КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская философия XIX – нач. XX века
В. Ленин Философия Г. Плеханова Русский марксизм. Г. Плеханов, В. Ленин
Одним из учеников Маркса, Энгельса является Г. Плеханов. «Вопросы о развитии монистического взгляда на историю» «О монистическом понимании истории» «Вопросы о роли личности в истории» Так, например, в своих работах Г. Плеханов предложил классификацию движущих сил, факторов исторического развития: - общие причины - особенные - единичные Общие: развитие производительных сил (т.е. совокупность человек + орудие) Особенные: историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил. Единичные: влияние личных особенностей, деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.
Особое место среди учеников занимает В. И. Ленин – теоретик, практик, основатель государства.
Идея: антология В начале XX века В.И. Ленин – задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях краха, разрушения старой картины мира. Революция в естествознании, в первую очередь в физике, выражалась в открытии новых свойств материи, в сомнении существования материи как таковой. В этих условиях доказано, что исчезла не материя, а старая теория учёных, считавших под материей вещество.
ВЕЩЕСТВО В.И. Ленин ПОЛЕ Виды, формы материи многообразны, ! науке известна лишь их малая часть. МАТЕРИЯ
Что же следует по В. И. Ленину понимать под материей? Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, отображаемая им.
ГНОСЕОЛОГИЯ – основы материалистической теории познания – считал принцип отражения внешнего мира в человеческом сознании. Все знания вытекают из опыта, ощущений, восприятий, где отражаются свойства всех вещей. Вывод: как и любое другое учение, марксистская философия – продукт своего времени. Ряд положений не подтверждается развитием науки, общественно-политической практики. Учение о материи, сознании, развитии, т.е. диалектики, теории познания – не могут быть отброшены как нечто негодное к употреблению.
ОСОБЕННОСТИ: Важнейший элемент в самосознании россиян, как любое крупное явление она самобытна. Занимала почётное место в первобытной культуре. Многие традиции, вошедшие в русскую философию, оформились ещё в допетровские времена. В начале русской философии. Как древнее и средневековое любомудрие было представлена именами Илларион, М.Грек, С Полоцкий. В петровскую эпоху: Ф. Протопович. Философские идеи – этический, эстетический характер, т.е. они были направлены на научение человека добродетельной жизни. Преобладал интерес к человеческой душе и общественно-политической проблематике. Русских философов волновали человек, его судьба как судьба России, проблема смысла и цель истории. Россия воспринималась русскими мыслителями, как явление особое, неповторимое. Особа её роль в истории. Мысль: Россия должна спасти Европу от морального оскуднения. Со временем становится характерным: поиски целостности, синтетического единства всех сторон реальной жизни + проявление человеческого духа, вера в особую миссию церкви, поиски нового религиозного сознания. Вся русская культура в особенности литература тяготеет к философской проблематике. Западники – путь России аналогичен Европейскому. Славянофилы – у России свой путь отличный от Европы. ФИЛОСОФИЯ А.И ГЕРЦЕНА А.И.Герцен один из первых в истории России предпринял попытку корректически переработать работу Гегеля, освободиться от идеализма, соединить с материализмом. Эта попытка выражена в «Дилетантизм науки» (1843-1845г.), «Письма об изучении природы» Стремился сделать материализм философски логичным, понимая под логикой диалектику, которая нашла наиболее полную разработку в трудах Гегеля. Из философии Гегеля он берёт всё самое ценное, прогрессивное в его понимании – это идея о развитии. Герцен первым обнаруживает противоречие между прогрессивным методом консервативной философии Гегеля. Критикует Гегеля зато что он подавляет природу логикой. По мнения Герцена под логикой следует понимать отражение в человеческой голове общих связей и закономерностей в природе. Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности, как осознание законов бытия. Человек не навязывает своего разума природе, а лишь сознаёт то, что есть в ней. Человек часть природы и относительно противоположен ей. У Герцена имеются догадки о роли познания – мотивов человеческой деятельности. Мышление без действий мечта. Отводит большую роль технике, идеи природы. Плодотворные идеи Герцена в вопросе о единстве конкретных наук и о философии. Философия как метод как мировоззрение ничто если она не опирается на данные конкретных наук, но и наука в свою очередь не может обойтись без философского метода без логики. Природа на каждом шагу учит нас понимать противоположность в сочетаниях (единство и борьба противоположностей) Бесконечное не отделено от конечного, вечное от вселенного, единство от многообразия. ИСТИНА- единство противоположных сторон, которые нельзя отделить друг от друга. КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Решающая роль в истории принадлежит народу, жизнь которого независима от нашей воли, но не менее важно и развитие природы. Следовательно, история – объективный процесс. Свои надежды на преобразование общественных отношений Герцен связывал с крестьянской общиной, т.к. считал её основной ячейкой будущего социалистического общества в России.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |