Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческий акт




В принципе творческий процесс у человека в любом виде деятельности непрерывен. Но внешне он оказывается прерывистым, дискретным: продукция выдается отдельными произведениями. Это позволяет нам работу над отдельным произведением взять за единицу наблюдения творческого процесса, определив ее как творческий акт.

Мы уже знаем: начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией.

Творческий акт в журналистике стадиален: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. Внешне их относительная самостоятельность очевидна. Нередко она даже подтверждается командировочным удостоверением, уносящим журналиста на определенное время в определенную точку пространства, где и разворачивается его работа по добыче данных, на основе которых в ходе следующей стадии творческого акта он создаст свой материал.

В Соединенных Штатах Америки эта особенность творческого процесса в журналистике вылилась во многих средствах массовой информации в специализацию профессиональных обязанностей и кооперацию труда: добыча информации стала делом ньюсмейкеров, а создание текста – делом райтеров. Есть опыт такой специализации и в отечественной печати, однако широкого распространения он не получил.

Начальная стадия творческого акта в журналистике по своему объему задач, по сложности условий представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности, предназначенного для обнародования.

Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы. Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц.

Когда-то на языке практики это все называлось сбором фактов. Иногда это можно и сейчас услышать, но познавательная деятельность в журналистике – сложный процесс, который отнюдь не сводится к простому сбору фактов. Факты связаны с объективным миром гораздо большим числом отношений, взаимосвязей, чем нам удается отразить. Поэтому истинные задачи журналиста по отношению к фактам описываются вовсе не словом «собрать».

Журналист должен:

во-первых, установить факт, то есть выявить, где, когда и при каких обстоятельствах он себя обнаружил,

во-вторых, журналист должен определить существенные связи этого факта (прежде всего, причинно-следственные), то есть понять, чем вызвано его появление и как он может сказаться на положении дел,

в-третьих, журналист должен разглядеть те особенности факта, те его детали, которые помогут превратить его в структурный элемент будущего текста, в средство для выражения информации.

Условия освоения жизни у нас специфичны: начнем с того, что действует журналист в одиночку, а процесс познания часто начинается при недостаточном уровне компетентности, идет на чужой территории, непродолжителен по времени, а главное, – неотделим от общения, сопряжен с активным эмоциональным переживанием ситуации.

Речь идет об эмоциональном напряжении особого свойства: журналист оказывается в поле взаимоотношений различных людей, в поле их разнонаправленных чувств, он невольно включается в эти отношения сам, и тут эмоции начинают играть двоякую роль. С одной стороны, они очень активизируют мозг и тем самым как будто бы помогают познавательному процессу. Но в то же время они и осложняют его: в силу своей способности восполнять дефицит информации путем экстренного замещения ее они могут дезориентировать, толкнуть на ошибочный путь. Представляете, сколько сил должен тратить журналист на то, чтобы неусыпно контролировать качество своих выводов и оценок, проверять каждое свое заключение.

В журналистике существует несколько вариантов познавательного процесса, и они существенно отличаются друг от друга по объему задач, у них разные целевые установки, поскольку призваны обеспечить разную меру постижения действительности – именно ту, которая предполагается назначением данной жанровой разновидности творчества.

Поэтому познавательная деятельность журналиста обрела три формы, значительно отличающиеся друг от друга по объему задач и конкретному их составу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.