Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Стремительное развитие биофизики сопровождается проникновением ее в различные области биологии и тесным взаимодействием со смежными дисциплинами - физикой

Стремительное развитие биофизики сопровождается проникновением ее в различные области биологии и тесным взаимодействием со смежными дисциплинами - физикой, химией, математикой, кибернетикой. Именно этим определяется вклад биофизики в решение современных проблем биологии и медицины. Широкое развитие биофизики и проникновение ее в различные смежные области биологии и медицины стало возможным главным образом благодаря формированию в биофизике собственной теоретической базы, необходимой для обоснования теоретической биологии, разработке общетеоретических подходов к явлениям жизни, основанных на термодинамике, теории информации, теории автоматического регулирования и др. Целью дисциплины "биофизика" является последовательное изложение основ биофизики как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и методы исследования, собственную теоретическую концептуальную базу и область приложения. Задача общего курса состоит также в выявлении единства в многообразии биологических явлений путем раскрытия общих молекулярных механизмов взаимодействий, которые лежат в основе биологических процессов. Предмет биофизики достаточно сложен и многогранен, его изложение требует привлечения не только материалов из различных разделов биологии, но и широкого использования современных представлений и методов физики, математики, физической химии и др. Для понимания биофизики требуется умение мыслить и "биологически" и "физически". Быстрый темп развития науки, возникновение новых (пограничных) отраслей науки (таких, например, как синергетика) приводят к тому, что запаса конкретных знаний, полученных в вузе, хватает специалисту лишь на весьма ограниченное время. Поэтому основной целью дисциплины является изложение основ (фундаментальных понятий, логических концептуальных схем) биофизики и принципов ее применения в научных исследованиях, что позволит самостоятельно применять и целенаправленно пополнять свои знания.

Физика располагает двумя подходами к изучаемым явлениям, двумя уровнями их исследования. Первый уровень - феноменологический, основанный на изучении наиболее общих закономерностей, но не рассматривающий детальную природу явлений. Второй уровень - атомно-молекулярный, позволяющий в конечном счете выявить элементарные основы явлений и определить их количественные характеристики. Феноменологическая теория говорит о том, что может быть, а атомно-молекулярная о том, что есть. Указанные два подхода не противоречат друг другу.

Термодинамика является общефеноменологической теорией, методы которой с большим успехом могут быть распространены на изучение всей материи и особенно плодотворны при исследовании химических и биохимических процессов. Термодинамический подход оказался одним из наиболее мощных методов исследования макроскопических систем, поскольку он основан на наблюдаемых и измеримых свойствах материи, позволяющий предсказывать те или иные свойства веществ (электрические, магнитные или сродство веществ друг к другу).

Одним из важнейших свойств живых систем является их способность поглощать, трансформировать энергию в различных формах и использовать ее в процессах метаболизма для обеспечения роста, развития, размножения. Общие закономерности процессов энергообмена, сопровождающих биохимические превращения, изучают с помощью методов классической химической термодинамики. Метаболические процессы, такие как окислительно-восстановительные реакции, синтез и гидролиз макроэргических соединений, транспорт веществ и ионов через мембраны, двигательная активность, утилизация энергии света при фотосинтезе, связанные с трансформацией энергии, подчиняются закону сохранения энергии или первому закону термодинамики. Однако первый закон термодинамики не позволяет охарактеризовать (описать) процессы перехода системы из одного состояния в другое, поскольку оценку энергетических эффектов тех или иных превращений с помощью указанного закона получают путем сравнения параметров начального и конечного состояний системы. Предсказать направление развития эволюционного процесса можно, опираясь на второй закон термодинамики, который вводит количественное понятие энтропию. Закон утверждает, что при необратимых процессах энтропия изолированной системы увеличивается и достигает конечной максимальной величины, т.е. второй закон является критерием эволюции на пути достижения конечного равновесного состояния. Однако в открытых системах (каковыми являются, в частности, все живые организмы) в равновесном состоянии никакие направленные процессы не происходят (кроме случайных флуктуации около положения равновесия), что равносильно прекращению существования биологической системы.

К счастью, как показывает опыт, в мире живых организмов это не происходит биологическим системам присуща пространственная и функциональная организация, которая не поддается тенденции к нарастанию энтропии до максимального значения. Обусловлено тем обстоятельством, что, хотя энтропия обширной совокупности материи, рассматриваемой как изолированная система, увеличивается, тем не менее в отдельных ее областях она может уменьшаться, порождая локальную упорядоченность за счет других частей изолированной системы. При этом в открытой системе может установиться стационарное со­стояние, критерии достижения которого и представляют наибольший интерес.

Особое значение приобретают проблемы устойчивости стационарных состояний и критерии достижения их вдали от равновесия, а также термодинамика процессов самоорганизации, имеющих большое биологическое значение. Ответы на указанные вопросы могут быть получены в рамках термодинамики необратимых процессов (неравновесной термодинамики), основные положения которой излагаются в данном пособии.

Предполагается, что студент знаком с основными положениями равновесной термодинамики по курсам общей физики и химии, а также с интегральным и дифференциальным исчислением в объеме 1-го курса вуза.


Глава 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Первый закон термодинамики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.