Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории управления о роли человека в организации

Тема 1. Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента

Формирование науки управления персоналом про­изошло более ста лет назад в самом начале периода промышлен­ной революции. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке организации управления, психологии, социологии, конф­ликтологии, этики, экономики труда, трудового права, полити­ки и других наук. За столетие роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий.

 

Таблица 1.1 Теории управления о роли человека в организации

Наимено­вание теорий Постулаты теорий Задачи руководителей организации Ожидаемые результаты
Классичес­кие теории Труд не прино­сит индивидам удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, чем то, что они зарабатывают, делая это. Стро­гий контроль и наблюдение за подчинен­ными. Разработка простых процедур труда. Индивиды могут перенести свой труд при соответствую­щей заработной плате. Если задачи бу­дут упрощены и если индивиды будут строго контроли­роваться.
Теории человечес­ких отношений Индивиды стремятся быть полезными и зна­чимыми. Эти потребности являются более важны­ми, чем деньги, в побуждении и мотивиро­ванности к труду Необходимо сделать так, что­бы каждый чувствовал себя полезным и нужным, хорошо информировать подчиненных о планах, учитывать их предложения по улучшению планов. Предоставлять им возможность самостоятельности и личный самоконтроль над исполнением рутинных операций Факт обмена информацией позволяет руководителю удов­летворить основные потребности по вза­имодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости.
Теории человечес­ких ресурсов Труд приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей. Индивиды способны к самосто­ятельности и к личному самоконтролю. Руководитель должен создать обстановку, в которой человек может максимально про­явить свои способности. Факт расширения самостоя­тельности и самоконтроля у под­чиненных повлечет прямое повышение эффективности производ­ства.

 

В настоящее время службы управления персоналом органи­заций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой порой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и мышления, расширении гарантий занятости трудовых ресурсов.

Таблица 1.2. Характеристика этапов развития управления персоналом в организациях

Период Основной объект управления Доминирующие потребности персонала Ведущие направления управления персоналом
Дэ1900г. Технология произ­водства Интересы персонала практи­чески не учитывались Поддержание дисциплины труда
1900-1910 гг. Безопасность и усло­вия труда персонала Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы Обеспечение безопасных условий, организация труда
1910-1920гг. Эффективность про­изводства Повышение заработков на ос­нове более высокой произво­дительности Мотивация и обучение, сти­мулирование высокой про­изводительности
1920-1930 гг. Индивидуальные особенности работников Учет индивидуальных осо­бенностей при проектиро­вании работ Разработка психологических тестов, опросы, учет предло­жений работников при про­ектировании работ
1930-1940 гг. Профсоюзы, соци­альное партнерство Сглаживание глубоких проти­воречий между работниками и работодателями Организация взаимодей­ствия и сотрудничества на производстве
1940-1950 гг. Экономические гарантии и социальная поддержка Гарантии экономической и социальной безопасности Организация пенсионного обеспечения
1950-1960 гг. Человеческие отно­шения Возможность проявления инициативы, развитие само­дисциплины Подготовка управленческо­го персонала с учетом изме­нения его роли в организа­ции
1960-1970 гг. Сотрудничество, развитие и углубле­ние партнерства Расширение участия в обсуж­дении и принятии управ­ленческих решений Отработка процедур совмес­тного участия в управлении, разделение ответственности
1970-1980 гг. Перемена труда Устранение монотон­ности и однообразия в работе Чередование работ, развитие коллективных форм орга­низации труда
1980-1990гг. Движение персонала Надежная гарантия занятости в период экономического спада Перераспределение рабо­чей силы, переподготовка, содействие в поисках работы
1990-2000 гг. Кардинальные из­менения в составе рабочей силы, де­фицит квалифици­рованного персонала Расширение возможностей для адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства Стратегическое управление и планирование трудовых ресурсов, расширение га­рантий занятости, создание гибких форм вознаграждений, уча­стие в доходах и капитале
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура транкинговых сетей | Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.