КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Профилактика, разрешение и управление конфликтами
Конфликт – сложное взаимодействие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных противостоянием одновременное развертывание действия и контрдействия, реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления. Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но также его предупреждение. Из двух обозначенных задач именно профилактика имеет наибольшее значение. «Профилактика конфликта заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Его цель – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними» [1, с.369-370]. Профилактика конфликта – «вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путём возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем» [3, с. 329]. Профилактика конфликта предполагает хорошее знание психологи, владение специальными технологиями, методами, приёмами. Социально-психологические методы профилактики конфликт: - метод согласия, - метод доброжелательности или эмпатии, - метод сохранения репутации партнёра, - метод взаимного дополнения, - метод недопущения дискриминации людей, - метод, получивший условное название «метод психологического поглаживания». Очень важно вовремя выявить наличие в группе конфликтных личностей и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность диагностической компетентности профессионала, работающего в сфере «человек – человек». Своевременная диагностикаконфликтов имеет значение не только для профилактики конфликтов, но и для их конструктивного разрешения. Н.А. Литвинцева справедливо отмечает, что нахождение личности в группе потенциально конфликтно. Это обусловлено тем, что в такой ситуации чётко обозначаются две её смысловые позиции. С одной стороны, она нуждается в других людях для достижения своих собственных целей, удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, она стремиться сохранить свою свободу, независимость, индивидуальность. О том, что личность начинает «входить в состояние конфликта» могут свидетельствовать некоторые защитные механизмы, в которых проявляется её внутреннее состояние. Это такие механизмы, как: «отступление – молчание, отсутствие увлечённости, обособление; пугающая информация – критиканство, ругательства, демонстрация превосходства; приведение в замешательство – неожиданные вопросы, ответы, неадекватное поведение, жёсткий формализм – формальная вежливость, установление норм, буквоедство; слежение за другими; попытки обольщения, кокетство, капризы, детскость; превращение дела в шутку; разговоры на посторонние темы; поиск виноватых – самобичевание, ложная скромность, обвинение коллектива или отдельных его членов» [2, с. 104] Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению [1, с. 413]. Урегулирование конфликта отличается от разрешения конфликта тем, что в устранении противоречий между оппонентами принимает участие третья сторона, участие которой возможно и при согласии противоборствующих сторон, и без него [1]. Науке известны следующие способы разрешения конфликтов: переговоры, арбитраж, посредничество, консультирование, представительство, миротворчество. Административным мерам разрешения конфликта могут быть наказание, принуждение, перемещение. Специалисты советуют при разрешении конфликта соблюдать следующие рекомендации: - взять под контроль эмоции, осознать причины своего страха, гнева, обиды; - проанализировать исходные параметры (почему и зачем возник конфликт, намерения и позиции сторон), - чётко определить собственную позицию в конфликте, - определить точки максимального сопряжения и максимального расхождения в позициях конфликтующих сторон, - локализовать конфликт, - разбирать конфликт пункт за пунктом, использовать при этом аргументы, а не домыслы, пытаться не переубедить (это, как правило, бесполезно), а прийти к согласию, - внимательно слушать оппонента; найти в себе силы признать то, в чём оппонент прав, - помнить, что ничто так не разоружает оппонента, как создание ему условий почётного отступления, - использовать разнообразные стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации, технологии, методы и приёмы диагностики, управления, общения и взаимодействия, - если ничего не помогает, пригласить третейского судью. Поясним ряд позиций данного алгоритма. Ответ на вопросы: «Почему и зачем возник конфликт?», по мнению многих специалистов, является существенным моментом в анализе конфликта и поиске выходов из него. Отвечая на вопрос: «Почему возник конфликт?», мы выясняем причины, приведшие к конфликту. Существуют разные точки зрения на классификацию данных причин. Одна из них заключается в том, что многообразие причин конфликта оценивается с двух уровней: объективного (или социального) и субъективного (или психологического). К первым относят экономические, политические, духовные противоречия социальной жизни. Ко вторым – особенности человеческого «Я». Другая предполагает сведение их при всём имеющемся разнообразии в три смысловые группы. 1 группа – причины, связанные с особенностями жизнедеятельности людей. 2 группа – причины, связанные с особенностями включённых в конфликт людей. 3 группа – причины, связанные с повторяющимся поведением участников. Отвечая на вопрос: «Зачем возник конфликт?», мы выясняем мотивы участников конфликта. Часто это связано с неудовлетворёнными потребностями личности: физиологическими потребностями, потребностью в уважении и любви, потребностью в защищённости и безопасности, потребностью в самореализации. Локализация конфликта связана с тем, что мы не вовлекаем в него новых людей, не вспоминаем прошлые обиды, не выдвигаем всё новые и новые претензии. Вариативность действий связана с тем, что велик диапазон видов и форм конкурентной борьбы и конфликтов: скрытых, косвенных и прямых, открытых, с насилием и без него, с попытками избавиться от конкурента или «переделать» его. Жесткость личностной позиции имеет два полюса: жесткость и мягкость предъявления и отстаивания своих интересов. Первый рассматривается как напористое, энергичное воздействие на оппонента путем требований, указаний и других форм социального, физического и психологического регулирования. Мягкая позиция всего трактуется не как пассивность, вялость воздействий, а как тонкие, непрямолинейные, в определенной мере косвенные, средства воздействия, учитывающие нюансы личностного характера оппонента, как опора на психологизм ситуации. Стратегии и тактики поведения в конфликтерассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях по К. Томасу: партнёрство и напористость (стратегии), избегание, уступка, компромисс, противоборство и сотрудничество (тактики). Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна тактика. Скорее можно говорить о доминировании одной из них. Методы и приёмы: мозговой штурм, ассоциативный поиск, поиск аналогий, активизация мыследеятельности и самопрограммирования (упражнение «Фильм от последнего кадра до первого кадра», упражнение Б. Трейси «21» и др.). Американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество». Необходимо помнить, что выделяют также процессы затухания конфликта и устранения конфликта. Их характеристику представлена с опорой на материалы работы А.Я. Анцупова и А.И. Шепилова «Конфликтология» [1]. Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряжённых отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в закрытую форму. Затухание конфликта обычно происходит в результате: - потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность), - переориентации мотива, переключения на неотложные дела и т.п., - истощения ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы. Под устранением конфликта понимают ликвидацию его основных структурных элементов. К нему прибегают тогда, когда необходимо быстрое и решительное действие. Оно возможно с помощью следующих способов: - изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другое подразделение, увольнение и др.), - исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку и т.п.), - устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой и возникла ссора). Доктор философии, консультант по маркетингу и управлению Дж. Г. Скотт писала: «Вам будет легче извлекать уроки из конфликтных ситуаций, если вы запомните следующие советы: 1. Подумайте, чему вас может научить конфликт. 2. Спросите у своего внутреннего голоса, чему может научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта. 3. Отведите конфликту соответствующее ему место: а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути. б) Определите собственную позицию и исходите из неё; не допускайте влияния на неё других людей. в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку. г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни. 4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом: а) Научитесь прощать себя. б) Выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли. в) Осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами. 5. Не позволяйте другим людям ставиться препятствием: а) Избегайте плохих людей, которые осуждают вас; стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми. б) Не тратьте слишком много сил на переубеждение скептиков и на общение с теми, кто не хочет вас слушать. в) Не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувство вины. г) Будьте готовы к общению с теми, у которых, по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок» [4, с. 207-208].
Основная использованная литература 1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование). 2. Женская психология / составитель – к.п.н., Н.А. Литвинцева. – М., А/О «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994. – 318с. 3. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»). 4. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Выпуск II. – ГИИМ. Киев. Издательское общество «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. – 208с. – С. 207-208
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |