Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима




Взглядами Аристотеля эволюция психологических идей античного мира далеко не исчерпывается. Не отрицая того, что греческая научная мысль после выдающегося мыслителя увядает, К.Маркс говорит о последующих периодах эллинизма и Древнего Рима, что "смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей от натуги".

По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима (Схема 3).

Схема 3

Философские направления эпохи эллинизма

 
 

 


Академия Платона. После смерти ее основателя школа Платона просуществовала много столетий (до VI в. н.э.) и прошла ряд ступеней, среди которых, как правило, выделяют древнюю, среднюю и новую академии. Проблематика их научного поиска очень обширна. Достойное место в ее разработке заняли психологические взгляды.

Руководителем Академии после Платона стал его племянник - Спевсипп (409-339 до н.э.). Он первый обратился к общему в науках и их связи. "Научное мышление" он провозгласил критерием умопостигаемых предметов. Мерилом чувственных вещей, по его мнению, служит "научное восприятие". Ценной представляется идея Спевсиппа о том, что при помощи упражнений, "искусства", можно добиться, чтобы органы чувств безошибочно улавливали различия между предметами.

В психологической концепции Ксенократа (395-314 до н.э.) выделяются три вида сущности: умопостигаемая, чувственная и представляемая и соответственно три вида познания: мышление, восприятие, представление. Задача человеческой жизни - освобождение духа от оков чувственности. Но главным в разработанном им учении о благах души является вывод о том, что теоретической мудрости для блаженства недостаточно - ее необходимо дополнить мудростью практической.

Книга представителя Древней Академии Крантора "О страдании" послу­жила образцом для дальнейшего подражания многих ученых. Первое место в ней отводится добродетели; второе - здоровью; третье - наслаждению; четвертое

- богатству. Крантор выступал против кинической проповеди апатии и защищал умерение страстей. Психологической закономерностью звучит его вывод о том, что сама природа вложила в нас страсти, поэтому их следует не умерщвлять, а лишь обуздывать.

С Аркесилая (315-240 до н.э.) Академия вступает на скептический путь. Разрабатывая проблему критерия истины, он приходит к выводу о том, что между истинными и ложными представлениями не существует различий: ложные также могут быть ясны и убедительны. Если чувства нас обманывают, писал он, то и разум не достигает истины. И тем не менее Аркесилай признавал и отстаивал практический критерий поведения.

Основатель Средней Академии Карнеад (ок 214-129 до н.э.) утверждал, что нет критерия истины. Ум, чувства, представления обманывают нас: чувства вводят в заблуждения (весло в воде - изогнутое, четырехугольная башня издали - круглая, солнце -маленькое); обманывает и разум (наше отношение к снам, галлюцинациям, безумца - к воображению). Отсюда пессимистический вывод -необходимо воздерживаться от суждений.

.  

 


Перипатетики. Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы - Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутрителесном пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир -"пятая субстанция".

Нараставшая специализация научного труда, необходимость разрешения этико-психологических проблем (в том числе обоснование отличий человека от животного мира) приводили ко все более определенному пониманию различий тех явлений, которые Аристотель объединял общим понятием "душа". Появляются целые классы новых терминов, отражающих понимание души.

Отец ботаники Теофраст (ок.370-285 до н.э.), первый после Аристотеля руководитель Ликея, высказал ценные суждения о физиологических явлениях: усталости, головокружении, выделении пота, параличе. Основой познания он считал опыт. Теофраст защищал идею объективного существования "вторичных" (чувственных) качеств, которые зависят от форм атомов (сладкое-горькое, теплое-холодное). Ученый утверждал, что иллюзии по поводу этих качеств относятся к другим свойствам вещей и ошибки касаются лишь частных случаев, а не природы качеств.

Развивая учение Аристотеля о страстях и формах их преодоления, Теофраст в трактате "Характеристики" выделяет 30 видов характера человека: лицемер, льстец, болтун, деревенщина, нравственный урод, святая простота, брюзга, надоедала и т.д. Рассматривая их как выражение сущности человека, ученый дал тонкое и проницательное описание наблюдений за поступками людей, проявлениями их психики.

Прежде чем стать перипатетиком, Аристоксен прошел через влияние пифагоризма. Проблематика его интересов очень обширна: от натурфилософии до морали. Особое место в его творчестве занимали психологические взгляды и их обоснование. Так, звук понимался как воспринимаемое органами чувств физическое движение. Доказательство, по его оценке, должно быть подтверж­дено фактами, поэтому в познании решающее значение принадлежит чувствам - "зародышам познания". Разум человека (вторичное) завершает познание и служит "спутником чувств". Душа представляется гармонией тела, "строй" которого и его органов определяет психические процессы: как хорошо натянутые струны порождают созвучие, так и прочное сочетание органов порождает движение чувств. Ученый сделал вывод о том, что повреждение органов влечет за собой угасание сознания - смерть (как разрыв струн в инструменте). По Лактанцию, "Аристоксен говорил, что вообще нет никакого духа, но подобно гармонии в струнных инструментах сила чувства существует в силу строения тела и связи внутренних органов".

Дикеарх (2-я пол. IV в до н.э.) в трех диалогах критикует представления о душе как особой сущности и ее бессмертии. Души нет, она - только тело, находящееся в определенном состоянии. Природа же всех психических функций материальна. По свидетельству Цицерона, Дикеарх утверждает, что "духа вообще нет; это совершенно лишенное смысла слово... Души и духа нет ни в человеке, ни в животном, вся та сила, благодаря которой мы движемся и чувствуем, в равной мере разлита во всех живых телах; она неотделима от тела, ибо (сама по себе) она - ничто; нет ничего, кроме тела, так устроенного, что на основе природного смешения оно имеет силу и чувствует". Таким образом, душа представляется гармонией созвучия и смешения четырех элементов, лежащих в основе противоположных качеств - теплого и холодного, влажного и сухого.

Ученик Теофраста философ и естествоиспытатель, организатор научного института в Александрии Странтон (ум. 269-268 до н.э.) продолжил аристоте­левские традиции изучением строения и функций организма животного и человека. Он выдвинул идею о том, что душа находится "между бровями" (в соответствующей части мозга), откуда она излучается (по-видимому, по нервам, открытым врачами Герофилом и Эрасистратом) к органам чувств. Вопреки Аристотелю он не признавал душу "неподвижным двигателем": движениями, по Странтону, являются не только восприятия, но и мышление. Ученый отвергал аристотелевский разрыв чувственной и разумной души: отдельные чувства -проявления психической силы. Предпосылкой мышления он считал ощущения.

Выдающийся комментатор - "истолкователь" Александр Афродизийский (конец II - начало III в. н.э) считал, что единичные вещи первичны не только "для нас", но и сами по себе. Им сделан важный вывод: общие понятия - результат абстракции. Общее как таковое существует лишь в мышлении, если прекратится деятельность ума - исчезнет общее и останутся единичные вещи. Восприятие -необходимая предпосылка мышления, на основании которого покоится единство души. Разум изначально заложен в человеке как простая возможность ("физический", естественный разум).

 

 

 


Эпикурейская школа. Основатель школы Эпикур (342/341-270/271 до н.э.) написал около 300 трудов, из которых сохранились три письма и ряд фрагментов. О содержании взглядов ученого мы судим также по поэме Лукреция Кара "О природе вещей". Центральным звеном научного мировоззрения Эпикура является естествознание. Но по сравнению с Демокритом эпикурейцы внесли существенные коррективы в понимание материалистической причинности: они допускали возможность самопроизвольного отклонения атомов от предопределенных путей. Это, в свою очередь, давало возможность спонтанных изменений в природе и объясняло свободу человеческой воли.

В психологических воззрениях мыслитель продолжает античные материалистические традиции. В письме Геродоту он пишет: "Душа не есть нечто бестелесное, если под этим наименованием разуметь самостоятельную вещь... Те, кто объявляют душу бестелесной,-бредят." Отвергая существование нематериальной субстанции, мыслитель считает, что "душа есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму. Наиболее оно уподобляется дуновенью, имеющему примесь тепла, и отчасти подобно первому, отчасти - второму". Отрицание духовной субстанции приводит Эпикура к мысли о невозможности бессмертия души: "С разложением всего тела рассеивается и душа".

В теории познания основное место уделяется выяснению вопроса об истине и ее критериях. С позиции материалистического сенсуализма трактуются ощущения и восприятия истины, составляющие основу познания. Достаточно обоснованным является вывод о том, что истина есть совпадение мысли с реальностью, данной через органы чувств.

В нравственно-психологических взглядах Эпикур и его ученики развивают сенсуалистические идеи: чувства он определяет критериями морали: "Ведь вся­кое благо и зло в ощущении"; "Достаточно иметь чувства и быть живым существом, чтобы знать, что удовольствие является добром". Удовольствия представляются началом и целью блаженной жизни. Необходимым условием для достижения блаженства признается невозмутимость духа (атараксия), достигаемая независимостью от внешнего мира и от собственных страстей и страданий.

 

 

 


Стоицизм. История стоицизма как научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это дает основания говорить о стоицизме как стержневом направлении античной мысли,"перекрывающем" по хронологическим рамкам все известные научные системы Древней Греции и Древнего Рима.

Основателем школы явился Зенон-стоик (ок.336-264 до н.э.). Ее виднейшими представителями были Клеанф, Аристон, Герил, Персей, Хризипп, Диоген, Антипатр. Вместе с этическими и естественно-научными вопросами ни одно из поколений стоиков не обошло вниманием психологические проблемы.

                       
   
   
       
   
 
 
 
 
 
   
 
   
     
 
 

 

 


Душа человека как часть мировой разумой души (теплого дыхания -"пневмы"), в соответствии со взглядами стоиков, телесна и пронизывает все тело, а со смертью отделяется от него, переставая быть носителем личностных свойств. Концентрация душевной деятельности, по их мнению, осуществляется в "главенствующей" части.

В учении об ощущении стоики говорили: "Когда человек рождается, его управляющая часть души подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, и его первая запись производится чувствами". Представления же, как "критерии всякого предмета", являются продуктом каталепсии - процесса, предполагающего участие разума.

Аффекты, "психический" осадок воспринятых впечатлений, включают страсти и волнения, противоборствующие разуму. "Аффект (по Зенону) есть противоестественное движение души или чрезмерное стремление" (Диоген Лаэртский). Предлагается классификация аффектов (переходящих в силу укоренившихся привычек в "болезни души"): удовольствие (радость, наслаждение, веселость), неудовольствие (печаль, страдание), желание, вожделение, скорбь, страх и т.д.- всего 26 видов, в зависимости от времени и объектов, к которым они применяются.

Различаются три стадии нарастания аффективного состояния: 1) физиологический компонент; 2) психический; 3) разумный. Хризипп называл аффекты ошибкой разума и призывал не к их смягчению, а к безусловному искоренению. Среди рекомендаций ("рецептуры") по борьбе с аффектами выделялись следующие: не дать аффекту внешне выразиться; не преувеличивать аффект воображением; не спешить с одобрением аффекта, оттянуть его нарастание (например, сосчитать до 10); отвлечься воспоминанием другого рода; разоблачить действия, на которые толкает аффект, и др.

 

                       
     
   
 
   
     
 
 
 

 

 


Скептицизм. Название данного направления античной мысли произошло от греческого глагола "озираться","осматриваться" (в производном - "взвешивать", "быть в нерешительности"). Но для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от окончательных суждений.

Воззрения основателя скептицизма Пиррона (ок. 360-270 до н.э.) несут этико-психологическую направленность. Философ, по его оценке, тот, кто стремится к счастью - невозмутимости и отсутствию страданий. Чтобы понять, что такое счастье, необходимо ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны относиться к этим вещам; 3) какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения. Единственным достоверным источником в ответе на данные вопросы служат чувственные восприятия и действия людей.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.