Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1

Вторичный синтез.

Вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание.

Задачи:

1. Обобщение существенных черт действующих лиц.

2. Сопоставление героев и их оценка.

3. Выяснение идейной направленности произведения.

4. Оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства (что узнали нового, чему учит произведение, как автору удалось так ярко и увлекательно передать читателю свои мысли и чувства и т.п.).

В общении предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приёмы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами (привести пример), заключительное слово учителя.

Перечитывание – это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства писателя, вызвало его размышление, то после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своём воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки.

Более подробно этот этап будет раскрыт в лекции № 7.

В конце лекции лектор подводит итоги.

Самостоятельная работа студентов:

1. Подготовить фрагмент урока (беседа, предшествующая чтению). (Произведение на выбор по учебнику). Можно воспользоваться статьёй Н. П. Мартинович «Слово учителя перед чтением художественных произведений» // Начальная школа. – 1986. – № 3.

 

Тема: Дистрофии. Общее учение о дистрофиях. Паренхиматозные и мезенхимальные диспротеинозы.

1. Введение в патологическую анатомию.

2. Повреждение.

3. Дистрофии - определение, классификация.

4. Паренхиматозные диспротеинозы.

5. Мезенхимальные диспротеинозы.

1) Мукоидное набухание.

2) Фибриноидное набухание.

3) Фибриноидный некроз.

4) Гиалиноз.

Патологическая анатомия -составная часть патологиии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов.

Задачи патанатомии: 1) Посмертная диагностика патологических процессов путем проведения вскрытия.

Проводится макро- и микроскопическое изучение патологических процессов, при этом формулируется диагноз, в котором устанавливается причина, приведшая к смерти.

2) Прижизненная диагностика патологических процессов проводится методом биопсийного исследования (эндоскопия желудка, биопсия шейки матки, пункционная биопсия печени, почек и т.д.). Дает возможность ранней постановки диагноза, профилактики грозных осложнений (рак шейки матки). За счет этого становится возможной совместная работа с клиницистами для установления точного диагноза. Биопсия может быть взята из всех органов.

Уровни исследования: 1) организменный 2) системный 3) органный 4) тканевой 5) клеточный 6) субклеточный.

Методы исследования: 1) макроскопический 2) микроскопический (гематоксилин-эозин, Ван-Гизон), гистохимия (жиры, амилоид, фибрин и н и

т.д.) 3) люминисцентная микроскопия,4) электронная микроскопия, 5)цитология (мазки - отпечатки),6) авторадиография (радиоизотопная метка). Это дает возможность ранней диагностики патологических процессов до появления клинических симптомов.

Структура предмета I часть- общая патологическая анатомия. Изучает наиболее общие закономерности патологических процессов, лежащих в основе любых синдромов и болезней, независимо от причины их возникновения. Общепатологические процессы разнообразны - 1) повреждение (дистрофия, некроз) 2) нарушение кровообращения (инфаркт, тромбоз, эмболия, кровотечение) 3) воспаление 4) регенерация 5) опухолевый рост и т.д.

II часть - частная патологическая анатомия. Изучает закономерности различных заболеваний (их этиологию, патогенез, патологическую анатомию, клинику, осложнения, исходы). Например, такие заболевания как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ревматизм,

Повреждение - нарушение структуры и целостности клетки, ткани, органа.

Повреждение органов начинается на молекулярном или клеточном уровне. В ответ на воздействие повреждающих факторов в клетках развивается процесс адаптации, что позволяет им приспособиться к изменившимся условиям. Однако этот процесс небезграничен, если фактор действует длительно или очень интенсивно, то развивается повреждение клетки, ткани, органа.

Причины повреждения

1. Гипоксия - развивается при уменьшении кровотока (атеросклероз, гипертоническая болезнь),

-Сердечно-сосудистые заболевания (низкая оксигенизация крови),

-Анемии, отравления - снижение способности к транспортировке О,

- Заболевания легких.

2. Физические агенты (травма, охлаждение, гипертермия, ожог, пере- гревание, радиация, электрический шок).

 

3. Химические агенты и лекарства (глюкоза, NaCl, ртуть, мышьяк, гер- бициды, пыль, курение, наркотики).

4. Инфекции - бактерии, вирусы, простейшие, грибы, гельминты.

5. Иммунные реакции (инфекционно-аллергические, аутоиммунные заболевания (СКВ, ревматизм).

6. Генетические нарушения (ферментопатии).

7. Дисбаланс питания (дефицит белка, vit).

Виды повреждений

1. Дистрофия

2. Некроз

Дистрофия - морфологическое выражение нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

Причины дистрофий - нарушение механизмов трофики клеток и тканей 1) расстройства ауторегуляции клеток 2) нарушение транспортных систем (кровь, лимфа, микроциркуляторное русло) 3) растройства инервации, эндокринной регуляции и т.д.

Механизмы дистрофий

1) Инфильтрация - накопление внутри клетки или в ткани веществ, которых там в норме мало или нет вообще (белки, жиры).

2) Декомпозиция - распад ультраструктур,самой клетки или межуточного вещества. Основное условие развития - гипоксия.

3) Извращенный синтез - появление аномального вещества, которого в норме нет (амилоид).

4) Трансформация - превращение продуктов одного вида обмена в другой.

Инфильтрация, декомпозиция - ведущие механизмы развития дистрофий.

Классификация

1. По виду обмена дистрофии подразделяются на:

·* белковые

·* жировые

·* углеводные

·* пигментные

·* минеральные

·* смешанные

2. По отношению к клетке делятся на:

·* паренхиматозные (внутриклеточные)

·* стромально-сосудистые (внеклеточные)

3. По времени возникновения делятся на:

·* врожденные

·* приобретенные

4. По степени обратимости выделяются:

·* обратимые

·* необратимые

5. По степени распространенности бывают:

·* общие

·* местные

Паренхиматозные диспротеинозы - нарушение обмена цитоплазматических белков, находящихся в свободном (ферменты) и связанном (в составе мембран) виде.

Виды: 1. гиалиново-капельная - появление в цитоплазме клеток крупных капель белка типа гиалина (почки, печень).Эта дистрофия необратима, так как приводит к гибели клетки за счет коагуляционного некроза.

Пример: гиалиново-капельная дистрофия эпителия извитых канальцев почки.При повышении проницаемости почечного фильтра развивается протеинурия. Макроскопически почка практически не изменена.

2. Гидропическая дистрофия -появление в калетке вакуолей жидкости. Развивается за счет изменения онкотического давления, что способствует поступлению в клетку воды, она увеличивается в размерах, ядро оттесняется на периферию, развивается баллонная дистрофия. Баллонная дистрофия

 

- необратимый процесс, приводящий к гибели клетки за счет колликвационного некроза.

Пример - печень при вирусном гепатите.

Мезенхимальные диспротеинозы - нарушение обмена веществ в соединительной ткани. К ним относится системная дезорганизация соединительной ткани при ревматизме.

Виды дистрофий:

1) Мукодиное набухание

2) Фибриноидное набухание

3) Фибриноидный некроз

4) Гиалиноз

Названные виды дистрофий являются последовательными стадиями одного процесса.

Мукоидное набухание - поверхностный процесс дезорганизации соединительной ткани. Развившиеся изменения обратимы, при этом происходит набухание коллагенового волокна, разволокнения на фибриллы не происходит. Развиваются следующие изменения:

1) повышается сосудистая проницаемость, что приводит к отеку, выходу низкомолекулярных белков плазмы крови альбуминов, глобулинов.

2) Из состава волокна выходят КМПС, накапливаются в межуточном веществе. Развивается явление метахромазии (извращенной окраски соединительной ткани). Выявляется при действии красителя толуидинового синего, который окрашивает очаг метахромазии в красный цвет (в норме соединительная ткань окрашивается в синий цвет).

2. Фибриноидное набухание- необратимый процесс, глубокая дезорганизация соединительной ткани. Происходит распад волокна на отдельные фибриллы.

Развиваются следующие изменения:

1) дальнейшее повышение сосудистой проницаемост, что способствует пропотеванию крупномолекулярного белка фибриногена и превращение

 

его в фибрин. Гистохимически фибриноген выявляется при помощи ШИК реакции с реактивом Шиффа (ШИК +).

2) КМПС, накопившиеся в межуточном веществе разрушаются, за счет этого волокно распадается. Явление метахромазии исчезает.

3. Фибриноидный некроз - образование гомогенной массы из остатков волокна, пропитанных фибрином.

4. Гиалиноз - дальнейшее превращение белков крови и волокна с формированием белка гиалина, придающего соединительной ткани плотность, гиалин нерастворим.

Системная дезорганизация соединительной ткани лежит в основе развития коллагеновых (ревматических) заболеваний.

Пример: клапаны сердца при ревматическом эндокардите становятся плотными, непрозрачными, молочного цвета.

Различают следующие виды гиалиноза:

сосудов соединительной ткани

общий местный общий местный

Общий гиалиноз сосудов при гипертонической болезни еще называется системным. Он развивается за счет спазма сосуда. При спазме сосуда пережимаются сосуды, питающие сосудистую стенку, развивается ее гипоксия, повышается сосудистая проницаемость, в стенку выходят белки плазмы (плазморрагия), стенка утолщается. Впоследствии за счет ферментативных реакций (коагуляция, преципитация) формируется новый белок гиалин.

Значение в патологии: сосуды становятся плотными, хрупкими, как стеклянные трубочки. Во время гипертонического криза при резком повышении артериального давления возможен разрыв сосуда с развитием кровоизлияния в головной мозг.

Местный гиалиноз сосудов селезенки формируется в норме у пожилых людей, так как селезенка орган депонирования крови.

Общий гиалиноз соединительной ткани развивается в исходе мукоидного и фибриноидного набухания. Местный гиалиноз соединительной тка-

 

ни выявляется в старых рубцах, в дне хронической язвы желудка, в червеобразном отростке при хроническом аппендиците.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ произведения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.