Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления и течение в средневековом исламе

Выделяют 3 основных направлений в ислам: суннизм (большинство мусульман), шиизм и хариджизм. Деление ислама на ортодоксальный (суннизм) и неортодоксальный неосновательно. В христианстве ортодоксальные учения от ересей отделяли решения Вселенских соборов, в исламе такого института не было и нет. В определенные периоды то или иное учение могло оказаться близким к власти.

Раскол ислама начался во время халифата Усмана. Шииты говорили, что халиф должен быть из рода пророка (шиа – партия). Сунна – священное предание. Сунниты говорили, что Аллах доверяет умме из своей среды избрать халифа. В ходе Гражданской войны возникло еще одно направление – хариджизм (вышедшие), которые также были за идею выборности халифа. Т.е. первоначально раскол был связан с политической проблемой наследника власти. В дальнейшем появились и доктринальные различия, на которые оказывали влияние местные религиозные традиции. Калам – исламское богословие.

 

Шиизм:

Распространен в Иране, Ираке, Месопотамии, Азербайджане, Таджикистане. Шиизм исходит из того, что есть семья, род, которая имеет особые права на власть. Эта семья – кровные родственники Али (двоюродный брат Мухаммеда). Постепенно возникли предания, повышающие роль Али в исламе. Развивается традиция, что наследники Али обладают особой харизмой, которая отличает их от других людей и которая дает право на власть. В этом отразилось влияние иранской традиции. Подобная мысль характерна большинству архаических культур. Отсюда идея об особых свойствах имамов (в шиизме имам и халиф понятия одинаковые).

В шиизме вопрос о власти сразу же становился доктринальным, поэтому он не раз раскалывался. Первый раскол произошел при 6 шиитском имаме – Джафар-ас-Садике. Он решил передать имамат в обход старшего сына Исмаила младшему Мусе ал-Казиму. Община раскололась на имамитов и исмаилитов. Имамиты признали правильность передачи власти, а исмаилиты нет. Исмаилиты считали 7 имамом сына Исмаила (т.к. Исмаил умер еще при отце) Мухаммеда.

Имамиты во многом схожи с суннитами кроме как в вопросе о власти. 12 имам загадочно исчез. Имамиты считают, что 12 имам Махди не умер, а ушел, но должен вернуться в преддверии страшного суда, устроив на земле царство ислама. Т.е. идея маншах (мессия у евреев из колена Давида, которые должен установиться царство Израиля). Идея Махди не раз становилась знаменем народных движений.

Исмаилизм значительно далеко уходит от классического ислама. Все религии Книги исходят из того, что данная там истина должна быть возвещена всем. Исмаилизм исходит из того, что есть внешнее учение (совокупность обрядовых норм, предписаний, ритуалов, которые мало отличаются от других мусульманских) и внутреннее учение, доступное немногим. Оно основано на аллегорическом толковании Корана. Исмаилизм основан на теории эманаций. Это гностическая концепция о том, что Всеблагой создавал субстанции из первоматерии. Человеческий материальный мир это одна из эманаций, и он не совершенен, т.к. не имеет всего, чего имела Первосубстанция. Теория эманаций (гностицизм) оказал свое влияние также на иранское манихейство и христианские ереси. Отражение высших сфер деятельности – это деятельность Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Будет 7 пророк. Т.е. также ярко выраженная мессианская идея. Знание – рай, незнание – ад. В соответствии с этим деление на избранных и массу – гностическое деление. Гностицизм в принципе учение эзотерическое, т.е. предназначенное для немногих, замкнутое.

Исмаилизм, в свою очередь, распался на несколько течений. Первый раскол произошел сразу же после смерти Мухаммеда (7 имама). Семеричники (карматы) стали считать Мухаммеда последним имамом, который должен вернуться. Другие признавали имамами его потомков, которые бежали в Сирию и стали скрытыми имамами. С приходом к власти династии Фатимидов (Фатима - дочь пророка, жена Али) это направление стали называть фатимидский исмаилизм.

Фатимидский исмаилизм раскололся на мустилизм и низаризм. Мустализм распространился в Египте и Йемене. Низаризм – более радикальное течение, распространился в Сирии, Ливане, Иране, частично в Ираке. В конце 11в. во время существования империи великих сельджуков центр мусталитов была крепость Аламуд. Основатель государства мусталитов – Хасан Бен-ас-Сабах (прозвище «старец горы»). Он был энергичным проповедником и харизматичным лидером. Акцентировал внимание на положение исмаилизма о том, что Бога можно познать только посредством помощи скрытого имама. Он сам действовал по поручению скрытого имама. Ему удалось захватить крепость Аламуд и другие, создав в государстве сельджуков сеть неподконтрольных территорий. Низариты в политической борьбе стали применять террор. Они убили великого сельджукского визира Низам аль-Мулька в октябре 1092г. Это был энергичный политический деятель, автор «Книги о правлении». Он был суннитом и низариты в его концепцию не вписывались. Низариты убили 3 халифов, видных богословов, 6 великих визиров. Террористические акты нередко были самоубийствами. Марко Поло пишет, что низариты употребляли гашиш. Отсюда их название – хашишейя – гашишники. В французском языке отсюда слово ассасин – наемный убийца. В государстве низаритов существовала строгая иерархия. Это было вплоть до середины 13в., когда сюда пришли монголы. Низариты как политическая сила были уничтожены, но религиозное течение осталось. Низариты бежали в Индию, сблизившись с индуизмом. Коран стал считаться одной из Вед. Агахан – правитель низаритской общины. Карим Агахан IV – современные лидер общины, один из богатейших людей мира, сторонник непричинения зла живому.

Карматы – радикальное течение, часто становилось идеологией народных движений. Важная часть учения кроме эманаций – идея равенства. Карматы создали собственное государство на о. Бахрейн (Персидский залив). Все члены общины владели землей, никто не платил налогов, урожай обрабатывался на государственных землях. 12 человек – лидеры общины, все решения решались сообща. Существование подобного государства было возможным за счет 30 тыс. рабов. Пренебрегали некоторыми обрядами, считая их ширком. Пополняли казну за счет грабежей соседей. 930г. – Карматы во время хаджа ворвались в Мекку, ограбили город, перебили и взяли в плен паломников, ворвались в Каабу, считая это ширком, выломали Священный черный камень, разбили его на 2 части, увезли на Бахрейн, потом продали. Их государство просуществовало около 200 лет.

Хариджизм:

Достаточно радикальное течение. Воевали против Али, Омейядов, Абассидов. Характерно стремление строжайшим образом соблюдать все ритуалы и обряды. Идея о том, что все вероотступники заслуживают смерти. Святое дело убивать незаконных халифов (так погиб Али). Уравнительность в социальной сфере.

Хариджиты делятся на изракитов и ибадитов. Изракиты практикуют в виде инициации убийство человек, считают, что вероотступники достойны смерти, включая женщин и детей. Их террористическая деятельность распространялась в основном на других мусульман. В итоге Изракиты исчезли, ибадиты существуют в Алжире и Ливии.

Суннизм:

Это конгломерат разных учений в рамках суннитского калама. Калам (теоретическое рассуждение об откровении) берет начало с мутазилизма. Это и отправная точка шариата – права, основанного на Коране. Мутазилизм это попытка рационализировать ислам. Некоторые мутазилиты даже говорили о свободе воли, что для ислама нетипично. Власть халифа в мутазилизме имеет светский характер. По отношению к Корану в исламском мире существует 2 основных точки зрения: существует вечно как один из атрибутов Аллаха; Коран рукотворен. Второе мнение – мнение мутазилитов. Мутазилизм – важнейший фактор в освоении исламским миром древнегреческого наследия, особенно философии (фальсафа). Сначала мутазилитов преследовали, потом они стали идеологией, близкой к власти.

Другое течение суннизма – ханбализм. Возник как реакция на Мутазилизм. Основатель – ибн Ханбал, середина 9в. Мутазилиты пытались обновить ислам. Ханбалитам это казалось уходом от веры. В калане они видели ложное умствование, искажение Корана и Сунны. Ханбалиты были консервативно настроенными членами уммы. Ваххабизм вырос из ханбализма.

Суфизм:

Этимология слова до конца непонятна. На рубеже 19-20 вв. искали греческие или индийские корни (София – мудрость, а в индии суфизм получил большое распространение). Принято все-таки считать, что суфизм возник чисто на арабской почве и уже потом подвергся греческому и индийскому влиянию. От арабского «суф» – шерстяная накидка (ее носили дервиши) или «сафа» – чистый.

Пророк вроде бы плохо относился к монашеству. Но в исламе прототипом монашества стал суфизм. Первоначально суфии – проповедники-одиночки, дервиши, которые непривычно себя вели. Это было связано с центральной идеей суфизм – идея познания Бога через личное общение, это мистическое учение ислама. У суфиев на месте 5-кратных молитв постоянный мистический транс.

Суфизм способствовал развитию исламской культуры (Омар Хайям был суфием), в том числе музыкальной культуры (связано с идеей транса). Зикр – танец, через который открывается Бог. Суфиев сначала преследовали. Некоторые суфии даже говорили об отождествлении Я и Аллаха при слиянии человека с Богом. Но постепенно суфизм становился влиятельной частью ислама. Возникают суфистские ордена с жесткой организацией. Мюриды (рядовые члены) подчинены шейхам (главы). Сегодня суфизм очень влиятельное в политическом смысле течение.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индия. Делийский султанат | Халифат Абассидов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.