов размещения.

Мобильность Локализация
  Концентрированные Дисперсные
Не мобильные     Маломобильные   Высокомобильные Агломерационные преимущества, высокоспециализированная структура предприятия   Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау   Специализированная информация Не специализированная инфраструктура, местные коммунальные земельные участки   Не квалифицированные трудовые ресурсы     Не специализированная информация, банковский капитал по нормальным условиям

 

Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и (или) преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.

Актуальным требованиям становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованы в этом региональные и муниципальные органы власти и управления, подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производства, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа, как средства привлечения инвестиций, т.е. регион из места реализуемых маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке.

 

Основы регионального управления.

Возникновение системы регионального менеджмента связано с формированием следующих условий и предпосылок:

1. Системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться с новыми условиями и принципами функционирования.

2. В современных условиях субъекты федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций.

Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственников широкому кругу хозяйственных субъектов.

3. Упразднение государственной отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых партнерских отношений в следующих системах:

- субъект федерации – муниципалитет;

- муниципалитет – основное производственное звено;

- субъект федерации – основное производственное звено.

4. В сложившихся условиях меняется регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые с одной стороны поощряют любое предпринимательство, стимулируя хозяйствующих субъектов, а с другой стороны вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

В настоящее время изменение в системе регионального менеджмента состоит в следующем:

1. Ориентация региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества.

2. Формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности.

3. Ориентация структурной и инвестиционной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внешрегиональных потребителей.

4. Формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона.

5. Оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения.

 

В число основных задач регионального менеджмента входят.

- обеспечение расширенного воспроизводства, условий жизнедеятельности населения;

- экономическая и социальная трансформация хозяйства, анализ и прогнозирование регионального развития;

- оптимизация финансовых потоков;

- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

- формирование и реализация структурной, инвестиционной и инновационной политики, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности содержания и задач регионального менеджмента, его объект можно классифицировать по следующим признакам:

1. Принадлежность объекта той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъектов).

2. Характер продукции или услуг производимых субъектом хозяйствования (продукция в основном или целиком потребляется внутри региона, межрегиональное потребление, экспортная продукция).

3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологический и др. процессы в регионе.

4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения и удовлетворение потребностей вне сферы производства.

Анализ приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственно объектом регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство жизнедеятельности населения.

На такие объекты региональный менеджмент оказывает прямое воздействие, на все другие опосредованное.

К основным принципам регионального менеджмента относят:

- децентрализация;

- партнерство;

- субсидиарность;

- мобильность и адаптивность;

- принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центрального органа управления к агентам рынка.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется через формирование механизма перераспределения ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных, социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержание принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды.

Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию факторных и организационных структур регионального менеджмента, позволяющая субъектам управления адаптироваться к меняющимся рыночным условиям.

Принцип выделенной компетенции состоит в дифференциации функций внутри сфер регионального менеджмента.

По такому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение функций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.