Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читайте также:
  1. I Оценка организационной деятельности мастера
  2. I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
  3. I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
  4. II. Мотивация орфографической деятельности.
  5. III. Выделение лекарственных веществ, являющихся продуктами жизнедеятельности грибов и микроорганизмов
  6. PR и другие виды коммуникативной деятельности.
  7. V Анализ деятельности учащихся.
  8. V. Лицензирование банковской деятельности. Виды банковских лицензий.
  9. V. Организационно-правовые основы метрологической деятельности
  10. Автоматизации учетно-операционной деятельности в банке
  11. Административной деятельности ОВД
  12. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.



1.Задачи и функции информатизации правоохранительных органов

Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще.
Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны.
Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации.
Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:
-формирование информационных правовых ресурсов;
-максимально возможное компьютерное оснащение рабочих мест;
-использование современных информационных технологий.

Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной таможенной службы РФ и др.
Общим для всех них является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.
Например, обобщение правоприменительной практики в ходе расследования уголовных дел может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.

2. Информатизация прокуратуры

Деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей органов на местах связана с надзором за исполнением законов и расследованием уголовных дел по наиболее опасным преступлениям.
В силу этого прокуратура получает и обрабатывает большие объемы правовой, политической и социально-экономической информации, которая необходима для осуществления полномочий.
В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО «Прокуратура»).
Цель Концепции заключается в создании за сравнительно короткий срок единой информационной системы, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности всех уровней территориальных органов прокуратуры.
Система, в частности, включает следующие задачи:
-создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;
-создание городских, районных и региональных информационно-вычислительных сетей системы прокуратуры, а также центральной информационной сети аппарата Генеральной прокуратуры РФ;
-создание информационно-вычислительной сети, объединяющей центральную и региональные сети.
Генеральная прокуратура поддерживает тесную связь с информационными системами федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Информатизация органов прокуратуры сосредоточена, главным образом, на центральном и региональном (окружном и областном) уровнях. Правда, в последнее время фрагменты современных подходов информационного обеспечения наблюдаются и на районном (городском) уровне. Отдельные городские прокуратуры имеют все компоненты информационной системы.
В информационной системе прокуратуры в настоящее время уже функционируют подсистемы АСИО «Жалоба», АСИО «Надзор за следствием», АСИО «Кадры», АСИО «Статистика» и др.



3. Информатизация Министерство юстиции РФ

Центральным звеном информационной системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ), который был создан в 1975 году для обеспечения правовой информацией высших органов власти и управления. Продолжая выполнять эту функцию в качестве национального центра, НЦПИ предоставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.
Приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 была утверждена «Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации».
Концепция является организационно-методической основой для формирования правовой, технической, финансовой, кадровой политики при создании Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) Минюста России.
В Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации отражена совокупность взглядов на состояние системы информатизации Минюста России, определены цели, задачи, критерии, принципы и основные направления развития системы информатизации Министерства юстиции Российской Федерации.
Основными целями данной Концепции являются:
анализ состояния информатизации и информационной инфраструктуры Министерства юстиции Российской Федерации;
определение проблем, основных направлений и этапов развития Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России для организации информационно-технологического взаимодействия центрального аппарата Министерства с его территориальными органами и учреждениями;
анализ тенденций развития, определение основных критериев и принципов функционирования системы информатизации Минюста России, обеспечение интеграции указанной системы в рамках единого информационного пространства с соответствующими системами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов и в международную систему правовой информации;
обеспечение информационной безопасности указанной системы и ее информационных ресурсов как составляющей информационной безопасности Российской Федерации;
обеспечение участия Минюста России в работе по развитию и совершенствованию законодательства в информационной сфере.
Одной из первоочередных задач при построении системы информатизации Минюста России является внедрение системы электронного документооборота, которая должна стать основой функционирования всех указанных подсистем и управления ими.
Система электронного документооборота Минюста России должна обеспечить:
выполнение основных функций коллективной обработки информации от руководства Министерства до конкретного исполнителя;
автоматизацию пересылки документов в электронном виде;
унификацию ведущейся переписки, выработку стандартов на документы, циркулирующие в структуре Минюста России, использование при составлении документов типовых форм и образцов;
выдачу поручений и организацию согласования документов с обязательным оперативным сбором информации о ходе их выполнения и проведением эффективного контроля над исполнением поручения;
требуемый уровень защиты информации как при ее передаче, так и при ее хранении;
организацию единого информационного пространства, когда передача информации производится одинаково просто как в рамках локальной сети структурного подразделения, так и в другое здание, район или субъект Российской Федерации.
Информатизация базируется на основных положениях правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России".
Система информатизации Министерства юстиции Российской Федерации строится как система распределенной обработки информации, однородность которой обусловлена внедрением единых стандартов в обработку и хранение информации и интеграцией единого лингвистического обеспечения. В целях максимально эффективного обеспечения информационных потребностей пользователей необходимы интерактивный доступ к ресурсам и их защита на всех уровнях системы.
Основными критериями работы информационной системы Минюста России являются полнота, актуальность, достоверность правовой информации, необходимость минимизации времени выполнения задачи и стоимости технологии, обеспечивающих их решение.
Анализ современных научных взглядов позволяет сформулировать следующие основные принципы создания и развития ЕСИТО:
системность - рациональная декомпозиция системы на составные части (подсистемы) и организация информационного взаимодействия подсистем между собой и единой системы с аналогичными внешними информационными системами;
эволюция, обеспечивающая создание и постоянное поддержание в актуальном состоянии информационного ресурса;
открытость - способность системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий, увеличению числа источников информации и пользователей, организации доступа пользователей к информационному ресурсу по каналам сети передачи данных;
информационная безопасность - комплекс мер, призванных обеспечить защищенность системы.
В ЕСИТО должен использоваться также принцип централизованного управления, позволяющий обеспечить весь спектр интегрированных функций, которые управляют всеми информационными ресурсами Минюста России. Реализация указанного принципа управления в системе информатизации Минюста России позволит отслеживать состояние всей системы, оперативно принимать решения и контролировать восстановление при отказе отдельных элементов, прогнозировать критические ситуации и повысит уровень безопасности системы, а также приведет к снижению трудоемкости эксплуатации системы, повышению ее надежности.
На Министерство юстиции Российской Федерации федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации возложены задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования.
Основными информационными ресурсами, находящимися в распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему организаций, являются компьютерные базы данных по различным аспектам права. Кроме того, Минюст России обладает уникальными информационными ресурсами на бумажных носителях - это фонды правовых актов НЦПИ, Минюста России, бывшего Минюста СССР, содержащие около 3,5 млн. документов.
Информационные ресурсы Минюста России в Интернет стали доступны для пользователей с 1997 г., через выделенный высокоскоростной канал организован доступ на Web-сервер.
Созданная система распределенной обработки правовой информации позволяет обрабатывать в НЦПИ информацию, поступающую из федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти Москвы и Московской области. Правовая информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации обрабатывается территориальными органами Минюста России или центрами правовой информатизации и передается в НЦПИ как в центральный узел системы по коммутируемым каналам связи, в том числе с использованием сети Интернет.
Созданный НЦПИ при Минюсте России программно-технологический комплекс "ФОНД" представляет собой полнотекстовую, поверсионную базу данных законодательства бывшего Союза ССР, Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государств-участников СНГ.
В настоящее время программно-технологический комплекс "Фонд" содержит около 400 тыс. правовых актов бывшего СССР и Российской Федерации, начиная с 1917 г., других документов.
Используемая автоматизированная СПС "Эталон", как уже упоминалось выше, представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству. Это законы, указы и постановления органов государственной власти, приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, судебная и арбитражная практика.
Дальнейшее развитие системы информатизации Минюста России требует создания высокоинтеллектуальных систем, выполняющих не только функции справочно-информационного обслуживания пользователей, но и обеспечивающих эффективную поддержку законотворческой деятельности. Указанные системы должны обеспечивать законотворческую деятельность Минюста России на основе решения следующих задач:
обработки запросов, заданных в виде свободных наборов терминов или произвольных текстов на естественном языке;
выделения в полнотекстовой базе данных множества релевантных документов (или их фрагментов) с автоматическим ранжированием текстов по уровню релевантности;
динамического формирования текстов документов, актуальных на задаваемый пользователем период времени;
навигации в правовой базе данных не только по заранее установленным гиперссылкам, но и по любому другому признаку, выбираемому пользователем (например, по органам, источникам опубликования, позициям общеправового классификатора отраслей права и т.д.).
Научный центр правовой информации Минюста РФ проводит значительную работу по созданию в регионах центров правовой информации (ЦПИ). Одна из задач этих центров - обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой информации создаются во всех регионах РФ. Они передают нормативную методическую и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, передачу статистической отчетности из судов и нотариальных контор в органы юстиции.
В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию региональных баз правовой информации.
Региональная система представляет собой совокупность автоматизированных информационных центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств передачи информации в единый программно-технический комплекс.
Основное назначение региональных систем - аккумуляция данных о нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и иные документы региональных органов государственной власти).
В связи с реорганизацией деятельности Министерства юстиции РФ, проведенной в последние годы, значительно изменилась роль различных служб, входящих в единую систему юстиции.
Так, например, созданная Федеральная регистрационная служба РФ (ФРС РФ) проводит активную работу по информатизации всех ее структурных звеньев на местах (в городах и районах). Обновленная система государственной регистрации будет обеспечивать в едином информационно-технологическом режиме весь процесс регистрации юридических лиц, недвижимости и другие объекты учета. Единая информационно-компьютерная система позволит в сетевом режиме объединить все регистрационные системы в стране.
В связи с этим предстоит огромная работа по компьютерному оснащению всех рабочих мест ФРС РФ в городах и районах, прокладке корпоративной компьютерной сети, а также разработке прикладного программного обеспечения единой информационной системы.

4. Информатизация Министерства внутренних дел РФ

Министерство внутренних дел формирует огромные массивы справочной информации, необходимой для организации борьбы с преступностью и другими правонарушениями.
Она используется, в первую очередь, органами милиции в ходе правоприменительной деятельности.
Например, МВД РФ ведет и использует федеральные учеты, поддерживает банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, а также заинтересованных государственных органов.
Основные направления работ по этой проблеме изложены в "Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью", утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции разработаны принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу. Реализация задачи по информатизации органов внутренних дел планируется в программах по борьбе с преступностью и принимаемых на федеральном и региональном уровнях. В крупных регионах России принимаются специализированные программы информационного обеспечения органов внутренних дел.
Основными задачами информационно-вычислительных систем органов внутренних дел России являются:
-оснащение компьютерной техникой наиболее важных оперативных подразделений, внедрение перспективных информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций, локальных вычислительных сетей, типовых программных средств и автоматизированных рабочих мест для обобщения и анализа информации, информационной поддержки оперативно-служебной деятельности горрайлиноргана внутренних дел;
-обеспечение единообразия и совместимости средств вычислительной техники и телекоммуникаций, работоспособности общесистемных и прикладных программных средств, их адаптации с учетом специфики эксплуатируемых автоматизируемых систем обработки информации.
Система интегрированных баз данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, складывается из:
-федерального информационного центра;
-зональных информационных центров, объединяющих данные нескольких территориальных управлений внутренних дел субъектов Федерации;
-региональных информационных центров областного уровня;
-информационных структурных подразделений, содержащих криминальную информацию органов внутренних дел городского и районного звена.
С учетом административно-территориального деления РФ определены три уровня управления и соответственно три уровня информационно-вычислительных сетей.
Федеральный уровень.
В информационный фонд данного уровня входит: пофамильная и дактилоскопическая картотеки осужденных и подучетных лиц, досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений; досье на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников; оперативная информация об организованных и коррумпированных преступных группах; сведения о преступлениях и правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них и иная информация.
На федеральном уровне создан и функционирует Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ — специализированное информационное подразделение, располагающее многопрофильными централизованными массивами информации.
Региональный уровень.
Региональный уровень управления образуют министерства внутренних дел республик в составе РФ, главные управления и управления внутренних дел краев, областей, крупных городов — всего 98 органов.
При управлениях внутренних дел на местах созданы специализированные подразделения — информационные центры (ИЦ).
На региональном уровне формируются информационные фонды: о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учета, уголовным делам; о лицах, осужденных за совершение преступлений; о лицах, разыскиваемых и без вести пропавших, неопознанных трупах граждан; о предметах преступного посягательства и орудиях совершения преступлений; дактилоскопические учеты и фотоучеты и т. д.
Местный уровень.
На местном уровне функционируют отделы внутренних дел администраций городов и районов, линейные органы внутренних дел на транспорте. Здесь на основе документов первичного учета формируется банк данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, где содержится информация о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера и других правонарушениях, правонарушителях и преступниках и другая информация, представляющая интерес для органов внутренних дел.
Важнейшей задачей при реализации проектов информатизации органов внутренних дел является использование ими информационных технологий в ходе осуществления оперативно-розыскной и следственной деятельности.
Следует отметить, что это направление правовой информатики получило наибольшее распространение и использование в правоприменительной практике еще в так называемую «докомпьютерную» эпоху.

Информатизация следственной деятельности

В организации расследования используются следующие направления информатизации:
-компьютеризация рабочего места следователя;
-автоматизация поисковой системы и использование баз и банков данных;
-создание автоматизированной системы уголовной регистрации (уголовных дел, преступлений, лиц, орудия и следов совершения преступлений и других доказательств, похищенного имущества и т.д.);
-внедрение информационных технологий управления процессом расследования.
Процесс компьютеризации рабочих мест следователя в настоящее время заметно развивается, особенно тех из них, которые сосредоточены на расследовании особо важных дел. Практически все следователи областного уровня и органов внутренних дел крупных городов оснащены вычислительной техникой.
Это значительно ускоряет поиск необходимой следственно-оперативной информации, использование методической информации по конкретному делу, формирование доказательственной базы и качественное расследование в целом.
Одной из главных задач расследования уголовных дел является поиск информации изобличающей преступника и доказывающей его преступные деяния. В настоящее время разработаны целый ряд аналитических программно-технических средств, позволяющих значительно сократить поиск такой информации и использовать ее при расследовании.
Разработаны и прикладные программные средства, позволяющие значительно автоматизировать подготовку процессуальных документов и своевременную отчетность.

Информационное обеспечение оперативно-розыскной и экспертной деятельности

Информационные системы оперативно-розыскной деятельности во многом сходны с описанными выше системами деятельности следователя, так как работники органа дознания, выполняют многие следственные действия, пользуются теми же нормами уголовно-процессуального законодательства, что и следователи. Кроме того, оперативные работники органа дознания (так их неофициально называют) работают в очень тесном единстве со следователями и выполняют во многом те же функции - розыск и изобличение преступника.
Для этого они используют как общие автоматизированные информационные системы, так и информационные средства специального назначения, позволяющие быстро ориентироваться в обстановке места происшествия и организовать поиск доказательств по «горячим следам».
Существующие вспомогательные средства оперативно-розыскной деятельности выполняют важную роль в поиске лиц, совершивших преступление.
Внедряются автоматизированные системы учета в зависимости от функционального их назначения.
Такие системы поиска и учета криминальной информации находят все большее и большее применение.
Например, автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) «Картотека» используется в целях формирования, передачи и и применения информации о судимости и месте отбывания уголовного наказания, о месте жительства и работе до осуждения, о перемещении осужденных, сведений о биологических особенностей осужденных и др.
Базы данных и автоматизированные системы «Сводка», «Вещь», «Оружие», «Антиквариат», «Наркобизнес» и др. позволяют использовать их с целью быстрого поиска и обработки информации о преступлениях по видам, определенным реквизитам и особенностям предмета посягательства.
Использование субъективных портретов существенно расширяет возможности установления личности преступников, скрывшихся с мест происшествия, и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому событию.
Наряду с традиционными системами разрабатываются и используются более совершенные.
В 1995 г. в МГТУ им. Баумана была разработана компьютерная система «Фоторобот-С» (ФРС-2). Результаты тестирования показали, что система «ФРС-2» успешно объединяет в себе различные массивы элементов: базу полутоновых изображений и базу рисованных элементов внешности.
АИРС «ПОРТРЕТ» разработана для решения оперативно-розыскных задач, требующих накопления, хранения и быстрого поиска карточек с фотографиями лиц, склонных к совершению преступления.
Система «ПОРТРЕТ» позволяет создать базу данных, содержащую графическую информацию. Это могут быть фотографии, снятые сканером, сделанные непосредственно цифровой фотокамерой или изображения, полученные с видеокамеры или видеомагнитофона.
Использование современной компьютерной техники, видео- и фотоизображения значительно расширяет возможности поиска преступника и отождествлении его по признакам внешности по типу «субъективный портрет».
В процессе производства экспертизы специалистам приходится обрабатывать огромные массивы разнообразной криминалистической и справочно-вспомогательной информации. Поэтому в экспертных учреждениях создаются экспертные автоматизированные информационные системы (АИС) и банки данных (АБД). Можно выделить несколько их видов.
Пулегилъзотеки позволяют идентифицировать оружие по стреляным пулям и гильзам. Так, например, АИС «Модель оружия» позволяет установить модель оружия по следам, оставленным механизмом оружия на гильзе, а система «Патрон» определяет вид патрона по его характеристикам.
Дактилоследотеки применяются при ведении дактилоскопических автоматизированных учетов, в целях осуществления оперативной проверки следов пальцев рук, изымаемых с места происшествия, по массивам дактилокарт ранее осужденных или определенного круга подозреваемых лиц.
Входными данными для автоматизированной дактилоскопической информационной системы (АДИС) являются дактилокарты с отпечатками пальцев рук и карточки с изображениями следов с мест нераскрытых преступлений на фотоснимках, прозрачных пленках или непосредственно на объектах. Решение вопроса о принадлежности отпечатков или следов конкретному лицу производится экспертом-криминалистом на основе совокупности общих и частных признаков папиллярных узоров.
Аналитические экспертные системы (ЭС) занимают особое место среди средств информатизации. Существует несколько видов ЭС раскрытия и расследования преступлений.
ЭС прогнозирования преступлений: системы позволяют установить зависимость между личностными качествами преступников и выбором места совершения преступления.
ЭС поиска и установления личности преступника, например ЭС «ПОИСК». Система после анализа первичной информации, полученной на месте происшествия, выдает типовые версии о личности подозреваемого, сужает круг подозреваемых лиц и по мере поступления новых данных уточняет типологические свойства личности неизвестного преступника.
К настоящему времени разработаны и используются программы для расследования убийств, совершенных при особых отягчающих обстоятельств, грабежей и разбоев («Грабитель») и многие другие.
В рекомендуемых вам учебниках и пособиях вы найдете более подробное описание отдельных направлений информатизации следственной и оперативно-розыскной деятельности.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.150.10
Генерация страницы за: 0.025 сек.