Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытое, проницаемое, мобильное




И промежуточные варианты между ними

Для перемещения индивидов должны существовать определенные пути. Эти пути П.А. Сорокин называет каналами социальной циркуляции21. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты: армия, церковь, школа, правительственные группы и политические организации, профессиональные организации, семья, организации по созданию материальных ценностей – коммерция, промышленность, спекуляция, бандитизм и т.д.

Система контроля состоит в проверке, тестировании индивидов для установления адекватного выполнения ими определенных социальных ролей, а также – в распределении членов общества по различным социальным слоям, в их восходящем и нисходящем движении в соответствии с их свойствами, физическими и интеллектуальными возможностями для оптимального выполнения ими определенных социальных ролей и функций. Эта система напоминает «сито».

Сам механизм проверки состоит из всех существующих в этом обществе социальных институтов и организаций, которые и выполняют роль этого «сита». Как правило, эти институты функционируют в качестве каналов социальной циркуляции, т.е. они выступают как каналы социальной циркуляции, одновременно являясь «ситом», осуществляющим селекцию индивидов, по различным социальным позициям, слоям, и статусам.

Одним из каналов вертикальной циркуляции является школа, в различных её формах. Основные функции21 школы состоят в том, чтобы:

  • Выяснить усвоил ли ученик необходимый материал;
  • Выявить кто талантлив, а кто нет;
  • Выяснить какие у кого способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимые;
  • Устранить тех у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств и закрыть для этих индивидов пути дальнейшего продвижения, по крайней мере, в определённые социальные области;
  • Обеспечить продвижение способных учащихся в направлении тех социальных позиций, которые соответствуют их общим и специфическим свойствам.

Словарь терминов:

Социальное пространство – пространство образуемое в результате взаимодействия людей. Это пространство представляет собой некую вселенную, состоящую из народонаселения земли, находящуюся во взаимодействии.

Социальная стратификация20 – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.

Социальная мобильность21 – представляет собой движение членов данного общества между группами, слоями и классами общества и внутри них. Является как и все социальные явления результатом социальных взаимодействий, в которые вступают между собой индивиды и группы в различных областях социальной жизни.

Каналы социальной циркуляции21 – определенные пути для перемещения индивидов.

Лекция 3. Социальные группы и институты как социальные явления.

Социальная группа – это социальное явление, образованное путем взаимодействия определенного количества индивидов, имеющих общие интересы, собственную систему норм и ценностей, упорядочивающих поведение членов группы, относительно явлений, имеющих для группы жизненно важное значение.

Классификация социальных групп насчитывает более 20-ти разновидностей. Остановимся лишь на некоторых из них:

  1. Большие и малые социальные группы.

Малые социальные группы характеризуются:

· Ограниченным числом членов (в различных источниках от 2-х до 30-ти лиц);

· Непосредственным устойчивым контактом между своими членами;

· Взаимным знакомством и знанием друг друга;

· Признанием социальных норм, ценностей, определяющих поведение и действия членов группы.

Большие социальные группы характеризуются:

· Большим количеством членов

· Опосредованными связями между членами группы;

· Значительной дистанцией между членами группы;

· Члены группы могут быть незнакомы друг с другом.

  1. Формальные и неформальные социальные группы.

Формальная социальная группа:

· Организуется с определенной целью и выполняет определенную функцию в рамках социальной задачи;

· Осуществляет свои действия согласно инструкциям, правилам, нормам и функциям, утвержденным и одобренным различными институциями;

· Прекращает свою деятельность после достижения назначенных целей;

· После прекращения деятельности, члены группы могут перестать взаимодействовать между собой.

Неформальная социальная группа:

· Имеет систему взаимных личных и социальных связей и отношений;

· Социальные взаимодействия членов группы не определяются и не предписываются приказами и планами;

· В её рамках реализуются личные интересы и позиции индивида, определяемые его личными качествами и способностями.

  1. Первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы:

· Как правило, малые группы;

· Характерными их чертами является доверительность и непосредственные контакты между их членами;

· Помогают снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которым подвергается человек от чрезмерных социально-психологических нагрузок на работе;

· Мнение этой группы весьма важно для самооценки индивида;

· Являются важнейшим средством социального контроля;

· Имеют огромное значение в социализации индивида;

· Образуют микроструктуру общества.

Вторичные социальные группы:

· Большие группы людей, организованные определенным образом;

· Направлены на реализацию тех или иных целей или социальных интересов, путем взаимодействия;

· Социальные связи опосредованы какой-либо организацией или социальным институтом;

· Возникают вследствие существования определенных интересов, целей, задач, имеющих социальное значение;

· Характерны случайными отношениями между её членами;

· Образуют макроструктуру общества.

  1. Референтные социальные группы или группы отнесения.

Референтная социальная группа – реально существующая или воображаемая группа, служащая для индивида эталоном, образцом поведения, с позиции, которой он сравнивает и оценивает свои действия. Индивид идентифицируется с членами группы отнесения, стремится им подражать, как бы выполняя роль, характерную для члена данной группы, пользуясь языком данной группы и т.д. Референтная группа может быть позитивной и негативной.

Из всего вышесказанного мы видим, что отношения внутри социальных групп определяется целым рядом параметров: структурой, численностью, характером членства, типом солидарности, групповым конформизмом.

Конформизм – это определенный тип социальных действий индивида, соответствующий принятым нормативным предписаниям и ожиданиям группы. Он зависит от структуры группы, её численности, характера членства, типа солидарности.

Два вида конформизма:

  1. Внутренняя личная комфортность, которая характеризуется действительным изменением мнения и поведения индивида под воздействием группы, принятием и усвоением мнения группы, осуществлением индивидом социальных взаимодействий при отсутствии группы, в соответствии с принятыми групповыми нормами;
  2. Внешняя публичная комфортность, которая характеризуется демонстративным согласием с мнением и установками группы с сохранением собственной точки зрения.

Групповой конформизм определяется:

  • Привлекательностью группы с точки зрения удовлетворения потребностей индивида;
  • Возможностями групповых санкций, относительно нонконформного поведения;
  • Авторитетом группы в представлении индивида;
  • Убеждением индивида о правильности и справедливости действий группы.

Социальные институты призваны обеспечить социальную стабильность в обществе. Именно они являются тем механизмом, с помощью которого обеспечивается наличие в обществе общеразделяемой ценностно-нормативной системы, на основе которой контролируются и направляются социальные взаимодействия.

Социальный институт – это элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни. С помощью социальных институтов упорядочиваются социальные взаимодействия между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов (предложена проф. Богутом И.И.) состоит из 3-х компонентов:

  1. Наличие определенных материальных средств, которые обеспечивают выполнение видов деятельности, специфических для данного социального института, т.е. устройства. Например: цеха, оборудование, столы, стулья и т.д.
  2. Способы действий и поведения индивидов работающих в данном социальном институте, которые определяются правомочиями или полномочиями определенной институции. Например: определенные нормативные акты, указания, рекомендации, рецептуры, правила по технике безопасности, формы отчетности и т.д.
  3. Лица, выполняющие определенные функции и реализующие цели данного социального института имперсональным образом.

Основные функции социальных институций:

  • Удовлетворение определенных социальных потребностей;
  • Культивирование и защита определенных ценностей;
  • Поддержка принципов, в соответствии которыми институт действует и удовлетворяет потребности;
  • Определение конкретных социальных ролей и норм для индивидов и групп, других институтов и контроль за их выполнением;
  • Объединение социальных систем данного общества, сплочение индивидов, их мобилизация, укрепление социальных связей.

Типы социальных институций и характеристика с точки зрения их функций:

Политические институты.

  • Занимаются распределением власти и сохранением политического строя;
  • Стоят на страже гражданских прав и свобод;
  • Контролируют процесс выборов, в соответствии с законодательством;
  • Определяют такие социальные роли как: депутат, президент, избиратель и т.д.;
  • Объединяют индивидов в такие группы и институты как парламент, партия, совет и т.д.;

Правовые институты.

  • Организуют и поддерживают контроль за поведением людей;
  • Стоят на страже справедливости;
  • Требуют соблюдения законов и правовых норм;
  • Определяют такие роли и статусы как: судья, адвокат, прокурор, обвиняемый, подсудимый, генеральный прокурор и т.д.;
  • Объединяют индивидов в такие группы как: работник суда, прокуратуры, уголовного розыска, заключенные и т.д.;

Экономические институты.

  • Направлены на производство и распределение материальных благ;
  • Защищают свободу производства и предпринимательской деятельности;
  • Требуют максимальной прибыли;
  • Определяют такие роли как: продавец, бухгалтер, предприниматель, менеджер и т.д.;
  • Объединяют людей в профессиональные, отраслевые союзы, коллективы предприятий и т.д.;

Институты семьи и брака.

  • Регулирует сферу сексуальной жизни и выполняет прокреативную функцию;
  • Стоит на страже супружеской верности;
  • Требует, чтобы в данное время в семье было определенное число супругов – двое в европейской культуре и более в других;
  • Определяет такие социальные роли и статусы как: муж, жена, ребенок, бабушка, дедушка, теща, сноха, невестка, деверь и т.д.;
  • Сплачивает, объединяет индивидов в группу родственников по крови.

Образовательные институты.

  • Передают знания, навыки, культуру, в широком смысле, подрастающему поколению;
  • Контролируют интеллектуальное развитие;
  • Определяют рамки учебных обязанностей и системы образования;
  • Определяют такие роли как: учитель, преподаватель, ученик, студент, аспирант и т.д.;
  • Объединяют индивидов в такие группы как: студенческая группа, класс, кафедра и т.д.

Так же существуют следующие институты: научные, военные, медицинские, спортивные, религиозные и другие.

 

Лекция 4. Социальные: статус, позиция, роль как формы регуляции взаимодействия людей.

Статус – лат. Место

Социальный статус – это место, которое индивид или группа занимают в определенной социальной системе и которое отличается от существующих одновременно с ним других мест и позиций определенным набором прав и обязанностей.

Статус характеризуется через систему взаимодействий и взаимосвязей.

Статус бывает индивидуальный и групповой.

Классификация статуса:

Врожденный статус – это статус, который человек приобретает при своем рождении. Например: пол, раса.

Приобретенный статус – это статус, который человек достигает, благодаря индивидуальным усилиям, на основе активности, знаний, способностей и т.д. Например: статус студента, ученого, бизнесмена, врача и т.д.

Приписанный статус – это статус, вытекающий из принадлежности индивида к определенной социальной категории, возрастной группе. Например: младенец, юноша, старик и т.д.

Социальная позиция – это место индивида, которое он занимает в структуре группы по отношению к другим её членам. Таким образом, мы видим, что место, которое занимает индивид, является относительным и его можно определить лишь по отношению к другим членам группы.

Например, в семье есть два сына (старший и младший). С точки зрения социального статуса они по отношению к своим родителям будут сыновьями и их права и обязанности будут идентичными. С точки же зрения социальной позиции, по отношению к своим родителям, другим членам семьи и в отношении друг друга их позиция будет отличаться, а права и обязанности каждого из сыновей внутри данной социальной группы также будут несколько разными.

Социальная роль – это разновидность социального поведения, являющегося следствием социального взаимодействия личности или группы с другими личностями или группами, которое возникает как ответ на ожидания других людей.

Социальная роль рассматривается как динамическая сторона социального статуса, которая является от него производной. Иными словами какой социальный статус и позицию занимает индивид, такую социальную роль он и будет играть.

Выполнение социальных ролей может зависеть от: структуры личности, личного образца поведения, одобряемого социальной группой, того как ее определяет личность, структуры и организации группы, того как её определяют другие лица, от социальных ценностей личности и т.д.

Классификация социальных ролей:

  • Общие, т.е. связанные с полом (мужчина, женщина)
  • Специфические, т.е. которые выполняет индивид в определенной группе (студент, преподаватель, певец, артист, технолог и т.д.)
  • Кратковременные (пассажир трамвая, покупатель)
  • Долговременные (сын, дочь, мать, отец)

Лекция 5. Нормативное регулирование социальных взаимодействий в обществе.

Социальная норма – это форма регуляции социальных отношений людей, при помощи которой определяются и ограничиваются социальные взаимодействия внутри данной социальной системы (группы, института, общности), и по средствам которой санкционируется либо запрещается определенное поведение в рамках той или иной социальной системы.

Именно социальные нормы определяют и ограничивают социальные взаимодействия индивидов внутри данной социальной группы, институции, системы и т.д. и позволяют прогнозировать и регулировать поведение индивидов и групп.

Виды норм:

  • Императивная (норма, которая имеет принудительный характер и действует на участников правоотношений независимо от воли последних; такие нормы характерны для публичного права)
  • Рекомендующая
  • Запрещающая
  • Интердиктивная (запрещающее выходить за рамки целевой направленности предмета общения)

Все они являются инструментами регулирования социального поведения людей и групп.

Соблюдение норм в обществе постоянно контролируется.

Социальный контроль – это система средств или средства, при помощи которой оказывается давление, нажим на личность или группу в целях соблюдения ими действующих и ожидаемых способов поведения, в соответствии с их социальными ролями.

Дифференциация поведения личности:

  • Сфера поведения личности относительно самой себя;
  • Сфера поведения личности относительно других людей;
  • Сфера поведения личности относительно общества как целого;
  • Сфера поведения личности относительно благ и ценностей, являющихся общим достоянием.

Можно выделить следующие нормативные системы, в рамках которых осуществляется социальный контроль:

  1. Право
  2. Мораль
  3. Религия
  4. Обычаи и традиции

Социальная санкция – это средство или система средств социального контроля и социального давления, поощрение или наказание того или иного типа поведения.

Культура – это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Три уровня культуры:

  1. Эмпирический, представленный учреждениями и организациями, институтами культуры. Они могут быть объектами специальных социологических исследований;
  2. Нормативный, т.е. входящие в данную культуру различные установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп. Могут быть институционализированными, т.е. опирающимися на общепризнанную мораль и право, законодательные акты или ведомственные инструкции, если речь идет о каком-либо учреждении и дополняющие их, как мы уже говорили выше, санкциями различных типов. Они также могут опираться на мораль группы и ее социально-психологическую атмосферу, ненаписанные кодексы поведения.
  3. Область фундаментальных ценностей, идей, символов, значений. Чем больше накоплен запас культурной информации, тем устойчивее и жизнеспособнее общество. Накапливаемые в системе культуры ценности, знания, идеи постоянно реализуются в человеческой практической деятельности. С одной стороны, символы и значения культуры определяют границы доступного человеческого опыта, а с другой, эти границы постоянно расширяются в ходе взаимодействия общества, культуры и личности. Высший ценностно-смысловой уровень культуры имеет непосредственное, как мы уже говорили, отношение к вопросам объяснения и понимания человеческого поведения.

 

Социализация.

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html

Лекция 6. Девиантное поведение в обществе.

Девиантное или отклоняющееся поведение – это поведение, не соответствующее правовым или нравственным нормам, принятым в данном обществе или социальной группе.

Социология изучает девиантное поведение как социальное явление, поэтому под девиантным поведением мы будем понимать, прежде всего, явно негативные массовые виды отклонений.

Отметим, что девиантное поведение:

1) Всегда определяется общественной оценкой. (Это значит, что общество разделяет поведение на: поведение нормальное и отклоняющееся);

2) Может с точки зрения общества (или социальной группы), как одобряться так и осуждаться. (Это значит, что отклоняющееся поведение может быть как позитивным, так и негативным).

3) Влечет за собой или позитивные или негативные социальные санкции.

Общая классификация девиантного поведения:

v Характер общественной оценки.

Ø Позитивное (поощряемое и одобряемое)

§ Поощряемое и культурно вознаграждаемое отклонение чаще всего связано с возвышением над другими людьми гениев, героев, харизматических лидеров, избранников народа. Это выдающиеся политические и общественные деятели, деятели культуры, ученые, полководцы, которые внесли вклад в общественное развитие, мировую культуру.

§ Одобряемые отклонения социально менее значимы. К ним можно отнести самопожертвование, сверхтрудолюбие, сверхальтруизм, миссионерство и т.п.

Ø Негативное

§ Неодобряемое – аморальное. Например, нарушения общественного порядка, поведения, личной гигиены, иждивенчество, необязательность и другие признаки неуважения человеческого общежития и морали.

§ Осуждаемое – противоправное (деликвентное). Суицид, делинквентное (преступное) поведение, наркомания и токсикомания, алкоголизм, половые извращения (перверсии), деятельность «злых гениев» человечества. Эти отклонения нарушают общественный порядок, препятствуют функционированию социальных групп, угрожают безопасности личности, ее физическому и психическому здоровью.

v По субъектам, его демонстрирующим и оценивающим:

Ø Индивидуальные;

Ø Групповые;

Ø Массовые.

Функции девиантного поведения:

  1. Девиантное поведение является механизмом социальных изменений.

Отклоняющееся от старых, привычных норм поведения небольшого числа индивидов может стать началом сознания новых нормативных образцов. Пример: «Эмансипация женщин»

  1. Адаптивная функция девиантного поведения.

То есть функция изменения нормативных образцов, прежде всего, в соответствии с динамичным протеканием таких неконтролируемых процессов как взрывы рождаемости, урбанизация, массовые миграции, научно-техническое развитие.

 

В социологии можно выделить четыре подхода к проблеме девиации:

§ Теория аномии

§ Теория культурного переноса (теория подражания)

§ Теория конфликта

§ Теория стигматизации

Теория аномии Эмиля Дюркгейма

Одной из причин самоубийства он считал явление названное аномией.

Аномия (от греческого – отрицательная частица и nomos – закон, франц. – anomie – беззаконность, безнормие), по Дюркгейму, возникает при переходе от традиционного к промышленному (современному) обществу, когда традиционные страндарты и нормы разрушаются и не заменяются новыми.

Заслуга Дюркгейма в изучении девиантного поведения заключается в том, что он как одну из основных причин девиантного поведения назвал социальную дезорганизацию.

Социальная дезорганизация – такое состояние общества, когда культурные ценности, нормы, контроль, социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Польский социолог Ян Щепаньский так понимал социальную дезорганизацию: - это совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый оптимум, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, призванным допустимыми.

Интенсифицируются следующие явления:

1) Распространение алкоголизма и наркомании в размерах, угрожающих функционированию общности.

2) Распространение сексуального поведения, признанного нежелательным: проституции, супружеских измен, увеличение числа изнасилований, растления малолетних.

3) Повышение уровня преступности всех видов: гражданских преступлений, грабежей, взломов, убийств, появление организованных банд преступников, коррупция, взяточничество, продажность чиновников, халатное исполнение служебных обязанностей, нарушение законы и т.д.

4) Возрастание числа нервных заболеваний, психических заболеваний, дезорганизация поведения и дезинтеграция личности.

Основные причины по теории Яна Щепаньский:

1) Стихийные бедствия, например, наводнения, пожары, землетрясения.

2) Дезорганизация может быть следствием длительной войны, продолжительных политических кризисов, затянувшейся революции, радикального изменения системы власти.

3) Радикальные изменения в одной области культуры, например технике и науке, вызывающее нарушение равновесия и согласованности с другими областями, и снижение эффективности действий институтов и форм социального контроля. Например, массовое распространение автомобилей в США вызвало много явлений дезорганизации.

4) Массовые миграции и перемещение больших масс населения в новые условия, вызывающие длительные периоды неприспособленности и дезорганизации.

5) Наконец, следует назвать личные факторы: болезни, умственную неразвитость, болезненные отклонения, психоневрозы, особенно, когда люди психически неуравновешенные или психически больные имеют возможность принимать участие в общественной деятельности и в решении вопросов коллективной жизни.

Теория аномии Роберта Мертона.

Основные черты социальной и культурной структуры общества:

  1. Культурой определяются цели, намерения и интересы людей.
  2. Эти интересы и намерения выступают в качестве законных целей для всего общества или же для отдельных слоев и групп.
  3. Сами эти цели связаны между собой, и им соответствуют определенные ценности, которые находятся в жестком соподчинении и формируют к себе различное отношение в обществе.
  4. Господствующие цели вызывают стремление к их достижению.
  5. Важный элемент культурной структуры – это действия, направленные на достижение вышеозначенных целей.
  6. Действия регулируются и контролируются в обществе.
  7. Каждая социальная группа и институт определенным образом связывает свои культурные цели и способы их достижения с существующими моральными и поведенческими нормами в обществе.
  8. Отсюда вывод по девиантному поведению: отклоняющееся (девиантное) поведение может быть рассмотрено как симптом рассогласованности между культурно предписанными стремлениями и социально структуированными средствами их реализации (аномия).

Согласно классификации Мертона:

Конформизм (тотальное подчинение) предполагает, что индивид полностью согласен не только с целями общества, но и с общепризнанными способами их достижения, что обеспечивает устойчивость общества и преемственность культуры. Типичные представители - лояльные граждане, консерваторы. Данный тип согласования – норма. Слабая восприимчивость к инновациям. Стабильность и устойчивость. Причины вывода из равновесия: рассогласование целей и средств или же внешнее влияние (экологическое, экономическое, политическое)

Ритуализм – индивид отрицает цели общества, но согласен использовать социально одобряемые способы их достижения. Типичные представители – формалисты бюрократы. Консервация алгоритма действия в более жесткой форме, без цели, без смысла.

Инновация – индивид согласен с целями общества, но отрицает способы их достижения, т.е. относительно свободен от институциональных норм. Типичные представители – преступные элементы.

Бунт – крайняя форма модификации типичного образа действий, связан с одновременным отрицанием индивидом целей и способов их достижения, но в отличие от ретретизма бунт может привести к формированию новых целей и способов их достижения. Типичные представители – революционеры, радикалы.

Ретретизм (уход) – индивид, отрицает цели и способы их достижения. Типичные представители, маргинальные элементы. Отсутствует стабильность, интеграция, социум лишен потенциала для изменения.

Тема 7. Социологические методы исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.