Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический процесс становления и развития экономической науки




Предмет экономической науки сложился в 3 этапа:

1) Экономия (наука о домоводстве, домашнем хозяйстве) - этап экономических знаний от древности до 15 в. – рабовладельческое и феодальное общество – период самообеспечения и натурального хозяйства, экономические отношения были слабо развиты. Но:

а) развитие натурального хозяйство требует оценки труда и ценообразования – появляются элементы экономических знаний;

б) высокий уровень развития натурального хозяйства требует его большей упорядоченности и организации (как заставить хорошо работать раба, или крестьянина).

Представители:

ü Аристотель (рабовладельческий строй)

ü Фома Аквинский (феодальный строй)

Задача: как разбогатеть

Предмет: деятельность людей

2) Политическая экономия (термин ввел Антуан Монкретьен[1]) - этап капитализма 16-19 вв.

Черты:

а) складывается товарное производство – широко внутри страны

б) начинает развиваться международная торговля

в) экономика изучается как нечто объективное[2]

Представители – 4 школы:

1. Меркантилисты - Антуан Монкретьен - 16-17 вв.

Особенности:

*главная и единственная форма богатства – деньги (золото и серебро)

*гл. источник богатства - торговля

*гл.способ обогащения – купить дешевле, продать дороже

Цель: поиск источников буржуазного богатства.

Предмет: движение денег и товаров между странами.

плюсы:

· идея активного сальдо Платежного баланса – сохраняется валютный запас;

· прикладной, практический характер экономической науки.

минусы: идея ввозных пошлин как инструмента защиты

2. Физиократы – Франсуа Кенэ и Уильям Питти – 17-18 вв.

Сущность: рассматривали движение общественного продукта между тремя классами: 1) земельные собственники, 2) производители (земледельцы), 3) непроизводительный класс (не связаны с землей).

Особенности:

*ориентировались на биологические законы - «чистый доход» - дар природы, богатство производит земля при посредничестве труда

*главный источник богатства – земледелие,

*главный способ обогащения – сельскохозяйственное производство

*богатство прирастает физически - в земле

*форма выражения богатства – сельскохозяйственный продукт

3. Классическая школа – А.Смит[3], Д.Риккардо[4] – 19 в.

Особенности:

*экономика – объективное явление, рынок - регулятор

*источник богатства – производство вообще

*форма выражения богатства – продукт вообще

Задача: как разбогатеть

Предмет: экономика всей страны. Нормативный характер, нормативная экономика.

4. Марксистская политэкономия – К.Маркс – 19 в.

Сущность: рассматривали политическую экономику как науку, изучающую производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Предмет экономической науки – экономические отношения между людьми и между отдельными классами.

Задачи – рассмотреть процесс производства и распределения прибавочного продукта.

Подход Маркса к обществу не отличается от общего подхода – тоже рассматривает общество как нечто развивающееся самостоятельно независимо от людей

Цель экономистов – изучить, объяснить и понять, как развивается общество.

3) Экономикс - 20 в.

Сущность: исследование различных проблем экономической практики; количественный анализ.

Экономика – вопросы, связанные с финансовой стороной.

Предмет – экономические действия людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ (т.е. имеющие денежную оценку – пр-во, приобретение продуктов, распределение – налоги) в условиях ограниченности ресурсов.

Задачи:

а) задача экономического выбора – удовлетворение безграничных потребностей в условиях ограниченных ресурсов требует определения что производить, для кого и какие ресурсы использовать.

б) задача эффективности (оптимума) – производитель стремится максимизировать прибыль, работник – заработная плата и т.д.

в) задача решения проблем – ориентации экономики на проблемы обществ и разработка рецептов решения проблем.

Представители – 4 школы:

ü Неоклассицизм (в т.ч. маржинализм[5]) – в экономику вмешиваться нельзя, она должна развиваться самостоятельно. Представители - Альфред Маршалл[6] – исследование экономических проблем на микроуровне, анализировали не теорию стоимости, а теорию цены - механизм ценообразования, который рассматривался как соотношение спроса и предложения.

ü Кейнсианство (период Великой депрессии 1929-1933 гг.) – экономика может быть «поправлена» с помощью правительства. Изучали влияние монополий на ценообразование. Рассматривали Макроуровень – все экономические проблемы исследовались как общественно-национальные. Дж. Кейнс впервые указал на важную роль государства,которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы. Позже Пол Самуэльсон[7] (концепция «неоклассического синтеза») попытался органически соединить методы рыночного и государственного регулирования

ü Монетаризм (конец 50-х – начало 60-х гг ХХ в.) – яркий представитель Милтон Фридмен[8] – правительство не должно вмешиваться в экономику, кроме денежно-кредитной системы для сдерживания инфляции и создания благоприятного инвестиционного климата

ü Институционализм [9] (Торстейн Веблен, Джон Гэлбрейт) – экономика может регулироваться общественными институтами: государством, партиями, профсоюзами и общественными движениями. Институты и человеческие отношения, а не рынок – главные факторы перемен в обществе. Особое внимание к юридическим наукам,которые определяют правила поведения институтов на рынке.[10]

Политическая экономия продолжает сосуществовать наряду с Экономикс.

3. Предмет и методы экономической теории [11]

Понятие «экономика» трактуется в нескольких смыслах:

· как народное хозяйство страны или её части, которые включают соответствующие отрасли и виды производства необходимых благ;

· как исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, образующие определенную экономическую систему;

· как научная дисциплина являющаяся основой экономической науки.

Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

Таким образом, экономическая теория изучает деятельность в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов.

Методы экономической науки:

1) Формально-логический метод (Аристотель) – изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Методы и приемы познания: анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления. Данный метод прост и не требует специальной подготовки, но можно выйти на неправильное решение.

2) Диалектический метод (Гегель) – рассматривает каждое из явлений и экономическую систему в целом как развивающуюся взаимосвязь (категорий и законов) в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Основные принципы – взаимосвязи и развития, противоречие – основной принцип движения. Развитие – переход количественных изменений в качественные и обратно, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Методы и приемы: абстракция, исторический метод – рассмотрение процесса развития явления в историческом плане, узнав суть, логический метод – историческое явление, освобожденное от случайной исторической формы.

3) Метод моделирования – построение упрощенной модели действительности. Метод прост и понятен, но отвлечен от реальной действительности.

4) Метод эксперимента – искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.