Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение психологических идей в Древней Греции

Психологические воззрения в эпоху Античности

ТЕМА 2 -3

Содержание раздела:

Возникновение первой научной гипотезы о психике - психологии - как науке о душе. Этимология понятия "душа", причины его появления как отражение особенностей жизнедеятельности древнего человека. Понятие души в мифологии и философии. Особенности античной психологии, ее периодизация. Протофилософский этап развития античной психологической мысли (Фалес, Анаксимен, Анаксагор).

Возникновение первых психологических концепций, поиск субстанции души, объяснение ее функций и законов ее развития. Учение Гераклита - первая развернутая концепция души. Натурфилософская психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ). Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды. Сократ и его учение о душе - начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека. Принципы сократической беседы как средства познания нравственных определителей поведения и совершенствования человека. Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Строение души, дуализм тела и души, чувственного и мыслительного в концепции Платона. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания. Платон и Аристотель - истоки двух традиций в европейской психологической мысли.

История эллинистической психологии (перипатетики, эпикурейцы, стоики, платонизм). Психологические взгляды Галена. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина.

Психологические идеи в русле раннехристианской патристики. Проблемы волевой регуляции поведения, психологии познания и любви как мерила ценности личности в учении Августина.

Общая характеристика античной психологии, ее роль и место в развитии мировой психологической мысли.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Зарождение психологических идей в Древней Греции

2. Развитие психологического знания в период расцвета античной Гре­ции

3. Психологические взгляды Платона и Аристотеля

4. Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима

 

 

Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относи­тельно небольшой временной отрезок - VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

Сочинения ученых этого времени, как правило, носили одно и то же название: "О природе". Их проблематика также была единой: начало, бог, мир, животные и т.д. Об их содержании, в большинстве своем, мы можем судить лишь по "извлечениям" позднейших античных мыслителей и "отцов церкви", по комментариям историков науки. Но и эти безвозвратно ушедшие от нашего современника труды были далеко не первыми попытками в объяснении душев­ных явлений человека. Свидетельство тому - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" Гесиода, памятники героического эпоса VII - VIII веков до н.э.

В древнегреческих мистериях и ритуалах видны восточные мотивы: переживание непосредственной связи с божеством, проявляющимся в природе. Но дистанция между людьми и богами уже существенно преуменьшена - человек "приближался" к ним, являясь их бессмертной частицей. Однородность их существования проявлялась в том, что они имели общих предков, более того, женщины имели любовниками богов, а мужчины пытались овладев богинями. Вместе с тем олимпийские боги не создавали Вселенную и не могли распоряжаться человеком как своим творением. Поэтому, в отличие от восточного прецедента, описываемые боги и Вселенная интересуют древнегреческого мыслителя как частного человека (что было неслыханно на Ближнем Востоке).

Более того, именно в мифологическом мировоззрении в хаотичности и постоянном изменении мира подмечены константы - бинарные оппозиции: свет и тьма, правое и левое, мужское и женское, внешнее и внутреннее. Древние греки расширили список противоположностей, положив их в основу решения психологических проблем: божественное и природное, телесное и духовное, биологическое и социальное и т.д.

Реализуя научные потенции мифологии, ионийские мыслители (купцы, государственные деятели, географы) не искали "начала" (божественного предка). Оно имело для них не временной смысл, а "онтологический принцип - первопричину", непреходящую основу бытия. Проблемы, с которыми человек сталкивается в познании природы, переносятся из веры и поэтики в интеллектуальную сферу:

- появилась возможность переосмысления и критической оценки взгляда на душу человека;

- вместо безоговорочного признания мифа о духе утверждается постепенный и кумулятивный рост психологических знаний;

- онтологический принцип бытия, в том числе "первопричина" души, должен быть рационально постижим, даже если он открыт во вспышке озарения. У античного мыслителя уже не было проблемы выбора: принять их или отвергнуть - они (принципы) могли быть только проанализированы, видоизменены или исправлены как предмет интеллектуального действия.

Вывод:

 


Перечислим возникшие в данную эпоху философские направления, в рамках которых рассматривались те или иные психологические взгляды (Схема 1).

 

Схема 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и сущность оценочной деятельности | Милетская школа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.