КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные правовые проблемы Интернета в нашей стране и за рубежом
До недавнего времени в законодательстве Соединенных Штатов Америки в области Интернета действовали две основные правовые нормы, принятые в 1996 г. («Теlecommunications Act of 1996» как дополнения к федеральному закону «Communications Act of 1934» в виде нового параграфа 230 «Охрана личного блокирования и защита от оскорбительных материалов») и касающиеся содержания информационных ресурсов в Интернете. Первая норма определяет, что ни провайдер, ни пользователь интерактивной компьютерной услуги не несут ответственности за содержание информации, публикуемой другим провайдером. Вторая норма снимает с провайдера всякую ответственность за действия по ограничению доступа к информации, которую он расценивает как оскорбительную, лживую, пропагандирующую насилие и т.п., а также за действия по распространению средств, предназначенных для осуществления этих действий. Несмотря на то что подобные подходы были весьма либеральными, общественная реакция оказалась неоднозначной и эти нормы поначалу были расценены как вмешательство в «суверенитет» пользователей Интернета. Существенным комплексом нормативных документов, оказывающих решающее влияние на правовые нормы европейских стран в области Интернета, являются нормативные документы Европарламента и Совета Европы. Среди этих документов необходимо выделить Директиву «Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации», проект Директивы «О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке». Эти документы составляют основу европейской законодательной базы в области Интернета с позиций обмена информацией и электронной коммерции. Первая директива посвящена отношениям между поставщиками услуг в общедоступной телекоммуникационной сети и конечными пользователями этих услуг. Основные вопросы, рассмотренные в ней: Безопасность. На поставщика услуги возлагается обязанность по обеспечению информационной безопасности своих услуг, если требуется, во взаимодействии с владельцем общедоступной телекоммуникационной сети. Конфиденциальность телекоммуникационной связи. Перечень данных, относящихся к потребителю и оказываемой ему услуге (номер и идентификатор его компьютерной станции, адрес, номер контракта, информация о контактах с поставщиком услуги, платежах и т.п.), условия их использования и хранения поставщиком услуг, а также обязанности поставщика услуг по уничтожению данных. Права потребителя (пользователя общедоступной телекоммуникационной сети) по отношению к своим персональным данным, которые размещаются в электронных или печатных справочниках, предназначенных для общего пользования. Вторым наиболее значимым прецедентом в иностранном законодательстве, регулирующем область Интернета, явился германский «Мультимедийный закон». В отличие от американского подхода германские законодатели возлагают на провайдеров услуг ответственность за содержание, предоставляемое третьей стороной, если они осведомлены об этом содержании и блокирование его технически возможно и обоснованно. Здесь в императивной форме провайдеру предписывается обязанность по блокировке «незаконной» информации. Закон также возлагает на провайдера услуг ответственность за содержание «собственной» информации, которую они предоставляют для использования. Закон освобождает провайдеров услуг от ответственности за содержание, предоставляемое третьей стороной, только в том случае, если они обеспечивают только доступ к информации. Кроме США и Германии, вопросы регулирования Интернета решаются во многих национальных законодательствах. Аргентина, Канада, Колумбия, Дания, Италия, Люксембург, Малайзия, Южная Корея, Австралия, Сингапур приняли соответствующие законы или подготовили свои законопроекты в этой области. Подобно законодательным системам других государств российское законодательство в области Интернета находится на самом начальном этапе развития. Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано. К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области, многие специалисты относят: определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета; обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного; определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы; определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена; предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения; действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете; защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете; создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации; обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей; обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета. В последнее время предприняты попытки законодательно урегулировать некоторые из названных проблем. Так, одной из серьезнейших проблем сегодня является спам – массовая незапрашиваемая рассылка, как правило, рекламного характера. Именно из-за своей массовости спам наносит такой огромный ущерб мировой экономике вообще и каждому пользователю в частности. Различные источники называют разные цифры, показывающие, сколько времени тратит пользователь на обработку (прочтение, уверенное определение и удаление) одного спамерского письма – от 4 до 84 секунд. Но не стоит забывать, что не только из потери рабочего времени состоит ущерб от спама. В итоговую цифру следует добавить расходы на трафик, аппаратное и программное обеспечение, которое обрабатывает спам-трафик, заработную плату администраторов, а также такие трудно подсчитываемые параметры, как упущенная выгода и риск заражения вирусом (не секрет, что вместе со спам-рассылками рассылаются и вредоносные программы). Массовые рекламные рассылки по электронной почте (спам) во всем мире стали достаточно большой проблемой и для получателей, и для интернет-провайдеров. С ним начали бороться, причем борьба идет на двух направлениях – техническом и правовом. Технические методы борьбы, например фильтрация корреспонденции специальными программами, стали достаточно эффективными. Однако фильтрация может оградить получателя от части приходящих незапрошенных сообщений, но не может бороться с явлением как таковым. В США первыми поняли, что проблему спама нельзя решить без принятия законов, устанавливающих четкие правила для направления рекламных сообщений по электронной почте. Первым штатом, принявшим законодательство по ограничению спама, стала Невада. Еще в июле 1997 г. в Неваде был принят закон, в соответствии с которым было ограничено направление незапрошенных коммерческих электронных писем. После введения закона в действие такие письма должны были содержать в начале строки «предмет» – указание на рекламный характер сообщения путем включения букв слова «ADVERTISEMENT» (реклама) или сокращения «ADV». Кроме того, такие сообщения должны были включать имя отправителя, его почтовый и электронный адреса, а также инструкции о том, как можно отказаться от дальнейшего получения от отправителя таких писем. Законом была запрещена фальсификация электронного адреса отправителя, а также запрещено любое программное обеспечение, разработанное для такой фальсификации. В течение последующих 5 лет аналогичные законы были приняты почти во всех штатах. Общими чертами всех законов было соблюдение принципа optout или «отписки», т.е. письма могли направляться, но должны были содержать инструкции о том, как получатель может отказаться от дальнейшего получения таких писем. В некоторых штатах установлена уголовная ответственность за грубые нарушения закона об ограничении спама, например в Калифорнии, Колорадо, Луизиане. В ряде штатов получателям таких сообщений предоставлена возможность требовать у отправителя суммы за каждое поступившее сообщение, нарушающее закон. Суммы разнятся от 10 долларов за полученное сообщение в Айове, Неваде и Северной Каролине до 1000 долларов в Калифорнии. Вместе с тем нарастание проблемы спама привело к необходимости принятия федерального закона, ограничивающего такие рассылки. Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing Act (Закон об ограничении рассылки незапрошенных порнографических и маркетинговых сообщений) был принят в 2003 г. Закон получил сокращенное название CAN-SPAM Act of 2003, что может быть переведено как Закон о запрете спама. Закон о запрете спама устанавливает, что письмо может быть направлено получателю без его предварительного разрешения, однако должно содержать инструкции об отказе от дальнейшего получения незапрошенных сообщений и адрес отправителя. Кроме того, незапрошенные сообщения должны быть помечены специальным образом, чтобы фильтры могли отсеивать такую корреспонденцию. Законом запрещено указывать в поле «предмет» сведения, которые могут вводить в заблуждение о характере полученного письма. Максимальным наказанием за указанные нарушения в некоторых случаях может быть лишение свободы на срок до 5 лет и штраф. Законом предусмотрена возможность обращения в суд получателей с требованием об уплате 250 долларов США за каждое полученное письмо, отправленное с нарушениями закона. Право на обращение в суд имеют также провайдеры и прокурор. Максимальный размер требования не может превышать 2 млн долларов США, однако суд может увеличить сумму требования в три раза, если установит, что нарушитель действовал умышленно или при рассылке совершил несколько нарушений закона. Помимо этого с нарушителя могут быть взысканы судебные расходы, включая расходы на адвоката, что может составлять очень значительную сумму. Законодательство стран Европы развивалось несколько иным путем, в частности принцип предварительного согласия исторически получил гораздо большее распространение, чем в США. В Австрии запрещена рассылка электронных сообщений без предварительного согласия потребителей. В отношении остальных получателей такая рассылка разрешена, если в сообщении указана процедура «отписки». Указанная норма распространяется не только на электронную почту, но и на SMS-сообщения. В Бельгии рассылка рекламы посредством электронных сообщений не разрешена в адрес третьих лиц, а в тексте рекламного сообщения должна содержаться процедура «отписки». В Дании запрещена реклама путем направления массовых рассылок. В Норвегии с 2003 г. разрешена рассылка рекламы по электронной почте и посредством SMS-сообщений только с предварительного согласия получателей. В Финляндии обязательно предварительное согласие физического лица на получение рекламной информации. Направление рекламной информации юридическим лицам возможно без их предварительного согласия, но с возможностью «отписки». Другие страны также разрабатывают законодательство, направленное на ограничение спама, причем в законопроекты включается принцип предварительного согласия получателей на получение. В частности, такие законопроекты разработаны в Великобритании и Испании. Европейский Союз принял несколько директив, связанных с телекоммуникациями и электронной коммерцией. С рассматриваемой проблемой наиболее тесным образом связана Директива 2002/58/ЕС от 12 июля 2002 г. относительно хранения персональных данных и сохранения тайны переписки в электронных коммуникациях. Директивой прямо предусмотрена необходимость получения предварительного согласия получателя до направления сообщения рекламного характера посредством электронного сообщения, будь то аппаратура автоматического дозванивания, факс, электронная почта или SMS. Вместе с тем Директива разрешает направление коммерческих предложений лицам, с которыми ранее сложились деловые отношения. В этом случае допускается направление предложений по товарам и услугам, аналогичным тем, которые предоставлялись ранее, но право на отправку таких сообщений имеет только то лицо, которое уже предоставляло такие товары или услуги. Первым законодательным шагом в борьбе с данным, безусловно, вредным явлением в России стало принятие нового Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». С момента вступления Закона в силу с 1 июля 2006 г., распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе»). Кроме того, ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). Реклама, не соответствующая вышеуказанным требованиям, является ненадлежащей. По общему правилу лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда (ч. 2 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
3.4.2. Концепция «электронного государства»: зарубежный опыт На сегодняшний день государственные проекты и программы типа e-Country, к которым относится и федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», существуют и реализуются на тех или иных этапах практически во всех странах. Одним из направлений данных программ является создание «электронного правительства» (e-Government). Электронное правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Во многих странах «электронное правительство» только создается, а в некоторых странах оно давно и успешно функционирует. Так, активно реализуют проекты «электронного правительства» в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Сингапуре и других странах. С начала 2000 г. к реализации такого проекта приступили правительства Японии, Дубай и Катар. Однако сегодня «электронное правительство», за редким исключением, пока еще не стало реальностью. Появляется все больше примеров «правительства он-лайн» (government on-line), которое, по своей сути, не тождественно «электронному правительству». «Правительство он-лайн» представляет собой статичные сайты правительственных структур, которые редко содержат что-либо помимо общей информации о работе данной правительственной структуры и контактных телефонов. Самые продвинутые из них предлагают гражданам небольшое количество электронных операций, например оплату налогов. Среди специалистов существуют различные точки зрения на содержание понятия «электронное правительство». Рассмотрим лишь некоторые из толкований этого термина. Так, «электронное правительство» определяется следующим образом: · организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов; · информационные технологии в государственном управлении; · автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличению открытости и прозрачности деятельности органов управления; · использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий. По мнению некоторых специалистов, данные определения представляют «электронное правительство» скорее как способ модернизации уже существующих структур и услуг, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. С этой точки зрения такой подход неверен, поскольку в первую очередь он экономически неоправдан. «Электронное правительство» как обеспечение государственных структур современными информационными технологиями, реализующими традиционные услуги, означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде офф-лайновой (off-line) деятельности. Но существует и другой подход. Во многих странах, в первую очередь в США и Великобритании, «электронное правительство» рассматривается скорее как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом. Рассмотрим основные положения концепции «электронного правительства» на примере зарубежного опыта. В общественной жизни любой страны существует три основных субъекта – государственные органы, граждане и коммерческие организации. Поэтому в идеале «электронное правительство» должно состоять из трех основных модулей: услуги (сервисы) для граждан; услуги для учреждений и организаций; услуги для государственных органов. «Электронное правительство» содержит он-лайновые сервисы для граждан и организаций на едином портале, электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах, общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат, часто – закрытую специализированную информационную сеть для внутриправительственных трансакций (например, Govnet), разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных, цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты, другие средства санкционирования доступа к информации и операций с ней. Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений «электронного правительства» называют следующие. Возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений. Так, например, в случае, когда правительственная структура собирается внести изменения в процедуру предоставления определенной услуги, она сможет разместить информацию о предполагаемых изменениях своей политики на своем сайте в сети Интернет и предложить заинтересованным лицам высказать свое мнение по поводу этой услуги и предлагаемой новой политики. Полученные отклики могут затем быть использованы для усовершенствования этой политики. Повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями гражданам. Реализация правительственных услуг через Интернет позволит гражданам воспользоваться ими не выходя из дома. Это повысит гибкость, скорость и доступность правительственных услуг, а также, возможно, снизит их себестоимость. Возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом. Например, в результате аварии человеку требуется связаться с несколькими различными государственными организациями и в каждой изложить свою ситуацию и нужды. Если бы у всех этих организаций была возможность обмениваться информацией и интегрировать свои услуги, человеку пришлось бы проделывать все требуемые процедуры всего один раз. Повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Если сделать эту информацию обо всех существующих правилах и нормативах доступной в Интернет, люди получат больше возможностей заниматься любой деятельностью, как личной, так и профессиональной, безопасно и в рамках законов. Естественно, реализация такой масштабной концепции связана с преодолением многих трудностей. Для того чтобы стимулировать участие граждан в управлении государством, при разработке способов использования информационных и коммуникационных технологий необходимо учесть следующие моменты. Возможность разделения населения на тех, кто обладает навыками и инструментами для использования новых технологий, и тех, у кого их нет. Если граждане не вооружены и не владеют техникой, то они вряд ли смогут воздействовать каким-либо образом на «электронное правительство». «Электронное правительство» должно объединять людей, а не разъединять их. Поэтому «электронное правительство» следует организовать таким образом, чтобы, с одной стороны, были сохранены привычные способы доступа к правительственным услугам для тех, кто в них нуждается, а с другой – были созданы места общественного доступа в Интернет и работали программы образования, задача которых помочь гражданам освоить новые технологии. Есть опасения, что правительство получит слишком много информации о гражданах и сможет ею злоупотреблять. Чтобы исключить такую возможность, правительство должно принять законы, защищающие частную жизнь, и создать систему безопасности обмена персональной информацией между государственными организациями. Каковы же базовые государственные услуги, которые должны предоставляться гражданам, коммерческим организациям в режиме он-лайн? На заседании рабочей группы по разделу «Электронное правительство» 15 декабря 2000 г. было принято решение о том, что государства – члены ЕС должны представить списки из 25 основных государственных услуг, оказываемых гражданам и предприятиям. На основе полученной информации и обсуждений на заседании группы 12 февраля 2001 г. был предложен перечень из 20 базовых государственных услуг, 12 – для граждан и 8 – для предприятий. Ранжирование этих услуг в списке по их важности не проводилось. Государственные услуги для граждан: 1. Подоходные налоги: декларация, извещение о проверке 2. Услуги по поиску работы агентствами занятости 3. Пособия по социальному обеспечению (3 из следующих 4): - пособия по безработице - пособия на детей - медицинские расходы (возмещение или прямые расчеты) - студенческие гранты 4. Личная документация (паспорт и водительские права) 5. Регистрация транспортного средства (нового, подержанно-го, импортированного) 6. Заявление на разрешение строительства 7. Заявление в полицию (например, в случае кражи) 8. Общественные библиотеки (наличие каталогов, инструменты поиска) 9. Свидетельства (о рождении и регистрации брака): запрос и доставка 10. Поступление в высшие учебные заведения / университеты 11. Объявление о переезде (изменения адреса) 12. Услуги, связанные со здравоохранением (интерактивные консультации по наличию услуг в различных ЛПУ; запись на прием). Государственные услуги для организаций: 1. Социальные взносы на работников 2. Корпоративные налоги: декларация, извещение 3. НДС: заявление, извещение 4. Регистрация новой компании 5. Подача данных в статистические бюро 6. Таможенная декларация 7. Разрешения от экологических служб (включая отчетность) 8. Закупки для государственных нужд. Еще раз отметим, что главное в «электронном правительстве» – прозрачность государственного управления, контроль над исполнительной дисциплиной и над принимаемыми решениями. Естественно, прозрачность государственного управления не достигается простым подключением к сети Интернет. Основой для перестройки государственного управления, для создания и функционирования «электронного правительства» является изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике и многое другое. Изменения должны затронуть и избирательную систему, принципы законодательной деятельности, схемы осуществления контроля и ответственности всех ветвей власти перед гражданами, их объединениями и бизнесом. Но основой для подобных преобразований, в том числе и в деятельности государственных и правительственных структур, является готовность граждан использовать возможности информационных технологий, оценить их преимущества, находить новые применения непосредственно для своей жизни, бизнеса, общественной, научной деятельности, обучения и т.п. Если говорить о результатах, которых зарубежные страны добились в деле создания «электронного государства» и «электронного правительства»1, то следует отметить, что начиная с 2001 г. Канада прочно удерживает первое место. Чуть отстает от лидера Сингапур, а за ним следуют США.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |