Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №5. Основы гражданского права

Правительство Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. В Совет Федерациивходят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ избирается на срок его полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Избираются они по различным системам. Одна половина палаты, т. е. 225 депутатов Государственной Думы, избирается по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам — мажоритарная система. Другая половина палаты, т. е. также 225 депутатов, избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, — пропорциональная система.

Первые выборы в Государственную Думу проводились 12 декабря 1995 г. на основании специального Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В настоящее время законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»(необходимо эти законы смотреть в последней редакции), другие федеральные законы.

Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.

Выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято, не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие 25% избирателей.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федераций образуются 225 одномандатных избирательных округов на основании представленных в Центральную избирательную комиссию исполнительными органами государственной власти субъектов РФ данных о числе избирателей.

Одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований:

— должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей, Отклонение в отдаленных местностях может быть не более 15%;

— не допускается образование округа из территорий двух и более субъектов РФ;

— на территории каждого субъекта должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;

— в пределах территории субъекта РФ не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, анклавных для субъекта РФ, муниципального образования, иной административно-территориальной единицы.

Для проведения голосования и подсчета голосов Избирателей образуются избирательные участки. При образовании участков должны быть соблюдены следующие требования:

— на территории каждого избирательного участка может быть зарегистрировано не более 3000 избирателей;

— недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе федерального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком.

Избирательные блоки образуются добровольно на период проведения выборов депутатов Государственной Думы из двух или трех политических партий. Избирательным блоком также может быть добровольный союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем двумя или одним общероссийским общественным объединением, созданным в форме общественной организации или общественного движения, устав которого предусматривает участие в выборах. Избирательные блоки регистрируются в Центральной избирательной комиссии.

Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотировки на выборах по федеральному избирательному округу выдвигается политической партией на съезде. Решение об этом принимается тайным голосованием. Общее число кандидатов не должно превышать 270 человек.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

После получения от Центральной избирательной комиссии заверенных копий федерального списка выдвинутых кандидатов начинается сбор подписей в их поддержку. В одномандатных избирательных округах в поддержку каждого кандидата обходимо получить не менее одного процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе нее 100 тыс: избирателей — не менее 1000 подписей. Политическая партия или избирательный блок выдвинувшие федеральный список кандидатур, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тыс. подписей избирателей: При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тыс. из необходим для регистрации количества подписей. В случае проведения досрочных выборов указанное количество подписей сокращается наполовину.

После регистрации все кандидаты приобретают права, необходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатно пользуются портом и др.). Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и прекращаете в 00:00 часов по местному времени за сутки до дня голосован. В день голосования и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы производятся за счет средств федерального бюджета. Кандидаты в депутаты, политические партии и избирательные блоки формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Подсчет голосов производит участковая избирательная миссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию и так — вплоть до Центральной избирательной комиссии, коп рая устанавливает и объявляет о результатах выборов.

Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

 

Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим, единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы в следующие сроки:

— не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;

— не позднее двух недель после отставки Правительства РФ;

— в течение недели со дня отклонения внесенной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы.

Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерация — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами, постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство само подает в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом;

— Президент самостоятельно отправляет Правительство в отставку;

— Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ;

— Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы.

В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

5. Судебная система Российской Федерации.

Под судебной системой Российской Федерации понимается совокупность всех судов России. Судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закрепил единство судебной системы, которое обеспечивается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией и федеральным конституционным законом;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Конституционный Суд РФ был учрежден решением Съезда народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 г. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В СССР подобного рода институтов не было.

Порядок организации и деятельности Конституционного Суда РФ определен Федеральным конституционным законом от 24 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на второй срок не допускается.

Конституционный Суд РФ из своего" состава сроком на три года избирает Председателя, заместителя и судью-секретаря Конституционного Суда.

Основные задачи Конституционного Суда РФ заключаются в защите конституционного строя; защите основных прав и свобод человека; поддержании верховенства и прямого действия Конституции.

Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Полномочия Конституционного Суда можно свести в несколько групп.

1. Дача заключений о соответствии Конституции РФ:

— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

— не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

2. Разрешение споров о компетенций:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Наряду с. Конституционным Судом РФ существуют конституционные суды республик в составе Российское Федерации и уставные суды других субъектов РФ, которые являются судами субъектов РФ и призваны обеспечить контроль за соблюдением конституций республик, уставов краев и областей. Однако эти суды не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий — уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в Уголовном кодексе РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела об административных правонарушениях.

Система судов общей юрисдикции представляет собой единую систему, построенную по принципу звеньев и инстанций. Звено судебной системы — определенное законом положение суда в системе судов, его компетенция (подсудность и т. п.). Инстанция — это процессуальные полномочия суда того или иного звена судебной системы. В этом значении различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанции. Например, областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях,, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой; инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным Конституционным законом.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности судов этого звена устанавливаются федеральным конституционным законом.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Военные суды относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды в Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Порядок организации и деятельности арбитражных судов определен Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

ВысшийАрбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума; Президиума; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникших из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

Арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) рассматривают дела по первой инстанции, пересматривают в апелляционном порядке дела, рассмотренные ими в первой инстанции.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика органов государственной власти | Объекты гражданских правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.