Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стадии психического развития




Возрастная медицинская психология.

Тема №8

 

Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью и их закономерным характером.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

К основным фактора м, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.

 

В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

Период Возраст
Младенчество 0-1
Раннее детство 1-3
Дошкольный период 3-7
Младший школьный период 7-11
Подростковый период 11-15
Юность: ранняя поздняя   15-18 18-21
Молодость 21-35
Средняя взрослость 35-50
Мудрость 50-60
Пожилой возраст 60-75
Преклонный возраст (старость) 75-90
Долгожители Старше 90

 

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит

Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису.

Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически». Раскрыть психологическую сущность кризиса – значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

 

Возраст Ведущая деятельность Новообразования
до 1 года Эмоциональное общение с ухаживающими взрослыми (матерью) «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная реакция на ласковое обращение). Формируется потребность в общении с другими людьми  
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-действенное мышление  
3-7 лет Сюжетно-ролевая игра   Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оцениваемой деятельности. Готовность к школьному обучению
7- 11 лет Учебная деятельность   Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование самооценки  
11-15 лет Общественно-полезная деятельность   Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственности, товарищества. Половое влечение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутверждением  
15-21 год Профессионально-учебная деятельность   Самоопределение. Мировоззрение, открытие своего внутреннего мира, профессиональные интересы, мечты и идеалы  
Старше 21 года Трудовая деятельность   Профессиональные навыки, реализация творческого потенциала. Уверенность, целеустремленность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.