КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региона
Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособность О рганизационно экономические факторы
Социально-эконом. развитие региона в настоящее время испытывает возрастающее влияние 3-х главных факторов: - рыночного, взаимопроникновение региональных, национальных и мировых рынков. - конкурентного, усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно на ценовой конкуренции, т.е. конкуренции в области качества жизни и инноваций. - производственного, постепенный переход от фордчизма к постфорчизму, как способу организации производства. Фордчизм подразумевает замену массового производства мелкосредним, замену вертикальной организации труда на горизонтальный, низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе. Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных регионых рынков к диверсификации, а в целом – от национальной региональной политики к собственнорегиональной на уроне РФ. Как всякий экономическая система регион имеет внешнею и внутреннею среду, которая взаимодействует. Эти связи могут быть, как прямо, так и косвенного воздействия. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды, достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих производственно-ресурсный потенциал региона, структуру регионального рынка, кадровый потенциал региона, региональный бюджет, стратегию развития региона. Внешняя среда региона прямого воздействия вкл-ет взаимосвязи с партнерами, внешними поставщиками товаров и услуг, внешними потребителями, региональными конкурентами, финансовыми организациями, транспортными предприятиями. Среда косвенного воздействия на регионы может включать следующие группы факторов влияния: - общеэкономические -общеполитические - научно-технические - природно-экологические - демографические
Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов
В зарубежной теории и практики в настоящее время различают 2 большие группы факторов: жестокие, мягкие. Под жестокими понимаются количественно измеряемые факторы, мягкие факторы касаются прежде всего количественно трудных измеряемых категорий: уровень развития соц. среды населенного пункта, его дружественности экономики и т.д. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают стабильность экономической ситуации, стабильность общественного климата, квалификацию занятых, качество системы образования и профессиональной подготовки кадров, оснащение региона ВУЗами, технологическими центрами, наличие факторов ориентированных на производство услуг, отношение к экономике основных действующих лиц региона, качество жизни в регионе. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов. Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находится постоянно в движении. Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов снизилось в пользу мягких, именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха. По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (с/х) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам, факторы земли, близость к источникам сырья, издержки на з/п и первоначальный капитал теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынка в оснащении инфраструктуры). Среди мелких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов.
Важным фактором становится и самоналичие управленческих структур, стратегия согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона. В аспекте тех регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального соц.-экономического комплекса. В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильными. Управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленности и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производственных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции. Примеры пространственной дифференциации факторов размещения.
Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и (или) преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия. Актуальным требованиям становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованы в этом региональные и муниципальные органы власти и управления, подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производства, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа, как средства привлечения инвестиций, т.е. регион из места реализуемых маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке.
Основы регионального управления. Возникновение системы регионального менеджмента связано с формированием следующих условий и предпосылок: 1. Системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться с новыми условиями и принципами функционирования. 2. В современных условиях субъекты федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственников широкому кругу хозяйственных субъектов. 3. Упразднение государственной отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых партнерских отношений в следующих системах: - субъект федерации – муниципалитет; - муниципалитет – основное производственное звено; - субъект федерации – основное производственное звено. 4. В сложившихся условиях меняется регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые с одной стороны поощряют любое предпринимательство, стимулируя хозяйствующих субъектов, а с другой стороны вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров. Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. В настоящее время изменение в системе регионального менеджмента состоит в следующем: 1. Ориентация региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества. 2. Формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности. 3. Ориентация структурной и инвестиционной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внешрегиональных потребителей. 4. Формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона. 5. Оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения.
В число основных задач регионального менеджмента входят. - обеспечение расширенного воспроизводства, условий жизнедеятельности населения; - экономическая и социальная трансформация хозяйства, анализ и прогнозирование регионального развития; - оптимизация финансовых потоков; - обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды; - формирование и реализация структурной, инвестиционной и инновационной политики, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Исходя из сущности содержания и задач регионального менеджмента, его объект можно классифицировать по следующим признакам: 1. Принадлежность объекта той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъектов). 2. Характер продукции или услуг производимых субъектом хозяйствования (продукция в основном или целиком потребляется внутри региона, межрегиональное потребление, экспортная продукция). 3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологический и др. процессы в регионе. 4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения и удовлетворение потребностей вне сферы производства. Анализ приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственно объектом регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство жизнедеятельности населения. На такие объекты региональный менеджмент оказывает прямое воздействие, на все другие опосредованное. К основным принципам регионального менеджмента относят: - децентрализация; - партнерство; - субсидиарность; - мобильность и адаптивность; - принцип выделенной компетенции. Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центрального органа управления к агентам рынка. Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется через формирование механизма перераспределения ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных, социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности. Содержание принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию факторных и организационных структур регионального менеджмента, позволяющая субъектам управления адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. Принцип выделенной компетенции состоит в дифференциации функций внутри сфер регионального менеджмента. По такому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение функций.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |