Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичное восприятие текста. Задачипервичного синтеза:

Задачи первичного синтеза:

1) ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста;

2) выяснение эмоционального воздействия произведения.

Как правило, текст читает учитель. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. В 3 – 4 классах могут быть использованы и другие приёмы:

1) чтение текста специально подготовленными детьми;

2) чтение текста детьми по цепочке;

3) комбинированное чтение – учитель и вызванные ученики читают текст попеременно. В этом случае учитель для своего чтения выбирает:

- диалоги;

- описательные отрывки;

- начало произведения;

- заключительные строки произведения (концовку).

Некоторые тексты целесообразно читать на фоне музыки. Это усиливает степень воздействия произведения, способствует эстетическому развитию учащихся. Сказку учитель рассказывает, при этом демонстрируя персонажей с помощью картинок или кукол. Стихи читает наизусть.

Иногда для первичного восприятия используются фонохрестоматии, фильмы, магнитофонные записи.

Однако, прибегая, например, к использованию грамзаписи, учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать грамзапись чтения текста, если произведение совершенно незнакомо детям (незнакомый текст через аппаратуру воспринимать трудно); нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если его понимание художественного произведения не совпадает с пониманием учителя – это может создать дополнительные трудности в процессе последующего анализа; качество записи и состояние технических средств должны быть безупречны.

Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа, вопросы которой должны быть, прежде всего, направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, затем на проверку понимания детьми общего смысла произведения. Такая беседа помогает выяснить, какое впечатление произвело произведение на детей, и заинтересовать их в анализе текста. Это создаёт условия для активности работы на уроке. В связи с этим учитель ставит перед учащимися вопросы, побуждающие высказать своё общее впечатление. Например,

- Понравилось вам произведение?

- Что особенно понравилось?

- Какую картину ярко представили себе, слушая рассказ?

- Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в этом человеке?

- Когда вам было особенно грустно, радостно, смешно, страшно и т.п.?

Вопросы учителя после первого чтения могут быть исходными для анализа произведения.

Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром при анализе произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершаться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом.

Например, после первичного восприятия рассказа Н. Носова «На горке» в беседе может прозвучать:

- Как вы думаете, меняется ли Котька к концу рассказа?

Ответы детей на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и повлечёт за собой чтение и обдумывание произведения.

Таким образом, беседа после первого чтения ставит целью, с одной стороны, выяснить, какое впечатление произвело произведение на учащихся, а с другой – заинтересовать детей в анализе текста и тем самым создать условия для активной работы на уроке. Число вопросов невелико: 3 – 4, не более. Все вопросы закрепляют первичные читательские впечатления.

Примечание. Крупнообъёмное произведение может быть прочитано на уроке и не целиком. На чтение такого произведения отводится 2 – 3 урока.

Также на этом этапе следует выяснить, какие слова были непонятны детям; трактовать некоторые слова по ходу чтения (словарная работа) (фрагмент).

Далее приводится видеозапись с фрагментом урока по первичному восприятию текста.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовительная работа к восприятию и анализу текста | Анализ произведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.