Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытое, проницаемое, мобильное. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки




Шкала ранжирования

Шкала самооценок

Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.
При конструировании шкалы самооценки в форме "традиционного" вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых "нейтральной" позицией.

Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.
Наиболее простой приём измерения установок по правилам такой шкалы - ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.

Более сложный вариант измерения установок при помощи ранговой шкалы - метод парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают респондентам, предлагая указать более предпочтительный. При этом такой сравнительной оценке подвергаются все возможные сочетания пар объектов.
Сложность применения метода парных сравнений заключается в том, что с ростом числа объектов, подлежащих оценке респондентом, резко возрастает число пар.

 

И промежуточные варианты между ними

Для перемещения индивидов должны существовать определенные пути. Эти пути П.А. Сорокин называет каналами социальной циркуляции21. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты: армия, церковь, школа, правительственные группы и политические организации, профессиональные организации, семья, организации по созданию материальных ценностей – коммерция, промышленность, спекуляция, бандитизм и т.д.

Система контроля состоит в проверке, тестировании индивидов для установления адекватного выполнения ими определенных социальных ролей, а также – в распределении членов общества по различным социальным слоям, в их восходящем и нисходящем движении в соответствии с их свойствами, физическими и интеллектуальными возможностями для оптимального выполнения ими определенных социальных ролей и функций. Эта система напоминает «сито».

Сам механизм проверки состоит из всех существующих в этом обществе социальных институтов и организаций, которые и выполняют роль этого «сита». Как правило, эти институты функционируют в качестве каналов социальной циркуляции, т.е. они выступают как каналы социальной циркуляции, одновременно являясь «ситом», осуществляющим селекцию индивидов, по различным социальным позициям, слоям, и статусам.

Одним из каналов вертикальной циркуляции является школа, в различных её формах. Основные функции21 школы состоят в том, чтобы:

  • Выяснить усвоил ли ученик необходимый материал;
  • Выявить кто талантлив, а кто нет;
  • Выяснить какие у кого способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимые;
  • Устранить тех у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств и закрыть для этих индивидов пути дальнейшего продвижения, по крайней мере, в определённые социальные области;
  • Обеспечить продвижение способных учащихся в направлении тех социальных позиций, которые соответствуют их общим и специфическим свойствам.

Словарь терминов:

Социальное пространство – пространство образуемое в результате взаимодействия людей. Это пространство представляет собой некую вселенную, состоящую из народонаселения земли, находящуюся во взаимодействии.

Социальная стратификация20 – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.

Социальная мобильность21 – представляет собой движение членов данного общества между группами, слоями и классами общества и внутри них. Является как и все социальные явления результатом социальных взаимодействий, в которые вступают между собой индивиды и группы в различных областях социальной жизни.

Каналы социальной циркуляции21 – определенные пути для перемещения индивидов.

Лекция 3. Социальные группы и институты как социальные явления.

Социальная группа – это социальное явление, образованное путем взаимодействия определенного количества индивидов, имеющих общие интересы, собственную систему норм и ценностей, упорядочивающих поведение членов группы, относительно явлений, имеющих для группы жизненно важное значение.

Классификация социальных групп насчитывает более 20-ти разновидностей. Остановимся лишь на некоторых из них:

  1. Большие и малые социальные группы.

Малые социальные группы характеризуются:

· Ограниченным числом членов (в различных источниках от 2-х до 30-ти лиц);

· Непосредственным устойчивым контактом между своими членами;

· Взаимным знакомством и знанием друг друга;

· Признанием социальных норм, ценностей, определяющих поведение и действия членов группы.

Большие социальные группы характеризуются:

· Большим количеством членов

· Опосредованными связями между членами группы;

· Значительной дистанцией между членами группы;

· Члены группы могут быть незнакомы друг с другом.

  1. Формальные и неформальные социальные группы.

Формальная социальная группа:

· Организуется с определенной целью и выполняет определенную функцию в рамках социальной задачи;

· Осуществляет свои действия согласно инструкциям, правилам, нормам и функциям, утвержденным и одобренным различными институциями;

· Прекращает свою деятельность после достижения назначенных целей;

· После прекращения деятельности, члены группы могут перестать взаимодействовать между собой.

Неформальная социальная группа:

· Имеет систему взаимных личных и социальных связей и отношений;

· Социальные взаимодействия членов группы не определяются и не предписываются приказами и планами;

· В её рамках реализуются личные интересы и позиции индивида, определяемые его личными качествами и способностями.

  1. Первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы:

· Как правило, малые группы;

· Характерными их чертами является доверительность и непосредственные контакты между их членами;

· Помогают снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которым подвергается человек от чрезмерных социально-психологических нагрузок на работе;

· Мнение этой группы весьма важно для самооценки индивида;

· Являются важнейшим средством социального контроля;

· Имеют огромное значение в социализации индивида;

· Образуют микроструктуру общества.

Вторичные социальные группы:

· Большие группы людей, организованные определенным образом;

· Направлены на реализацию тех или иных целей или социальных интересов, путем взаимодействия;

· Социальные связи опосредованы какой-либо организацией или социальным институтом;

· Возникают вследствие существования определенных интересов, целей, задач, имеющих социальное значение;

· Характерны случайными отношениями между её членами;

· Образуют макроструктуру общества.

  1. Референтные социальные группы или группы отнесения.

Референтная социальная группа – реально существующая или воображаемая группа, служащая для индивида эталоном, образцом поведения, с позиции, которой он сравнивает и оценивает свои действия. Индивид идентифицируется с членами группы отнесения, стремится им подражать, как бы выполняя роль, характерную для члена данной группы, пользуясь языком данной группы и т.д. Референтная группа может быть позитивной и негативной.

Из всего вышесказанного мы видим, что отношения внутри социальных групп определяется целым рядом параметров: структурой, численностью, характером членства, типом солидарности, групповым конформизмом.

Конформизм – это определенный тип социальных действий индивида, соответствующий принятым нормативным предписаниям и ожиданиям группы. Он зависит от структуры группы, её численности, характера членства, типа солидарности.

Два вида конформизма:

  1. Внутренняя личная комфортность, которая характеризуется действительным изменением мнения и поведения индивида под воздействием группы, принятием и усвоением мнения группы, осуществлением индивидом социальных взаимодействий при отсутствии группы, в соответствии с принятыми групповыми нормами;
  2. Внешняя публичная комфортность, которая характеризуется демонстративным согласием с мнением и установками группы с сохранением собственной точки зрения.

Групповой конформизм определяется:

  • Привлекательностью группы с точки зрения удовлетворения потребностей индивида;
  • Возможностями групповых санкций, относительно нонконформного поведения;
  • Авторитетом группы в представлении индивида;
  • Убеждением индивида о правильности и справедливости действий группы.

Социальные институты призваны обеспечить социальную стабильность в обществе. Именно они являются тем механизмом, с помощью которого обеспечивается наличие в обществе общеразделяемой ценностно-нормативной системы, на основе которой контролируются и направляются социальные взаимодействия.

Социальный институт – это элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни. С помощью социальных институтов упорядочиваются социальные взаимодействия между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов (предложена проф. Богутом И.И.) состоит из 3-х компонентов:

  1. Наличие определенных материальных средств, которые обеспечивают выполнение видов деятельности, специфических для данного социального института, т.е. устройства. Например: цеха, оборудование, столы, стулья и т.д.
  2. Способы действий и поведения индивидов работающих в данном социальном институте, которые определяются правомочиями или полномочиями определенной институции. Например: определенные нормативные акты, указания, рекомендации, рецептуры, правила по технике безопасности, формы отчетности и т.д.
  3. Лица, выполняющие определенные функции и реализующие цели данного социального института имперсональным образом.

Основные функции социальных институций:

  • Удовлетворение определенных социальных потребностей;
  • Культивирование и защита определенных ценностей;
  • Поддержка принципов, в соответствии которыми институт действует и удовлетворяет потребности;
  • Определение конкретных социальных ролей и норм для индивидов и групп, других институтов и контроль за их выполнением;
  • Объединение социальных систем данного общества, сплочение индивидов, их мобилизация, укрепление социальных связей.

Типы социальных институций и характеристика с точки зрения их функций:

Политические институты.

  • Занимаются распределением власти и сохранением политического строя;
  • Стоят на страже гражданских прав и свобод;
  • Контролируют процесс выборов, в соответствии с законодательством;
  • Определяют такие социальные роли как: депутат, президент, избиратель и т.д.;
  • Объединяют индивидов в такие группы и институты как парламент, партия, совет и т.д.;

Правовые институты.

  • Организуют и поддерживают контроль за поведением людей;
  • Стоят на страже справедливости;
  • Требуют соблюдения законов и правовых норм;
  • Определяют такие роли и статусы как: судья, адвокат, прокурор, обвиняемый, подсудимый, генеральный прокурор и т.д.;
  • Объединяют индивидов в такие группы как: работник суда, прокуратуры, уголовного розыска, заключенные и т.д.;

Экономические институты.

  • Направлены на производство и распределение материальных благ;
  • Защищают свободу производства и предпринимательской деятельности;
  • Требуют максимальной прибыли;
  • Определяют такие роли как: продавец, бухгалтер, предприниматель, менеджер и т.д.;
  • Объединяют людей в профессиональные, отраслевые союзы, коллективы предприятий и т.д.;

Институты семьи и брака.

  • Регулирует сферу сексуальной жизни и выполняет прокреативную функцию;
  • Стоит на страже супружеской верности;
  • Требует, чтобы в данное время в семье было определенное число супругов – двое в европейской культуре и более в других;
  • Определяет такие социальные роли и статусы как: муж, жена, ребенок, бабушка, дедушка, теща, сноха, невестка, деверь и т.д.;
  • Сплачивает, объединяет индивидов в группу родственников по крови.

Образовательные институты.

  • Передают знания, навыки, культуру, в широком смысле, подрастающему поколению;
  • Контролируют интеллектуальное развитие;
  • Определяют рамки учебных обязанностей и системы образования;
  • Определяют такие роли как: учитель, преподаватель, ученик, студент, аспирант и т.д.;
  • Объединяют индивидов в такие группы как: студенческая группа, класс, кафедра и т.д.

Так же существуют следующие институты: научные, военные, медицинские, спортивные, религиозные и другие.

 

Лекция 4. Социальные: статус, позиция, роль как формы регуляции взаимодействия людей.

Статус – лат. Место

Социальный статус – это место, которое индивид или группа занимают в определенной социальной системе и которое отличается от существующих одновременно с ним других мест и позиций определенным набором прав и обязанностей.

Статус характеризуется через систему взаимодействий и взаимосвязей.

Статус бывает индивидуальный и групповой.

Классификация статуса:

Врожденный статус – это статус, который человек приобретает при своем рождении. Например: пол, раса.

Приобретенный статус – это статус, который человек достигает, благодаря индивидуальным усилиям, на основе активности, знаний, способностей и т.д. Например: статус студента, ученого, бизнесмена, врача и т.д.

Приписанный статус – это статус, вытекающий из принадлежности индивида к определенной социальной категории, возрастной группе. Например: младенец, юноша, старик и т.д.

Социальная позиция – это место индивида, которое он занимает в структуре группы по отношению к другим её членам. Таким образом, мы видим, что место, которое занимает индивид, является относительным и его можно определить лишь по отношению к другим членам группы.

Например, в семье есть два сына (старший и младший). С точки зрения социального статуса они по отношению к своим родителям будут сыновьями и их права и обязанности будут идентичными. С точки же зрения социальной позиции, по отношению к своим родителям, другим членам семьи и в отношении друг друга их позиция будет отличаться, а права и обязанности каждого из сыновей внутри данной социальной группы также будут несколько разными.

Социальная роль – это разновидность социального поведения, являющегося следствием социального взаимодействия личности или группы с другими личностями или группами, которое возникает как ответ на ожидания других людей.

Социальная роль рассматривается как динамическая сторона социального статуса, которая является от него производной. Иными словами какой социальный статус и позицию занимает индивид, такую социальную роль он и будет играть.

Выполнение социальных ролей может зависеть от: структуры личности, личного образца поведения, одобряемого социальной группой, того как ее определяет личность, структуры и организации группы, того как её определяют другие лица, от социальных ценностей личности и т.д.

Классификация социальных ролей:

  • Общие, т.е. связанные с полом (мужчина, женщина)
  • Специфические, т.е. которые выполняет индивид в определенной группе (студент, преподаватель, певец, артист, технолог и т.д.)
  • Кратковременные (пассажир трамвая, покупатель)
  • Долговременные (сын, дочь, мать, отец)

Лекция 5. Нормативное регулирование социальных взаимодействий в обществе.

Социальная норма – это форма регуляции социальных отношений людей, при помощи которой определяются и ограничиваются социальные взаимодействия внутри данной социальной системы (группы, института, общности), и по средствам которой санкционируется либо запрещается определенное поведение в рамках той или иной социальной системы.

Именно социальные нормы определяют и ограничивают социальные взаимодействия индивидов внутри данной социальной группы, институции, системы и т.д. и позволяют прогнозировать и регулировать поведение индивидов и групп.

Виды норм:

  • Императивная (норма, которая имеет принудительный характер и действует на участников правоотношений независимо от воли последних; такие нормы характерны для публичного права)
  • Рекомендующая
  • Запрещающая
  • Интердиктивная (запрещающее выходить за рамки целевой направленности предмета общения)

Все они являются инструментами регулирования социального поведения людей и групп.

Соблюдение норм в обществе постоянно контролируется.

Социальный контроль – это система средств или средства, при помощи которой оказывается давление, нажим на личность или группу в целях соблюдения ими действующих и ожидаемых способов поведения, в соответствии с их социальными ролями.

Дифференциация поведения личности:

  • Сфера поведения личности относительно самой себя;
  • Сфера поведения личности относительно других людей;
  • Сфера поведения личности относительно общества как целого;
  • Сфера поведения личности относительно благ и ценностей, являющихся общим достоянием.

Можно выделить следующие нормативные системы, в рамках которых осуществляется социальный контроль:

  1. Право
  2. Мораль
  3. Религия
  4. Обычаи и традиции

Социальная санкция – это средство или система средств социального контроля и социального давления, поощрение или наказание того или иного типа поведения.

Культура – это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Три уровня культуры:

  1. Эмпирический, представленный учреждениями и организациями, институтами культуры. Они могут быть объектами специальных социологических исследований;
  2. Нормативный, т.е. входящие в данную культуру различные установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп. Могут быть институционализированными, т.е. опирающимися на общепризнанную мораль и право, законодательные акты или ведомственные инструкции, если речь идет о каком-либо учреждении и дополняющие их, как мы уже говорили выше, санкциями различных типов. Они также могут опираться на мораль группы и ее социально-психологическую атмосферу, ненаписанные кодексы поведения.
  3. Область фундаментальных ценностей, идей, символов, значений. Чем больше накоплен запас культурной информации, тем устойчивее и жизнеспособнее общество. Накапливаемые в системе культуры ценности, знания, идеи постоянно реализуются в человеческой практической деятельности. С одной стороны, символы и значения культуры определяют границы доступного человеческого опыта, а с другой, эти границы постоянно расширяются в ходе взаимодействия общества, культуры и личности. Высший ценностно-смысловой уровень культуры имеет непосредственное, как мы уже говорили, отношение к вопросам объяснения и понимания человеческого поведения.

 

Социализация.

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html

Лекция 6. Девиантное поведение в обществе.

Девиантное или отклоняющееся поведение – это поведение, не соответствующее правовым или нравственным нормам, принятым в данном обществе или социальной группе.

Социология изучает девиантное поведение как социальное явление, поэтому под девиантным поведением мы будем понимать, прежде всего, явно негативные массовые виды отклонений.

Отметим, что девиантное поведение:

1) Всегда определяется общественной оценкой. (Это значит, что общество разделяет поведение на: поведение нормальное и отклоняющееся);

2) Может с точки зрения общества (или социальной группы), как одобряться так и осуждаться. (Это значит, что отклоняющееся поведение может быть как позитивным, так и негативным).

3) Влечет за собой или позитивные или негативные социальные санкции.

Общая классификация девиантного поведения:

v Характер общественной оценки.

Ø Позитивное (поощряемое и одобряемое)

§ Поощряемое и культурно вознаграждаемое отклонение чаще всего связано с возвышением над другими людьми гениев, героев, харизматических лидеров, избранников народа. Это выдающиеся политические и общественные деятели, деятели культуры, ученые, полководцы, которые внесли вклад в общественное развитие, мировую культуру.

§ Одобряемые отклонения социально менее значимы. К ним можно отнести самопожертвование, сверхтрудолюбие, сверхальтруизм, миссионерство и т.п.

Ø Негативное

§ Неодобряемое – аморальное. Например, нарушения общественного порядка, поведения, личной гигиены, иждивенчество, необязательность и другие признаки неуважения человеческого общежития и морали.

§ Осуждаемое – противоправное (деликвентное). Суицид, делинквентное (преступное) поведение, наркомания и токсикомания, алкоголизм, половые извращения (перверсии), деятельность «злых гениев» человечества. Эти отклонения нарушают общественный порядок, препятствуют функционированию социальных групп, угрожают безопасности личности, ее физическому и психическому здоровью.

v По субъектам, его демонстрирующим и оценивающим:

Ø Индивидуальные;

Ø Групповые;

Ø Массовые.

Функции девиантного поведения:

  1. Девиантное поведение является механизмом социальных изменений.

Отклоняющееся от старых, привычных норм поведения небольшого числа индивидов может стать началом сознания новых нормативных образцов. Пример: «Эмансипация женщин»

  1. Адаптивная функция девиантного поведения.

То есть функция изменения нормативных образцов, прежде всего, в соответствии с динамичным протеканием таких неконтролируемых процессов как взрывы рождаемости, урбанизация, массовые миграции, научно-техническое развитие.

 

В социологии можно выделить четыре подхода к проблеме девиации:

§ Теория аномии

§ Теория культурного переноса (теория подражания)

§ Теория конфликта

§ Теория стигматизации

Теория аномии Эмиля Дюркгейма

Одной из причин самоубийства он считал явление названное аномией.

Аномия (от греческого – отрицательная частица и nomos – закон, франц. – anomie – беззаконность, безнормие), по Дюркгейму, возникает при переходе от традиционного к промышленному (современному) обществу, когда традиционные страндарты и нормы разрушаются и не заменяются новыми.

Заслуга Дюркгейма в изучении девиантного поведения заключается в том, что он как одну из основных причин девиантного поведения назвал социальную дезорганизацию.

Социальная дезорганизация – такое состояние общества, когда культурные ценности, нормы, контроль, социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Польский социолог Ян Щепаньский так понимал социальную дезорганизацию: - это совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый оптимум, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, призванным допустимыми.

Интенсифицируются следующие явления:

1) Распространение алкоголизма и наркомании в размерах, угрожающих функционированию общности.

2) Распространение сексуального поведения, признанного нежелательным: проституции, супружеских измен, увеличение числа изнасилований, растления малолетних.

3) Повышение уровня преступности всех видов: гражданских преступлений, грабежей, взломов, убийств, появление организованных банд преступников, коррупция, взяточничество, продажность чиновников, халатное исполнение служебных обязанностей, нарушение законы и т.д.

4) Возрастание числа нервных заболеваний, психических заболеваний, дезорганизация поведения и дезинтеграция личности.

Основные причины по теории Яна Щепаньский:

1) Стихийные бедствия, например, наводнения, пожары, землетрясения.

2) Дезорганизация может быть следствием длительной войны, продолжительных политических кризисов, затянувшейся революции, радикального изменения системы власти.

3) Радикальные изменения в одной области культуры, например технике и науке, вызывающее нарушение равновесия и согласованности с другими областями, и снижение эффективности действий институтов и форм социального контроля. Например, массовое распространение автомобилей в США вызвало много явлений дезорганизации.

4) Массовые миграции и перемещение больших масс населения в новые условия, вызывающие длительные периоды неприспособленности и дезорганизации.

5) Наконец, следует назвать личные факторы: болезни, умственную неразвитость, болезненные отклонения, психоневрозы, особенно, когда люди психически неуравновешенные или психически больные имеют возможность принимать участие в общественной деятельности и в решении вопросов коллективной жизни.

Теория аномии Роберта Мертона.

Основные черты социальной и культурной структуры общества:

  1. Культурой определяются цели, намерения и интересы людей.
  2. Эти интересы и намерения выступают в качестве законных целей для всего общества или же для отдельных слоев и групп.
  3. Сами эти цели связаны между собой, и им соответствуют определенные ценности, которые находятся в жестком соподчинении и формируют к себе различное отношение в обществе.
  4. Господствующие цели вызывают стремление к их достижению.
  5. Важный элемент культурной структуры – это действия, направленные на достижение вышеозначенных целей.
  6. Действия регулируются и контролируются в обществе.
  7. Каждая социальная группа и институт определенным образом связывает свои культурные цели и способы их достижения с существующими моральными и поведенческими нормами в обществе.
  8. Отсюда вывод по девиантному поведению: отклоняющееся (девиантное) поведение может быть рассмотрено как симптом рассогласованности между культурно предписанными стремлениями и социально структуированными средствами их реализации (аномия).

Согласно классификации Мертона:

Конформизм (тотальное подчинение) предполагает, что индивид полностью согласен не только с целями общества, но и с общепризнанными способами их достижения, что обеспечивает устойчивость общества и преемственность культуры. Типичные представители - лояльные граждане, консерваторы. Данный тип согласования – норма. Слабая восприимчивость к инновациям. Стабильность и устойчивость. Причины вывода из равновесия: рассогласование целей и средств или же внешнее влияние (экологическое, экономическое, политическое)

Ритуализм – индивид отрицает цели общества, но согласен использовать социально одобряемые способы их достижения. Типичные представители – формалисты бюрократы. Консервация алгоритма действия в более жесткой форме, без цели, без смысла.

Инновация – индивид согласен с целями общества, но отрицает способы их достижения, т.е. относительно свободен от институциональных норм. Типичные представители – преступные элементы.

Бунт – крайняя форма модификации типичного образа действий, связан с одновременным отрицанием индивидом целей и способов их достижения, но в отличие от ретретизма бунт может привести к формированию новых целей и способов их достижения. Типичные представители – революционеры, радикалы.

Ретретизм (уход) – индивид, отрицает цели и способы их достижения. Типичные представители, маргинальные элементы. Отсутствует стабильность, интеграция, социум лишен потенциала для изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.