КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Машиностроительный комплекс и его структура
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Тема № 2
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности индустриально развитой страны. Именно ее состояние отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности страны, в том числе и России. Современный машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей промышленности, специализирующихся на выпуске средств производства, транспортных средств, предметов потребления длительного пользования, а также различной оборонной продукции. Главная задача машиностроения – обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами, оборудованием, аппаратами, приборами и различного рода механизмами с целью повышения их технического уровня, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, развития науки и культуры, а также повышения качества предоставления услуг и уровня обслуживания. Современное машиностроение многопрофильно, оно включает в себя несколько крупных отраслей и больше сотни специализированных подотраслей и производств, является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Предприятия машиностроительного комплекса условно можно разделить на несколько групп: - инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которого определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического, строительного и транспортного комплексов; - тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и легкой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения; - точное машиностроение (электротехника, приборостроение, станкостроение) – наукоемкие подотрасли, которые развиваются вслед за потребностями всех остальных отраслей промышленности, включая и само машиностроение; - автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности бизнеса, некоммерческих организаций и исполнительных органов власти (производство грузовых автомобилей и автобусов); - предприятия оборонного профиля, производящие машиностроительную продукцию для нужд Министерства обороны или Рособоронэкспорта; В развитых странах машиностроение в последние годы стало рассматриваться как инфраструктурная, то есть обеспечивающая отрасль. Одновременно с этим, объемы выпуска продукции данной отрасли достигают значительной доли от общепромышленного выпуска. Такая тенденция приводит к тому, что в передовых странах обновляемость оборудования составляет от 7 до10 лет. В конечном итоге это приводит к существенным прогрессивным изменениям в технико-технологическом развитии предприятий. По оценкам специалистов, в развитых странах на долю этой отрасли приходится более трети (30–50 %) общего объема промышленной продукции. Машиностроительный же комплекс России производит лишь 21 % промышленной продукции. Современное состояние отечественного машиностроения специалистами оценивается как тяжелое, несмотря на некоторый экономический рост в последние годы. Как уже было отмечено, доля машиностроения в валовом внутреннем продукте России невелика, причем изношенность основных производственных фондов по отрасли составляет более 50%, а средний срок службы оборудования, используемого на машиностроительных предприятиях, более 20 лет. Исходя из этого, основные проблемы предприятий машиностроительной отрасли тесно взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга существенное влияние, а именно: - устаревшее оборудование не позволяет производить продукцию высокого качества, в итоге не обеспечивается достаточная конкурентоспособность продукции отрасли на внутреннем и, тем более, на внешнем рынке; - снижение конкурентоспособности приводит к потере выгодных контрактов, повышению доли заказов на импортную продукцию, что обусловливает недостаточность инвестиционных средств для обновления оборудования. В этой ситуации необходим продуманный комплекс мер по совершенствованию промышленной политики государства. И в последние годы наблюдается значительная активизация попыток сохранить отечественное машиностроение. Так стали формироваться стратегии развития по отдельным отраслям промышленности. Например: - Концепции развития станкоинструментальной промышленности России на время до 2010 года»; - «Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015» и т.п. Были образованы: - Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России», - Госкорпорация «Российские технологии» Деятельность данных организаций направлена на: - создание на базе отечественного машиностроительного комплекса конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики России; - отстаивания интересов отечественного машиностроительного комплекса в органах государственной власти РФ, институтах гражданского общества, а также на международной арене; - участие в формировании стратегии опережающего развития машиностроительной отрасли России и формировании механизмов активной государственной политики по модернизации и развитию национального машиностроительного комплекса на уровне, обеспечивающем лидирующие позиции в мире.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |